12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гончарова Надежда Ивановна16
Воспитатель
Россия, Воронежская обл., пгт Кантемировка

Преемственность дошкольного и начального образования.

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме, проблеме обеспечения преемственности между детским садом и начальной школой в рамках ФГОС.

Рассмотрен процесс организации преемственности в старших группах детского сада и в первых классах начальной школы в рамках ФГОС.

Ключевые слова: преемственность, дошкольное образование, начальное образование, дошкольники, начальная школа.


Переходный период от дошкольного к школьному детству считается довольно сложным, потому необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий педагогов детского сада и начальной школы.

Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Их внедрение способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования связано с тем, что у дошкольника при поступлении в первый класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий. Современный первоклассник должен не только обладать инструментом познания, но и уметь им осознанно пользоваться. Это означает, что сегодня школа должна строить работу, а основываться на достижениях дошкольника. Изучению проблеме обеспечения преемственности между дошкольным образованием и начальной школой посвятили исследования ученые О.С. Богданова, A.B. Запорожец, Б.Г. Ананьев, С.М. Годник, А.Г. Мороз, А.М. Пышкало, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Ю.А. Самарин и др.

В настоящее время учителям начальной школы и педагогами детского сада ведется поиск преемственных форм и методов организации образовательной деятельности в ДОО и школе.

Педагогические условия преемственности в различных направлениях определяются А. В. Запорожцем, С. А. Лебедевой, Р. Б. Стеркиной, 3. Б. Лопосоновой, Т. А. Плотниковой и др. [1, с.11].

Преемственность подразумевает взаимодействие образовательных организаций: детского сада и начальной школы при определении целей, задач, содержания, методов и форм работы. На этой основе возникают технологии интегрированного функционирования дошкольных и начальных образовательных учреждений. Они рассматриваются в работах С. А. Шадовой, Г. А. Смирновой, Р. Б. Стеркиной, Л. П. Тарасовой и др.

Т. Н. Астраханцева считает, что «преемственность должна осуществляться в условиях тесного взаимодействия воспитателей и учителей, как в методическом обеспечении педагогического процесса, так и в практическом его осуществлении, соблюдения преемственности в среде жизнедеятельности детей в детском саду и начальной школе, приобщения родителей к педагогической деятельности, включения детей дошкольного и младшего школьного возраста в совместные виды деятельности, отвечающие психофизическим особенностям детей. Эти условия могут служить опорными пунктами в определении условий преемственности при подготовке детей к обучению» [1, с.11].

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

МКДОУ Кантемировский детский сад № 1 сотрудничает с МБОУ Кантемировский лицей № 1. В связи с модернизацией системы образования возникла необходимость обеспечить преемственность и непрерывность в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Анализ работы показал, что педагоги МКДОУ Кантемировский детский сад № 1 понимают значение обеспечения преемственности между детским садом и школой. Однако несколько лет назад отмечались и некоторые сложности: несовпадение взглядов на проблему готовности к обучению в школе, формализм, нерегулярные встречи воспитателей и учителей начальной школы, слабая методическая база, отсутствие согласованности целей.

За этот период была проделана большая работа: изучена нормативно-правовая документация, определены цель и задачи, составлен план работы детского сада по осуществлению преемственности со школой.

Была разработана система работы по обеспечению преемственности, проводились консультации, круглые столы с педагогами детского сада и с учителями школы, осуществлялось сотрудничество с родителями воспитанников ДОО, проводились занятия с детьми подготовительной группы по обеспечению мотивационной и психологической готовности детей.

Благодаря проводимой работе удалось обеспечить сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу, которые проводятся каждый год. Педагоги проводят родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, беседуют о выборе школы и будущих программ обучения детей.

Преемственность осуществляется по трем основных направлениям: методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника»), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы); работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий); работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Учителя начальной  школы посещают занятия по развитию речи, математике, ИЗО, анализируют знания, дают рекомендации по тому или другому разделу программы. Воспитатели старшей группы работают в контакте с учителями начальной школы: участвуют в совместных педсоветах по вопросам воспитания и обучения детей; проводят родительские собрания.

Педагоги считают, что оптимальными формами осуществления преемственности являются следующие: совместная работа педагогов и родителей с психологами; открытые мероприятия в школе и детском саду, круглые столы для родителей и специалистов школы.

Организация работы по преемственности между детским садом и школой включала в себя несколько этапов:

- составление плана мероприятий совместной деятельности по обеспечению преемственности;

- реализация намеченного плана, то есть организация и проведение запланированных мероприятий в течение всего учебного года.

Мы стремились к созданию условий, обеспечивающих эффективность осуществления преемственности. Работа проводилась по трем направлениям:

- работа с детьми по развитию их познавательных интересов и мотивации;

- работа с родителями по информированию их об особенностях подготовки детей к школе посредством родительского собрания, индивидуальных бесед и консультаций;

- работа с педагогами по изучению опыта их сотрудничества с учителями начальных классов посредством бесед, наблюдений, участия в обсуждении проблем преемственности в форме круглого стола.

В сентябре мы с детьми подготовительной группы посетили торжественную линейку возле здания школы. День знаний оставил яркие и незабываемые впечатления у наших детей. По дороге в детский сад дети оживленно беседовали о школе, рассказывали друг другу, как они пойдут в школу. Посещение линейки способствовало созданию праздничного настроения, формировало у детей желание вновь прийти в школу в качестве учеников.

По окончании экскурсии мы провели занятие по рисованию на тему: «Что тебе понравилось в школе». Дети отразили свои впечатления в рисунках, многие из них нарисовали себя и учительницу у доски.

В октябре мы привели детей на экскурсию в школу. Данная экскурсия преследовала цель: создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе.

Было замечено, что экскурсия дошкольников способствовала:

- возникновению познавательной мотивации, проявлению желания учиться в школе;

- формированию устойчивого интереса к школе;

- снятию страха у будущих первоклассников.

Анализ проведения экскурсии показал, что у детей возник интерес к школьному обучению, сформировалось положительное отношение к школе, учителю.

В октябре мы вместе с детьми изготавливали атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Школа». Организовав игру, мы заметили, что многие дошкольники хотят быть учителем. В ходе организации сюжетно-ролевой игры «Школа» мы воспитывали у детей желание принять позицию школьника – ученика, учили подчинять свои желания коллективным.

В ноябре, в ходе физкультурного праздника была проведена игра «Кто быстрее соберёт портфель». В ходе игры у детей развивали наблюдательность, закрепили знания детей о назначении школьных предметов.

Мы организовали выставку семейных фотографий «Как мои родители учились в школе» и провели конкурс творческих рассказов родителей на тему «Как я пошел в первый класс». Рассказы родителей мы прочитали детям, организовали их обсуждение.

Мы провели беседу с детьми на тему: «Для чего нужен звонок».

В январе была организована встреча с учениками – выпускниками детского сада «Наши выпускники». Дети-первоклассники пришли в гости к детям подготовительной группы. Для детей мы подготовили развлечение.

В целом, преемственность достигалась путем следующих форм работы: посещение дошкольниками уроков, встречи с учащимися, приглашение первоклассников в садик для бесед и досуга, совместные беседы о школе, экскурсии в школу, библиотеку, рассматривание иллюстраций на школьную тематику, чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни.

Для воспитателей детского сада и учителей начальной школы были организованы и проведены совместные мероприятия, круглый стол «Создание картотеки дидактических игр на школьную тематику», практическая лаборатория «Развитие графических навыков детей», проводились дни открытых дверей, открытые просмотры.

В течение года были организованы беседы для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Портрет первоклассника», «Режим будущего школьника» и др.

Были составлены памятки для родителей «Скоро в школу», в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе.

Итак, взаимодействие с учащимися первых классов и учителями, посредством разнообразных форм работы позволит обеспечить создание условий для благоприятного вхождения учащегося в школьный мир, успешную адаптацию и развитие всех участников воспитательно-образовательного процесса.


Список литературы

Астраханцева Т. Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: дис. канд. пед. наук / Т. Н. Астраханцева. -Чебоксары, 2002.  – 159 с. 

Блинова В.А. Преемственность содержания и форм организации дошкольного и начального образования// Начальная школа. – 2015. – № 8. – С.3 – 6.

Голицина Л.А. Преемственность между дошкольным и начальным образованием// Начальная школа. – 2014. – № 8. – С.3 – 6.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.