Статья «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»
Выступление заместителя директора Гурковой О.А. на педсовете
Тема: Преемственность начального и основного общего
образования в условиях реализации ФГОС.
Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие- сложный момент в жизни ребенка.
ФГОС направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
Приемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. То есть – научить ребёнка учиться, добывать знания.
На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо помнить о ней и начинать работу как можно раньше. Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система. разные требования и стиль обучения, большой поток информации и другие. Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера вот основная наша задача.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе- один из труднейших периодов школьного обучения.
Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов, и для родителей. Именно на 5 класс приходится резкое снижение успеваемости, дети теряют интерес к учёбе, а родители жалуются на потерю прилежания.
Возникают вопросы: 1. Что нужно сделать, чтобы этого не произошло? 2. Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? 3. Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития обучающихся? 4. Как сохранить здоровье, состояние организма обучающихся?
Самым трудным для обучающихся, попадающих из начальной школы в среднюю, является переход от одного учителя ко многим учителям-предметникам. Вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, появляются много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становится ситуативными и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках.
Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом.
Взаимопосещение уроков, совместные заседания МО учителей среднего звена и учителей начальных классов, на которых обсуждаются вопросы:
- Как учить, чтобы не переучивать?
- Каковы типичные ошибки и как их избежать?
- По каким УМК продолжить обучение?
Исходя из этого, следует сделать вывод, что преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера вот основная наша задача. Чтобы помочь ученику, пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной школе, организация деятельности педагогического коллектива в нашей школе проходит в три этапа:
Подготовительный.
Адаптационный.
Стабилизационный.
Каждый этап включает систему учебно-педагогических действий, позволяющих обеспечить единство образования и воспитания в начальной и основной школе с соблюдением валеологических требований, что в конечном итоге создает в переходный период психологическую комфортность для детей и педагогов.
Основные задачи на подготовительном этапе:
Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и II ступени.
Эмоциональная подготовка педагогов II ступени к работе с детьми младшего подросткового возраста.
Подготовка учащихся и родителей выпускных классов начальной школы к продолжению образования в школе II ступени.
Психологическое сопровождение.
Прежде всего, коллектив учителей, который будет работать в 5 классе, знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым работает начальная школа, изучает методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.
Учителя начальной школы и учителя предметники, принимающие новые классы, стараются как можно лучше понять друг друга. Для этого учителя старшего звена регулярно посещают уроки в выпускных классах начальной школы, проводят пробные уроки, присматриваются к будущим ученикам. В свою очередь, учителя начальных классов узнают характер учебных требований, предъявляемых предметниками, знакомятся с методами и приёмами их работы. Происходит корректировка учебных программ и учебных планов.
Адаптационный период.
Решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой, чем образование, – сфере социализации личности. А это значит, что, обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации, мы создаём условия для успешной социализации ребенка в обществе. В 5 классе принимающие учителя стараются не разрушить, а сохранить всё то, положительное, что заложено в начальной школе.
Задачи:
1. Формирование адаптационно-развивающей среды в параллели 5-х классов. 2. Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся в период адаптации. 3. Формирование системы дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей (по устранению факторов, препятствующих успешной адаптации). 4. Координация действий педагогического коллектива по формированию общеучебных навыков, использованию технологий в образовательном процессе. 5. Осуществление промежуточного анализа успешности учащихся в адаптационный период.
Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся 5 классов в период адаптации, – это тревожность.
Особое внимание она привлекает потому, что отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности ребёнка: не только на учёбу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
В течение адаптационного периода в нашей школе проводится мониторинг уровня тревожности школьников, включающий троекратное диагностическое обследование учащихся:
I этап – стартовая диагностика, подготовительный этап.
II этап – диагностика на начало адаптационного периода.
III этап – итоговая диагностика.
Такой подход к мониторингу уровня тревожности учащихся позволяет прогнозировать, своевременно дополнять и корректировать деятельность всего педагогического коллектива в период адаптации учащихся.
Несмотря на большую работу, которая ведется в школе, существуют сложности психологического характера. Это взаимодействие детей с разными по эмоциональному складу учителями. Даже для опытных, любящих детей педагогов камнем преткновения является незнание индивидуальных особенностей пятиклассников. Чтобы сгладить все трудности, в школе проведен психолого-педагогический консилиум, в котором принимают участие педагоги начальных классов, все предметники, работающие в 5 классах. В течение сентября проходит комплексное разностороннее наблюдение и диагностика учащихся 5 классов. Педагоги дают характеристику каждому ученику с точки зрения его эмоционального состояния, общей работоспособности, самооценки, характера мышления, развития внимания, охарактеризовали интеллектуальные способности и личностные особенности ученика.
Сопоставление практических наблюдений учителей, психолога, а особенно классных руководителей, которые ближе других предметников познакомились с пятиклассниками позволяет выйти на объективные результаты.
Анализ результативности нашей деятельности позволяет сделать вывод о том, что работа по преемственности позволяет обучающимся проходить этот этап безболезненно, сохраняя при этом результаты обученности, качество обучения не становится ниже, и как следствие – рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.