Набор развивающих логопедических чёрно-белых карточек
Всероссийский конкурс для воспитателей и педагогов дошкольного образования «Набор развивающих карточек для детей»
Набор развивающих логопедических чёрно-белых карточек
Пояснительная записка
Одно из основных направлений логопедической работы с детьми с ОНР – формирование лексико-грамматического строя речи. Ошибки в согласовании числительных и прилагательных с существительными часто встречаются в речи детей с ОНР, поэтому обучение согласованию числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде числе и падеже является важной задачей коррекционной работы.
Ведущий вид деятельности дошкольника – это игра. Дидактические игры с грамматическим содержанием позволяют обучать детей тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. В процессе игры ребенок вынужден осваивать и необходимые способы речевого поведения, функциональные типы высказываний: утверждение, отрицание, вопрос. Игра способствует созданию радостного настроя, теплой эмоциональной обстановки, доверительности отношений, повышает мотивацию к выполнению заданий.
Использование набора развивающих чёрно-белых карточек в разнообразных дидактических играх позволяет детям успешно овладевать правильным звукопроизношением и грамматическими категориями родного языка.
Уверена, что в дидактической копилке каждого логопеда находится не один купленный набор логопедических карточек для автоматизации того или иного звука. У меня их скопилось огромное количество. Но, готовясь к занятиям и подбирая карточки с нужным положением звука в слове, или с нужным стечением согласных, или со словами определённой слоговой структуры, сталкиваюсь с тем, что в том или ином наборе картинок недостаточно. Приходится добавлять картинки из других наборов, и, в результате, перед ребёнком выкладываю карточки разного размера, исполненные в разном стиле и, что нередко случается, изображающие предмет не очень естественно. Постепенно пришла к выводу, что нужно создавать свой комплект картинок, который позволит мне выполнять поставленные задачи и будет отвечать моим требованиям, а именно: карточки должны быть одного размера, выполнены в одном стиле, они не должны отвлекать ребёнка от выполнения задания своей яркостью, должны быть просты в изготовлении. Этим требованиям отвечают чёрно-белые картинки-раскраски.
Занятия с использованием набора развивающих чёрно-белых карточек помогут детям быстрее усвоить грамматические нормы родного языка, а также автоматизировать поставленный звук в слове, словосочетании, предложении.
Цель: коррекция и формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
Комплект развивающих чёрно-белых карточек – это многофункциональное пособие, позволяющее решать ряд задач:
практическое усвоение норм согласования числительных с существительными в роде и падеже;
практическое усвоение норм согласования прилагательных с существительным в роде, числе и падеже;
автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях и фразах;
коррекция нарушений слоговой структуры слова;
расширение и активизация словаря ребёнка;
развитие фразовой речи ребёнка;
усвоение числового ряда в пределах 10;
развитие воображения, восприятия цвета, мышления.
Описание карточек. Набор состоит более чем из 300 карточек. Длина карточки 7 см., ширина 5,5 см. Карточки напечатаны в чёрно-белом цвете. Намеренно использую в свой работе наряду с цветными карточками карточки-раскраски, так как дошкольнику бывает трудно абстрагироваться от готовой цветовой раскраски картинки и мысленно «перекрасить» её в другие цвета, как это требуется в игре «Маляр», а в игре «Узнай по описанию» надо вспомнить, какого цвета может быть этот предмет, и картинки, данные в цвете, служили бы ребёнку подсказкой. Кроме того, яркие, красочные картинки могут как привлекать внимание ребёнка, так и отвлекать его от выполнения задания. И наконец, чёрно-белый вариант позволяет сохранить единый стиль и постоянно пополнять и расширять набор нужными карточками. С целью увеличения срока использования и возможности санитарной обработки карточки заламинированы.
Рекомендуемый возраст детей. Набор развивающих логопедических чёрно-белых карточек предназначен для детей 5-7 лет с лексико-грамматическим и общим недоразвитием речи, карточки могут быть использованы и для работы с младшими школьниками.
Рекомендуемый тип занятия. Игры с карточками могут проводиться как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.
Варианты работы с карточками. С использованием набора развивающих чёрно-белых карточек может проводиться целый комплекс логопедических игр.
«Хвастунишка»
Инструкция для ребёнка: Я назову один предмет, а ты назови столько предметов, сколько показывает цифра.
Пример. Взрослый: У меня один грузовик.
Ребёнок: А у меня шесть грузовиков.
«Маляр»
Инструкция для ребёнка:
Таня красила заборы.
Увлеклась – и без разбора
Стала красить всё вокруг.
Стали все предметы вдруг...(н-р, зелёными)
Соедини название картинки со словом зелёный.
Ребёнок: зелёный зонт, зелёная змея, зелёные пузыри ....
У кого больше?»
Правила игры. В этой игре принимают участие 2 ребёнка или ребёнок играет со взрослым, если занятие индивидуальное. Карточки рассыпаются картинками вниз. Дети берут по одной карточке и переворачивают их, называют количество предметов. Забирает обе карточки тот, у кого предметов больше. Если на карточках оказываются одинаковые цифры, то игроки берут по второй карточке. тот игрок, у которого число на второй карточке больше, забирает все четыре карточки, обязательно проговаривая то, что он забирает.
Первый ребёнок: У меня восемь ворон.
Второй ребёнок: А у меня три шара.
Взрослый: У кого предметов больше?
Первый ребёнок: У меня. Значит, я забираю восемь ворон и три шара.
Первый ребёнок: У меня шесть помидоров.
Второй ребёнок: А у меня шесть ртов.
Берут по второй карточке.
Первый ребёнок: У меня десять пещер.
Второй ребёнок: А у меня пять баранов.
Первый ребёнок: Я забираю шесть помидоров, шесть ртов, десять пещер и пять баранов.
«Цветные стёклышки»
Инструкция для ребёнка: Представь, что это цветные стёклышки и ты смотришь сквозь них. Какие будут предметы? ... Конечно, цветные. Выбери любое стёклышко и посмотри на эти картинки сквозь него. Назови, что ты видишь?
Ребёнок: Я вижу светло-зелёную маску. Я вижу светло-зелёную косу. И т.д.
«Куча мала»
Правила игры: Карточки складываются стопкой картинками вверх. Ребёнок снимает карточку и, видя следующую картинку, проговаривает: «Шесть помидоров на пяти баранах». Снимает следующую карточку и говорит: «Пять баранов на десяти пещерах».
Вариант ответа ребёнка: «Под шестью помидорами пять баранов. Под пятью баранами десять пещер».
«Подбери по смыслу»
Инструкция для ребёнка: Рассмотри картинки, положи вместе те картинки, которые подходят друг к другу.
Ребёнок: Десять жуков, пять жирафов, шесть жеребят – это живые существа. Восемь жакетов, девять пиджаков, шесть жилетов, четыре джемпера – это одежда. И т. д.
Ребёнок: Шофёр остановил автобус у светофора. Ворона села на забор. И т. д.
Счёт предметов.
«Жадина»
Инструкция для ребёнка: Добавь к названию картинки слова мой, моя или моё.
Ожидаемые результаты
В результате использования развивающих чёрно-белых карточек на логопедических занятиях ребёнок научится:
употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа;
образовывать существительные множественного числа в родительном падеже;
согласовывать числительные с существительными в роде и падеже;
согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;
правильно употреблять поставленный звук в слове, словосочетании, фразе.
Использованные ресурсы:
Картинки-раскраски из интернета.
Васильева В Цвет. Развивающие игры-лото для детей 3-5 лет. ФГОС ДО. (Картинки с заборами)
Бобылева З. Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. (карточки с цветовыми пятнами)
Картинки.Слоговая структура слова. 1 тип.
Картинки. Слоговая структура слова. 2 тип.
Картинки. Слоговая структура слова. 3 тип.
Картинки. Слоговая структура слова. 6 тип.
Картинки. Слоговая структура слова. 7 тип.
Картинки. Слоговая структура слова. 8 тип.
Картинки. Слоговая структура слова. 9 тип.
Картинки. Слоговая структура слова. 10 тип
Картинки. Слоговая структура слова. 11 тип.
Картинки. Слоговая структура слова. 12 тип.
Лапина Светлана Александровна
Сергачева Анна Анатольевна
Зенютич Татьяна Михайловна
Сергачева Анна Анатольевна
Ольга
Сергачева Анна Анатольевна
Алина Сергеевна