12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузнецова Кристина Васильевна215
Россия, Краснодарский край, Крыловский район станица Октябрьская
3

Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством использования цифровых образовательных ресурсов

Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.

Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач.

Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как

читательская,

математическая,

естественно-научная,

финансовая грамотность;

глобальные компетенции и креативное мышление.

Цель обучения иностранному языку - это формирование коммуникативной компетенции, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Разберем на примерах, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.

Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12.

Типовая задача: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

«Ты гостишь у своей бабушке в деревни. Скажи своему английскому другу Бену, сколько домашних птиц есть у твоей бабушки.» Look at the pictures and count the birds.

Ex: Two ducks and two cocks are four birds.

Типовая задача на формирование финансовой грамотности может быть сформулирована так: Look at the picture, read the text and answer the questions.

English Banknotes and Coins

The official currency of the Unites Kingdom is the pound sterling which is equal to one hundred pence. The British do not use the Euro. Although a few of the big shops will accept Euro, it is rarely used across Britain. English banknotes are issued by the Bank of England. As to coins they are minted also by this state bank. The following coins are in circulation: one penny, two pence, five pence, ten pence, 20 pence, 50 pence, 1 pound, and 2 pounds. The singular of pence is "penny". The symbol for the penny is "p"; hence an amount such as 50p is often pronounced "fifty pee" rather than "fifty pence".

What is the official currency of the U.K.?

What is the smallest unit?

How many pence are there in one pound?

What banknotes in the U.K. now?

Формированию естественнонаучной грамотности способствуют задания типа:

Read the extract from the article in youth magazine and give your opinion. Is keeping animals in the zoo a good idea?

“ … Zoos help scientists and common people to learn more about animals. They show us how rich the animal world is.

But in zoos they keep animals in cages, and it is very unkind…”

Глобальные компетенции в исследовании PISA понимаются как “способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству”. Одну из глобальных проблем – проблему экологии - начинают обсуждать на уроках английского языка в 7 классе. Задание на формирование функциональной грамотности можно сформулировать следующим образом:

You are going to take part in the conference “Green Home”. Say what five important things about ecology we must teach children. Choose one of the ideas and develop it.

«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.

Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, у проектных работ. Учащиеся могут представить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок. Одно из самых любимых заданий в 6 классе «Create alien».

Do you know how aliens are look like? Draw alien as you imagine and describe.

Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. В процессе обучения учитель часто сталкивается с проблемами учащихся при работе с текстом. При чем проблемы возникают и при работе с текстом на русском языке, не говоря уже об иностранном.

Одним из самых распространенных заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания типа True-False, которые могут быть сформулированы по-разному.

Mark the correct answer according to the text.

Read the text and choose the statements which are NOT mentioned in the text.

Read the text and decide which of the fact are not stated in the text.

К отличительным особенностям текстов на формирование функционального чтения относятся:

большой объем неадапритованного текста;

информация представленная в виде рисунков, схем, диаграмм,…

интегрированные задания;

так называемые «несплошные тексты» - театральные билеты, афиши, проездные документы и т.д.

Информация представленная в виде диаграмм вызывает сложности у многих учащихся, поэтому, на мой взгляд, следует чаще использовать подобно типа задания.

Men and women have different tastes in films. Look at the diagram and comment on it using the phrases from the box.

I understand from the chart that…

I’m surprised to see that…

I find it interesting that…

It’s difficult to believe that…

I quite agree that…

Работая над формированием функциональной грамотности обучающихся, появляется необходимость в использовании учебных заданий, развивающих предметные умения. Но современный ученик просто так учиться не всегда желает, и чтобы урок стал более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным, в современном учебном процессе возникает необходимость использования ЦОР.

На сегодняшний день практически все образовательные учреждения имеют компьютеры и наборы образовательных ресурсов на компакт-дисках (хотя зачастую и не отвечающих, требованиям к ним).

ЦОР - необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме материалы: фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, "привязанные" к поурочному планированию.

Комплекты ЦОР предназначены для выполнения следующих задач: помощь учителю в подготовке и проведении урока, а также помощь обучающемуся в подготовке домашнего задания.

Цифровые образовательные ресурсы возможно применять на различных этапах урока:

при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программа презентаций Power Point):

закрепление изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы);

система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

при проведении интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web — страниц, проведение телеконференций.

Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаше всего используются на уроке. Чаше всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.

Анимации и иллюстрации я, например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить описание или рассказ на основе картинки, например: перескажи сказку или фрагмент из произведения).

На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала.

С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу.

На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР. Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило.

Хотелось бы остановиться на порталах, которые помогают в работе.

1. Цифровой образовательный контент https://educont.ru/

2. Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/main ;

3. «Фоксфорд» https://foxford.ru/levels/languages ;

4. ЯКласс https://www.yaklass.ru/p ;

5. Нейросети https://www.craiyon.com/ ;

6. Конструктор https://onlinetestpad.com/ »;

7. Издательство «Просвещение» https://prosv.ru/ .

8. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ .

Использование ЦОР на уроках английского языка можно представить схемой. Основные направления использования электронных образовательных ресурсов на уроках:

- Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

- Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

- Тренажёр

- Контроль над умениями, навыками учащихся

- Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

Вывод:

Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебные пособия, репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники) помогают учителю провести интересный урок, а учащийся успешно усвоить материал.

Применение ЦОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

- повышают интерес к урокам английского языка;

- активизируют познавательную деятельность учащихся;

- развивают творческий потенциал учащихся;

- осовременивают урок.

ЦОР может использоваться на всех этапах обучения:

- при объяснении нового материала;

- при закреплении;

- при повторении;

- при контроле знаний, умений и навыков.

Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.