12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латышева Анна Васильевна121
«Любить, понимать, верить и помогать…»
Россия, Нижегородская обл., с. Новое Иванцево
0

Выступление на тему «Развитие коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий»

Муниципальное образовательное учреждение

«Великовражская средняя школа»

 

«Развитие коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий»

 

Цель выступления: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию коммуникативной компетентности

Общение есть самая живая, 
самая обильная и прочная связь, 
соединяющая всё человечество.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Я –Латышева Анна Васильевна, учитель нач. классов, работаю по программе «Школа России» и предлагаю вам поработать на нашем занятии над темой «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.
Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эфективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Для того чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценное формирование коммуникативных компетенций. 

Языковая компетенция – это процесс и результат познавательной
деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика, как личности. Особая роль в речевой деятельности, коммуникативных навыков принадлежит начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте развивается речь, мышление, творческие способности ребёнка.       

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других.

Одна из задач, стоящих перед педагогами школы – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

«Мы любуемся речью, когда в ней предмет развивается легко и последовательно».

И. Давыдов.

Основной целью современного школьного образования является целостное и многоаспектное развитие личности школьника. И необходимым условием этого является повышение коммуникативной культуры, т.е. способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Всем хорошо известно, что научиться строить свою речь правильно, можно лишь постоянно тренируя свои речемыслительные умения.

Формирование коммуникативных компетентностей у младших школьников - актуальная проблема, решение которой важно, как для каждого человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо без общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь оно получает поддержку и сочувствие, помощь, в реализации жизненных планов.

Вся моя работа служит выполнением главных целей: постижение красоты человеческих отношений, развитие коммуникативных, речевых умений, социальных установок качеств личности: сознательное, творческое отношение к общению, интерес, внимание к партнеру по общению; ориентация на их лучшие качества; адекватное отношение к себе, способность поставить себя на место другого; культуру общения в диалоге; дискуссии; познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих, поэтому я хочу поделиться с вами некоторыми методическими приёмами, которые я использую на своих уроках .


 

1.Работа в паре имеет большое значение для формирования коммуникативных УУД.

Один из методических приёмов, который я использую - приём «Дуэль».

Этот прием можно использовать практически на любом уроке.

Очень интересно проходят дуэли на уроках окружающего мира ( например, при изучении природных зон).

На карточках могут быть записаны животные, растения определённой зоны. Один уч-ся называет слово, а другой определяет природную зону.

2. Групповая работа.

Цель групповой работы активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала .

Групповые формы организации учебной деятельности способствуют формированию у детей умения сотрудничать, слушать и слышать друг друга.

В группе повышается учебная и познавательная мотивация, эффективность усвоения учебного материала, снижается уровень тревожности учащихся.

На своих уроках я использую разнообразные виды групповой работы.

Это: Взаимообучение , Мозговой штурм, Продолжи, Охота за сокровищами,

Снежный ком, Словесный волейбол, Прием «Зигзаг»

Приём «Пазлы», Приём «Круглый аквариум».

Очень часто на различных уроках я использую методический приём «Лови ошибку»

- Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом, я могу даже подсказывать «опасные места» интонацией, жестом.

Можно ученикам предложить роль учителя, что мы сейчас с вами и продемонстрируем.

Каждой группе раздаются тексты со специально допущенными ошибками. В группах проводится обсуждение и исправление ошибок.

Для того, чтобы ограничить наиболее активных учащихся и простимулировать стеснительных, я на своих уроках использую

1 группа решит все орфографические задачи, используя талоны на выступление.

(исправляет и объясняет ошибки)

2 группа решит все орфографические задачи, используя методический приём «Карусель».

Все участники группы встают, образуют круг и проводят объяснение полученного задания без остановки, так как движется КАРУСЕЛЬ.

Этот метод вовлекает всех учащихся в обсуждение, особенно эффективен, когда вопросы сначала обсуждаются в малых группах, а затем делятся результатами обсуждения с классом.

3 группа решит все орфографические задачи, используя ПОПС формулу.

П- позиция (в чём заключается ваша точка зрения) - я считаю, что….

О- обоснование (на чём вы основываетесь, довод - ….потому, что…..

в поддержку вашей позиции)

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …. например….

С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв - ….поэтому….

к принятию вашей позиции)

Перед вами ПОПС формула, используя её докажите правильность ваших рассуждений при решении орфографических задач.

Этот методический приём помогает учащимся выработать аргументы и мнения и, используя ПОПС- формулу как образец, предложить развёрнутый логически обоснованный ответ в чёткой форме.

Представленные мною приёмы работы вызывают у детей интерес, учат рассуждать на заданную тему, строить правильные предложения и вопросы, формируют умение слушать других, высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности младших школьников, способствуют умению общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций личности

Таким образом, чтобы достичь хороших результатов в развитии коммуникативной компетентности, необходимо создавать креативную среду и совершенствовать свои знания в области современных педагогических технологий, творчески подходить к проведению уроков .

Один из мудрецов сказал очень важные слова «Скажи мне - я забуду. Покажи мне – я запомню. Вовлеки меня – я пойму»

IV. Рефлексия

Метод «Микрофон»  (Что понравилось на мастер - классе?)

Я попробовала Вас ,уважаемые коллеги вовлечь , а как у меня получилось , я хотела бы узнать:

Выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске , продолжите предложения…..

сегодня я узнал…

было интересно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрёл…

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

V. Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,        

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.