Развитие экологической грамотности младших школьников
Развитие экологической грамотности младших школьников
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей России.
Наиболее благоприятным периодом для воспитания основ сознательного отношения к природе является младший школьный возраст, так как в этот период интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. У младших школьников уже наблюдается готовность к сознательному взаимодействию с природой.
В начальной школе детям необходимо усвоить прочные знания, и сочетание уроков с внеклассными занятиями, как правило, дает возможность сделать это более качественно, полно и многообразно. Так как внеклассная деятельность представляется составной частью общей воспитательной работы в школе, она должна быть ориентирована на достижение основной цели воспитания — получение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него определенной системы ценностей, принимаемой обществом.
Формирование начальных основ экологической грамотности у младших школьников требует включение определённого содержания, методов и форм работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
На сегодняшний день созданы предпосылки для развития системы экологической грамотности. Многие образовательные организации включили в учебные планы предметы экологической направленности. Образование школьников в области окружающей среды в настоящее время является одним из приоритетных направлений работы с детьми. Чем раньше начинается развитие экологической грамотности, и чем целесообразнее будет организован этот процесс, тем выше эффективность.
В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения прописаны следующие планируемые результаты экологического воспитания младших школьников:
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно- этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Психологические исследования Божович Л.И доказывают, что именно в возрасте 7-10 лет происходит развитие форм познания природы, её восприятия и представления. Уметь смотреть детским взглядом на мир необходимо каждому человеку, так как это умение выступает одной из составных частей творчества. При непосредственном восприятии и изучении объекта чувства прекрасного совершенствуются, в свою очередь это оказывает эмоциональное воздействие на детей, вызывая у них радость. В младшем школьном возрасте важно развивать такие качества, как эмоциональная насыщенность и отзывчивость, доброта и чуткость, любовь к окружающему миру.