Особенности коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Скиданенко П. М., учитель-логопед
МДОБУ №18 «Колосок» ст. Прочноокопская
В современном мире одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к школьному обучению. Многие дети в первые годы обучения в школе испытывают трудности с письмом: рука ребенка быстро устаёт, теряет рабочую строку, допускает ошибки в написание букв, не успевает за сверстниками.
Л.В. Антаковой-Фоминой [4] отмечает, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Особые трудности испытывают дети с общим недоразвитием речи. Для них характерно замедленное развитие двигательной сферы. Это проявляется в неправильном выполнении тонких движений, несоблюдении заданного темпа, плохой переключаемости с одного задания на другое, недостаточной координации. Проявляется нарушения мелкой моторики у детей дошкольного возраста при конструировании, рисовании, лепки, аппликации и других видов деятельности. Наибольшие трудности дети испытывают при выполнении заданий по словесной инструкции.
Для успешного обучения в школе, должны быть развиты школьно-значимых функций и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Поэтому очень важно начиная с дошкольного возраста развивать мелкую моторику, которая является одним из главных условий последующего, успешного овладения письмом. Формирование полноценных движений пальцев рук, является необходимым звеном в общей системе коррекционной работы.
Проблемой развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи занимались: А.Н. Леонтьева, В.М. Бехтерева, Н.С. Лейтеса, А.Р.Лурия, П.К. Анохина, И.М.Сеченова. В ходе своих исследований ученные пришли к выводу, что манипуляция рук влияет на функции высшей нервной деятельности и на развитие речи.
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста - это длительный педагогический процесс, так как он осуществляется за счет специальных упражнений. Для точного понимания и выполнения каждого упражнения необходима высокий уровень форсированности зрительного и слухового восприятия, способность концентрации воли, усидчивость и работоспособность.
А. Л. Сиротюк [3] включила в свою систему коррекции психомоторных нарушений, мероприятия, основанные на двигательных методах, такие как растяжка, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для релаксации.
Одним из эффективным средством развития мелкой моторики являются игры и стихи. Игры помогают детям свободно учится владеть своими пальцами, развивают координацию движений. Вместе с этим ребенок отгадывать загадки, запоминать небольшие стихи. В процессе игр-занятий расширятся представления ребенка об окружающем мире, пополняется словарный запас. Также благоприятно влияют различные дидактические игры шнуровки, выкладывание букв из счетных палочек, пазлы, штриховки, которые сопровождаются речевыми играми. Пальчиковые игры улучшают память и внимание, помогают выработать терпение и усидчивость, развивают творческие способности и фантазию ребенка.
Н. Ю. Костылева [2] предлагает использовать фонематическую ритмику как один из эффективных приемов работы над коррекции речи детей. Фонетическая ритмика дает возможность обучать детей выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов и фраз.
В дошкольных учреждениях, особую роль, для развития мелкой моторики, играют такие виды деятельности как ролевая игра, рисование, лепка, различные виды конструирования, элементарные формы труда. По мере усвоения, появляются новые виды деятельности, к которым предъявляют более высокие требования и вызываются потребности в освоении новых движений.
Для развития тонких движений рук у дошкольников используется нейропсихологическая методика, разработанная В. А. Киселевой, А.В. Семенович которая включает в себя следующие разделы: развитие речевой моторики, развитие общей моторики и тонкой моторики пальцев рук.
С. Е. Большакова [1] предлагает пальчиковые игры и физкультминутки, которые иллюстрируются рисунками и включают в себя инсценировки. Даются рассказы для пересказа в сопровождении ручных движений. Данные упражнения благоприятно сказываются на развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения.
Таким образом, коррекционная работа по развитию тонких движений рук интересовала и продолжает интересовать многих ученых в области логопедии и дефектологии. Разнообразия выбора методик и средств, дает возможность выбрать подходящее для каждого ребенка. При ежедневной тренировки тонких движений пальцев рук, повышается работоспособность головного мозга, тем самым развивается речь ребенка и дает предпосылку к успешному обучению в школе.
Литература:
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с.
Костылева, Н.Ю.Покажи и расскажи/Н.Ю. Костылева.-М.:ТЦ СФЕРА,2007.-62 с.-ил.
Моурлот Л.И., Ремезова JI.A. М86 РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ И ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Учебно-методическое пособие. Самара: СГПУ, 2007 - 122 с
Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2008. – 60с.