Статья «Развитие читательской грамотности на уроках математики»

2
0
Материал опубликован 6 November 2022

  На уроках математики учитель должен создавать условия для овладения и развития математической грамотности, то есть развивать способность учащегося формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Данная задача является первоочередной. Однако обучающиеся не могут овладеть математической грамотностью при отсутствии грамотности читательской – способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. С другой стороны, владение только читательской грамотностью недостаточно – учащиеся верно прочтут задания, но не смогут соединить имеющиеся у них знания с данными задачами. Таким образом, для учителя математики математическая грамотность – это цель, а читательская грамотность – это средство.

  Современный школьник должен уметь свободно ориентироваться в потоках информации, конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности.

  Пересмотрев методы и приемы обучения, изучая литературу, я выделила основные методы и приемы для формирования читательской грамотности на уроках математики.

 1. Прием «тонкие» и «толстые» вопросы. Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие развернутого ответа. Этот прием позволяет формировать умение формулировать вопросы и соотносить понятия. Например, «тонкие» вопросы: кто…? что…? может ли…? верно ли…? И «толстые» вопросы: объясните, почему…? В чем различие…?

2. Прием «Составление краткой записи». Формирует умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы и вести обсуждение в группах.

3. Прием «Составление вопросов к задаче». Учащиеся анализируют информацию, представленную в объемном тексте математической задачи; формулируют вопросы к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные.

4. Прием «Вопросы к тексту учебника». Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией (прочитать текст; назвать слова, которые встречаются наиболее часто, которые выделены жирным шрифтом; ответить на вопрос, почему они так выделены?).

5. Прием «Кластер». Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Используется для структуризации и систематизации материала. Предлагается ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению, понятия, выражения, формулы.

6. Прием «Верные и неверные утверждения». Способствует актуализации знаний учащихся активизации мыслительной деятельности. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно «+» и неверно « - ».

7. Прием «Инсерт». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Во время чтения, ученик делает определенные пометки в тексте: уже знал, новое, не понял. Потом заполняет таблицу, используя свои пометки. Записи делает краткие, пишет только ключевые слова и фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект.

8. Прием «Восстановление деформированного текста». Учащимся предлагается расположить «перепутанные» фрагменты текста в правильной последовательности, собрать правило или алгоритм, «найти» ошибку.

  Таким образом, используя известные приемы, добиваемся самостоятельности от ребят. Источник информации не только учитель, но и ученик. Давая возможность ученику работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность на уроках математики.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.