Применение технологий «Развитие познавательной активности учащихся на уроках информатики посредством использования современных образовательных технологий»
Методическая разработка
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках информатики посредством использования современных образовательных технологий»
Выполнила:Степанова Татьяна Петровна,
учитель информатики
СодержаниеВведение…………………………………………………………………………3
Примеры применения современных образовательных технологий на уроках
информатики…………………………………………………………………….3
Список литературы………………………………………………………………10
Приложения………………………………………………………………………11
Введение
Для подготовки учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения в школах был введен предмет «Информатика». Изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящее за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся «информационном» обществе. Задачей учителя на уроках информатики является использование разных методов обучения для наиболее результативного усвоения школьной программы учениками, выбор которых очень важен.
В моей практике применяются следующие активные методы обучения:
метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;
мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;
деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
образовательная квест-технология – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой могут использоваться информационные ресурсы;
критическое мышление – вид мышления, направленный на выявление недостатков в суждениях других людей, на оценку себя и своих возможностей;
Конец формы
технология АМО – упорядоченная совокупность (система) АМО, обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной, практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
Примеры применения современных образовательных технологий на уроках
информатики
Ведущая идея моей педагогической деятельности состоит в следующем: ученики должны осознавать, что школа учит не только основам наук, но и способам действий в определенных жизненных ситуациях.
Поэтому важнейшее условие самореализации личности, раскрытие творческих возможностей – это самостоятельность. Формируя у школьников самостоятельность работы на уроках информатики, ставлю перед собой две задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Метод проектов служит идеальным средством для решения этих задач. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть проект на целый учебный год или на один или несколько уроков (мини-проект). Сотрудничество и сотворчество учителя и учащихся – один из основных принципов проектной деятельности. Учитель и ученик – партнёры и единомышленники. Их объединяет совместная деятельность, направленная на решение актуальных проблем. Проблем, дискуссионных тем и вопросов, которые можно реализовать на уроке информатики, очень много. Поэтому использование проектной технологии в преподавании этого предмета представляется очень эффективным. В качестве примера приведу разработку урока в 7 классе по теме: «Создание презентации». (Приложение №1: конспект урока).
Работа над проектом проходила в несколько этапов, в рамках которых учитель и учащиеся выполняли каждый свои функции:
- подготовка к работе над проектом;
- выбор проблемы, постановка цели;
- сбор информации;
- разработка собственного варианта решения проблемы;
- реализация плана действий;
- подготовка к защите проекта;
- презентация проекта;
- анализ, обобщение, выводы (рефлексия).
При изучении темы «Мультимедиа» на первом уроке, в водной беседе, был определен круг проблемных вопросов, один из которых и лег в основу проекта «Правила создания презентации». После распределения вопросов, над которыми будут работать, учащиеся приступили к сбору информации и оформлению работы в виде презентаций. На заключительном этапе ребята защищали свои проекты, участвовали в дискуссии, анализировали, делали выводы.
Учащиеся, имеющие высокий уровень работы на компьютере, готовы к созданию более серьезных проектов, например, с элементами исследовательской деятельности. Одной из форм таких проектов являются научно-исследовательские работы. Под этой работой подразумеваем всю совокупность работ: выбор темы; поиск информации; анализ; составление модели, проведение эксперимента; представление результата.
Можно снимать интервью и ток-шоу, учебные фильмы, а также создавать мультфильмы, презентации, брошюры, буклеты и газеты.
Для решения учебной проблемы (ситуации) применяю на уроках совместно с проектами - квест-метод. Преимуществом квестов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным. Это метод активного обучения основан на реальных ситуациях. Вот один из примеров: внеклассное мероприятие по информатике в 7-8 классах по теме «Интернет без опасности». (Приложение № 2. Разработка мероприятия). Учащиеся на уроке сталкиваются с ситуацией оказания помощи в создании правил безопасного пользования интернетом, в качестве рабочей площадки используют ресурс https://sites.google.com/site/qvestbi/home. На уроке ребенку предоставляется возможность в большей степени посвятить себя творчеству, тем самым закрепляются знания, формируются умения и навыки безопасной работы в интернете.
В старших классах столкнулась с проблемой несвязной речи учащихся, неумением выражать свои мысли, применять знания в незнакомой ситуации, поэтому свое внимание заострила на технологии развития критического мышления. Это интерактивная технология развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.
Формы урока в РКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.
В 9 классе при рассмотрении темы «Логические элементы ПК. Функциональные схемы» реализую данную технологию через три этапа: вызова, осмысления и рефлексии. (Приложение №3. конспект урока).
При составлении контрольных, самостоятельных работ подбираю дифференцированные задания для учащихся с учетом базового и повышенного уровня, стараюсь включать больше творческих заданий, ориентированных на решение жизненных ситуаций.
Также к активным методам можно отнести деловую игру. Деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается также за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц. Игра оживляет повседневность учебного процесса, усиливает интерес ребят к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения материала.
Рассмотрим пример деловой игры на уроке информатики в 10 классе при изучении темы «Выбор конфигурации компьютера»:
«В городе работают несколько фирм — обществ с ограниченной ответственностью (000) — по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем-нибудь на досуге, например составлением кроссворда из тех слов, которые используются в работе. Затем поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование к компьютеру ему понадобится. Надо ему в этом помочь».
Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров. Игровой моделью является рабочий день такой фирмы.
Урок содержит два основных этапа, на каждом из которых выполняется определенное задание.
Задание 1 — составление кроссворда. На этом этапе учащиеся знакомятся с новой информацией по теме и составляют кроссворд с использованием данных понятий.
Задание 2 — сборка компьютера (определение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, учащиеся узнают определения новых понятий, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания ученики должны представить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.
В целях активизации мыслительной и творческой деятельности использую технологию АМО. (приложение 4 конспект урока в 7 классе «Информация и её свойства»). Особенность применения этой технологии проста, для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.
Этапы:
- инициация (начало урока, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
Фаза 2. Работа над темой.
Этапы:
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.
Этапы:
- эмоциональная разрядка (релаксация);
- подведение итогов (рефлексия, оценка урока).
Каждая фаза – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяются темой и целями урока. Будучи логически связанными и дополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию. Активные методы обучения, используемые в каждой фазе, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса.
К активным методам начала образовательного мероприятия относятся:
- АМО. Приветствия и знакомства;
Методы («Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена») эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе, помогают переключиться с одного учебного предмета на другой.
Пример АМО начала образовательного мероприятия: метод «Самолётик пожеланий».
Цель: Создание творческой атмосферы, позитивного настроя класса, формирование команды, пожелания добра.
Из чистых листов формата А4 учащиеся складывают самолётики и на крыльях записывают пожелания классу. По команде учителя (и учитель) запускают самолётики в полёт. Каждый поднимает находящийся рядом самолётик и зачитывает доставшееся пожелание.
-АМО. Выяснение целей, ожиданий и опасений.
Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и осуществить постановку целей обучения.
Пример АМО выяснение целей, ожиданий и опасений: метод «Фруктовый сад»
Цель: обеспечение личностно-ориентированного подхода.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагог мог их знать и учитывать в образовательном процессе. Численность – весь класс.
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
- АМО. Работа над темой.
К активным методам второй фазы относятся:
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся).
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Пример АМО: метод «Золотой ключик».
Цели метода: привлечение внимания и мотивация учащихся, активизация мыслительной деятельности, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: зависит от объема нового материала и структуры урока. Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение: учитель говорит, что информация на уроке будет ценной. Чтобы получить к ней доступ, надо найти ключ. Учитель загадывает детям загадку. Записывает на ватмане ассоциации детей, связанные с отгадкой. Отгадка – ключ к двери с важной информацией. Учитель открывает 1-ю дверь, раскрывает первую часть темы, подчёркивая совпадения с ассоциациями, названными ребятами. По завершении 1-го раздела требуется найти ключ к комнате со следующей важной информацией и т.д.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
"Белые пятна" стимулируют: многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
- АМО. Организация самостоятельной работы над темой.
Для работы можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Пример: метод «Автобусная остановка».
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек. Численность: весь класс.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение: учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершение учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
- АМО. Заключительная фаза образовательного мероприятия.
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации. Иногда достаточно нескольких минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. (динамические паузы, гимнастика для глаз, психогимнастика и т.д.)
Пример: метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе. Численность – весь класс.
Проведение: учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Примечание: если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
- АМО. Подведение итогов урока.
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы, как: «Цветное настроение», «Узелок на память», «Лестница успеха», «Инсерт», «Метод визуализации». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.
Суммируя все, что было сказано о современных образовательных технологиях, сделаем следующие выводы:
Данные технологии обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
Современные образовательные технологии обучения, в первую очередь, следует применять для повышения учебной мотивации и для:
- активизации познавательной активности учащихся;
- развития способности к самостоятельному обучению;
- выработки навыков работы в коллективе;
- коррекции самооценки учащихся;
-формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками, и с учителями).
Можно применять для достижения следующих дидактических целей:
- эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;
- развитие навыков активного слушания;
- отработка изучаемого материала;
- развитие навыков принятия решения;
- эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.
Их использование приводит к изменению системы контроля.
Системное и целенаправленное применение современных образовательных технологий в образовательном процессе позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.
Список литературы
Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989 г
Грук В. Век «Поля чудес» на уроках информатики//Наука и школа. 1997 г., № 1
Глухарева. О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.М.: ИНТОР, 1996.
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.' Л., 1985.
Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание,1989 г.
Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Библиотека в школе.- 2001.- №12
Кочеткова А.И. Сборник методических разработок по проведению семинара «Деловая игра». М.: Профиздат, 2000 г.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред.Е.С. Полат. М.: Издательский центр "Академия", 2000 г.
Оганесян Я Т. Методы активного социально-психологического обучения. Тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2003 г.