Набор развивающих карточек по теме «Одежда»
Пояснительная записка
Игра – наиболее значимая, а потому необходимая для ребенка-дошкольника деятельность. Приоритетное место игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности, в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Дидактические карточки – хорошие помощники не только для усвоения детьми определенных знаний, с их помощью развивается познавательная активность малышей, обогащается пассивный и активизируется активный словарь, развиваются психические процессы, создаются предпосылки для развития учебной деятельности.
Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. Карточки могут научить детей классифицировать, сравнивать, находить общие черты и отличия; сформировать навыки анализа и синтеза; научить говорить и читать.
Мною был разработан комплект дидактических карточек по теме «Одежда». Карточки созданы на основе методики обучения «глобальному» чтению Глена Дамана, суть которой в предоставлении ребенку не только зрительного изображения предметов, но и напечатанного (написанного). Если малыш видит картинку и одновременно слышит написанное слово, его мозг интерпретирует полученную информацию – «понимает» и запоминает написанное, что позволяет развить мотивацию к познанию окружающего мира, запустить речь у неговорящих детей.
Комплект карточек можно использовать на занятиях: по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи; индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях; в игровой деятельности.
Дидактические карточки предназначены для изучения и повторения материала по теме «Одежда». В комплект входит 36 карточек с изображением предметов одежды (детской, мужской, женской); 4 поля лото с названиями соответствующих предметов одежды (по принадлежности); 36 карточек с названиями предметов одежды; 4 карточки с обобщающими понятиями («Одежда», «Детская одежда», «Мужская одежда», «Женская одежда»). Всего в комплекте 76 карточек и 4 поля лото.
Для хранения карточек используется папка с файлами, которую можно дополнить развивающими заданиями по теме.
Данные карточки можно рекомендовать для занятий воспитателям, дефектологам, логопедам, психологам, родителям.
Аудитория:
- дети раннего (2-3 года), младшего (3-4 года) и среднего (4-5 лет) дошкольного возраста;
- дети дошкольного возраста с ОВЗ: задержкой речевого развития (ЗРР), общим недоразвитием речи (ОНР), задержкой психического развития (ЗПР), задержкой психоречевого развития (ЗПРР), расстройствами аутистического спектра (РАС) в зависимости от структуры дефекта и начала коррекционной работы.
Форма работы: фронтальное обучение; подгрупповое (малая группа), индивидуальное занятие, работа в парах, домашнее задание.
Этап занятия: изучение нового материала, закрепление пройденного материала, домашнее задание.
Время:
- для детей младшего и среднего дошкольного возраста – от 10 до 20 минут на занятии, до 20 минут, если карточки используются как домашнее задание;
- для детей дошкольного возраста с ОВЗ – от 2 до 15 минут на занятии (в зависимости от сложности задания, уровня развития детей), до 15 минут, если карточка используется как домашнее задание.
Требуемые для работы знания и умения: умение слушать, понимать словесную инструкцию, умение анализировать материал задания, работать в группе, в паре (с педагогом, с ребенком).
Специальные условия: карточки должны
- иметь достаточно большой размер (не менее 7x7 см.);
- четкость изображения (один предмет на белом фоне);
- иметь название.
Цель: ознакомление, расширение и обогащение знаний детей об окружающем на материале лексической темы «Одежда»; обучение «глобальному» чтению.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей узнавать и называть предметы одежды, пользоваться обобщающим словом;
- учить воспринимать и запоминать слова, обозначающие предметы одежды;
- продолжать учить обобщать, классифицировать по определенному признаку, сравнивать, находить сходство и различие, выделять лишнее.
Развивающие:
- развивать познавательную, речевую активность детей;
- развивать восприятие, внимание, память, мышление;
- активизировать в речи существительные (предметы одежды), прилагательные, глаголы.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к настольным играм, совместной деятельности, желание играть в команде;
- воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.
Ожидаемые результаты:
- дети научатся соотносить, выделять и называть предметы одежды (на картинном материале, карточках с названием), пользоваться обобщающим словом «Одежда»;
- научатся классифицировать предметы одежды по принадлежности (детская, взрослая; мужская, женская), по сезону (зимняя, летняя, осенняя, весенняя);
- научатся делать простейшие обобщения, сравнивать, выделять лишнее;
- дети научатся слушать и понимать инструкцию к заданию;
- работать индивидуально, в паре, в группе.
Используемый материал:
- бумага формата А4;
- цветной принтер;
- пленка для ламинирования;
- ламинатор;
- файлы формата А4.
Инструкция по использованию карточек:
Игры с карточками разделены на 4 блока:
- развитие психических процессов (внимание, память, мышление);
- развитие речи (навыков понимания и активной речи);
- развитие сенсорных, элементарных математических представлений;
- развитие навыков ориентировки.
I блок Развитие психических процессов
Развитие памяти
Цель: развитие кратковременной памяти, прочности запоминания.
«Что спрятано?» (3-5 предметов).
Ход игры: педагог раскладывает перед детьми карточки (от 3 до 5 в зависимости от уровня подготовленности детей) и предлагает постараться запомнить их. Затем ребята закрывают глаза, а педагог прячет одну карточку. Детям необходимо вспомнить предмет одежды, спрятанный педагогом.
Развитие внимания
1. «Что изменилось?»
Цель: развитие произвольного внимания, памяти.
Ход игры: педагог раскладывает перед детьми карточки (от 3 до 5 в зависимости от уровня подготовленности детей) и предлагает постараться запомнить их расположение относительно друг друга. Затем ребята закрывают глаза, а педагог перекладывает одну (2, 3 и т.д.) карточку. Детям необходимо вспомнить в каком порядке лежали предметы одежды и восстановить ряд.
2. «Лото»
Цель: развитие внимания, памяти, усидчивости, умения соотносить изображение со словом, его называющим.
Ход игры: перед ребенком находится игровое поле со словами на которое следует разложить картинки с изображениями предметов одежды (по одной картинке).
Развитие мышления
1. «Четвертый лишний»
Цель: развитие наглядно-образного мышления, умения делать простые обобщения, выделять лишнее, высказывать свою точку зрения.
Ход игры:
1 вариант. Ребятам предлагается рассмотреть карточки, назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
2 вариант (со словами). Дети должны выбрать лишнее название среди четырех предложенных.
2. «Что сначала, что потом?» (с опорой на наглядность)
Цель: развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать причинно-следственные отношения.
Ход игры: педагог предлагает детям разложить карточки по заданию:
- порядок одевания на прогулку;
- порядок раздевания перед сном и др.
3. «Найди ошибки». Игры со словами
Цель: развитие логического мышления, умения анализировать, находить и исправлять ошибки.
Ход игры: на столе в ряд разложены изображения предметов одежды и подписи к ним (под картинками). Одно или несколько названий лежат неправильно (перепутаны). Детям предлагается найти ошибки и исправить их.
II блок. Развитие речи
Развитие навыков понимания речи
1. «Покажи предмет одежды»
Цель: развитие умения понимать и выполнять односложную словесную инструкцию.
Ход игры: ребенку предлагается показать предмет одежды, названный педагогом.
2. «Разложи». Игры со словами
Цель: развитие навыков понимания речи, умения соотносить изображение со словом, его называющим, развитие навыков классификации.
Ход игры:
1 вариант. На столе лежат карточки с предметами одежды. Дети берут по одной карточке с названием и кладут под соответствующее изображение.
2 вариант. На столе лежат карточки с названиями предметов одежды (слова). Ребятам предлагается разложить картинки к соответствующим названиям.
3 вариант. На столе лежат карточки с обобщающими словами (женская одежда, мужская одежда, детская одежда). Ребятам предлагается разложить картинки (слова) к соответствующим названиям.
4. «Найди по описанию»
Цель: развитие навыков понимания речи, умения находить предмет, загаданный педагогом
Ход игры: педагог загадывает предмет, не называя его, указывая только признаки. Дети отгадывают.
Алгоритм описания предмета: обобщающее слово, части предмета, для чего предназначен. Например: «Это одежда. У нее есть рукава, манжеты, воротник, карманы, пуговицы. Ее носят летом с коротким рукавом, а зимой - с длинным".
Развитие активной речи
1. «Назови предмет одежды»
Цель: активизация словарного запаса детей по теме «Одежда».
Ход игры: педагог предлагает ребятам назвать предмет одежды, изображенный на карточке; затем ответить, как называются все эти предметы одним словом.
2. «Подбери слова»
Цель: расширение словарного запаса детей, уточнение значения слов.
Ход игры: предложить ребятам подобрать имена существительные.
красивое... (платье, пальто); теплая... (кофта);
шерстяной... (свитер); вязаные... (носки);
новые... (брюки, шорты); чистая... (рубашка, майка);
и др. (по слову или с опорой на наглядность)
3. «Подбери признак»
Цель: расширение словаря признаков, уточнение значения слов.
Ход игры: предложить детям ответить, какой (каким) может быть:
Юбка (какая?) – женская, длинная, синяя, новая…
Платье (какое?) – нарядное, красивое, синее, длинное…
4. «Загадай загадку»
Цель: обучение детей составлению загадок по алгоритму.
Ход игры: дети самостоятельно по алгоритму загадывают друг другу загадки о предметах одежды, не называя предмет, указывая только его признаки.
Алгоритм описания предмета: обобщающее слово, части предмета, для чего предназначен. Например: «Это одежда. У них есть короткие штанины, карманы, пояс. Их носят летом мужчины, женщины и дети".
III блок. Развитие сенсорных, элементарных математических представлений
1. «Играем, предметы выбираем»
Цель: развитие навыков сенсорного восприятия цвета, величины, умения выбирать предмет по одному, двум признакам.
Ход игры: детям предлагается выполнить задания:
- выбрать одежду желтого (красного, зеленого, синего) цвета по слову (образцу), назвать;
- выбрать все платья (брюки, рубашки и др.) разного размера, цвета;
- найти красный длинный сарафан (синюю рубашку в клетку, детское платье с длинными рукавами и др.).
2. «Посчитай! Сколько?», «Один – много»
Цель: закрепление понятий «один», «много», счет в пределах 5-ти на наглядном материале.
Ход игры: ребятам предлагается посчитать и ответить, сколько предметов одежды на столе; чего много, а что одно?
IV блок. Развитие навыков ориентировки
1. «Разложим одежду»
Цель: развитие навыков ориентировки в пространстве, во времени, навыков классификации.
Ход игры: предложить детям разложить одежду на верхнюю, нижнюю (среднюю) полки по заданию:
- по сезону;
- по назначению;
- по принадлежности (женская, мужская, детская).
2. «Положи верно»
Цель: развитие навыков ориентировки на листе бумаги.
Ход игры: ребята раскладывают карточки на лист бумаги, располагая их по инструкции педагога.
Например: «На середину листа положите платье. Внизу – носки. Справа – рубашку» и т.д.
Мастина Ольга Валерьевна
Коновалова Елена Валерьевна
Федорова Людмила Ивановна
Коновалова Елена Валерьевна
Федорова Людмила Ивановна
Татьяна Николаевна Гудкова
Коновалова Елена Валерьевна
Саяпина Светлана Евгеньевна
Коновалова Елена Валерьевна
Кострикина Марина Николаевна
Коновалова Елена Валерьевна