12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петроченко Татьяна Ивановна82
Россия, Омская обл., с. Георгиевка

Тема урока: Разряды союзов по значению.

Цель урока:

создание условий для усвоения обучающимися разрядов сочинительных и подчинительных союзов по значению; умения устанавливать смысловые отношения в предложениях, разграничивать сочинительные и подчинительные союзы; развития пунктуационной грамотности.

Задачи урока:

образовательные: познакомить обучающихся с делением союзов на сочинительные и подчинительные и их значением, учить устанавливать смысловые отношения в предложениях, разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, ставить запятую в сложном предложении;

развивающие: развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки работы в группе;

воспитательные: воспитывать интерес к предмету

Планируемые результаты.

Предметные: устанавливают смысловые отношения в предложениях, определяют разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются; ставят запятую в сложном предложении;

метапредметные:

коммуникативные: умеют работать в группе, слушать друг друга, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

регулятивные: ставят и адекватно формулируют цель деятельности, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей;

познавательные: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предложений; осуществляют логические операции;

личностные: проявляют познавательный интерес, осознают необходимость самосовершенствования.

Ход урока

Добрый день, ребята. Мне приятно видеть ваши внимательные глаза, добрые улыбки. Надеюсь, на вашу активность, думаю, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом и ваше настроение останется таким же хорошим.

Запись числа и классной работы

Актуализация знаний. Определение темы урока, постановка цели.

Выборочный диктант

1 группа: Найдите в предложениях предлоги, выпишите их и дайте им характеристику.

2 группа: Найдите в предложениях сочинительные союзы, выпишите их и дайте им характеристику.

3 группа: Найдите в предложениях подчинительные союзы, выпишите их и дайте им характеристику.

Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык.

Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоем отъезде.

Человек, если он намерен достичь в жизни чего-либо, должен уметь отказывать.

(Работа в группах: каждый объясняет друг другу характеристику выписанного слова)

Проверка: Отвечает №1 каждой группы.

Вопрос 1 гр. – Почему это предлоги?

Вопрос 2 гр.- Почему это сочинительные союзы?

Вопрос 3 гр.- Почему это подчинительные союзы?

Итак, есть ли вопросы к группам? (30 сек. На обсуждение) (Задают вопросы №2, отвечают №3)

Итак, №4 _ Что мы сегодня будем изучать?

Запись в тетради темы урока. (Разряды союзов)

Что хотим узнать на уроке?

- Какие группы по значению есть у сочинительных и подчинительных союзов.

- Уметь находить союзы в предложениях и определять их значение.

- Уметь строить простые и сложные предложения с разными группами союзов и расставлять необходимые знаки препинания.

2. Исследовательская работа. (по группам)

Перед вами лежат листы бумаги, маркеры. Работая с теоретическим материалом, подготовьте развернутую схему вашего сообщения. (Группы союзов по значению)

1 группа: стр 223 учебник «Русский язык» А.Д. Шмелёва.

2 группа: стр 225 учебник «Русский язык» А.Д. Шмелёва.

3 группа: дополнительный материал на листах.

(2 минуты на подготовку)

Дополнительный вопрос для всех: Почему важно знать значение союзов?

Проверка: (отвечает вся группа) Вывешивают схемы на доску. (до 3-х мин)

Итак, подготовьте вопросы для групп: 1-2 2-3 3-1 (1мин)

3. Итак, чтобы данную информацию мы запомнили, предлагаю поработать с предложениями.

Запишите предложения, найдите союз, определите смысловую роль, расставьте знаки препинания.

1) В полях снег тает, а в лесу он ещё лежит нетронутый. (ССП с сочин. соедин. союзом).

2) Мы бы отправились в поход рано утром, если бы была солнечная погода. (СПП с подчин., услов союзом)

3) Птица поднялась медленно и улетела. (ПП с однор сказуем)

Физкультминутка.

У каждого из вас есть белые листы с отрывками предложений или союзами. Итак, найдите свои части и соединитесь в предложения. Расскажите о нём.

Если человек любит подвиги, он всегда сумеет их совершить.

На светофоре зажёгся зелёный свет, так что дорогу можно переходить.

Небо затуманилось, и по листьям зашуршал тихий дождь.

Облака закрыли вершины гор и яркие краски окружающего быстро потускнели.

Анализ фрагмента текста.

1. Ознакомьтесь с текстом.

Я люблю в своей великой Родине все: … ее печальные тундры, … ее реки с ажурной красотой шлюзов и плотин, … ее новостройки, … ее дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы. Мне дорого все, … тут жили мои деды и прадеды.

душа этой моей любви – "тот уголок земли” на берегу матушки Волги с ароматом цветов … сотового меда, синевой весны … золотом осени, блеском снега … холодком родниковой воды.

Н. Смирнов.

2. Выполните задания:

Какие союзы можно вставить в данный текст? Вставьте эти союзы.

Прочитайте текст выразительно.

Определите тему и основную мысль текста.

Что связывают союзы в данном тексте?

Какова роль союзов в тексте?



Тест.

1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:

А) союз

Б) предлог

В) частица

2. Укажите неверное утверждение.

Союзы делятся на:

А) сочинительные и подчинительные

Б) простые и составные

В) производные и непроизводные

3. Выберите ответ, где все слова в ряду- союзы:

А) к, который, и

Б) за, да, чтобы

В) потому что, зато, но.

4. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)

А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В) Я вернусь и все вам расскажу.

5. Укажите сложносочиненное предложение:

А) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились.

Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.

В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.

6. Укажите сложноподчиненное предложение:

А) Когда над тайгой спустился туман я подплыл к берегу.

Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали.

В) За окном было холодно и вскоре пошел сильный дождь.

1-а, 2-в, 3-в,4-в,5-б,6-а

V. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научился каждый из вас?

- Где вы можете применять полученные знания?

Д.З

1)Составить кластер на альбомном листе по теме урока и выучить разряды союзов по значению.

2) на выбор: 1- упр 28(предл. 1-3) и упр 31 (пред.1-3)

2- упр 31 (задание 2 – сочинение-миниатюра , используя ССП и СПП)

На уроке, молодцы, все вы отличились,

Не забудьте


Резерв.

Учитель читает предложение. Ребята называют союзы и отмечают, какие они, сочинительные или подчинительные.

1. Если хочешь много знать, надо мало спать.
2. Не учась и лаптя не сплетешь.
3. Делу время, а потехе час.
4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить



































ПРИЛОЖЕНИЕ (распечатать)

Задание 1

Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык.

Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоем отъезде.

Человек, если он намерен достичь в жизни чего-либо, должен уметь отказывать.









1. Ознакомьтесь с текстом.

Я люблю в своей великой Родине все: … ее печальные тундры, … ее реки с ажурной красотой шлюзов и плотин, … ее новостройки, … ее дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы. Мне дорого все, … тут жили мои деды и прадеды.

душа этой моей любви – "тот уголок земли” на берегу матушки Волги с ароматом цветов … сотового меда, синевой весны … золотом осени, блеском снега … холодком родниковой воды.

Н. Смирнов.

2. Выполните задания:

Какие союзы можно вставить в данный текст? Вставьте эти союзы.

Прочитайте текст выразительно.

Определите тему и основную мысль текста.

Что связывают союзы в данном тексте?

Какова роль союзов в тексте?



Тест.

1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:

А) союз

Б) предлог

В) частица

2. Укажите неверное утверждение.

Союзы делятся на:

А) сочинительные и подчинительные

Б) простые и составные

В) производные и непроизводные

3. Выберите ответ, где все слова в ряду- союзы:

А) к, который, и

Б) за, да, чтобы

В) потому что, зато, но.

4. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)

А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В) Я вернусь и все вам расскажу.

5. Укажите сложносочиненное предложение:

А) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились.

Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.

В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.

6. Укажите сложноподчиненное предложение:

А) Когда над тайгой спустился туман я подплыл к берегу.

Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали.

В) За окном было холодно и вскоре пошел сильный дождь.



























Лингвистика / Русский язык

В русском языке существуют простые предложения и сложные, которые состоят из нескольких простых. Сложные предложения делятся на две большие категории: сложносочиненные и сложноподчиненные.

Сложносочиненное предложение имеет сочинительную связь. Простые предложения в его составе могут связываться с помощью сочинительных союзов Однако главная их особенность – эти предложения равнозначны, они не зависят друг от друга и равноправны как грамматически, так и по смыслу.

При сочинительной связи простые предложения соединяются союзами «а», «и», «но», «да». Эти союзы не являются частью предложений, а находятся между ними. Например, «Петя шёл по улице с бубликом в руке, а собака бежала за ним до самого дома».

t1637162972aa.gif

В сложноподчиненном предложении простые части соединяются такими союзами как «где», «потому что», «так как» и другими. Данные союзы называются подчинительными союзами. Они являются частью придаточного предложения. Например, «Я подарил ей розы, потому что хризантем в магазине не было». Также предложения могут быть связаны союзным словом: местоименным наречием или относительным местоимением. Например, «Ветхий дом, где остановились путники, был чист». Здесь слово «где» – относительное местоименное наречие.

Простые предложения в составе сложноподчиненного предложения подчиняются его главной части. Они зависят от нее. В составе сложноподчиненного предложения независимое предложение называется главным, а зависимое от него – придаточным.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.