Статья на тему «Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках развивающего обучения»

1
0
Материал опубликован 12 June 2019

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Одинцова Т.Д., заведующий ГБДОУ № 79 «Семицветик»

Фрунзенского района СПБ

Одним из приоритетных направлений развития современной российской системы образования выступает обеспечение качества образования с учетом образовательных потребностей личности, задач современного общества. Развитие активной, самостоятельной, мотивированной к непрерывному образованию личности представляет собой наиболее актуальную задачу современных образовательных учреждений.

Особая роль в решении этой задачи отводится первому уровню общего образования-дошкольному образованию, так как именно этот период является во многом определяющим для дальнейшего обучения и жизненного становления ребенка. Таким образом, особую актуальность на современном этапе приобретает проблема преемственности дошкольного и начального общего образования.

Несмотря на то, что вопрос преемственности различных уровней общего образования не является новым, внедрение современных методик обучения, воспитания и развития, все более частое использование инновационных технологий подготовки детей к переходу на следующий уровень образования позволяет рассматривать данный вопрос с учетом существующих тенденций и достигнутых результатов. Особую актуальность и практическую значимость вопросы преемственности приобретают в связи с переходом российских дошкольных образовательных учреждений и школ на федеральные государственные образовательные стандарты.

Преемственность образовательного процесса на начальных его ступенях представляется как процесс и результат проявления систематичности и последовательности освоения образовательных программ дошкольного и начального общего образования на основе непрерывности «векторов» образовательных траекторий.

Таким образом, перед педагогами и руководителями образовательных организаций, реализующих программы дошкольного и начального общего образования, стоит задача не только знать требования, устанавливаемые ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования, но и понимать, как реализовать их в практике работы и почему это крайне необходимо в контексте идей развивающего обучения.

В основе развивающего обучения заложены основные, исходные положения - научно-методологические подходы и принципы, помогающие педагогу определить приоритетные ориентиры своей профессиональной деятельности.

Проблема развития является центральной в реализации ФГОС ДО. Ее решение служит фундаментом для обеспечения воспитания и обучения. В основу современной отечественной возрастной психологии легло положение о зонах актуального и зоне ближайшего развития, выделенные Л.С.Выготским.

Л.С.Выготский считал, что зона ближайшего развития является следствием становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности с другими людьми, но постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта, а также определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идёт впереди развития". Под зоной ближайшего развития ребенка понимается та область действий и задач, которые ребенок пока не может выполнить самостоятельно, но это по его силам, и он сможет с этим справиться при четком руководстве педагогога. То, что ребенок сегодня выполняет с помощью взрослого, завтра уже будет относиться к внутреннему достоянию ребенка, будет его новой способностью, умением, знанием. Таким образом, обучение будет стимулировать развитие ребенка. Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие дидактические принципы, как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, осознание ребенком процесса учения и многие другие.

Развивающее обучение в ДОУ и начальной школе осуществляется посредством вовлечения детей в различные виды деятельности. Ведущие виды деятельности дошкольников в разные возрастные периоды (младенческий, ранний, дошкольный) отражены в содержании ФГОС дошкольного образования. Важным отличием развивающего метода обучения от традиционного является максимально самостоятельный поиск ребенком новых идей и разработка оригинального плана решения поставленной задачи, выдвижение гипотез и выбор способа их проверки путем установления связей и зависимостей между известным и неизвестным. Педагогическое взаимодействие в этом случае заключается в организации образовательной деятельности, которая основывается на учете ближайшей зоны развития ребенка и направлена на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.

Центральным звеном развивающего метода на этапах дошкольного и начального обучения является самостоятельная познавательная деятельность ребенка, которая основана на способности ребенка управлять в процессе обучения своими действия в соответствии с осознаваемой целью.

Основные дидактические принципы развивающего обучения, которая ориентирует на достижение оптимального уровня общего развития детей, отражены во ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Условия для реализации задач развивающего обучения в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ( ФГОС ДО) и федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО)

Критерии сравнения

ФГОС ДО

ФГОС НОО

Общие положения ФГОС

п.1.1.2.

Стандарт разработан на основе следующих основных принципов:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы.

п.1.7.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.

 

Требования ФГОС к цели обучения

п. 1.1.4.

Основные принципы дошкольного образования:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; …

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности…»

п. 1.8

На ступени начального общего образования осуществляется … формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.

Требования ФГОС к результатам обучения

п. 4.1.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образовании, что делает неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.

п. 4.7.

Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

п. 2.9.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся: … личностным, метапредметным, предметным…

п.2.13

При итоговой оценке качества освоения Программы … должна учитываться готовность ребенка к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

п. 3.19.9.

Система оценки достижения планируемых результатов …позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

Требования ФГОС к содержанию обучения

п. 2 2.4.

Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды…

п. 2.2.6.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности…»

п.2.2.7.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)

п.2.2.9.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях

п.3.19.5.

Программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе:

- требований к результатам освоения Программы;

- программы формирования универсальных учебных действий

п. 3.19.6.

Программа должна предусматривать… создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность…, формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

 

Психолого-педагогические условия реализации Образовательной программы

п.3.2.1.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

- ориентация на интересы и возможности каждого ребенка и учет социальной ситуации его развития;

- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность…

п. 4.21.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды.

п. 4 28.

Психолого-педагогические условия реализации Программы должны обеспечивать:

- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса;

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей обучающихся;

- вариативность направлений и форм/ диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса психолого-педагогического сопровождения…

Проведенный с позиции выявления условий для реализации развивающего обучения анализ содержания ФГОС ДО И ФГОС НОО указывает на наличие обоснованного механизма их взаимосвязи и преемственности.

 

 

Список литературы

 

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2006

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 2001

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.. 2006

Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М., 2000

Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. СПб., 2002

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М., 2004

Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г., № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации