Выступление «Использование современных информационных технологий в работе с родителями»

2
2
Материал опубликован 15 January 2018 в группе

«Использование современных информационных технологий в работе с родителями»

   В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество активно включилось в  процесс, называемый информатизацией. Он включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

   Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

   Использование данных технологий направлено, прежде всего, на улучшение  качества образовательного процесса, которое в свою очередь зависит от тесного взаимодействия родителей (законных представителей) и образовательного учреждения. В  Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС)  сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. В рамках данного взаимодействия образовательная организация должна:

• Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  образования, общих для всего образовательного пространства РФ, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
• Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
При этом педагог должен:
• Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми
• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

   Традиционные формы  организации совместной работы педагогов и родителей, при всех их положительных характеристиках, уже не могут отвечать современным требованиям.

   Как же повысить эффективность работы с родителями?                                            

 

   Решающую роль в решении данного вопроса играет своевременный и адекватный обмен информацией, касающейся всех направлений работы учащихся и общения с ними.  В современных условиях, с одной стороны, увеличивается профессиональная нагрузка на педагогов и родителей, с каждым днем сокращается время, отводимое на общение, имеющее отношение к обучению и воспитанию детей. С другой стороны, появление и массовое распространение информационных и телекоммуникационных технологий коснулось и педагогов, и родителей, вооружив их средством дистанционного оперативного обмена информацией относительно работы школы.

    Рассмотрим несколько основных технологий и средств, используемых для повышения эффективности взаимодействия школы, педагога и родителей.

  1.Современные родители не всегда находят время для посещения школы, но даже придя в образовательное учреждение они редко обращают внимание на информационные объявления. Практически у каждого из них есть электронная почта, проверить которую у них всегда находится время. Использование электронной  почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог.  Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения о результатах домашней учебной работы, проблемах, эмоциональном настрое, состоянии здоровья, необходимые для коррекции адаптивного обучения каждого школьника. Обязательным условием для организации такой работы с родителями является наличие контактов с адресами электронной почты. Примерный план организации работы с электронной почтой:

-анкетирование родителей, сбор электронных адресов;

-создание в интернете электронного почтового ящика;

-составление списков контактов в почтовом электронном ящике;

-оформление почтового ящика;

-пробная рассылка  письма всем родителям.

При составлении писем необходимо помнить о структуре письма. Начинаться письмо всегда должно со слов «Уважаемые родители», иметь деловой стиль, корректное написание и завершаться словами «С уважением…».

   2. Проведение  онлайн-собрания для родителей . Это идеальный инструмент для проведения собраний с большим количеством участников. Среди положительных моментов: сокращение временных затрат, на проведение таких собраний, не нужны какие-то специальные приспособления для проведения, не надо устанавливать какие-либо программные обеспечения, достаточно всего лишь наушников и веб-камеры.
Родителям заранее высылается ссылка, а также логин и пароль. Родители могут задать вопрос устно (с помощью микрофона или веб-камеры) или в письменном виде (с помощью чата). Из минусов можно отметить некоторые
технические сложности( не во всех школах есть достаточное техническое оснащение для данного вида работы) и психологические. Педагоги старой закалки привыкли общаться с родителями глаза в глаза. Было время, когда классные руководители даже приходили к своим ученикам домой, чтобы познакомиться с родителями поближе, посмотреть, в каких условиях живет ребенок. Сейчас, конечно, это совершенно невозможно. И учитель слишком перегружен, и родители не жаждут подобного общения по той же причине.

  3.Наличие сайта школы дает родителям возможность оперативно получать информацию о специфике работы школы, класса, параллели, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях. При этом коллективные формы информационного взаимодействия не отрицают возможности получения каждым родителем индивидуальной или конфиденциальной информации. Сайт  школы может содержать подсистему разделения прав и полномочий пользователей. Любой родитель может обладать своим правом доступа. При помощи своего сайта школа может стать для родителей источником учебных или методических материалов, благодаря которым родители получат информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников с учетом той деятельности, что осуществляется в школе.

  4.Большинство учителей в настоящее время развивает сервис, в рамках которого родители оперативно информируются классным руководителем о ходе и результатах обучения индивидуально по каждому школьнику. С этой целью применяются мобильная почта и короткие телефонные сообщения (SMS). На сегодняшний день  доступно множество приложений для мобильных устройств (смартфоны, планшеты), которые позволяют бесплатно обмениваться сообщениями, аудио- и видео-звонками в приложениях WhatsApp, Viber и Skype. Плюсы использования данных сервисов-оперативные бесплатные сообщения, создание групповых чатов, быстрый обмен видео и фотографиями.

  5.Использование электронного дневника помогает организовать оперативное взаимодействие учителя и ученика. На первый взгляд может показаться, что электронный дневник – это посягательство на личную жизнь и свободу детей, так как теперь родители будут в курсе всех школьных событий, оценок и замечаний. Но все это только на пользу. Электронный дневник это не жесткий контроль над детьми, это возможность сблизиться детям и их родителям. От родителей не будет тайн, что позволит и детям, и родителям больше доверять друг другу и чаще общаться не только в сфере обучения, но и в контексте личных переживаний. Исправление не затянется на долгое время. Всё это даёт возможность стать более, честным и открытым человеком для общества. Благодаря этой программе у ребенка с самого раннего возраста формируется чувство ответственности. Ученик и родители видят  кривую успеваемости. (Ученик может проанализировать свою успешность за какой-либо период по всем предмету.). Известна примерная итоговая оценка по предмету, которая является средним баллом всех оценок за текущее время на данный момент, (что позволяет учащемуся планировать свою деятельность. Он видит, по какому предмету ему необходимо повысить свои знания.) Ученик и родители имеют сведения о невыполненных работах, задолженностях, домашних заданиях и т. д. Поэтому ученик знает, что он должен выучить, выполнить, сдать к определённому сроку, чтобы получить хорошую оценку. Каждый получает домашние задания, в которых прикреплён вложенный файл. Необходимо уметь его скачать на свой компьютер (для чего требуются ИКТ-знания и умения). Необходимо уметь открыть скачанный файл в нужной программе. И, если необходимо, то выполнить полученное задание в электронном виде.тПри работе с электронным дневником у ученика расширяются общие навыки работы с информационными технологиями:

- надо уметь выбрать нужный календарный период в дневнике,

- понимать условные обозначения практических, контрольных или других видов работ;

- распознавать прикрепление файла к домашним работам;

-уметь читать продолжение частично скрытого текста домашних заданий, если они не видны целиком в строке дневника. 

Электронный дневник позволяет развить навык письменного общения с учителями. Он работает как одно из средств формирования письменной речи, что требует от ученика повышения уровня грамотности, вежливости и этики.  Дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы. Дети более ответственно подходят к посещению занятий и непосредственно к учебе. В таком электронном дневнике все как в настоящем дневнике. Разница лишь в том, что родители могут в любой момент, даже на работе посмотреть, как идут дела их ребенка в школе. И еще этот дневник нельзя забыть дома или потерять.

  5. Создание закрытых групп в «Контакте» и в «Одноклассниках». Почему  именно там , потому  что , большинство  родителей  пользуются этими сайтами. Закрытая группа —  это сообщества, доступ к материалам которых ограничен и доступен только участникам этой группы. Т.е. пользователь со стороны для получения возможности следить за новостями сообщества должен подать заявку на вступление и дождаться ее одобрения. Группа должна быть именно такого формата, для сохранения конфиденциальных данных.

Создание группы направленно на решение следующих задач:

- Формирование целостного позитивного имиджа группы.

- Осуществление обмена опытом.

- Стать для родителей источником информации учебного и воспитательного характера.

- Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной.

   Следует подчеркнуть, что при всех вышеописанных формах телекоммуникационного общения родителей и учителя, необходимо прививать всем участникам взаимодействия чувство этики общения, самоуважения и уважения к собеседнику.

  При использовании этих и многих других факторов информатизации работы  учителя с родителями надо учитывать, что одним из самых главных следствий такого взаимодействия является воспитание школьника.

Умелое, эффективное и научно обоснованное применение соответствующих электронных ресурсов и компьютерных технологий в этом направлении способно внести решающий вклад в развитие учебного заведения.

 

Комментарии

Оригинальность работы 52%. Для конкурсного материала маловато.

1 March 2018

Материал требует доработки.

8 March 2018

Похожие публикации