12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино
Материал размещён в группе «Урок русского языка»

Урок русского языка в 7 классе «Разряды союзов»


Планируемые результаты:

Личностные: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития языка;

Метапредметные выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

Предметные: характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения; употреблять союзы в речи в соответствии с их значением


 Мотивация


- Ребята, на прошлом уроке мы начали изучать новую тему. Перед вами пословицы. Пусть каждый из вас выберет для себя ту, которая может для вас стать девизом на сегодняшний урок.


Корень учения горек, да плод его сладок.

Не буди лихо, пока оно тихо.

Ученье без уменья — не польза, а беда.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Не вороши колоды, коли силы нет.


Актуализация


- На какие 2 группы эти пословицы можно разделить и почему? (На пословицы сочинительными и подчинительными союзами). Давайте запишем их в 2 группы.

- Чем отличаются сочинительные и подчинительные союзы?

- Какую из этих групп можно разделить ещё на две и почему? (сочинительные союзы, соединяющие однородные члены и сложносочинённые предложения) Приведите примеры.


- Посмотрите на эти предложения, найдите в них союзы. Чем они отличаются? (В одном предложении союз подчинительный, а в другом сочинительный. Один из них – состоит из одного слова, другой – из трёх)


Я знаю, что союз – служебная часть речи.

Союзы бывают как сочинительные, так и подчинительные.


Целеполагание

- Какие затруднения у вас возникли? Над чем нам ещё надо работать?

Закрепить понятие союза и его разрядов, знать виды сочинительных и подчинительных союзов, познакомиться с видами союзов по строению

Опознавать союзы в предложении и их роль

Различать предложения с разными разрядами союзов


Открытие нового знания

- Познакомимся поближе с сочинительными и подчинительными союзами, поработаем с таблицей в учебнике с.164, 168 и заполним данные ниже таблицы на листочках.



Разряды сочинительных союзов

Союзы

1




2




3






Разряды подчинительных союзов

союзы

1




2




3




4




5




6




7




8





- Какую особенность вы заметили? (одни и те же союзы могут быть разными по значению).

- Подчинительные союзы используются в сложноподчинённых предложениях, то есть в таких, где от главной части к придаточной можно задать вопрос. Именно по этому вопросу и надо определять вид союза.



Разряды союзов по строению


разряды

союзы


1)





2)




Первичное закрепление


- Прочитайте данные ниже предложения. Назовите союзы. Определите их разряд по структуре.


Никто не верил, что шар полетит.

Пока я волновался, строя различные планы, судьба уже порадела обо мне.

Я просто опьянел, как будто от вина.

И я сегодня же увёз бы её, если не пришла бы мне в голову одна мысль.

Земные полюса холодеют оттого, что они центр, что вокруг них всё вертится.

Я вспомнила, что в прошлом году была на Сумлёвском озере.

Едва лишь начались сумерки, стало жутко.

Я видел, как она провожала его глазами.

Она обещала вернуться, как только Тадеуш выздоровеет.

Проезжая мимо кузницы, я остановился, для того чтобы перековать лошадь.


- Что объединяет все предложения?

- Составляем вместе схемы предложений и определяем вид союза по значению.


- Прочитайте данные ниже предложения. Назовите союзы. Что объединяет все предложения? Чем они различаются?


1) Вот солнце – светило из светил, а на нём всё равно есть пятна.

2) Я наслаждался мирно своим трудом, также трудами своих друзей.

3) Собаки дремали, лошади тоже лежали.

4) Или виднелись необработанные песчаные равнины, или возвышались далёкие горы.

5) То сам себя не понимал я, то мир не понимал меня.

6) Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода.

7) Белка песенки поёт да орешки всё грызёт.

8) Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше веранды.

9) Отцветает черёмуха, зато расцвела бузина.

10) Из лесу доносится тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук.


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


- Запишите номера предложений в 2 колонки. Сами определите, как они будут называться.


Эталон для проверки:

предложения с однородными членами: 2, 7, 8,

сложносочинённые предложения: 1, 3, 4, 5, 6, 9, 10.


Включение нового знания в систему, повторение


- Итак, на какие 2 группы делятся союзы по значению?

- Назовите 3 группы сочинительных союзов.

- Назовите 8 групп подчинительных союзов.

- Какие союзы могут употребляться и в простых, и в сложных предложениях? Какие – только в сложных предложениях?

- Какими бывают союзы по строению? Могут ли быть составными как сочинительные так и подчинительные союзы?

- Как пишутся простые и составные союзы? Вопрос правописания союзов – очень важный, так как ребята постоянно допускают в них ошибки. Об этом мы поговорим на следующих уроках.


Рефлексия

- Какую оценку вы ставите себе за урок и почему?

- Какой союз вы использовали в своём ответе? Охарактеризуйте его.


Объяснение домашнего задания

- Знание разрядов союзов поможет потом изучать однородные члены в 8 классе и сложное предложение в 9 классе. Поэтому дома необходимо повторить теоретический материал учебника п.30 «Союз как часть речи. Разряды союзов», а также выполнить следующее задание на карточке:


1) Вставьте в предложения подходящие по смыслу разнообразные сочинительные союзы. Укажите сокращённо их вид (см. с.164)


День был солнечный, жаркий, _____ вдруг набежала синяя туча. Из нее посыпался частый дождь, ___________ солнце продолжало светить. Дождевые капли падали на землю ____ тяжело шлепались о листья. Они повисали _____ на траве, ____ на кустах, _____ на деревьях. В каждой капле отражалось ____ играло солнце. Через все небо разноцветной полосой протянулась дуга. Один конец ее упирался в деревню, ___ другой уходил далеко в заречные луга.

2) Вставьте в предложения подходящие по смыслу разнообразные подчинительные союзы. Укажите сокращённо их вид (см. с.164)

1.После дождя капли блестят на солнце , _______________ на траве рассыпали драгоценные камни. 2. Бирюк останавливался только изредка, ________ прислушаться к стуку. 3. Начался дождь, ___________ пришлось накинуть дождевики. 4. ___________дождя нет, то можно идти дальше. 5. ____________ все еще спят, я должен был приготовить мастерам самовар. 6. В молодой роще было весело, ______________________ __ отовсюду неслись громкие песни птиц. 7. Гаврик хорошо знал, ______ делает. 8. ______________ ему всего 10 лет, он уже умел приготовить настоящий обед.

Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.