Развернутая схема анализа урока математики
Развернутая схема анализа урока математики
I.Проверка домашнего задания. |
1. Какова цель проверки? |
Проверить только наличие письменного задания; |
Проверить, как усвоены и поняты изученные вопросы; |
||
Закрепить навыки по изученной теме; |
||
В процессе проверки подвести учащихся к новой теме и т.д.; |
||
2. Какими методами проверялось задание? |
Беглый осмотр тетрадей; |
|
Уплотненный опрос; |
||
Собираются тетради для проверки после урока |
||
Решаются задачи, аналогичные заданным на дом; |
||
Проводится контрольная работа по домашнему заданию; |
||
Несколько учащихся дают письменные ответы на вопросы по карточкам.. |
||
3.Эффективность этой части урока? |
Все ли учащиеся усвоили материал задания и участвовали в проверке? |
|
Все ли учащиеся ,допустившие ошибки, имели возможность осознать и исправить их? |
||
Не затянуто ли время проверки? |
||
II.Объяснение новой темы |
1.Каким методом она изучалась? |
Эвристическим, вопросно-ответным, в виде рассказа учителя, чтение учебника и т. д. |
2.Эффективность этой части урока. |
Побуждались ли учащиеся к самостоятельным выводам? |
|
Понимают ли ученики объяснение учителя? |
||
III.Закрепление |
1. Формы и методы закрепления |
Простое воспроизведение формулировок и доказательств; |
Классу ставились вопросы по узловым моментам новой темы; |
||
Новая тема закреплялась путем решения задач и т. д.; |
||
2. Как усвоена и закреплена тема? |
Понимают ли учащиеся каждое слово в формулировках теорем, определений и т. д. каким образом это понимание проверялось? |
|
Как учащиеся усвоили доказательства выводы? |
||
Обучались ли учащиеся применению изученного к решению задач? |
||
Успели ли закрепить новую тему путем решения задач? |
||
VI.Устные упражнения |
1. Использовались ли на уроке? |
Если нет, то 1) можно ли было это сделать? 2)какие устные задачи уместны на уроке? 3) можно было за счет их использования сэкономить время? |
2.Формы и методы проведения |
В какой форме предлагались? (Были заранее написаны на доске, таблицах и т. д., зачитывались вслух, предлагались по задачнику) |
|
Все ли учащиеся могли видеть и воспринимать упражнения? |
||
Выдерживались ли паузы, чтобы учащиеся могли продумать решение? |
||
Оценить характер и последовательность упражнений |
||
3.Эффективность устных упражнений |
Все ли учащиеся участвовали в устном решении задач? |
|
Использовались ли навыки устного решения задач и примеров при выполнении письменных упражнений, т. е. выполнились ли устно отдельные промежуточные преобразования? |
||
V.Самостоятельные работы |
1.Вид работы |
Работа с учебником, решение примеров и задач, лабораторная работа, т.д |
2.Подготовленность к работе? |
Наблюдались ли списывания ? |
|
Не сидели ли ученики без дела, не зная, как приступить к работе? |
||
3.Как проводилась проверка самостоятельной работы? |
Решения и ответы читались вслух; |
|
Запись решения демонстрировалась с помощью вращающихся или переносных досок; |
||
Собраны тетради для проверки; |
||
Могли ли учащиеся, допущенные ошибки, проанализировать и исправить их при проверке? |
||
VI.Как проверялись и оценивались знания и навыки учащихся? |
Не спрашивал ли учитель слишком часто одних и тех же учеников? |
|
Не были ли оценки завышены (занижены), комментировались ли они? |
||
Как реагировал учитель на плохие ответы? (Ограничивался плохой оценкой, добивался понимания учеником данного вопроса. Не оставался ли класс без внимания в последнем случае?) |
||
VII.Домашнее задание к следующему уроку |
Задано до или после звонка? |
|
Не завышен ли объем задания? смогут ли учащиеся его выполнить? |
||
VIII.Общие выводы |
1.Организационная сторона урока. |
Охарактеризуйте формы работы на уроке, не отмеченные в схеме. |
Все ли учащиеся обеспечены книгами, инструментами и т. д. |
||
Какими наглядными пособия, технические средства применялись на уроке? |
||
Дисциплина на уроке |
||
Педагогический такт учителя; тон его голоса. |
||
2.Образовательное значение урока. Его эффективность |
Как сочеталась деятельность учителя (или ученика) у классной доски с работой всего класса? |
|
Не нарушались ли дидактические принципы научности, доступности, сознательности, прочности знаний и т.д. |
||
Осуществлялось ли повторение ранее изученного материала? |
||
Активность учащихся |
||
Были ли учащиеся заняты полезной работой все 45 минут? |
||
Обращал ли учитель внимание на ошибки в речи учащихся. Привлекал ли класс к их исправлению? |
||
Как поддерживался интерес учащихся к уроку, у предмету в целом? |
||
3.Воспитательное значение урока |
Воспитывалось ли умение работать самостоятельно с книгой? |
|
В какой мере урок содействовал развитию мышления учащихся? |
||
Как велись записи на доске? Следил ли учитель за оформлением записей |
||
Какова эстетическая сторона урока? |