12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Толстая Татьяна Васильевна24
Россия, Курская обл., с.Розгребли Большесолдатский район
3

Выступление «Современные эффективные технологии духовно-нравственного развития обучающихся на уроках орксэ»

СОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКАХ ОРКСЭ.

Мы не выживем физически,

если погибнем духовно.

К.Д. Ушинский

Философ, писатель и педагог И.А.Ильин в своих трудах отмечал: «Образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и бесхарактерный, начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а развал цивилизации». [2,С.178]. Глава администрации президента РФ Сергей Борисович Иванов, выступая на конференции доверенных лиц президента, заявил, что серьезной проблемой для России остается одичание и падение нравов. Гордостью нашего народа всегда были духовность и нравственность. Сегодня всё больше страну охватывает духовный кризис. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. Старец Паисий Святогорец говорил, что культура – это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу необходимо «окультурить ещё и душу» [4, С. 156] Исходя из этих слов, становится понятно, почему в настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

В «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится, что духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны. «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». [1, С. 12]

Выполнению этой цели призван содействовать учебный курс ОРКСЭ. Ещё А.С.Пушкин писал: «Религия создала искусство и литературу. Всё, что было великого, в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как идея красоты вместе с идеей добра».[3. С. 123] Курс «ОРКСЭ» предполагает две линии развития личности:

- объяснить главные понятия «духовность», «бездуховность», «нравственность», «безнравственность», «добро», «зло», «справедливость», «милосердие»;

- учить определять своё отношение к происходящему, делать правильный выбор поступков, оценивать свои и чужие поступки. [5, С. 64]

В нашей школе ведётся модуль ОПК. Содержание данного модуля обладает значительным воспитательным потенциалом. Учебник представляет образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Воспитывающая задача курса – привить младшему подростку навыки нравственного самоанализа, то есть познакомить ребенка с тем, что у него есть внутренний мир - мир его души. Научить ребёнка реагировать не только на телесную боль, но и чувствовать боль души, которую посылает нам наша совесть. Есть еще информационная задача: дать базовые представления о православной культуре. Обратимся к темам уроков: «Милосердие и сострадание », «Добро и зло», «Золотое правило этики», «Любовь и уважение к Отечеству», «Христианская семья». Сами темы говорят о высоком воспитательном значении. Высказывая своё отношение к предмету, один из моих учеников написал так: « Уроки ОПК учат различать добро и зло, помогают осознавать своё поведение и объяснять поступки других людей, формируют понимание нашей православной веры».

Формы проведения моих уроков ОПК различные. В своей работе я использую исследование, моделирую проблемные ситуации, использую приемы драматизации, технологию системно – деятельностного подхода. Во время занятий ребята рисуют, лепят, сочиняют и играют. Любая информация сопровождается обсуждением проблемы: дети анализируют ситуацию и выбирают тему или образ  для сочинения или рисунка. На занятиях учащиеся прослушивают духовные песнопения, проповеди священнослужителей, знакомятся с произведениями изобразительного искусства. Стараюсь, чтобы каждый урок затронул душу ребёнка. Учимся сопоставлять трудолюбие и лень, щедрость и жадность, опрятность и неряшливость, ответственность и халатность, милосердие и жестокость, кротость и раздражительность. Домашняя работа обязательно творческая. Дети составляют тесты, берут интервью у своих родственников, посещают храмы, сочиняют рассказы, сказки, выполняют различные поделки. Но хочется отметить, что материал учебника сложен для учащихся, многие слова требуют дополнительного разъяснения. Учебник несет много религиозной информации. Мало информации художественной, поэтому мне приходится самой искать примеры из жизни и литературы, интегрировать уроки ОРКСЭ с другими уроками.

Очень часто на выручку приходят произведения из учебника «Литературное чтение». Многие произведения литературного чтения дают возможность ребёнку оценивать поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе и отделять оценку поступка от оценки самого человека.

Ведущей идеей курса ОПК является воспитание любви к Родине, к своей семье, уважения к другим народам, к культурному наследию России, формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к родной природе, стремления осознавать и признавать этические и моральные нормы, сохранившиеся в менталитете россиян. Ребёнку сложно ещё разобраться в таких серьёзных понятиях, и на помощь ему приходят великолепные странички учебника «Литературного чтения», которые я использую на уроках ОПК. Так, при изучении на уроке ОПК темы «Моя Россия» я использую страницы «Литературного чтения»:

В учебнике очень много исторического материала, который воспитывает в детях чувство гордости за свою Родину.

Раздел «Люблю всё живое» часто использую при изучении темы «Отношение христианина к природе» Этот раздел помогает формировать чувство хозяина своей страны, друга природы. Ребёнок учиться по - хозяйски относиться не только к своему личному, но и ко всему, что нас окружает.

Раздел насыщен глубоко моральными произведениями. Дети читают стихотворение - призыв В.Лунина «Никого не обижай». Стихотворение «Зяблик» С. Михалкова способствует формированию личностных морально – этических норм. Ребёнок высказывает своё мнение, как бы он поступил с зябликом на месте мальчика. Рассказ Сладкова «Без слов» учит ребёнка безмолвному и доброму отношению ко всему живому.

Усвоению детьми традиционных морально-этических ценностей способствуют разделы «Сказка». Мир народной сказки на положительных и отрицательных персонажах учит детей разбираться в хорошем и плохом, учит ребёнка правильно поступать в жизненных ситуациях. Сказка «Пых» учит ребёнка бороться со страхом. Никогда не забудет ребёнок сказку «Идэ» и преподнесённый ею урок:

«…Зачем ты меня одного оставила, бабушка?» А бабушка ему отвечает: «Не сердись, Идэ. Ты – человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек – везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь!» В учебнике представлены сказки разных народов, в которых отражаются их традиции и обычаи. Учащиеся осознают себя как часть могучего многонационального российского общества, богатого культурой каждого народа.

В формировании морально – этических норм большая роль отведена разделам «Жить по совести, любя друг друга», «Жизнь дана на добрые дела».

Доброжелательность, терпение, уважение, сострадание, забота о ближних, верность слову, честность, вежливость, отзывчивость – качества, которые формирует в детях учебник. Вместе с героем рассказа М. Зощенко «Не надо врать» обучающиеся переживают жуткую историю раскрытия обмана, вместе с ним мучаются угрызением совести, вместе с ним дают себе слово говорить всегда правду. Прочитав рассказ Л. Каминского «Сочинение», дети осуждают Лену за её лень, неуважительное отношение к маме, обман учителя. Они дают советы девочке, как ей исправиться, прогнозируют, как бы они поступили на её месте. А разве могут оставить равнодушными слова матери Котьки (Н. Носов «Огурцы»): « …И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем сын вор». Меня и детей глубоко тронули слова

М. Зощенко в рассказе «Через тридцать лет»: «…надо любить и жалеть людей. И надо дарить им иногда какие – нибудь подарки. И тогда у тех, кто дарит, и у тех, кто получает, становится прекрасно на душе. А которые ничего не дарят людям, а вместо этого преподносят неприятные сюрпризы,- у тех бывает мрачно на душе. Такие люди чахнут, сохнут и хворают нервной экземой. Память у них ослабевает, и ум затемняется. И они умирают раньше времени. А добрые, наоборот, живут крайне долго и отличаются хорошим здоровьем». Особенно актуален учебник «Литературное чтение» при изучении темы «Десять заповедей». Дети припомнили все, что читали об этом из рассказов учебной книги и внеклассного чтения. Вместе с детьми мы составили целую копилку произведений к заповедям.

Интегрирую уроки ОПК с уроками изобразительного искусства, технологии, музыки. На уроках ИЗО выполняем росписи пасхальных яиц, куличей, рисуем храмы, библейские сюжеты. На уроках технологии выполняем различные аппликации, мозаики, рождественские сувениры. На урока музыки слушаем колокольные звоны, православные песенки, которых у нас целая подборка.

Большую работу проводим с детьми во внеурочное время. Проводим классные часы, игры, экскурсии, конкурсы, на которых отрабатываем и закрепляем изученный на уроках ОПК материал.

Весомую помощь в оценке жизненных ситуаций и поступков героев оказывают притчи – небольшие назидательные рассказы в иносказательной форме. На первый взгляд они кажутся таким простыми, но несут в себе настоящую мудрость. Самые короткие притчи можно позаимствовать на сайте http://esanin.ru у российского писателя, поэта и драматурга монаха Варнавы (Евгения Георгиевича Санина). Его притчи могут состоять из одного предложения, по которому можно выстроить целый нравственный проблемный диалог. Самая грустная притча: «Шел человек. Нищий, больной, скорбящий, потерявший смысл жизни… Шёл мимо храма!» Многие притчи я нахожу на таких сайтах: http://www.logoslovo.ru, http://www.smisl-zhizni.ru, http://www.mirpozitiva.ru, http://svetoch-opk.ru. Здесь можно почитать притчи о любви и дружбе, о семье и счастье, о вере и неверии, о жизни и мудрости, о гордости и смирении. Можно посмотреть видео-притчи, послушать аудио-притчи, которые окажут большую помощь в духовно – нравственном становлении личности. Здесь же много православных фильмов и мультфильмов.

Каждому из нас известно, что наибольшую пользу приносят творческие виды работ обучающихся, на выполнение которых нужно приложить силы, старание и душу. Игры, загадки, ребусы, кроссворды, которые я применяю на уроках, делают процесс изучения ОПК более интересным, занимательным, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Очень любят дети игру «Православная копилочка». Дети делятся на две команды, вытаскивают билетик с вопросом по пройденному материалу, отвечают на него и за правильный ответ получают солнышко. Нравится детям игра «Найди пару». Дети раскладывают на столе картинки на православную тему и находят к ним соответствующие определения. Нравится детям работать в рабочей тетради. Задания тетради способствуют развитию способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе, помогают делать выводы и обобщения. Материал тетради помогает реализовать личностно - ориентированный подход, помогает построить проблемный диалог.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Здесь немаловажную роль играет проектная деятельность. Дети работали над проектами « Мои земляки в истории отечества»,

« Сохраним исчезающие растения села», «Что я знаю про Рождество» и другие.

В связи с ведением нового предмета пришлось осваивать новые технологии обработки информации. Урок всего 45 минут, а темы все весомые и значимые. Хочется больше успеть, больше сделать, больше дать. Так я освоила технику раскадровки мультфильмов, православных сюжетов, служб. Просматриваешь нужное видео, выбираешь фрагмент, вырезаешь его и преподносишь детям. Всего лишь минутные кадры, а ценность велика, потому что у детей преобладает ещё зрительное восприятие. И, кроме того, всё яркое, броское, интересное усиливает познавательную активность и интерес. Много воспитывающего видео я использую с сайтов:

http://pravera.ru, http://svsergiy.ks.ua, http://files.tvspas.ru,

http://www.youtube.com.

Много интересного и полезного для уроков ОПК можно найти на сайте мультстудии «Хорошо». Здесь созданы многие пластилиновые анимации с нравственными сюжетами, на которых можно построить проблемный диалог, разыграть миниатюру, отработать свой социальный опыт.

Большую помощь в работе мне оказывает журнал «Свечечка». Это очень интересное по содержанию и оформлению издание. Журнал помогает ребятам правильно оценивать свои и чужие поступки, а самое главное — учит доброте.

Трудно перечислить все виды деятельности по духовно – нравственному направлению, но какие бы формы работы мы не выбирали, мы должны помнить главный критерий - качественное образование и воспитание. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с собой, людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией. Поэтому можно сделать вывод, что преподавание основ православной культуры является оптимальной формой приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям, культуре своей семьи, народа, традициям, духовно-нравственного воспитания в современной российской школе.

 

Литература

1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, 2009 – с.12.

2.Ильин И.А. О воспитании в грядущей России. Москва: Русская книга, 1993 - с. 178.

3.Мережковский Д.С.. Пушкин в русской философской критике: Конец XIX — первая половина XX в. Москва: Книга, 1990 — с. 123.

4.Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно - методическое пособие - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013 — с156.

5.Огурцова Н.С. Стыд, вина и извинение. Москва: Начальная школа, 2013, №7 – с.64.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.