Консультация для родителей и педагогов ДОУ на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Консультация для родителей и педагогов ДОУ
Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Учитель-логопед
Прохоренкова Марина Юрьевна
Смоленск, 2022
Развитие мелкой моторики у дошкольников
Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной.
Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
Развитие речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук.
По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат.
Начинать работу по развитию мелкой моторики рекомендовано начинать с самого раннего возраста. Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра «Театр пальчиков». В нее с увлечением играют дети около полутора лет и старше. Известные нам потешки «Ладушки», «Сорока-ворона», «Мальчик с пальчик» также прекрасно развивают моторику малышей до одного года. По пять минут в день вполне достаточно, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка. Можно использовать игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами. В старшем возрасте можно использовать игры с игрушками и предметами:
- раскладывание пуговиц, палочек, желудей;
- нанизывание бус, палочек, пуговиц на нитку;
- застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний;
- игры с мозаикой, мелким конструктором.
Для детей 5-7 лет можно использовать различные графические упражнения:
- «Дорисуй сам»;
- «Обведи узоры»;
- «Продолжи узор»;
- штриховка, обводка, срисовывание, раскрашивание;
- продолжение узора по клеточкам;
- рисование карандашом и красками различными способами;
- лепка из пластилина, глины, раскрашивание картинок, занятия с природным материалом, вырезывание ножницами
С детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, необходимо регулярно проводить пальчиковую гимнастику в условиях ДОУ и дома в течение 3-5 минут. Такие упражнения должны приносить детям радость.
В каждой такой гимнастике содержится большое количество пальцевых движений, сочетающихся с произносимыми стихами:
- «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиком указательного, среднего, безымянного и мизинца.
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
- «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу»;
Пальчики в футбол играют. (пальчики бегают по столу)
Все друг друга обгоняют, (пальчики бегают)
Все бегом, вприпрыжку, вскачь (пальчики прыгают)
Все хотят ударить мяч (указательным пальцем делают резкие движения)
- «Замок» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, (постукивает друг об друга основаниями ладоней)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянем к себе, другую от себя, попеременно меняя)
Потянули (тянем рки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок)
И открыли! (разводим руки в стороны)
Ежедневное проведение пальчиковой гимнастики с детьми приводит к:
- развивается умение управлять своими движениями, вырабатывается ловкость;
- кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
- появляется возбуждение в речевых центрах головного мозга и резкое усиление согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи;
- развивается умение подражать взрослому, вслушиваться и понимать смысл речи, повышается речевую активность ребёнка;
- речь становится более чёткой, ритмичной, яркой, и усиливается контроль за выполняемыми движениями;
- развивается, воображение и фантазия.
- в последствии облегчается овладение навыком письма.
Таким образом, проведение пальчиковой гимнастики, графические упражнения, работа с изобразительным материалом развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, что положительно сказывается на развитии речи детей, совершенствовании психологических процессов (внимания, памяти, мышления), которые тесно связаны с речью.
В старшем и подготовительном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений должна стать важной частью коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Список источников:
- Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.
- [Электронный ресурс]. URL: https://gerasimova-berezka4.edumsko.ru/folders/post/1478634 (дата обращения: 10.03.22)