Урок русского языка в 7 классе «Союз как часть речи. Разряды союзов»
Урок русского языка в 7 классе «Союз как часть речи. Разряды союзов»
Планируемые результаты:
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему.
Метапредметные: владение изучающим и поисковым чтением учебного текста
Предметные: опознавать союзы в предложении, определять их синтаксическую функцию и вид.
Мотивация
- Начать урок я хочу с высказывания П.Мериме: «Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков».
- Послушайте стихотворение. Оно о том, что вам сейчас так хорошо знакомо, о том, что происходит сейчас на улице и в ваших головах.
Звенит капель, и солнце светит,
А по утрам ещё свежо!
И ребятне, и взрослым людям
Сегодня дышится легко.
Не только шубы, но и шапки
Долой с отчаянных голов!
Мы б и пальто сегодня сняли,
Да слишком мамин взгляд суров.
Весь школьный двор на ладони:
То Димка камешек метнул,
То Лешка запустил кораблик,
То в луже Петька утонул.
И пусть твердят про холод мамы,
что будто бы ещё свежо…
Когда весна на белом свете,
живётся, братцы, хорошо!
(Данное стихотворение я немного переделала в конце, чтобы употребить разные союзы, кроме того, не все союзы, имеющиеся в тексте, я выделила для ребят, чтобы не затруднять их)
- Понравилось стихотворение? А вы обратили внимание на выделенные слова? Что их объединяет? О чём мы будем говорить на уроке?
- Итак, тема нашего урока «Союз как часть речи».
Актуализация
- Вам уже знакома эта часть речи? Для чего нужны союзы в речи? Заполним текст с пропусками:
Союз – это _______________________________________________________________, которая используется для связи _____________________________и ______________________________.
_________________________ союзы связывают : 1) ________________________________________,
2) __________________________________________________________________________________.
___________________________ союзы связывают ________________________________________
Целеполагание
- Какие затруднения у вас возникли? Что мы должны узнать? Чему научиться?
Знать понятие союза и виды союзов
уметь находить союзы в тексте, определять их роль (что связывают), составлять схемы предложений.
Открытие нового знания
Чтобы всё-таки заполнить наш текст с пропусками, поработаем со с.163-164 в учебнике.
-Итак, что у вас получилось?
-Эта часть речи неслучайно получила такое название: это слово образовано путём прибавления приставки к слову «узы», т.е. то, что скреплено, сковано, связано:
Служит связи слов союз.
Нет прочнее этих уз.
Перечислит, уточнит,
Предложения скрепит.
Первичное закрепление
- Вы поработали с учебником, с готовой информацией. Но так ли это на самом деле? Давайте обратимся опять к нашему стихотворению и посмотрим, что связывают наши союзы, к какому виду они относятся. Будем составлять схемы предложений, которые наглядно покажут роль союзов:
[...], и [...],а [...] – сочинительные союзы связывают части сложносочинённого предложения
и Ο, и Ο – сочинительные союзы связывают однородные члены
не только Ο, но и Ο – сочинительные союзы связывают однородные члены
[...], да [...] – сочинительные союзы связывают части сложносочинённого предложения
то [...], то [...],то [...] – сочинительные союзы связывают части сложносочинённого предложения
[...], и [...],а [...] – сочинительные союзы связывают части сложносочинённого предложения
[...], (что ...) – подчинительные союзы связывают части сложноподчинённого предложения
(когда ...),[...] – подчинительные союзы связывают части сложноподчинённого предложения
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Теперь вы попробуете самостоятельно находить союзы в предложении, определять их синтаксическую функцию и вид, выполняя упр. 410. В каждом предложении этого текста есть союз. Ваша задача – составить схему каждого предложения, определить вид каждого союза: сочинительный или подчинительный.
Эталон для проверки:
не только Ο, но и Ο – сочинительный
Ο и Ο – сочинительный
[...], (когда ...) – подчинительный
Ο, Ο и Ο Ο и Ο – сочинительные, связывают однородные сказуемые и однородные дополнения (обстоятельства)
[...], и [...], [...], [...],а […Ο и Ο]- сочинительные
За каждое предложение – 1 балл. Количество набранных баллов соответствует оценке.
7) Включение нового знания в систему, повторение
- Что было легко и сложно при выполнении задания?
- С какими разделами лингвистики, на ваш взгляд, тесно связана тема «Союз как часть речи»? При выполнении каких заданий могут пригодиться знания о союзе?
- Союз – это своеобразный дорожный знак, он как бы предупреждает: остановись, задумайся, посмотри, что я связываю, нужна ли запятая. Есть союзы, которые требуют запятой всегда. Какие? Есть союзы, перед которыми запятая ставится не всегда. Какие? Об этом и ещё о многом другом подробнее мы поговорим на следующих уроках.
- А теперь посмотрим, как усвоили понятие союза. Закроем тетради и учебники. Вернёмся к нашему тексту с пропусками и устно заполним их.
8) Рефлексия
- Оцените, что вы хорошо знаете и умеете, а над чем ещё надо поработать?
9) Объяснение домашнего задания
- Самое важное в начале изучения темы «Союз» – находить слова этой части речи в тексте и определять их роль. А для этого вы должны их сами хорошо знать «в лицо». Используя таблицу союзов на с. 165, составьте 10 предложений с различными (сочинительными и подчинительными) союзами.
карточка к уроку
DOCX / 13.22 Кб
Использованные ресурсы:
Урок-стихотворение "Группы сочинительных союзов". 7-й класс. Куренкова Татьяна Юрьевна: https://urok.1sept.ru/articles/571461
Стихи про союз: https://www.kidsclever.ru/content/stihi-pro-soyuz
Юлия Васильевна Воробьева
Стригачева Татьяна Николаевна