Статья «Основные ориентиры в осуществлении преемственности между ступенями начального и дошкольного образования в условиях ФГОС»
О.С.Сазонова
МБУ ДО ГППЦ «Потенциал»,
г. Барнаул
Основные ориентиры в осуществлении преемственности
между ступенями начального и дошкольного образования в условиях ФГОС
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы преемственности дошкольного и начального образования, о проблемах взаимодействия и пути повышения сетевого взаимодействия между образовательными организациями
Ключевые слова: ФГОС, преемственность, детский сад, школа, современный ученик, успешный выпускник, адаптация
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ограждает от понимания преемственности между детским садом и начальной школы, как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.
Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
Преемственность - понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания
На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность. Первостепенным являются мотивы и желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания
Основными задачами сотрудничества детского сада и школы являются:
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Система подготовки детей к школе рассматривается в нескольких направлениях:
Сотрудничество со школой
Взаимодействие с родителями
Система методической работы с педагогами по преемственности
Образовательная и воспитательная работа с детьми
Чтобы проследить преемственность между дошкольным и начальным образованием, было проведено анкетирование образовательных организаций г. Барнаула по вопросам текущего состояния взаимодействия.
В анкетировании приняли участие 201 организация, из них 133 ДОО, и 68 школ.
Текущее состояние преемственности ДОО и НОО в реальной практике образовательных учреждений, респонденты оценили как:
старшее звено учитывает достижения предыдущего звена - 27,1%;
старшее звено диктует свои требования предыдущему звену - 12,7%;
связь и согласованность целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации образования, обеспечивающие успешный переход ребёнка на следующую ступень образования - 55,7%;
свой вариант состояния преемственности на практике - 4,5 %
Основными формами взаимодействия детского сада и школы участники анкетирования указали следующие формы взаимодействия:
приглашение коллег на родительские собрания — 24%;
экскурсии для детей в школу —23 %;
совместные методические мероприятия — 15 %
приглашение коллег на дни открытых дверей — 10%;
посещение открытых занятий в детском саду — 9%;
посещение открытых уроков в школе —9%;
совместные образовательные проекты — 6%;
Наиболее используемыми формами являются: экскурсии для детей в школу, приглашение коллег на родительские собрания. Некоторые учреждения отмечали, что проведение мероприятия имеет разовый характер, целенаправленное взаимодействие детского сада и школы не осуществляется.
В целом участники образовательных отношений оценивают взаимодействие как «успешное», так 82% опрошенных имеют договор о взаимодействии, 26% реализовывают взаимодействие в полном объеме, 67% достигают частичной реализации и 90% респондентов привлекает идея сетевого взаимодействия.
Вместе с тем, анализ ответов показывает наличие на практике проблем преемственности.
К основным проблемам можно отнести следующее:
- отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования;
- подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием;
- воспитанники после дошкольной организации поступают в разные школы и взаимодействие типа «конкретная ДОО и конкретная школа» является недостаточно действенным;
- наличие кадровых проблем: отсутствие педагогов-психологов в ОУ;
- отсутствие методического сопровождения преемственности (нет методического объединения учителей и воспитателей);
- загруженность педагогов ДОО и школ;
- отсутствие сетевого взаимодействия детских садов и школ.
Очень важно, чтобы преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены в ФГОС дошкольного и начального общего образования.
Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:
• методическая работа с педагогами;
• работа с воспитанниками;
• работа с родителями.
Наиболее эффективными, для осуществления преемственных связей в данных направлениях, респонденты (80%) отметили такие мероприятия:
Таблица 1. «Эффективные мероприятия взаимодействия»
Методическая работа | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
Взаимознакомство с ООП (ДОО-СОШ) | Проведение совместных конкурсов, выставках, интеллектуальных игр, концертов, спортивных мероприятиях, праздниках, развлечениях | Дни открытых дверей для родителей будущих первоклассников |
Открытые показы образовательной деятельности в ДОО/открытые уроки в школе | Консультации учителей для родителей будущих первоклассников | |
Семинары, тренинги для воспитателей и учителей | Организация «Центра дошкольной/школьной подготовки» | |
Организация методических объединений для учителей и воспитателей | | |
Закрепление ДОО за образовательной организацией | |
Образовательные организации города Барнаула понимают важность взаимодействия с целью обеспечения преемственных связей, верно определяют понятие «Преемственность дошкольного и начального общего образования». Почти все респонденты высказались за создание сетевого взаимодействия детских садов и школ.
Одним из направлений по улучшению качества преемственности необходимо возобновить методические объединения начальной школы и детского сада.
Результатом методических объединений должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
• обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей);
• гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
• комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Ожидаемые результаты совместной работы: обеспечение успешности ребенка на начальных этапах и более легкая адаптация. Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей. Мотивационная готовность детей к обучению в школе. Работа по преемственности ДОО и школы должна иметь беспрерывный характер образования.
Список литературы:
Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. - 304 с.
Воронцова А. Б. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособ. Для учителя 1 кл. / под ред. А. Б. Воронцова. / - М.: ВИТА – ПРЕСС, 2011 – с. 45
Удальцова А.В. Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта/Таврический научный обозреватель. 2015 №2. С.116-118
Чернова Г.А., Воронина Н.В., Майер А.А., Технология обеспечения преемственности воспитания и обучения детей между школой и детским садом в условиях малого города/ Вестник Алтайской государственной академии. 2007 №7-1. С. 76-79