Формирование читательской грамотности младших школьников в рамках элективного курса «Смысловое чтение»
Бурнашева Людмила Николаевна,
учитель начальных классов,
МОБУ «Городская классическая гимназия»
Формирование читательской грамотности младших школьников
в рамках элективного курса «Смысловое чтение»
В Преамбуле к «Национальной программе поддержки и развития чтения» говорится: «Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». Об этом же свидетельствуют исследования PISA. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) определяет функциональную грамотность по разным направлениям. На современном этапе это уже шесть направлений: читательская, математическая, естественнонаучная грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции. По результатам общероссийской оценки по модели PISA в 2021 году, средний балл по читательской грамотности составил 497 баллов (21 место в мире).
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 году. В исследовании PISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». И, конечно же, нужно представить также формулировку PIRLS (цитата Цукерман Г. А.). «Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия».
В начальном обучении детей важным становится не только формирование навыков чтения, но и обеспечение возможностей школьников для развития умений работать с информацией, находить и оценивать полученные данные и применять их в жизненных ситуациях. Сформированность читательской грамотности становится одной из главных задач в обучении современного школьника.
Формировать читательскую грамотность позволяет технология смыслового чтения, которое отличается от других видов чтения тем, что позволяет осуществлять процесс интерпретации. Его цель – максимально уловить детали и наиболее полно осмыслить содержание текста, что способствует формированию личности грамотного читателя, приобретению им жизненного и социального опыта. Данная технология включает в себя три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения, после чтения.
В Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (основная школа) в подпункте «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» прописаны три направления работы с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации и её использование.
А также указан результат работы с учащимися, где подробно сказано, чему должен научиться выпускник по каждому из направлений. Выпускник получит возможность научиться: ориентироваться в тексте, находить требуемую информацию; преобразовывать и интерпретировать текст; критически относиться к информации. Данные требования образовательных стандартов невозможно реализовать, не обучив ребёнка смысловому чтению.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.
В своей многолетней педагогической практике я сталкивалась со следующими проблемами, которые, к сожалению, наблюдаю и сейчас:
Много времени у детей уходит на выполнение домашних заданий и самостоятельных работ из-за низкой скорости чтения и непонимания смысла прочитанного.
Не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, не могут выделить главное в прочитанном.
Затрудняются в пересказе, увлекаясь на детали, упускают при пересказе события, в которых выражена суть произведения.
Очень низкий уровень интереса к чтению. Выбирают сказки, комиксы, детективы, редко произведения наших классиков, избегая обращения к познавательной литературе.
Хорошим подспорьем в устранении данных проблем стали занятия элективного курса «Смысловое чтение». Они проводятся один раз в неделю во внеурочное время. При составлении рабочей программы курса, немного переработав, за основу взяла программу Марка Васильевича Беденко. При выборе тренажеров остановилась на пособиях Светланы Анатольевны Шейкиной, издательства Планета. Считаю, это одно из удачных изданий, с интересными познавательными текстами, заданиями, раскрывающими этапы смыслового чтения, прекрасное художественное оформление, включено много приемов из технологии развития критического мышления через чтение и письмо (кластеры, концептуальные и сравнительные таблицы, «верные и неверные утверждения», «тонкие и толстые вопросы», инсерт и т.п.), продуманы проектные работы. По данным пособиям легко делать диагностику результатов работы над текстом.
Для разработки критериев оценивания сформированности метапредметного результата «смыслового чтения» необходимо обратиться к положениям PIRLS об уровнях понимания текстов.
Высокий уровень понимания текста характерен для читателей, в основном готовых к предстоящему образовательному переходу. Они уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они нуждаются в помощи двух видов. Во-первых, в отличие от читателей, достигших высокого уровня, им все еще нужна помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту, укладываются в их собственную картину мира, не требуют ее перестройки. Во-вторых, так же, как и читателям, достигшим высокого уровня, им нужна помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с опытом юных читателей.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие помощи педагога в этом главном читательском труде: в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Н а основе дидактических материалов учителя Пономаревой Т. Н.(г. Пермь) составлена таблица мониторинга результатов сформированности навыков «Смыслового чтения» 4 «А» класса (Приложение)
По данным таблицы были составлены диаграммы, из которых видно рост к концу года детей третьего уровня (высокого) с 30% до 46% и снижение детей первого уровня (низкого) с 11% до 5%.
На сегодняшний день разработано много стратегий и тактик для развития читательской грамотности. Целенаправленная и продуманная работа элективного курса «Смысловое чтение» является одной из форм, которая поможет в развитии читательской грамотности. Она позволяет приобретать социально-нравственный опыт, заставляет думать, познавая окружающий мир.
В результате обучения смысловому чтению у обучающихся повышается интерес к чтению, изменяется отношение к урокам (дети чаще посещают библиотеки для того, чтобы найти дополнительный материал к урокам), развиваются исследовательские навыки, появляется интерес к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
Литература:
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.— М.:Просвещение,2008.
Смысловое чтение. Тренажер для школьников. 1,2,3,4 класс/С.А. Шейкина.-М.: Планета, 2021.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
https://legalacts.ru/doc/natsionalnaja-programma-podderzhki-i-razvitija-chtenija-utv-rospechatiu/ )
http://hk3.ucoz.ru/AKTE/metodrabota/v_protokol.pdf
Приложение
Таблица сформированности метапредметного результата «смысловое чтение»
№ | ФИ | Поиск информации и понимание прочитанного | ||||
Умение определять тему и гл. мысль текста (0-2 баллов) | Умение составлять план текста | Умение восст-вать послед-ность событий (0-2 баллов) | Умение отвечать на ? по содер-нию текста (0-2 баллов) | Умение определять тип, стиль текста (0-2 баллов) | ||
| | | | | | |
| | | | | | |
(продолжение таблицы)
Преобразование и интерпретация информации | Оценка информации | Итого баллов | Уровень 3 (16-14) 2 (13-8) 1 (7 и ниже) | |
Умение формулировать несложные выводы (0-2 баллов) | Умение объяснять слова, оп-ясь на контекст (0-2 баллов) | Умение выказ-ть свое отношение к тексту (0-2 баллов) | ||
| | | | |
| | | | |