12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коновалова Елена Валерьевна3970
Место работы... Сейчас это "Центр поддержки семьи и помощи детям", а несколько лет назад это был просто детский дом для детей дошкольного возраста. Впрочем, неважно, как называется учреждение, важно, как в нем живется детям и как часто они улыбаются!)
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск

Пояснительная записка

Игра – наиболее значимая, а потому необходимая для ребенка-дошкольника деятельность. Приоритетное место игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности, в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Дидактические карточки – хорошие помощники не только для усвоения детьми определенных знаний, с их помощью развивается познавательная активность малышей, обогащается пассивный и активизируется активный словарь, развиваются психические процессы, создаются предпосылки для развития учебной деятельности.

Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. Карточки могут научить детей классифицировать, сравнивать, находить общие черты и отличия; сформировать навыки анализа и синтеза; научить говорить и читать.                                                                                               

Мною был разработан комплект дидактических карточек по теме «Одежда». Карточки созданы на основе методики обучения «глобальному» чтению Глена Дамана, суть которой в предоставлении ребенку не только зрительного изображения предметов, но и напечатанного (написанного). Если малыш видит картинку и одновременно слышит написанное слово, его мозг интерпретирует полученную информацию – «понимает» и запоминает написанное, что позволяет развить мотивацию к познанию окружающего мира, запустить речь у неговорящих детей.

Комплект карточек можно использовать на занятиях: по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи; индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях; в игровой деятельности.

Дидактические карточки предназначены для изучения и повторения материала по теме «Одежда». В комплект входит 36 карточек с изображением предметов одежды (детской, мужской, женской); 4 поля лото с названиями соответствующих предметов одежды (по принадлежности); 36 карточек с названиями предметов одежды; 4 карточки с обобщающими понятиями («Одежда», «Детская одежда», «Мужская одежда», «Женская одежда»). Всего в комплекте 76 карточек и 4 поля лото.

Для хранения карточек используется папка с файлами, которую можно дополнить развивающими заданиями по теме.

Данные карточки можно рекомендовать для занятий воспитателям, дефектологам, логопедам, психологам, родителям.

Аудитория:

- дети раннего (2-3 года), младшего (3-4 года) и среднего (4-5 лет) дошкольного возраста;

- дети дошкольного возраста с ОВЗ: задержкой речевого развития (ЗРР), общим недоразвитием речи (ОНР), задержкой психического развития (ЗПР), задержкой психоречевого развития (ЗПРР), расстройствами аутистического спектра (РАС) в зависимости от структуры дефекта и начала коррекционной работы. 

Форма работы: фронтальное обучение; подгрупповое (малая группа), индивидуальное занятие, работа в парах, домашнее задание.

Этап занятия: изучение нового материала, закрепление пройденного материала, домашнее задание.

Время:

- для детей младшего и среднего дошкольного возраста – от 10 до 20 минут на занятии, до 20 минут, если карточки используются как домашнее задание;

- для детей дошкольного возраста с ОВЗ – от 2 до 15 минут на занятии (в зависимости от сложности задания, уровня развития детей), до 15 минут, если карточка используется как домашнее задание.

Требуемые для работы знания и умения: умение слушать, понимать словесную инструкцию, умение анализировать материал задания, работать в группе, в паре (с педагогом, с ребенком).

Специальные условия: карточки должны

- иметь достаточно большой размер (не менее 7x7 см.);

- четкость изображения (один предмет на белом фоне);

- иметь название.

Цель: ознакомление, расширение и обогащение знаний детей об окружающем на материале лексической темы «Одежда»; обучение «глобальному» чтению.

Задачи:
Образовательные:

- учить детей узнавать и называть предметы одежды, пользоваться обобщающим словом;

- учить воспринимать и запоминать слова, обозначающие предметы одежды;

- продолжать учить обобщать, классифицировать по определенному признаку, сравнивать, находить сходство и различие, выделять лишнее.

 Развивающие: 

- развивать познавательную, речевую активность детей;

- развивать восприятие, внимание, память, мышление;

- активизировать в речи существительные (предметы одежды), прилагательные, глаголы.

Воспитывающие: 
- воспитывать интерес к настольным играм, совместной деятельности, желание играть в команде;

- воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.

Ожидаемые результаты:

- дети научатся соотносить, выделять и называть предметы одежды (на картинном материале, карточках с названием), пользоваться обобщающим словом «Одежда»;

- научатся классифицировать предметы одежды по принадлежности (детская, взрослая; мужская, женская), по сезону (зимняя, летняя, осенняя, весенняя);

-  научатся делать простейшие обобщения, сравнивать, выделять лишнее;

- дети научатся слушать и понимать инструкцию к заданию;

- работать индивидуально, в паре, в группе.  

Используемый материал:

- бумага формата А4;

- цветной принтер;

- пленка для ламинирования;

- ламинатор;

- файлы формата А4.

Инструкция по использованию карточек:

Игры с карточками разделены на 4 блока:

- развитие психических процессов (внимание, память, мышление);

- развитие речи (навыков понимания и активной речи);

- развитие сенсорных, элементарных математических представлений;

- развитие навыков ориентировки.

 

 

I блок Развитие психических процессов

Развитие памяти

Цель: развитие кратковременной памяти, прочности запоминания.

«Что спрятано?» (3-5 предметов).

Ход игры: педагог раскладывает перед детьми карточки (от 3 до 5 в зависимости от уровня подготовленности детей) и предлагает постараться запомнить их. Затем ребята закрывают глаза, а педагог прячет одну карточку. Детям необходимо вспомнить предмет одежды, спрятанный педагогом.

Развитие внимания

1. «Что изменилось?»

Цель: развитие произвольного внимания, памяти.

Ход игры: педагог раскладывает перед детьми карточки (от 3 до 5 в зависимости от уровня подготовленности детей) и предлагает постараться запомнить их расположение относительно друг друга. Затем ребята закрывают глаза, а педагог перекладывает одну (2, 3 и т.д.) карточку. Детям необходимо вспомнить в каком порядке лежали предметы одежды и восстановить ряд.

2. «Лото»

Цель: развитие внимания, памяти, усидчивости, умения соотносить изображение со словом, его называющим.

Ход игры: перед ребенком находится игровое поле со словами на которое следует разложить картинки с изображениями предметов одежды (по одной картинке).

 

 

 

 

Развитие мышления

1. «Четвертый лишний»

Цель: развитие наглядно-образного мышления, умения делать простые обобщения, выделять лишнее, высказывать свою точку зрения.

Ход игры:

1 вариант. Ребятам предлагается рассмотреть карточки, назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

2 вариант (со словами). Дети должны выбрать лишнее название среди четырех предложенных.

 

 

 

 

2. «Что сначала, что потом?» (с опорой на наглядность)

Цель: развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать причинно-следственные отношения.

Ход игры: педагог предлагает детям разложить карточки по заданию:

- порядок одевания на прогулку;

- порядок раздевания перед сном и др.

 

 

3. «Найди ошибки». Игры со словами

Цель: развитие логического мышления, умения анализировать, находить и исправлять ошибки.

Ход игры: на столе в ряд разложены изображения предметов одежды и подписи к ним (под картинками). Одно или несколько названий лежат неправильно (перепутаны). Детям предлагается найти ошибки и исправить их.

 

 

 

 

II блок. Развитие речи

Развитие навыков понимания речи

1. «Покажи предмет одежды»

Цель: развитие умения понимать и выполнять односложную словесную инструкцию.

Ход игры: ребенку предлагается показать предмет одежды, названный педагогом.

2. «Разложи». Игры со словами

Цель: развитие навыков понимания речи, умения соотносить изображение со словом, его называющим, развитие навыков классификации.

Ход игры:

1 вариант. На столе лежат карточки с предметами одежды. Дети берут по одной карточке с названием и кладут под соответствующее изображение.

2 вариант. На столе лежат карточки с названиями предметов одежды (слова). Ребятам предлагается разложить картинки к соответствующим названиям.

3 вариант. На столе лежат карточки с обобщающими словами (женская одежда, мужская одежда, детская одежда). Ребятам предлагается разложить картинки (слова) к соответствующим названиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. «Найди по описанию»

Цель: развитие навыков понимания речи, умения находить предмет, загаданный педагогом

Ход игры: педагог загадывает предмет, не называя его, указывая только признаки. Дети отгадывают.

Алгоритм описания предмета: обобщающее слово, части предмета, для чего предназначен. Например: «Это одежда. У нее есть рукава, манжеты, воротник, карманы, пуговицы. Ее носят летом с коротким рукавом, а зимой - с длинным".

 

 

Развитие активной речи

1. «Назови предмет одежды»

Цель: активизация словарного запаса детей по теме «Одежда».

Ход игры: педагог предлагает ребятам назвать предмет одежды, изображенный на карточке; затем ответить, как называются все эти предметы одним словом.

2. «Подбери слова»

Цель: расширение словарного запаса детей, уточнение значения слов.

Ход игры: предложить ребятам подобрать имена существительные.

красивое... (платье, пальто); теплая... (кофта);

шерстяной... (свитер); вязаные... (носки);

новые... (брюки, шорты); чистая... (рубашка, майка);

и др. (по слову или с опорой на наглядность)

3. «Подбери признак»

Цель: расширение словаря признаков, уточнение значения слов.

Ход игры: предложить детям ответить, какой (каким) может быть:

Юбка (какая?) – женская, длинная, синяя, новая…

Платье (какое?) – нарядное, красивое, синее, длинное…

 

 

4. «Загадай загадку»

Цель: обучение детей составлению загадок по алгоритму.

Ход игры: дети самостоятельно по алгоритму загадывают друг другу загадки о предметах одежды, не называя предмет, указывая только его признаки.

Алгоритм описания предмета: обобщающее слово, части предмета, для чего предназначен. Например: «Это одежда. У них есть короткие штанины, карманы, пояс. Их носят летом мужчины, женщины и дети".

 

 

III блок. Развитие сенсорных, элементарных математических представлений

1. «Играем, предметы выбираем»

Цель: развитие навыков сенсорного восприятия цвета, величины, умения выбирать предмет по одному, двум признакам.

Ход игры: детям предлагается выполнить задания:

- выбрать одежду желтого (красного, зеленого, синего) цвета по слову (образцу), назвать;

- выбрать все платья (брюки, рубашки и др.) разного размера, цвета;

- найти красный длинный сарафан (синюю рубашку в клетку, детское платье с длинными рукавами и др.).

2. «Посчитай! Сколько?», «Один – много»

Цель: закрепление понятий «один», «много», счет в пределах 5-ти на наглядном материале.

Ход игры: ребятам предлагается посчитать и ответить, сколько предметов одежды на столе; чего много, а что одно?

IV блок. Развитие навыков ориентировки

1. «Разложим одежду»

Цель: развитие навыков ориентировки в пространстве, во времени, навыков классификации.

Ход игры: предложить детям разложить одежду на верхнюю, нижнюю (среднюю) полки по заданию:

- по сезону;

- по назначению;

- по принадлежности (женская, мужская, детская).

2. «Положи верно»

Цель: развитие навыков ориентировки на листе бумаги.

Ход игры: ребята раскладывают карточки на лист бумаги, располагая их по инструкции педагога.

Например: «На середину листа положите платье. Внизу – носки. Справа – рубашку» и т.д.

 


Картинный материал
DOCX / 11.81 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (11)

сменить сортировку
Мастина Ольга Валерьевна, 27.07.19 в 23:43 6Ответить Пожаловаться
Прекрасные карточки: яркие, реалистичные, выполнены в одном стиле. И многофункциональные, что подтверждается большим количеством предлагаемых игр. Все продумано, умно, полезно. Спасибо! Нет, не так, а вот как: "Огромное спасибо!"
Коновалова Елена Валерьевна, 28.07.19 в 00:03 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо! Очень рада такому развёрнутому комментарию. :)
Федорова Людмила Ивановна, 28.07.19 в 08:49 3Ответить Пожаловаться
И от меня огромное спасибо, всё очень чётко, аккуратно, практично.
Коновалова Елена Валерьевна, 28.07.19 в 11:37 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Ивановна! Надеюсь, пособие Вам пригодится!
Татьяна Николаевна Гудкова, 28.07.19 в 22:52 3Ответить Пожаловаться
Хорошее оформление, грамотный методический подход, радует разнообразие игр. Чувствуется рука мастера.
Коновалова Елена Валерьевна, 28.07.19 в 23:08 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Николаевна! Рада вас видеть!
Саяпина Светлана Евгеньевна, 29.07.19 в 11:27 2Ответить Пожаловаться
Замечательный комплект! У Вас есть чему поучиться. Удачи в конкурсе, Елена Валерьевна! И приятного отдыха!
Коновалова Елена Валерьевна, 29.07.19 в 11:55 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Светлана Евгеньевна, за комментарий!!!
Кострикина Марина Николаевна, 30.07.19 в 23:01 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо! Материал ценный, Пригодится в работе.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.