12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Сергачева Анна Анатольевна1407
Педагогический стаж - 23 года. 13 лет работаю учителем-дефектологом и учителем-логопедом в общеобразовательной школе. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Калининградская обл., Калининград
Материал размещён в группе «Логопедические пособия своими руками»

Всероссийский конкурс для воспитателей и педагогов дошкольного образования «Набор развивающих карточек для детей»


Набор развивающих логопедических чёрно-белых карточек

Пояснительная записка

Одно из основных направлений логопедической работы с детьми с ОНР – формирование лексико-грамматического строя речи. Ошибки в согласовании числительных и прилагательных с существительными часто встречаются в речи детей с ОНР, поэтому обучение согласованию числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде числе и падеже является важной задачей коррекционной работы.

Ведущий вид деятельности дошкольника – это игра. Дидактические игры с грамматическим содержанием позволяют обучать детей тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. В процессе игры ребенок вынужден осваивать и необходимые способы речевого поведения, функциональные типы высказываний: утверждение, отрицание, вопрос. Игра способствует созданию радостного настроя, теплой эмоциональной обстановки, доверительности отношений, повышает мотивацию к выполнению заданий.

Использование набора развивающих чёрно-белых карточек в разнообразных дидактических играх позволяет детям успешно овладевать правильным звукопроизношением и грамматическими категориями родного языка.

Уверена, что в дидактической копилке каждого логопеда находится не один купленный набор логопедических карточек для автоматизации того или иного звука. У меня их скопилось огромное количество. Но, готовясь к занятиям и подбирая карточки с нужным положением звука в слове, или с нужным стечением согласных, или со словами определённой слоговой структуры, сталкиваюсь с тем, что в том или ином наборе картинок недостаточно. Приходится добавлять картинки из других наборов, и, в результате, перед ребёнком выкладываю карточки разного размера, исполненные в разном стиле и, что нередко случается, изображающие предмет не очень естественно. Постепенно пришла к выводу, что нужно создавать свой комплект картинок, который позволит мне выполнять поставленные задачи и будет отвечать моим требованиям, а именно: карточки должны быть одного размера, выполнены в одном стиле, они не должны отвлекать ребёнка от выполнения задания своей яркостью, должны быть просты в изготовлении. Этим требованиям отвечают чёрно-белые картинки-раскраски.

Занятия с использованием набора развивающих чёрно-белых карточек помогут детям быстрее усвоить грамматические нормы родного языка, а также автоматизировать поставленный звук в слове, словосочетании, предложении.

Цель: коррекция и формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Комплект развивающих чёрно-белых карточек – это многофункциональное пособие, позволяющее решать ряд задач:

практическое усвоение норм согласования числительных с существительными в роде и падеже;

практическое усвоение норм согласования прилагательных с существительным в роде, числе и падеже;

автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях и фразах;

коррекция нарушений слоговой структуры слова;

расширение и активизация словаря ребёнка;

развитие фразовой речи ребёнка;

усвоение числового ряда в пределах 10;

развитие воображения, восприятия цвета, мышления.

Описание карточек. Набор состоит более чем из 300 карточек. Длина карточки 7 см., ширина 5,5 см. Карточки напечатаны в чёрно-белом цвете. Намеренно использую в свой работе наряду с цветными карточками карточки-раскраски, так как дошкольнику бывает трудно абстрагироваться от готовой цветовой раскраски картинки и мысленно «перекрасить» её в другие цвета, как это требуется в игре «Маляр», а в игре «Узнай по описанию» надо вспомнить, какого цвета может быть этот предмет, и картинки, данные в цвете, служили бы ребёнку подсказкой. Кроме того, яркие, красочные картинки могут как привлекать внимание ребёнка, так и отвлекать его от выполнения задания. И наконец, чёрно-белый вариант позволяет сохранить единый стиль и постоянно пополнять и расширять набор нужными карточками. С целью увеличения срока использования и возможности санитарной обработки карточки заламинированы.


t1580071331aa.jpg


Рекомендуемый возраст детей. Набор развивающих логопедических чёрно-белых карточек предназначен для детей 5-7 лет с лексико-грамматическим и общим недоразвитием речи, карточки могут быть использованы и для работы с младшими школьниками.

Рекомендуемый тип занятия. Игры с карточками могут проводиться как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.

Варианты работы с карточками. С использованием набора развивающих чёрно-белых карточек может проводиться целый комплекс логопедических игр.

«Хвастунишка»

Инструкция для ребёнка: Я назову один предмет, а ты назови столько предметов, сколько показывает цифра.

Пример. Взрослый: У меня один грузовик.

Ребёнок: А у меня шесть грузовиков.

«Маляр»

Инструкция для ребёнка:

Таня красила заборы.

Увлеклась – и без разбора

Стала красить всё вокруг.

Стали все предметы вдруг...(н-р, зелёными)

Соедини название картинки со словом зелёный.

Ребёнок: зелёный зонт, зелёная змея, зелёные пузыри ....


t1580071331ab.jpgt1580071331ac.jpgt1580071331ad.jpg

У кого больше?»

Правила игры. В этой игре принимают участие 2 ребёнка или ребёнок играет со взрослым, если занятие индивидуальное. Карточки рассыпаются картинками вниз. Дети берут по одной карточке и переворачивают их, называют количество предметов. Забирает обе карточки тот, у кого предметов больше. Если на карточках оказываются одинаковые цифры, то игроки берут по второй карточке. тот игрок, у которого число на второй карточке больше, забирает все четыре карточки, обязательно проговаривая то, что он забирает.

t1580071331ae.jpg

Первый ребёнок: У меня восемь ворон.

Второй ребёнок: А у меня три шара.

Взрослый: У кого предметов больше?

Первый ребёнок: У меня. Значит, я забираю восемь ворон и три шара.


Первый ребёнок: У меня шесть помидоров.

Второй ребёнок: А у меня шесть ртов.

Берут по второй карточке.

Первый ребёнок: У меня десять пещер.

Второй ребёнок: А у меня пять баранов.

Первый ребёнок: Я забираю шесть помидоров, шесть ртов, десять пещер и пять баранов.


«Цветные стёклышки»

Инструкция для ребёнка: Представь, что это цветные стёклышки и ты смотришь сквозь них. Какие будут предметы? ... Конечно, цветные. Выбери любое стёклышко и посмотри на эти картинки сквозь него. Назови, что ты видишь?


t1580071331ag.jpgt1580071331ah.jpg


Ребёнок: Я вижу светло-зелёную маску. Я вижу светло-зелёную косу. И т.д.


«Куча мала»

Правила игры: Карточки складываются стопкой картинками вверх. Ребёнок снимает карточку и, видя следующую картинку, проговаривает: «Шесть помидоров на пяти баранах». Снимает следующую карточку и говорит: «Пять баранов на десяти пещерах».

Вариант ответа ребёнка: «Под шестью помидорами пять баранов. Под пятью баранами десять пещер».


«Подбери по смыслу»

Инструкция для ребёнка: Рассмотри картинки, положи вместе те картинки, которые подходят друг к другу.

t1580071331ai.jpg


Ребёнок: Десять жуков, пять жирафов, шесть жеребят – это живые существа. Восемь жакетов, девять пиджаков, шесть жилетов, четыре джемпера – это одежда. И т. д.


t1580071331aj.jpg


Ребёнок: Шофёр остановил автобус у светофора. Ворона села на забор. И т. д.


Счёт предметов.


«Жадина»

Инструкция для ребёнка: Добавь к названию картинки слова мой, моя или моё.


Ожидаемые результаты

В результате использования развивающих чёрно-белых карточек на логопедических занятиях ребёнок научится:

употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа;

образовывать существительные множественного числа в родительном падеже;

согласовывать числительные с существительными в роде и падеже;

согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;

правильно употреблять поставленный звук в слове, словосочетании, фразе.

Использованные ресурсы:

Картинки-раскраски из интернета.

Васильева В Цвет. Развивающие игры-лото для детей 3-5 лет. ФГОС ДО. (Картинки с заборами)

Бобылева З. Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. (карточки с цветовыми пятнами)

Картинки. Звук Р.

Картинки, Звук С.

Картинки Звук З.

Картинки.Звук Ш.

Картинки. Звук Ж

Картинки.Слоговая структура слова. 1 тип.

Картинки. Слоговая структура слова. 2 тип.

Картинки. Слоговая структура слова. 3 тип.

Картинки. Слоговая структура слова. 6 тип.

Картинки. Слоговая структура слова. 7 тип.

Картинки. Слоговая структура слова. 8 тип.

Картинки. Слоговая структура слова. 9 тип.

Картинки. Слоговая структура слова. 10 тип

Картинки. Слоговая структура слова. 11 тип.

Картинки. Слоговая структура слова. 12 тип.

Картинки. Слоговая структура слова. 13 тип.

Картинки. Слоговая структура слова. 14 тип.

Опубликовано в группе «Логопедические пособия своими руками»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Лапина Светлана Александровна, 02.02.20 в 09:36 1 Ответить Пожаловаться
Анна Анатольевна, подробное описание методов использования карточек педагоги обязательно оценят, «Маляр» особенно понравился, спасибо за идеи и их практическое воплощение!
Сергачева Анна Анатольевна, 02.02.20 в 10:23 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Анатольевна, приятно получать положительные отзывы о своей работе.
Зенютич Татьяна Михайловна, 06.02.20 в 13:38 1 Ответить Пожаловаться
Анна Анатольевна, спасибо огромное, очень ценный материал!
Сергачева Анна Анатольевна, 06.02.20 в 14:32 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Михайловна!
Ольга, 04.07.20 в 14:47 1 Ответить Пожаловаться
Добрый день, а как сделать распечатки заборов? Заранее спасибо.
Сергачева Анна Анатольевна, 05.07.20 в 14:27 0 Ответить Пожаловаться
Добрый день, Ольга. Идея с заборами не моя, заимствована из игры "Цвет" из серии "Самые нужные игры", купленной в интернет-магазине "Лабиринт". Поэтому в перечне материалов для печати их нет. Но Вы можете зайти в тот же "Лабиринт",найти эту игру и скопировать нужные картинки.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.