12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Намцараева Ольга Самбуевна18

МАОУ «Тарбальджейская ООШ»

Урок русского языка в 7 классе

Учитель русского и литературы: Намцараева Ольга Самбуевна, I квалификационная категория

Тема:  " Сочинительные cоюзы "

Цель: создание условий для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации. 
Задачи:

Образовательные:1.совершенствовать знания о союзах;

2. формировать представления о разрядах сочинительных союзов;

3. отрабатывать умения в употреблении союзов и определять роль союзов в тексте и предложении.

  Развивающие: Развивать познавательный интерес к процессу обучения; умение работать с текстом; творческие способности, критическое и образное мышление, коммуникативные умения и навыки, способности к сотрудничеству.
Воспитательные:

1.воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику, доброе отношение к людям; желание учиться и делать открытия;

2.способствовать формированию интереса к русскому языку, к народным обычаям и традициям.

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология: технология модульного обучения русскому языку в системно-деятельностном подходе

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: презентация, тексты, технологическая карта, ИКТ.

УМК: «Теория» В.В.Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, «Практика» под ред. С.Н.Пименовой, «Русская речь» Е.И.Никитина.

Раздел: Служебные части речи. Союз (по данной теме 2 – й урок)

Планируемый результат: обучающиеся получат полное представление о сочинительных союзах, их особенностях и разрядах; усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.


 

 

Учеб

ный

элемент

Учебный материал с указанием задания

 Руководство по усвоению учебного материала

 

УЭ-0

Орг. момент. Приветствие.

 

 

УЭ-1


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

УЭ- 2


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

УЭ-3

Цель:  актуализация  знаний учащихся  по теме. Проверка домашнего задания.

слайд Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

- О чем идет речь?

- Как объясняется значение слова «союз»? (на слайде – слово союз)

- Вашим домашним заданием было создание образа слова СОЮЗ. Какие ассоциации вызвало у вас это слово? (рисунки, объяснение учащихся).

- А что это слово значит в грамматике?

- Молодцы ребята! Вы показали, что слово союз многозначное. Мы с вами рассматриваем слово союз как часть речи.

- Продолжите высказывания о союзе (характеристика части речи союз)

Союз – это…

(Слайд) Союз - служебная часть речи.

Союз - не отвечает на вопросы.

Союз - не является членом предложения.

Союзы – соединяют однородные члены предложения.

Союзы – соединяют простые предложения в сложные.

Союзы по строению делятся на простые (и, а, но) и составные (так что, потому что).

Союзы по значению делятся на две группы сочинительные и подчинительные.

Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются сочинительными.

Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются подчинительными.

Теперь проверим готовность каждого из вас к изучению темы урока. Для этого выполните задание по тезаурусу на развитие мышления по УЭ -2

Отметьте истинные (И) и ложные (Л) высказывания, поставив справа от них соответственно буквы Л и И.

1

Союз – самостоятельная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

л

2

По своему строению союзы бывают простыми и составными

и

3

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные

и

4

Сочинительные союзы по значению делятся на четыре разряда.

л

5

Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложносочиненное

л

6

Союз ДА (в значении НО) является сочинительным, противительным

и

7

Союз является членом предложения.

л

Союзы – это объединители и связыватели («Т» № 9 с 22, № 11 с 23 -5 кл)

С помощью опорных слов постарайтесь сформулировать тему и цель (задачи) урока:

(на слайде) Вспомнили, что…..;

Значит, нужно …

Познакомиться с группами (разрядами) ……;

Учиться находить и ………………в ……….и ……..речи.

(вспомнили, что мы знаем о союзе; познакомиться с сочинительными союзамии их группами; учиться находить и отличать группы сочинительных союзов в устной и письменной речи)

-Запишите на карточке или в тетради тему урока.

Страничка “Это интересно!”

- Ребята, а вы знаете, что ученые исследовали союз “И”, его значения, частоту употребления и обнаружили, что:

И” – один из самых древних союзов русского языка греческого происхождения;

Союз “И” за тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения;

Слово “И” за столь долгий срок не изменило своего звучания;

Союз “И” является исключительно частотным словом, занимает 7 место.

-Кстати, любил этот союз А.С. Пушкин. Помните строки из поэмы «Полтава»:

(Слайд) Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

Вряд ли мы найдем хоть одно художественное произведение без союзов.

- Итак, союз “И” – самый употребляющийся союз, особенно в устной речи. Существует даже загадка о нем: “А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?” (союз И).

 

Расскажите

Демонстрация работ уч-ся на доске (магниты)

Фронтальная работа (устно)

Самопроверка по слайду:

0 ош.- 5 б,

1-2 ош.- 4 б

слайд

Дети читают по очереди

Читает выразитель

но ученик

 

УЭ-4

Работа над темой урока

Сегодня мы продолжим углубляться в тему «Союзы»: познакомимся с группами сочинительных союзов, их значениями, будем формировать навык различения видов сочинительных союзов и постановки знаков препинания при них.

«не что иное…как средство,
которыми идеи соединяются;…
подобны они гвоздям или клею…»

М.В. Ломоносов

Прочитайте данный текст и проведите исследование текста по вопросам

1.Звенит капель, и солнце светит, а по утрам еще свежо!

2.И ребятне, и всем на свете сегодня дышится легко.

3.Не только шапки, но и кепки долой с отчаянных голов!

4.Мы б и пальто сегодня сняли да слишком мамин взгляд суров.

5.Весь школьный двор как на ладони: то Димка камешек метнул, то Лешка запустил кораблик, то в луже Петька утонул.

6.И пусть твердят про холод мамы, и пусть действительно свежо …

Но все ж весна на белом свете и это, братцы, хорошо!

- В каких предложениях вы видите союз И? (1,2,6) Какой союз из других предложений можно заменить союзом И? (3, не только, но и..) Как можно назвать союзы, которые соединяют? (соединительные) Что он соединяет?

Учащиеся записывают:

1.И, да (и), не только, но и … соединительные

(Вывод)

-В каких предложениях союз НО? (7) Какие союзы можно заменить союзом НО? (в 1 – А, 4 – да). Что они соединяют? (части СП) Как можно назвать союзы, которые противостоят друг другу? (сопротивляющиеся, противостоящие, противительные)

2.Но, а, да (но) ..противительные

- В каком предложении действия словно распределены между собой?(5) Какой союз это показывает? (то-то-то) Как бы вы назвали этот союз? (выбирающий, распределяющий, разделительный)

3. то-то-то … разделительные

-Назовите разряды сочинительных союзов. Прочитайте материал учебника «Т» стр.180 и дополните примерами.

 

Эпиграф урока (слово союз вписать)

рассмотреть группы

союзов

Используйте опорные таблицы

 

УЭ-5

 

А теперь определите разряд сочинительных союзов.

Цель: учиться определять разряд сочинительных союзов

1. Звезды меркнут и гаснут.
2. Здравствуй, солнце да утро веселое.
3. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
4. Мал золотник, да дорог.
5. Пошел не то дождь со снегом, не то снег с дождем.
6. Все было уже тихо или казалось таковым.

 

(музыка) Физминутка Встали, закрыли глаза, нарисовали сердце и написали любое слово головой.

- Открыли глаза, посмотрели вправо, влево, вперед, вниз, посмотрели вдаль.


 

 В записанных предложе

ниях определите разряд соч. союзов

Самопровер

ка:

за 6 правильных ответов -5 баллов, за 5 правильных ответов - 4 балла, за 4 ответа - 3 балла


 

 


УЭ-6

 

Цель: уметь применять союзы и выяснить,

какую роль играют союзы в предложениях.

Прочитайте текст, впишите союзы.

Самая красочная … необычайная церемония всего Сагалгаана – это обряд «Дугжууба» (огромный костер). Он проводится для того,….. в новом году человек имел благополучие, испытывал счастье, мир … спокойствие. Накануне праздника люди обтираются кусочком теста, лепят из него фигурку человечка, передавая ей все свои болезни… беды. Лама освещает костер, зажигает его. … люди просят его,… . с огнем сгорело все плохое. Верующие должны мысленно представить,… .как в этом огне сгорают все дурные помыслы, … .на смену им придет благополучие … удача.

 

 

Почему я взяла именно такой текст? О каком обряде идет речь? Какие союзы вы вставили?

Подчеркнитекакие, на ваш взгляд в этом тексте самые

важные слова

 

 УЭ-7

Рефлексия

В праздник Белого месяца - как у нас повелось -Людям надо бы встретиться, чтоб светлее жилось.

Только доброе ценится, только в светлое верится.


Древнее благопожелание, которое пришло к нам из глубины веков:

«Да будут люди в благополучии и благоденствии, 
Да будет большой приплод и зелёная трава, 
Да будет вода аршаном!»

Это древнее благопожелание скотоводов пахнет просыпающейся степью и тем самым аршаном – целебным, святым источником. И неважно, что друг ваш давно не кочевник, да и вы сами, в общем-то, тоже. Каждое старинное благопожелание имеет особую силу, ведь в нём опыт и искренность многих поколений.


Постарайтесь и вы в своих благопожеланиях быть искренними и любящими, желающими своим близким добра.

Оценивание.

Д/з по выбору:

1.«П» упр 355 с.133

2.Творческая работа: на примере отрывка из художественного произведения рассмотреть, как действуют союзы, какую роль они играют

Спасибо всем за работу!

 Напишите благопожелания нашим гостям, используя союзы (можете подарить),

а дома - для своих друзей и родных.

1.Используя вопроситель ные слова (О чем? Что? Какая? Как? Зачем? Сколько? Где? и др), составьте вопросы об основных понятиях нашего урока.

2.Продолжи

те высказыва

ния по уроку …


 

 

Приложение: презентация к уроку (находится у автора).

Опубликовано


Комментарии (2)

Белкина Надежда Владимировна, 23.02.18 в 08:01 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересный материал!
Сафонова Елена Валерьевна, 29.03.18 в 16:38 0Ответить Пожаловаться
Ваша разработка на 95 % совпадает с этой: https://schoolfiles.net/2253591
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.