Урок русского языка в 7 классе «Союз как часть речи. Разряды союзов»

11
2
Материал опубликован 24 March 2021 в группе

Урок русского языка в 7 классе «Союз как часть речи. Разряды союзов»


Планируемые результаты:

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему.

Метапредметные: владение изучающим и поисковым чтением учебного текста

Предметные: опознавать союзы в предложении, определять их синтаксическую функцию и вид.


Мотивация

- Начать урок я хочу с высказывания П.Мериме: «Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков».


- Послушайте стихотворение. Оно о том, что вам сейчас так хорошо знакомо, о том, что происходит сейчас на улице и в ваших головах.


Звенит капель, и солнце светит,
А по утрам ещё свежо!
И ребятне, и взрослым людям
Сегодня дышится легко.
Не только шубы, но и шапки
Долой с отчаянных голов!
Мы б и пальто сегодня сняли,
Да слишком мамин взгляд суров.
Весь школьный двор на ладони:
То Димка камешек метнул,
То Лешка запустил кораблик,
То в луже Петька утонул.
И пусть твердят про холод мамы,
что будто бы ещё свежо…
Когда весна на белом свете,
живётся, братцы, хорошо!

(Данное стихотворение я немного переделала в конце, чтобы употребить разные союзы, кроме того, не все союзы, имеющиеся в тексте, я выделила для ребят, чтобы не затруднять их)


- Понравилось стихотворение? А вы обратили внимание на выделенные слова? Что их объединяет? О чём мы будем говорить на уроке?

- Итак, тема нашего урока «Союз как часть речи».


Актуализация


- Вам уже знакома эта часть речи? Для чего нужны союзы в речи? Заполним текст с пропусками:


Союз – это _______________________________________________________________, которая используется для связи _____________________________и ______________________________.


_________________________ союзы связывают : 1) ________________________________________,

2) __________________________________________________________________________________.

___________________________ союзы связывают ________________________________________


Целеполагание


- Какие затруднения у вас возникли? Что мы должны узнать? Чему научиться?

Знать понятие союза и виды союзов

уметь находить союзы в тексте, определять их роль (что связывают), составлять схемы предложений.


Открытие нового знания

Чтобы всё-таки заполнить наш текст с пропусками, поработаем со с.163-164 в учебнике.


-Итак, что у вас получилось?

-Эта часть речи неслучайно получила такое название: это слово образовано путём прибавления приставки к слову «узы», т.е. то, что скреплено, сковано, связано:


Служит связи слов союз.

Нет прочнее этих уз.

Перечислит, уточнит,

Предложения скрепит.


Первичное закрепление


- Вы поработали с учебником, с готовой информацией. Но так ли это на самом деле? Давайте обратимся опять к нашему стихотворению и посмотрим, что связывают наши союзы, к какому виду они относятся. Будем составлять схемы предложений, которые наглядно покажут роль союзов:

[...], и [...],а [...] – сочинительные союзы связывают части сложносочинённого предложения

и Ο, и Ο – сочинительные союзы связывают однородные члены

не только Ο, но и Ο – сочинительные союзы связывают однородные члены

[...], да [...] – сочинительные союзы связывают части сложносочинённого предложения

то [...], то [...],то [...] – сочинительные союзы связывают части сложносочинённого предложения

[...], и [...],а [...] – сочинительные союзы связывают части сложносочинённого предложения

[...], (что ...) – подчинительные союзы связывают части сложноподчинённого предложения

(когда ...),[...] – подчинительные союзы связывают части сложноподчинённого предложения


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


- Теперь вы попробуете самостоятельно находить союзы в предложении, определять их синтаксическую функцию и вид, выполняя упр. 410. В каждом предложении этого текста есть союз. Ваша задача – составить схему каждого предложения, определить вид каждого союза: сочинительный или подчинительный.


Эталон для проверки:


не только Ο, но и Ο – сочинительный

Ο и Ο – сочинительный

[...], (когда ...) – подчинительный

Ο, Ο и Ο Ο и Ο – сочинительные, связывают однородные сказуемые и однородные дополнения (обстоятельства)

[...], и [...], [...], [...],а […Ο и Ο]- сочинительные


За каждое предложение – 1 балл. Количество набранных баллов соответствует оценке.


7) Включение нового знания в систему, повторение


- Что было легко и сложно при выполнении задания?

- С какими разделами лингвистики, на ваш взгляд, тесно связана тема «Союз как часть речи»? При выполнении каких заданий могут пригодиться знания о союзе?

- Союз – это своеобразный дорожный знак, он как бы предупреждает: остановись, задумайся, посмотри, что я связываю, нужна ли запятая. Есть союзы, которые требуют запятой всегда. Какие? Есть союзы, перед которыми запятая ставится не всегда. Какие? Об этом и ещё о многом другом подробнее мы поговорим на следующих уроках.

- А теперь посмотрим, как усвоили понятие союза. Закроем тетради и учебники. Вернёмся к нашему тексту с пропусками и устно заполним их.


8) Рефлексия


- Оцените, что вы хорошо знаете и умеете, а над чем ещё надо поработать?


9) Объяснение домашнего задания


- Самое важное в начале изучения темы «Союз» – находить слова этой части речи в тексте и определять их роль. А для этого вы должны их сами хорошо знать «в лицо». Используя таблицу союзов на с. 165, составьте 10 предложений с различными (сочинительными и подчинительными) союзами.


карточка к уроку
DOCX / 13.22 Кб

Использованные ресурсы:


Урок-стихотворение "Группы сочинительных союзов". 7-й класс. Куренкова Татьяна Юрьевна: https://urok.1sept.ru/articles/571461


Стихи про союз: https://www.kidsclever.ru/content/stihi-pro-soyuz


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Воспользуюсь Вашим уроком после каникул. Спасибо, Татьяна Николаевна!

25 March 2021

Я тоже ещё его не проводила))) Только разработала. С понедельника уже выходим.

25 March 2021