Статья на тему «Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках развивающего обучения»
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Одинцова Т.Д., заведующий ГБДОУ № 79 «Семицветик»
Фрунзенского района СПБ
Одним из приоритетных направлений развития современной российской системы образования выступает обеспечение качества образования с учетом образовательных потребностей личности, задач современного общества. Развитие активной, самостоятельной, мотивированной к непрерывному образованию личности представляет собой наиболее актуальную задачу современных образовательных учреждений.
Особая роль в решении этой задачи отводится первому уровню общего образования-дошкольному образованию, так как именно этот период является во многом определяющим для дальнейшего обучения и жизненного становления ребенка. Таким образом, особую актуальность на современном этапе приобретает проблема преемственности дошкольного и начального общего образования.
Несмотря на то, что вопрос преемственности различных уровней общего образования не является новым, внедрение современных методик обучения, воспитания и развития, все более частое использование инновационных технологий подготовки детей к переходу на следующий уровень образования позволяет рассматривать данный вопрос с учетом существующих тенденций и достигнутых результатов. Особую актуальность и практическую значимость вопросы преемственности приобретают в связи с переходом российских дошкольных образовательных учреждений и школ на федеральные государственные образовательные стандарты.
Преемственность образовательного процесса на начальных его ступенях представляется как процесс и результат проявления систематичности и последовательности освоения образовательных программ дошкольного и начального общего образования на основе непрерывности «векторов» образовательных траекторий.
Таким образом, перед педагогами и руководителями образовательных организаций, реализующих программы дошкольного и начального общего образования, стоит задача не только знать требования, устанавливаемые ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования, но и понимать, как реализовать их в практике работы и почему это крайне необходимо в контексте идей развивающего обучения.
В основе развивающего обучения заложены основные, исходные положения - научно-методологические подходы и принципы, помогающие педагогу определить приоритетные ориентиры своей профессиональной деятельности.
Проблема развития является центральной в реализации ФГОС ДО. Ее решение служит фундаментом для обеспечения воспитания и обучения. В основу современной отечественной возрастной психологии легло положение о зонах актуального и зоне ближайшего развития, выделенные Л.С.Выготским.
Л.С.Выготский считал, что зона ближайшего развития является следствием становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности с другими людьми, но постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта, а также определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идёт впереди развития". Под зоной ближайшего развития ребенка понимается та область действий и задач, которые ребенок пока не может выполнить самостоятельно, но это по его силам, и он сможет с этим справиться при четком руководстве педагогога. То, что ребенок сегодня выполняет с помощью взрослого, завтра уже будет относиться к внутреннему достоянию ребенка, будет его новой способностью, умением, знанием. Таким образом, обучение будет стимулировать развитие ребенка. Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие дидактические принципы, как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, осознание ребенком процесса учения и многие другие.
Развивающее обучение в ДОУ и начальной школе осуществляется посредством вовлечения детей в различные виды деятельности. Ведущие виды деятельности дошкольников в разные возрастные периоды (младенческий, ранний, дошкольный) отражены в содержании ФГОС дошкольного образования. Важным отличием развивающего метода обучения от традиционного является максимально самостоятельный поиск ребенком новых идей и разработка оригинального плана решения поставленной задачи, выдвижение гипотез и выбор способа их проверки путем установления связей и зависимостей между известным и неизвестным. Педагогическое взаимодействие в этом случае заключается в организации образовательной деятельности, которая основывается на учете ближайшей зоны развития ребенка и направлена на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.
Центральным звеном развивающего метода на этапах дошкольного и начального обучения является самостоятельная познавательная деятельность ребенка, которая основана на способности ребенка управлять в процессе обучения своими действия в соответствии с осознаваемой целью.
Основные дидактические принципы развивающего обучения, которая ориентирует на достижение оптимального уровня общего развития детей, отражены во ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Условия для реализации задач развивающего обучения в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ( ФГОС ДО) и федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО)
Критерии сравнения |
ФГОС ДО |
ФГОС НОО |
Общие положения ФГОС |
п.1.1.2. Стандарт разработан на основе следующих основных принципов: 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы. |
п.1.7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.
|
Требования ФГОС к цели обучения |
п. 1.1.4. Основные принципы дошкольного образования: - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; … - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности…» |
п. 1.8 На ступени начального общего образования осуществляется … формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. |
Требования ФГОС к результатам обучения |
п. 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образовании, что делает неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. п. 4.7. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. |
п. 2.9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся: … личностным, метапредметным, предметным… п.2.13 При итоговой оценке качества освоения Программы … должна учитываться готовность ребенка к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. п. 3.19.9. Система оценки достижения планируемых результатов …позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. |
Требования ФГОС к содержанию обучения |
п. 2 2.4. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды… п. 2.2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности…» п.2.2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) п.2.2.9. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях |
п.3.19.5. Программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе: - требований к результатам освоения Программы; - программы формирования универсальных учебных действий п. 3.19.6. Программа должна предусматривать… создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность…, формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
|
Психолого-педагогические условия реализации Образовательной программы |
п.3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: - уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; - использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; - ориентация на интересы и возможности каждого ребенка и учет социальной ситуации его развития; - поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; - поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; - возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; - вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность… |
п. 4.21. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды. п. 4 28. Психолого-педагогические условия реализации Программы должны обеспечивать: - преемственность содержания и форм организации образовательного процесса; - учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; - формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей обучающихся; - вариативность направлений и форм/ диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса психолого-педагогического сопровождения… |
Проведенный с позиции выявления условий для реализации развивающего обучения анализ содержания ФГОС ДО И ФГОС НОО указывает на наличие обоснованного механизма их взаимосвязи и преемственности.
Список литературы
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2006
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 2001
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.. 2006
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М., 2000
Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. СПб., 2002
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М., 2004
Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г., № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»