Открытый урок по теме «Разряды союзов по значению» (Русский язык, 7 класс)
Тема урока: Разряды союзов по значению.
Цель урока:
создание условий для усвоения обучающимися разрядов сочинительных и подчинительных союзов по значению; умения устанавливать смысловые отношения в предложениях, разграничивать сочинительные и подчинительные союзы; развития пунктуационной грамотности.
Задачи урока:
образовательные: познакомить обучающихся с делением союзов на сочинительные и подчинительные и их значением, учить устанавливать смысловые отношения в предложениях, разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, ставить запятую в сложном предложении;
развивающие: развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки работы в группе;
воспитательные: воспитывать интерес к предмету
Планируемые результаты.
Предметные: устанавливают смысловые отношения в предложениях, определяют разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются; ставят запятую в сложном предложении;
метапредметные:
коммуникативные: умеют работать в группе, слушать друг друга, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
регулятивные: ставят и адекватно формулируют цель деятельности, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей;
познавательные: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предложений; осуществляют логические операции;
личностные: проявляют познавательный интерес, осознают необходимость самосовершенствования.
Ход урока
– Добрый день, ребята. Мне приятно видеть ваши внимательные глаза, добрые улыбки. Надеюсь, на вашу активность, думаю, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом и ваше настроение останется таким же хорошим.
Запись числа и классной работы
Актуализация знаний. Определение темы урока, постановка цели.
Выборочный диктант
1 группа: Найдите в предложениях предлоги, выпишите их и дайте им характеристику.
2 группа: Найдите в предложениях сочинительные союзы, выпишите их и дайте им характеристику.
3 группа: Найдите в предложениях подчинительные союзы, выпишите их и дайте им характеристику.
Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык.
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоем отъезде.
Человек, если он намерен достичь в жизни чего-либо, должен уметь отказывать.
(Работа в группах: каждый объясняет друг другу характеристику выписанного слова)
Проверка: Отвечает №1 каждой группы.
Вопрос 1 гр. – Почему это предлоги?
Вопрос 2 гр.- Почему это сочинительные союзы?
Вопрос 3 гр.- Почему это подчинительные союзы?
Итак, есть ли вопросы к группам? (30 сек. На обсуждение) (Задают вопросы №2, отвечают №3)
Итак, №4 _ Что мы сегодня будем изучать?
Запись в тетради темы урока. (Разряды союзов)
Что хотим узнать на уроке?
- Какие группы по значению есть у сочинительных и подчинительных союзов.
- Уметь находить союзы в предложениях и определять их значение.
- Уметь строить простые и сложные предложения с разными группами союзов и расставлять необходимые знаки препинания.
2. Исследовательская работа. (по группам)
Перед вами лежат листы бумаги, маркеры. Работая с теоретическим материалом, подготовьте развернутую схему вашего сообщения. (Группы союзов по значению)
1 группа: стр 223 учебник «Русский язык» А.Д. Шмелёва.
2 группа: стр 225 учебник «Русский язык» А.Д. Шмелёва.
3 группа: дополнительный материал на листах.
(2 минуты на подготовку)
Дополнительный вопрос для всех: Почему важно знать значение союзов?
Проверка: (отвечает вся группа) Вывешивают схемы на доску. (до 3-х мин)
Итак, подготовьте вопросы для групп: 1-2 2-3 3-1 (1мин)
3. Итак, чтобы данную информацию мы запомнили, предлагаю поработать с предложениями.
Запишите предложения, найдите союз, определите смысловую роль, расставьте знаки препинания.
1) В полях снег тает, а в лесу он ещё лежит нетронутый. (ССП с сочин. соедин. союзом).
2) Мы бы отправились в поход рано утром, если бы была солнечная погода. (СПП с подчин., услов союзом)
3) Птица поднялась медленно и улетела. (ПП с однор сказуем)
Физкультминутка.
У каждого из вас есть белые листы с отрывками предложений или союзами. Итак, найдите свои части и соединитесь в предложения. Расскажите о нём.
Если человек любит подвиги, он всегда сумеет их совершить.
На светофоре зажёгся зелёный свет, так что дорогу можно переходить.
Небо затуманилось, и по листьям зашуршал тихий дождь.
Облака закрыли вершины гор и яркие краски окружающего быстро потускнели.
Анализ фрагмента текста.
1. Ознакомьтесь с текстом.
Я люблю в своей великой Родине все: … ее печальные тундры, … ее реки с ажурной красотой шлюзов и плотин, … ее новостройки, … ее дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы. Мне дорого все, … тут жили мои деды и прадеды.
… душа этой моей любви – "тот уголок земли” на берегу матушки Волги с ароматом цветов … сотового меда, синевой весны … золотом осени, блеском снега … холодком родниковой воды.
Н. Смирнов.
2. Выполните задания:
Какие союзы можно вставить в данный текст? Вставьте эти союзы.
Прочитайте текст выразительно.
Определите тему и основную мысль текста.
Что связывают союзы в данном тексте?
Какова роль союзов в тексте?
Тест.
1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:
А) союз
Б) предлог
В) частица
2. Укажите неверное утверждение.
Союзы делятся на:
А) сочинительные и подчинительные
Б) простые и составные
В) производные и непроизводные
3. Выберите ответ, где все слова в ряду- союзы:
А) к, который, и
Б) за, да, чтобы
В) потому что, зато, но.
4. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)
А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.
Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.
В) Я вернусь и все вам расскажу.
5. Укажите сложносочиненное предложение:
А) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились.
Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.
В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.
6. Укажите сложноподчиненное предложение:
А) Когда над тайгой спустился туман я подплыл к берегу.
Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали.
В) За окном было холодно и вскоре пошел сильный дождь.
1-а, 2-в, 3-в,4-в,5-б,6-а
V. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научился каждый из вас?
- Где вы можете применять полученные знания?
Д.З
1)Составить кластер на альбомном листе по теме урока и выучить разряды союзов по значению.
2) на выбор: 1- упр 28(предл. 1-3) и упр 31 (пред.1-3)
2- упр 31 (задание 2 – сочинение-миниатюра , используя ССП и СПП)
На уроке, молодцы, все вы отличились,
Не забудьте
Резерв.
Учитель читает предложение. Ребята называют союзы и отмечают, какие они, сочинительные или подчинительные.
1. Если хочешь много знать, надо мало спать.
2. Не учась и лаптя не сплетешь.
3. Делу время, а потехе час.
4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить
ПРИЛОЖЕНИЕ (распечатать)
Задание 1
Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык.
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоем отъезде.
Человек, если он намерен достичь в жизни чего-либо, должен уметь отказывать.
1. Ознакомьтесь с текстом.
Я люблю в своей великой Родине все: … ее печальные тундры, … ее реки с ажурной красотой шлюзов и плотин, … ее новостройки, … ее дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы. Мне дорого все, … тут жили мои деды и прадеды.
… душа этой моей любви – "тот уголок земли” на берегу матушки Волги с ароматом цветов … сотового меда, синевой весны … золотом осени, блеском снега … холодком родниковой воды.
Н. Смирнов.
2. Выполните задания:
Какие союзы можно вставить в данный текст? Вставьте эти союзы.
Прочитайте текст выразительно.
Определите тему и основную мысль текста.
Что связывают союзы в данном тексте?
Какова роль союзов в тексте?
Тест.
1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:
А) союз
Б) предлог
В) частица
2. Укажите неверное утверждение.
Союзы делятся на:
А) сочинительные и подчинительные
Б) простые и составные
В) производные и непроизводные
3. Выберите ответ, где все слова в ряду- союзы:
А) к, который, и
Б) за, да, чтобы
В) потому что, зато, но.
4. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)
А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.
Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.
В) Я вернусь и все вам расскажу.
5. Укажите сложносочиненное предложение:
А) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились.
Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.
В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.
6. Укажите сложноподчиненное предложение:
А) Когда над тайгой спустился туман я подплыл к берегу.
Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали.
В) За окном было холодно и вскоре пошел сильный дождь.
Лингвистика / Русский язык
В русском языке существуют простые предложения и сложные, которые состоят из нескольких простых. Сложные предложения делятся на две большие категории: сложносочиненные и сложноподчиненные.
Сложносочиненное предложение имеет сочинительную связь. Простые предложения в его составе могут связываться с помощью сочинительных союзов Однако главная их особенность – эти предложения равнозначны, они не зависят друг от друга и равноправны как грамматически, так и по смыслу.
При сочинительной связи простые предложения соединяются союзами «а», «и», «но», «да». Эти союзы не являются частью предложений, а находятся между ними. Например, «Петя шёл по улице с бубликом в руке, а собака бежала за ним до самого дома».
В сложноподчиненном предложении простые части соединяются такими союзами как «где», «потому что», «так как» и другими. Данные союзы называются подчинительными союзами. Они являются частью придаточного предложения. Например, «Я подарил ей розы, потому что хризантем в магазине не было». Также предложения могут быть связаны союзным словом: местоименным наречием или относительным местоимением. Например, «Ветхий дом, где остановились путники, был чист». Здесь слово «где» – относительное местоименное наречие.
Простые предложения в составе сложноподчиненного предложения подчиняются его главной части. Они зависят от нее. В составе сложноподчиненного предложения независимое предложение называется главным, а зависимое от него – придаточным.