12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прохоренкова Марина Юрьевна271
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска



Консультация для родителей и педагогов ДОУ


Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»


                                       


Учитель-логопед

Прохоренкова Марина Юрьевна


Смоленск, 2022


Развитие мелкой моторики у дошкольников

Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной.

Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

Развитие речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук.

По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. 

Начинать работу по развитию мелкой моторики рекомендовано начинать с самого раннего возраста. Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра «Театр пальчиков». В нее с увлечением играют дети около полутора лет и старше. Известные нам потешки «Ладушки», «Сорока-ворона», «Мальчик с пальчик» также прекрасно развивают моторику малышей до одного года. По пять минут в день вполне достаточно, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка. Можно использовать игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами. В старшем возрасте можно использовать игры с игрушками и предметами:

- раскладывание пуговиц, палочек, желудей;

- нанизывание бус, палочек, пуговиц на нитку;

      - застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний;

      - игры с мозаикой, мелким конструктором.

Для детей 5-7 лет можно использовать различные графические  упражнения:

- «Дорисуй сам»;

- «Обведи узоры»;

- «Продолжи узор»;

- штриховка, обводка, срисовывание, раскрашивание;

- продолжение узора по клеточкам;

- рисование карандашом и красками различными способами;

- лепка из пластилина, глины, раскрашивание картинок, занятия   с природным материалом, вырезывание ножницами

С детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, необходимо регулярно проводить пальчиковую гимнастику в условиях ДОУ и дома в течение 3-5 минут. Такие упражнения должны приносить детям радость.

В каждой такой гимнастике содержится большое количество пальцевых движений, сочетающихся с произносимыми стихами:

- «Пальчики здороваются»  - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиком указательного, среднего, безымянного и мизинца.

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

- «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу»;

Пальчики в футбол играют. (пальчики бегают по столу)

Все друг друга обгоняют, (пальчики бегают)

Все бегом, вприпрыжку, вскачь (пальчики прыгают) 

Все хотят ударить мяч (указательным пальцем делают резкие движения) 

- «Замок» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (постукивает друг об друга основаниями ладоней) 

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянем к себе, другую от себя, попеременно меняя) 

Потянули (тянем рки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок) 

И открыли! (разводим руки в стороны) 

Ежедневное проведение пальчиковой гимнастики с детьми приводит к:

- развивается умение управлять своими движениями, вырабатывается ловкость;

- кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;

- появляется возбуждение в речевых центрах головного мозга и резкое усиление согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи;

- развивается умение подражать взрослому, вслушиваться и понимать смысл речи, повышается речевую активность ребёнка;

- речь становится более чёткой, ритмичной, яркой, и усиливается контроль за выполняемыми движениями;

- развивается, воображение и фантазия.

- в последствии облегчается овладение навыком письма.

Таким образом, проведение пальчиковой гимнастики, графические упражнения, работа с изобразительным материалом развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, что положительно сказывается на развитии речи детей, совершенствовании психологических процессов (внимания, памяти, мышления), которые тесно связаны с речью.

В старшем и подготовительном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений должна стать важной частью коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.



Список источников:

  1. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.
  2. [Электронный ресурс]. URL: https://gerasimova-berezka4.edumsko.ru/folders/post/1478634 (дата обращения: 10.03.22)


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.