12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Коновалова Елена Валерьевна3970 Место работы... Сейчас это "Центр поддержки семьи и помощи детям", а несколько лет назад это был просто детский дом для детей дошкольного возраста. Впрочем, неважно, как называется учреждение, важно, как в нем живется детям и как часто они улыбаются!) Россия, Тамбовская обл., Мичуринск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Набор развивающих карточек по теме «Одежда»
Пояснительная записка
Игра – наиболее значимая, а потому необходимая для ребенка-дошкольника деятельность. Приоритетное место игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности, в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Дидактические карточки – хорошие помощники не только для усвоения детьми определенных знаний, с их помощью развивается познавательная активность малышей, обогащается пассивный и активизируется активный словарь, развиваются психические процессы, создаются предпосылки для развития учебной деятельности.
Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. Карточки могут научить детей классифицировать, сравнивать, находить общие черты и отличия; сформировать навыки анализа и синтеза; научить говорить и читать.
Мною был разработан комплект дидактических карточек по теме «Одежда». Карточки созданы на основе методики обучения «глобальному» чтению Глена Дамана, суть которой в предоставлении ребенку не только зрительного изображения предметов, но и напечатанного (написанного). Если малыш видит картинку и одновременно слышит написанное слово, его мозг интерпретирует полученную информацию – «понимает» и запоминает написанное, что позволяет развить мотивацию к познанию окружающего мира, запустить речь у неговорящих детей.
Комплект карточек можно использовать на занятиях: по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи; индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях; в игровой деятельности.
Дидактические карточки предназначены для изучения и повторения материала по теме «Одежда». В комплект входит 36 карточек с изображением предметов одежды (детской, мужской, женской); 4 поля лото с названиями соответствующих предметов одежды (по принадлежности); 36 карточек с названиями предметов одежды; 4 карточки с обобщающими понятиями («Одежда», «Детская одежда», «Мужская одежда», «Женская одежда»). Всего в комплекте 76 карточек и 4 поля лото.
Для хранения карточек используется папка с файлами, которую можно дополнить развивающими заданиями по теме.
Данные карточки можно рекомендовать для занятий воспитателям, дефектологам, логопедам, психологам, родителям.
Аудитория:
- дети раннего (2-3 года), младшего (3-4 года) и среднего (4-5 лет) дошкольного возраста;
- дети дошкольного возраста с ОВЗ: задержкой речевого развития (ЗРР), общим недоразвитием речи (ОНР), задержкой психического развития (ЗПР), задержкой психоречевого развития (ЗПРР), расстройствами аутистического спектра (РАС) в зависимости от структуры дефекта и начала коррекционной работы.
Форма работы: фронтальное обучение; подгрупповое (малая группа), индивидуальное занятие, работа в парах, домашнее задание.
Этап занятия: изучение нового материала, закрепление пройденного материала, домашнее задание.
Время:
- для детей младшего и среднего дошкольного возраста – от 10 до 20 минут на занятии, до 20 минут, если карточки используются как домашнее задание;
- для детей дошкольного возраста с ОВЗ – от 2 до 15 минут на занятии (в зависимости от сложности задания, уровня развития детей), до 15 минут, если карточка используется как домашнее задание.
Требуемые для работы знания и умения: умение слушать, понимать словесную инструкцию, умение анализировать материал задания, работать в группе, в паре (с педагогом, с ребенком).
Специальные условия: карточки должны
- иметь достаточно большой размер (не менее 7x7 см.);
- четкость изображения (один предмет на белом фоне);
- иметь название.
Цель: ознакомление, расширение и обогащение знаний детей об окружающем на материале лексической темы «Одежда»; обучение «глобальному» чтению.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей узнавать и называть предметы одежды, пользоваться обобщающим словом;
- учить воспринимать и запоминать слова, обозначающие предметы одежды;
- продолжать учить обобщать, классифицировать по определенному признаку, сравнивать, находить сходство и различие, выделять лишнее.
Развивающие:
- развивать познавательную, речевую активность детей;
- развивать восприятие, внимание, память, мышление;
- активизировать в речи существительные (предметы одежды), прилагательные, глаголы.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к настольным играм, совместной деятельности, желание играть в команде;
- воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.
Ожидаемые результаты:
- дети научатся соотносить, выделять и называть предметы одежды (на картинном материале, карточках с названием), пользоваться обобщающим словом «Одежда»;
- научатся классифицировать предметы одежды по принадлежности (детская, взрослая; мужская, женская), по сезону (зимняя, летняя, осенняя, весенняя);
- научатся делать простейшие обобщения, сравнивать, выделять лишнее;
- дети научатся слушать и понимать инструкцию к заданию;
- работать индивидуально, в паре, в группе.
Используемый материал:
- бумага формата А4;
- цветной принтер;
- пленка для ламинирования;
- ламинатор;
- файлы формата А4.
Инструкция по использованию карточек:
Игры с карточками разделены на 4 блока:
- развитие психических процессов (внимание, память, мышление);
- развитие речи (навыков понимания и активной речи);
- развитие сенсорных, элементарных математических представлений;
- развитие навыков ориентировки.

I блок Развитие психических процессов
Развитие памяти
Цель: развитие кратковременной памяти, прочности запоминания.
«Что спрятано?» (3-5 предметов).
Ход игры: педагог раскладывает перед детьми карточки (от 3 до 5 в зависимости от уровня подготовленности детей) и предлагает постараться запомнить их. Затем ребята закрывают глаза, а педагог прячет одну карточку. Детям необходимо вспомнить предмет одежды, спрятанный педагогом.
Развитие внимания
1. «Что изменилось?»
Цель: развитие произвольного внимания, памяти.
Ход игры: педагог раскладывает перед детьми карточки (от 3 до 5 в зависимости от уровня подготовленности детей) и предлагает постараться запомнить их расположение относительно друг друга. Затем ребята закрывают глаза, а педагог перекладывает одну (2, 3 и т.д.) карточку. Детям необходимо вспомнить в каком порядке лежали предметы одежды и восстановить ряд.
2. «Лото»
Ход игры: перед ребенком находится игровое поле со словами на которое следует разложить картинки с изображениями предметов одежды (по одной картинке).


Развитие мышления
1. «Четвертый лишний»
Цель: развитие наглядно-образного мышления, умения делать простые обобщения, выделять лишнее, высказывать свою точку зрения.
Ход игры:
1 вариант. Ребятам предлагается рассмотреть карточки, назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
2 вариант (со словами). Дети должны выбрать лишнее название среди четырех предложенных.


2. «Что сначала, что потом?» (с опорой на наглядность)
Цель: развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать причинно-следственные отношения.
Ход игры: педагог предлагает детям разложить карточки по заданию:
- порядок одевания на прогулку;
- порядок раздевания перед сном и др.

3. «Найди ошибки». Игры со словами
Цель: развитие логического мышления, умения анализировать, находить и исправлять ошибки.
Ход игры: на столе в ряд разложены изображения предметов одежды и подписи к ним (под картинками). Одно или несколько названий лежат неправильно (перепутаны). Детям предлагается найти ошибки и исправить их.


II блок. Развитие речи
Развитие навыков понимания речи
1. «Покажи предмет одежды»
Цель: развитие умения понимать и выполнять односложную словесную инструкцию.
Ход игры: ребенку предлагается показать предмет одежды, названный педагогом.
2. «Разложи». Игры со словами
Цель: развитие навыков понимания речи, умения соотносить изображение со словом, его называющим, развитие навыков классификации.
Ход игры:
1 вариант. На столе лежат карточки с предметами одежды. Дети берут по одной карточке с названием и кладут под соответствующее изображение.
2 вариант. На столе лежат карточки с названиями предметов одежды (слова). Ребятам предлагается разложить картинки к соответствующим названиям.
3 вариант. На столе лежат карточки с обобщающими словами (женская одежда, мужская одежда, детская одежда). Ребятам предлагается разложить картинки (слова) к соответствующим названиям.




4. «Найди по описанию»
Цель: развитие навыков понимания речи, умения находить предмет, загаданный педагогом
Ход игры: педагог загадывает предмет, не называя его, указывая только признаки. Дети отгадывают.
Алгоритм описания предмета: обобщающее слово, части предмета, для чего предназначен. Например: «Это одежда. У нее есть рукава, манжеты, воротник, карманы, пуговицы. Ее носят летом с коротким рукавом, а зимой - с длинным".

Развитие активной речи
1. «Назови предмет одежды»
Цель: активизация словарного запаса детей по теме «Одежда».
Ход игры: педагог предлагает ребятам назвать предмет одежды, изображенный на карточке; затем ответить, как называются все эти предметы одним словом.
2. «Подбери слова»
Цель: расширение словарного запаса детей, уточнение значения слов.
Ход игры: предложить ребятам подобрать имена существительные.
красивое... (платье, пальто); теплая... (кофта);
шерстяной... (свитер); вязаные... (носки);
новые... (брюки, шорты); чистая... (рубашка, майка);
и др. (по слову или с опорой на наглядность)
3. «Подбери признак»
Цель: расширение словаря признаков, уточнение значения слов.
Ход игры: предложить детям ответить, какой (каким) может быть:
Юбка (какая?) – женская, длинная, синяя, новая…
Платье (какое?) – нарядное, красивое, синее, длинное…

4. «Загадай загадку»
Цель: обучение детей составлению загадок по алгоритму.
Ход игры: дети самостоятельно по алгоритму загадывают друг другу загадки о предметах одежды, не называя предмет, указывая только его признаки.
Алгоритм описания предмета: обобщающее слово, части предмета, для чего предназначен. Например: «Это одежда. У них есть короткие штанины, карманы, пояс. Их носят летом мужчины, женщины и дети".

III блок. Развитие сенсорных, элементарных математических представлений
1. «Играем, предметы выбираем»
Цель: развитие навыков сенсорного восприятия цвета, величины, умения выбирать предмет по одному, двум признакам.
Ход игры: детям предлагается выполнить задания:
- выбрать одежду желтого (красного, зеленого, синего) цвета по слову (образцу), назвать;
- выбрать все платья (брюки, рубашки и др.) разного размера, цвета;
- найти красный длинный сарафан (синюю рубашку в клетку, детское платье с длинными рукавами и др.).
2. «Посчитай! Сколько?», «Один – много»
Цель: закрепление понятий «один», «много», счет в пределах 5-ти на наглядном материале.
Ход игры: ребятам предлагается посчитать и ответить, сколько предметов одежды на столе; чего много, а что одно?
IV блок. Развитие навыков ориентировки
1. «Разложим одежду»
Цель: развитие навыков ориентировки в пространстве, во времени, навыков классификации.
Ход игры: предложить детям разложить одежду на верхнюю, нижнюю (среднюю) полки по заданию:
- по сезону;
- по назначению;
- по принадлежности (женская, мужская, детская).
2. «Положи верно»
Цель: развитие навыков ориентировки на листе бумаги.
Ход игры: ребята раскладывают карточки на лист бумаги, располагая их по инструкции педагога.
Например: «На середину листа положите платье. Внизу – носки. Справа – рубашку» и т.д.
Комментарии (11)
сменить сортировку








