Применение технологий «Развитие познавательной активности учащихся на уроках информатики посредством использования современных образовательных технологий»

0
0
Материал опубликован 16 May 2019

Методическая разработка

«Развитие познавательной активности учащихся на уроках информатики посредством использования современных образовательных технологий»

Выполнила:

Степанова Татьяна Петровна,

учитель информатики

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Примеры применения современных образовательных технологий на уроках

информатики…………………………………………………………………….3

Список литературы………………………………………………………………10

Приложения………………………………………………………………………11

 

 

 

Введение

 

Для подготовки учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения в школах был введен предмет «Информатика». Изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящее за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся «информационном» обществе. Задачей учителя на уроках информатики является использование разных методов обучения для наиболее результативного усвоения школьной программы учениками, выбор которых очень важен.

В моей практике применяются следующие активные методы обучения:

метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;

мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;

деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;

образовательная квест-технология – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой могут использоваться информационные ресурсы;

критическое мышление – вид мышления, направленный на выявление недостатков в суждениях других людей, на оценку себя и своих возможностей;

Конец формы

технология АМО – упорядоченная совокупность (система) АМО, обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной, практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

 

Примеры применения современных образовательных технологий на уроках

информатики

Ведущая идея моей педагогической деятельности состоит в следующем: ученики должны осознавать, что школа учит не только основам наук, но и способам действий в определенных жизненных ситуациях.

Поэтому важнейшее условие самореализации личности, раскрытие творческих возможностей – это самостоятельность. Формируя у школьников самостоятельность работы на уроках информатики, ставлю перед собой две задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Метод проектов служит идеальным средством для решения этих задач. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть проект на целый учебный год или на один или несколько уроков (мини-проект). Сотрудничество и сотворчество учителя и учащихся – один из основных принципов проектной деятельности. Учитель и ученик – партнёры и единомышленники. Их объединяет совместная деятельность, направленная на решение актуальных проблем. Проблем, дискуссионных тем и вопросов, которые можно реализовать на уроке информатики, очень много. Поэтому использование проектной технологии в преподавании этого предмета представляется очень эффективным. В качестве примера приведу разработку урока в 7 классе по теме: «Создание презентации». (Приложение №1: конспект урока).

Работа над проектом проходила в несколько этапов, в рамках которых учитель и учащиеся выполняли каждый свои функции:

- подготовка к работе над проектом;

- выбор проблемы, постановка цели;

- сбор информации;

- разработка собственного варианта решения проблемы;

- реализация плана действий;

- подготовка к защите проекта;

- презентация проекта;

- анализ, обобщение, выводы (рефлексия).

При изучении темы «Мультимедиа» на первом уроке, в водной беседе, был определен круг проблемных вопросов, один из которых и лег в основу проекта «Правила создания презентации». После распределения вопросов, над которыми будут работать, учащиеся приступили к сбору информации и оформлению работы в виде презентаций. На заключительном этапе ребята защищали свои проекты, участвовали в дискуссии, анализировали, делали выводы.

Учащиеся, имеющие высокий уровень работы на компьютере, готовы к созданию более серьезных проектов, например, с элементами исследовательской деятельности. Одной из форм таких проектов являются научно-исследовательские работы. Под этой работой подразумеваем всю совокупность работ: выбор темы; поиск информации; анализ; составление модели, проведение эксперимента; представление результата.

Можно снимать интервью и ток-шоу, учебные фильмы, а также создавать мультфильмы, презентации, брошюры, буклеты и газеты.

Для решения учебной проблемы (ситуации) применяю на уроках совместно с проектами - квест-метод. Преимуществом квестов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным. Это метод активного обучения основан на реальных ситуациях. Вот один из примеров: внеклассное мероприятие по информатике в 7-8 классах по теме «Интернет без опасности». (Приложение № 2. Разработка мероприятия). Учащиеся на уроке сталкиваются с ситуацией оказания помощи в создании правил безопасного пользования интернетом, в качестве рабочей площадки используют ресурс https://sites.google.com/site/qvestbi/home. На уроке ребенку предоставляется возможность в большей степени посвятить себя творчеству, тем самым закрепляются знания, формируются умения и навыки безопасной работы в интернете.

В старших классах столкнулась с проблемой несвязной речи учащихся, неумением выражать свои мысли, применять знания в незнакомой ситуации, поэтому свое внимание заострила на технологии развития критического мышления. Это интерактивная технология развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.

Формы урока в РКМ отличаются от уроков в традиционном  обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

В 9 классе при рассмотрении темы «Логические элементы ПК. Функциональные схемы» реализую данную технологию через три этапа: вызова, осмысления и рефлексии. (Приложение №3. конспект урока).

При составлении контрольных, самостоятельных работ подбираю дифференцированные задания для учащихся с учетом базового и повышенного уровня, стараюсь включать больше творческих заданий, ориентированных на решение жизненных ситуаций.

Также к активным методам можно отнести деловую игру. Деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается также за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц. Игра оживляет повседневность учебного процесса, усиливает интерес ребят к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения материала.

Рассмотрим пример деловой игры на уроке информатики в 10 классе при изучении темы «Выбор конфигурации компьютера»:

«В городе рабо­тают несколько фирм — обществ с ог­раниченной ответственностью (000) — по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конк­ретного дня протекает следующим обра­зом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем-нибудь на досуге, например составлением крос­сворда из тех слов, которые используют­ся в работе. Затем поступает заказ: за­казчик хочет купить компьютер, но точ­но не знает, какой конфигурации дол­жен быть этот компьютер и какое до­полнительное оборудование к компьюте­ру ему понадобится. Надо ему в этом по­мочь».

Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров. Игровой моделью является рабочий день такой фирмы.

Урок содержит два основных этапа, на каждом из которых выполняется определенное задание.

Задание 1 составление кроссворда. На этом этапе учащиеся знакомятся с новой информацией по теме и составляют кроссворд с использованием данных понятий.

Задание 2 — сборка компьютера (определение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, учащиеся уз­нают определения новых понятий, функ­циональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания ученики должны представить вариант конфигурации компьютера с обо­снованием, почему они предлагают именно такой вариант.

В целях активизации мыслительной и творческой деятельности использую технологию АМО. (приложение 4 конспект урока в 7 классе «Информация и её свойства»). Особенность применения этой технологии проста, для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.

Этапы:

- инициация (начало урока, знакомство);
-
 вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
-
 формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
Фаза 2. Работа над темой.

Этапы:

- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
-
 проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.

Этапы:

- эмоциональная разрядка (релаксация);
- подведение итогов (рефлексия, оценка урока).
Каждая фаза – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяются темой и целями урока. Будучи логически связанными и дополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию. Активные методы обучения, используемые в каждой фазе, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса. 
К активным методам начала образовательного мероприятия относятся:

- АМО. Приветствия и знакомства;

Методы («Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена») эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе, помогают переключиться с одного учебного предмета на другой.

Пример АМО начала образовательного мероприятия: метод «Самолётик пожеланий».

Цель: Создание творческой атмосферы, позитивного настроя класса, формирование команды, пожелания добра.

Из чистых листов формата А4 учащиеся складывают самолётики и на крыльях записывают пожелания классу. По команде учителя (и учитель) запускают самолётики в полёт. Каждый поднимает находящийся рядом самолётик и зачитывает доставшееся пожелание.

-АМО. Выяснение целей, ожиданий и опасений.

Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и осуществить постановку целей обучения.

Пример АМО выяснение целей, ожиданий и опасений: метод «Фруктовый сад»

Цель: обеспечение личностно-ориентированного подхода.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагог мог их знать и учитывать в образовательном процессе. Численность – весь класс.

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

- АМО. Работа над темой.

К активным методам второй фазы относятся:

- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
-
 проработка содержания темы (групповая работа обучающихся).

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Пример АМО: метод «Золотой ключик».

Цели метода: привлечение внимания и мотивация учащихся, активизация мыслительной деятельности, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Группы: все участники.

Время: зависит от объема нового материала и структуры урока. Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение: учитель говорит, что информация на уроке будет ценной. Чтобы получить к ней доступ, надо найти ключ. Учитель загадывает детям загадку. Записывает на ватмане ассоциации детей, связанные с отгадкой. Отгадка – ключ к двери с важной информацией. Учитель открывает 1-ю дверь, раскрывает первую часть темы, подчёркивая совпадения с ассоциациями, названными ребятами. По завершении 1-го раздела требуется найти ключ к комнате со следующей важной информацией и т.д.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

"Белые пятна" стимулируют: многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

- АМО. Организация самостоятельной работы над темой.

Для работы можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Пример: метод «Автобусная остановка».

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек. Численность: весь класс.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение: учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершение учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

- АМО. Заключительная фаза образовательного мероприятия.

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации. Иногда достаточно нескольких минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. (динамические паузы, гимнастика для глаз, психогимнастика и т.д.)

Пример: метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе. Численность – весь класс.

Проведение: учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Примечание: если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

- АМО. Подведение итогов урока.

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы, как: «Цветное настроение», «Узелок на память», «Лестница успеха», «Инсерт», «Метод визуализации». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.

Суммируя все, что было сказано о современных образовательных технологиях, сделаем следующие выводы:

Данные технологии обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

стимулирование самостоятельной деятельности;

развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

развитие навыков самостоятельного умственного труда;

развитие универсальных навыков.

Современные образовательные технологии обучения, в первую очередь, следует применять для повышения учебной мотивации и для:

- активизации познавательной активности учащихся;

- развития способности к самостоятельному обучению;

- выработки навыков работы в коллективе;

- коррекции самооценки учащихся;

-формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками, и с учителями).

Можно применять для достижения следующих дидактических целей:

- эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;

- развитие навыков активного слушания;

- отработка изучаемого материала;

- развитие навыков принятия решения;

- эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.

Их использование приводит к изменению системы контроля.

Системное и целенаправленное применение современных образовательных технологий в образовательном процессе позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

 

Список литературы

Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Де­ловые игры. Рига: Авотс, 1989 г

Грук В. Век «Поля чудес» на уроках информатики//Наука и школа. 1997 г., № 1

Глухарева. О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.М.: ИНТОР, 1996.

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психоло­гическое обучение.' Л., 1985.

Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание,1989 г.

Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Библиотека в школе.- 2001.- №12

Кочеткова А.И. Сборник методических разработок по проведению семинара «Деловая игра». М.: Профиздат, 2000 г.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред.Е.С. Полат. М.: Издательский центр "Академия", 2000 г.

Оганесян Я Т. Методы активного социально-психологического обучения. Тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2003 г.

http://inf.1september.ru/article.php?ID=200600901

https://moi-universitet.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации