12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сергачева Анна Анатольевна2906 Педагогический стаж - 23 года. 13 лет работаю учителем-дефектологом и учителем-логопедом в общеобразовательной школе. Имею высшую квалификационную категорию. Россия, Калининградская обл., Калининград Материал размещён в группе «Логопедические пособия своими руками» |
Набор развивающих логопедических чёрно-белых карточек.
Всероссийский конкурс для воспитателей и педагогов дошкольного образования «Набор развивающих карточек для детей»
Набор развивающих логопедических чёрно-белых карточек
Пояснительная записка
Одно из основных направлений логопедической работы с детьми с ОНР – формирование лексико-грамматического строя речи. Ошибки в согласовании числительных и прилагательных с существительными часто встречаются в речи детей с ОНР, поэтому обучение согласованию числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде числе и падеже является важной задачей коррекционной работы.
Ведущий вид деятельности дошкольника – это игра. Дидактические игры с грамматическим содержанием позволяют обучать детей тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. В процессе игры ребенок вынужден осваивать и необходимые способы речевого поведения, функциональные типы высказываний: утверждение, отрицание, вопрос. Игра способствует созданию радостного настроя, теплой эмоциональной обстановки, доверительности отношений, повышает мотивацию к выполнению заданий.
Использование набора развивающих чёрно-белых карточек в разнообразных дидактических играх позволяет детям успешно овладевать правильным звукопроизношением и грамматическими категориями родного языка.
Уверена, что в дидактической копилке каждого логопеда находится не один купленный набор логопедических карточек для автоматизации того или иного звука. У меня их скопилось огромное количество. Но, готовясь к занятиям и подбирая карточки с нужным положением звука в слове, или с нужным стечением согласных, или со словами определённой слоговой структуры, сталкиваюсь с тем, что в том или ином наборе картинок недостаточно. Приходится добавлять картинки из других наборов, и, в результате, перед ребёнком выкладываю карточки разного размера, исполненные в разном стиле и, что нередко случается, изображающие предмет не очень естественно. Постепенно пришла к выводу, что нужно создавать свой комплект картинок, который позволит мне выполнять поставленные задачи и будет отвечать моим требованиям, а именно: карточки должны быть одного размера, выполнены в одном стиле, они не должны отвлекать ребёнка от выполнения задания своей яркостью, должны быть просты в изготовлении. Этим требованиям отвечают чёрно-белые картинки-раскраски.
Занятия с использованием набора развивающих чёрно-белых карточек помогут детям быстрее усвоить грамматические нормы родного языка, а также автоматизировать поставленный звук в слове, словосочетании, предложении.
Цель: коррекция и формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
Комплект развивающих чёрно-белых карточек – это многофункциональное пособие, позволяющее решать ряд задач:
практическое усвоение норм согласования числительных с существительными в роде и падеже;
практическое усвоение норм согласования прилагательных с существительным в роде, числе и падеже;
автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях и фразах;
коррекция нарушений слоговой структуры слова;
расширение и активизация словаря ребёнка;
развитие фразовой речи ребёнка;
усвоение числового ряда в пределах 10;
развитие воображения, восприятия цвета, мышления.
Описание карточек. Набор состоит более чем из 300 карточек. Длина карточки 7 см., ширина 5,5 см. Карточки напечатаны в чёрно-белом цвете. Намеренно использую в свой работе наряду с цветными карточками карточки-раскраски, так как дошкольнику бывает трудно абстрагироваться от готовой цветовой раскраски картинки и мысленно «перекрасить» её в другие цвета, как это требуется в игре «Маляр», а в игре «Узнай по описанию» надо вспомнить, какого цвета может быть этот предмет, и картинки, данные в цвете, служили бы ребёнку подсказкой. Кроме того, яркие, красочные картинки могут как привлекать внимание ребёнка, так и отвлекать его от выполнения задания. И наконец, чёрно-белый вариант позволяет сохранить единый стиль и постоянно пополнять и расширять набор нужными карточками. С целью увеличения срока использования и возможности санитарной обработки карточки заламинированы.
Рекомендуемый возраст детей. Набор развивающих логопедических чёрно-белых карточек предназначен для детей 5-7 лет с лексико-грамматическим и общим недоразвитием речи, карточки могут быть использованы и для работы с младшими школьниками.
Рекомендуемый тип занятия. Игры с карточками могут проводиться как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.
Варианты работы с карточками. С использованием набора развивающих чёрно-белых карточек может проводиться целый комплекс логопедических игр.
«Хвастунишка»
Инструкция для ребёнка: Я назову один предмет, а ты назови столько предметов, сколько показывает цифра.
Пример. Взрослый: У меня один грузовик.
Ребёнок: А у меня шесть грузовиков.
«Маляр»
Инструкция для ребёнка:
Таня красила заборы.
Увлеклась – и без разбора
Стала красить всё вокруг.
Стали все предметы вдруг...(н-р, зелёными)
Соедини название картинки со словом зелёный.
Ребёнок: зелёный зонт, зелёная змея, зелёные пузыри ....
У кого больше?»
Правила игры. В этой игре принимают участие 2 ребёнка или ребёнок играет со взрослым, если занятие индивидуальное. Карточки рассыпаются картинками вниз. Дети берут по одной карточке и переворачивают их, называют количество предметов. Забирает обе карточки тот, у кого предметов больше. Если на карточках оказываются одинаковые цифры, то игроки берут по второй карточке. тот игрок, у которого число на второй карточке больше, забирает все четыре карточки, обязательно проговаривая то, что он забирает.
Первый ребёнок: У меня восемь ворон.
Второй ребёнок: А у меня три шара.
Взрослый: У кого предметов больше?
Первый ребёнок: У меня. Значит, я забираю восемь ворон и три шара.
Первый ребёнок: У меня шесть помидоров.
Второй ребёнок: А у меня шесть ртов.
Берут по второй карточке.
Первый ребёнок: У меня десять пещер.
Второй ребёнок: А у меня пять баранов.
Первый ребёнок: Я забираю шесть помидоров, шесть ртов, десять пещер и пять баранов.
«Цветные стёклышки»
Инструкция для ребёнка: Представь, что это цветные стёклышки и ты смотришь сквозь них. Какие будут предметы? ... Конечно, цветные. Выбери любое стёклышко и посмотри на эти картинки сквозь него. Назови, что ты видишь?
Ребёнок: Я вижу светло-зелёную маску. Я вижу светло-зелёную косу. И т.д.
«Куча мала»
Правила игры: Карточки складываются стопкой картинками вверх. Ребёнок снимает карточку и, видя следующую картинку, проговаривает: «Шесть помидоров на пяти баранах». Снимает следующую карточку и говорит: «Пять баранов на десяти пещерах».
Вариант ответа ребёнка: «Под шестью помидорами пять баранов. Под пятью баранами десять пещер».
«Подбери по смыслу»
Инструкция для ребёнка: Рассмотри картинки, положи вместе те картинки, которые подходят друг к другу.
Ребёнок: Десять жуков, пять жирафов, шесть жеребят – это живые существа. Восемь жакетов, девять пиджаков, шесть жилетов, четыре джемпера – это одежда. И т. д.
Ребёнок: Шофёр остановил автобус у светофора. Ворона села на забор. И т. д.
Счёт предметов.
«Жадина»
Инструкция для ребёнка: Добавь к названию картинки слова мой, моя или моё.
Ожидаемые результаты
В результате использования развивающих чёрно-белых карточек на логопедических занятиях ребёнок научится:
употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа;
образовывать существительные множественного числа в родительном падеже;
согласовывать числительные с существительными в роде и падеже;
согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;
правильно употреблять поставленный звук в слове, словосочетании, фразе.
Использованные ресурсы:
Картинки-раскраски из интернета.
Васильева В Цвет. Развивающие игры-лото для детей 3-5 лет. ФГОС ДО. (Картинки с заборами)
Бобылева З. Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. (карточки с цветовыми пятнами)
Картинки.Слоговая структура слова. 1 тип.
Картинки. Слоговая структура слова. 2 тип.
Картинки. Слоговая структура слова. 3 тип.
Картинки. Слоговая структура слова. 6 тип.
Картинки. Слоговая структура слова. 7 тип.
Картинки. Слоговая структура слова. 8 тип.
Картинки. Слоговая структура слова. 9 тип.
Картинки. Слоговая структура слова. 10 тип
Картинки. Слоговая структура слова. 11 тип.
Картинки. Слоговая структура слова. 12 тип.