Урок «Куйбышев в годы ВОВ. Разряды числительных» (Русский язык, 6 класс)
Класс: 6 а
Тема урока: «Куйбышев в годы Вов. Разряды числительных.»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Предметные: способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении количественных и порядковых имен числительных, способствовать формированию представления об особенностях разрядов числительных.
Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных и эстетических качеств личности.
Задачи урока: 1) дать понятие о количественных и порядковых именах числительных и особенностях их склонения; способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать количественные и порядковые имена числительные. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли. 2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать воспитанию патриотизма, прививать интерес к истории своей страны и малой Родине. Способствовать развитию умения применять полученные сведения на практике.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
1.Организационный момент Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс 2.Актуализация знаний Цель этапа: предъявить задания близкие жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала |
-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Сегодня мы с вами поговорим о важной теме для каждого из нас, для каждого человека нашей большой многонациональной страны. Ребята, сегодня мы совершим путешествие. Но путешествие будет необычным. Это путешествие в прошлое под этот звук метронома. |
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: эмоциональный настрой наурок |
Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности |
|||
Познаватель-ные УУД |
Осуществляемые действия: активное слушание, выдвижение предположений |
||
Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий |
|||
Коммуникативные УУД |
Осуществляемые: слушание собеседника |
||
Формируемые способы деятельности: построение понятных для собеседника высказываний |
|||
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему |
||
Формируемые способы деятельности: умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения |
|||
Познаватель-ные УУД |
Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности; слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта |
||
Формируемые способы деятельности: формирование умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы |
|||
Коммуникативные УУД |
Осуществляемые действия: взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений |
||
Формируемые способы деятельности: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения |
|||
3.Постановка учебной задачи Цель этапа: Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности |
Слайд 2. 1941-1945 - С каким знаменательным событием связаны эти даты? А какой частью речи они являются в русском языке? Что вы знаете о ней? Прочитайте эти числительные, правильно проговаривая их окончания. Слайд 3-4. В воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, более 4 тыс. танков, 47 тыс. орудий и минометов, около 4,5 тыс. самолетов, до 200 кораблей, всего 5 млн. человек. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Первые удары еще на рассвете нанесла немецкая авиация, 13 дивизия люфтваффе. - Какие числительные встретились вам здесь? На какой вопрос отвечают эти числительные? (Сколько? Какой?)
Слайд 5 . Какая тема нашего урока? (Количественные и порядковые числительные) - А теперь подумайте и ответьте: как мы сформулируем тему нашего урока? Слайд 6. Сейчас вы самостоятельно изучите параграфы 70, 71 на стр. 49, 51. - О чем мы сегодня будем с вами говорить? Что мы должны сегодня сделать на уроке? Цели урока: Уметь различать разряды порядковых и количественных числительных, об изменениях порядковых числительных, согласовании их с существительными, назначении в речи; сложных прилагательных, в состав которых (первая основа) входит числительное. Уметь разграничивать количественные и порядковые числительные, использовать их в речи. Уметь находить их в тексте, определять разряд, синтаксическую роль в предложении. Слайд 7 Задание: 2 учащихся работают у доски. Выпишите из данного (слайды 3, 6)текста числительные -Правильно ли ребята выполнили задание? Какие ошибки они могли допустить? Слайд 7 физкультминутка. |
Регулятивные УУД |
Осуществляемые действия: самостоятельное определение цели урока |
Формируемые способы деятельности: формирование умения прогнозировать предстоящую работу |
|||
Познаватель-ные УУД |
Осуществляемые действия: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
||
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению |
||
Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
|||
Коммуникативные УУД |
Осуществляемые действия: Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем |
||
Формируемые способы деятельности: формировать умения ставить цель деятельности |
|||
4.Проблемное изложение нового знания Цель этапа: Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения |
Слайд 8 Прочитать тексты, правильно выговаривая окончания числительных. Поставьте к ним вопросы и определите падеж числительных. К какому разряду относятся эти числительные? В ходе Великой Отечественной войны Самара стала второй столицей СССР. В городе размещалось правительство и иностранные посольства. В Куйбышев были эвакуированы партийные и правительственные учреждения и дипломатические миссии 21 иностранного государства. Особенное политическое и стратегическое значение город приобрёл в 1941 году, когда в 20-х числах октября, накануне исторической битвы за Москву, постановлением Государственного Комитета Обороны в Куйбышев были эвакуированы правительственные органы во главе с М.И. Калининым, часть военных управлений. Один из трех военных парадов в ноябре 1941 г. был проведен именно в Самаре. Более 50 фабрик и предприятий были эвакуированы в Самару во время Великой Отечественной войны из городов, которые стали добычей фашистов. Фабрики перевозили вместе с их рабочими, и численность горожан значительно выросла с 400 000 до 600 000. За годы войны куйбышевские предприятия выпустили 28 тысяч самолетов Ил-2 и Ил-10. Работа по учебнику. Стр. 50. Упр. 406. (материал для ознакомления) |
Регулятивные УУД |
Осуществляемые действия: осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов |
Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в парах, группах |
|||
Познаватель-ные УУД |
Осуществляемые действия: развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям; |
||
Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию |
|||
5.Первичное закрепление знаний учащихся Цель этапа: Зафиксировать алгоритм определения падежа количественных и порядковых числительных; организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально и в группах) |
Слайд 9 Прочитайте тексты, правильно выговаривая окончания числительных. Запишите числительные прописью и выделите окончания. Осенью 1941г. враг стал угрожать Москве. 7 ноября 1941г. на площади им. В.В. Куйбышева состоялся военный парад. Бойцы прямо с площади уходили на железнодорожный вокзал, грузились эшелоны и уезжали на фронт защищать Родину. Московский парад 1941 года продолжался 25 минут, а куйбышевский – полтора часа, да еще больше часа шла демонстрация трудящихся. В пешем, конном строю и с мехколонной прошло свыше 22 тысяч бойцов, в гражданской демонстрации приняли участие 178 тысяч трудящихся. Этим парадом они приближали день 9 мая 1945, День Победы. |
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; применение на практике и последующее повторение нового материала |
Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
|||
Коммуникативные УУД |
Осуществляемые действия: осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками |
||
Формируемые способы деятельности: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
|||
6.Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, проверить умение учащихся работать по алгоритму, организовать выявление и исправление допущенных ошибок |
Потери Куйбышевской области на фронтах Великой Отечественной войны являются частью общероссийских потерь и насчитывают 216 900 человек. Средний показатель безвозвратных людских потерь от числа призванных в сельских районах составляет 70%, в городах – 48,9%, что говорит о жертвенном подвиге населения Куйбышевской области. Более 50% безвозвратных потерь приходится на возраст от 20 до 35 лет. Самая массовая категория погибших солдат и офицеров на протяжении всей войны – «погиб в бою». Наиболее многочисленные потери приходятся на рядовой состав армии. |
Личностные УУД |
Осуществляемые действия: проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала |
Формируемые способы деятельности: применение на практике полученных знаний и последующее повторение |
|||
Регулятивные УУД |
Осуществляемые действия: самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность |
||
Формируемые способы деятельности: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
|||
Познаватель-ные УУД |
Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности |
||
Формируемые способы деятельности: умения структурировать знания, построение логической цепи рассуждений |
|||
7.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний учащихся, тренировать способность применять новый алгоритм действий |
Домашнее задание. Сочинение-миниатюра. Найти и записать сочинения-миниатюры, используя числительные на темы: 1) Героизм советских солдат в годы ВОВ; 2) Скольким самарчанам-героям было присвоено звание Героя Советского Союза во время ВОВ? 3) Показать начало ВОВ в цифрах. 4) Сколько самарских добровольцев ушло воевать в годы ВОВ |
Познаватель-ные УУД |
Осуществляемые действия: отработка алгоритма по изученной теме, творческая переработка изученной информации, поиск в словарях, в сети Интернет |
Формируемые способы действия: Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, применение методов информационного поиска |
|||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. 9. Список использованной литературы: |
- Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы этой цели? Научились мы работать по этому алгоритму? В тетради на полях напротив классной работы поставьте себе оценку за работу на уроке. Если остались вопросы или есть трудности по данной теме, то на полях поставьте знак вопроса. - А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники. - На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Урок окончен, до свидания! |
Коммуникативные УУД |
|
Осуществляемые действия: оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока |
|||
Формируемые способы деятельности: формирование умений точно и полно выражать свои мысли |