12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковырёва Е.О.190
Россия, Белгородская обл., Белгород

Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.

В проекте участвуют дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы компенсирующей направленности, родители.

Обоснование проекта

Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.

Во-первых, родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Во-вторых, группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов в другие особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Целью нашего проекта явилось: Формировать у детей естественно-научные представления о предметах окружающего мира, расширять кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности, развивать мелкую моторику, связную речь, мышление и творческие способности детей.

Задачи проекта:

  • развитие стремления к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности;
  • совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;
  • поддержание стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование представления о многообразии видов пуговиц;
  • знакомство детей с различными способами пришивания пуговиц;
  • совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Участники проекта: дети коррекционной группы, родители воспитанников, воспитатель.

Реализация проекта проходила в несколько этапов.

1 этап. "Что я знаю?" и "Что я хочу узнать?".

Главными вопросами стали:

«Что означает слово "пуговица"?»;

«Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?»;

«Какими были первые пуговицы?»;

«Каких видов бывают пуговицы?»;

«Из каких материалов делают пуговицы?»;

«Какие есть способы пришивания пуговиц?».

 

2 этап реализации проекта:

п/п

Действие проектной деятельности

Цель задания/игры

Участники

1

Знакомство с самыми первыми пуговицами, их материалами

Знакомство с «прародительницей» пуговицы. Упражнение в обследовании и различении различных пуговиц, закрепление знаний о пуговицах, их назначении, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов. Формирование способов сотрудничества со сверстниками.

Воспитатель, дети коррекционной группы

2

"Придумай и нарисуй свою пуговицу"

Развитие внимания, воображения, эстетического восприятия, творческого мышления. Развитие умения самостоятельно определять замысел будущей работы, дизайн. Совершенствование умения выделять главное: цвет, форму, размер.

Воспитатель, дети коррекционной группы

3

«Мы - дизайнеры»

Формирование чувства вкуса. Развитие воображения, чувства цвета, формы. Формирование умения лепить необычную пуговицу.

Воспитатель, дети коррекционной группы

4

"Пришить пуговицу разными способами"

Развитие воображения, аналитико-синтетического мышления, пространственного восприятия, речи; формирование чувства вкуса.

Воспитатель, дети коррекционной группы

5

Создание «Пуговичной библиотечки»

Учиться анализировать литературу по данной тематике, выделяя нужный материал (пословицы, поговорки, загадки про пуговицы). Обучение коллективному творчеству.

Воспитатель, дети коррекционной группы

6

Создание мини-музея поделок из пуговиц (совместно с родителями)

Привлечь родителей участвовать в проекте. Оформление мини-музея поделок из пуговиц в группе.

Родители воспитанников, воспитатель, дети коррекционной группы

7

Создание коллекции необычных пуговиц

Обследовать и различать пуговицы, закреплять знания о пуговицах, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов.

Родители воспитанников, воспитатель, дети коррекционной группы

8

Игры с пуговицами

Игра с пуговицами отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие.

Способствует развитию внимания, мышления, зрительной памяти, а также формирует представление о многообразии видов пуговиц.

Воспитатель, дети коррекционной группы

9

Игры - соревнования

Развивают чувство коллективизма, физическое здоровье, улучшают у детей сосредоточенность, внимательность, терпеливость. Благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.

Воспитатель, дети коррекционной группы

10

Массаж с пуговицами

Развивает физическое здоровье, улучшает у ребенка память, внимание, мелкую моторику, повышает способность к произвольному контролю.

Воспитатель, дети коррекционной группы

Игры — поделки. «Мы – дизайнеры»

А еще развиваем у детей творчество и фантазию.

Пуговицы могут дополнить любую поделку.

Открытки: «Салют», «Воздушные шары», «Игрушки на елке».

Рисунки и аппликации: кораблик – иллюминаторы; машина – колеса; подсолнухи – серединка; животные – нос и глаза, яблоня – яблоки, т. д.

Поделки: елочка, веселый шар, коврик, космический корабль.

Пуговичная терапия проста в применении и очень нравится детям. Создайте в группе небольшой уголок для развития сенсомоторики и дети всегда будут заняты интересным делом.

Используем пуговичные аппликации. Пластилин размазываем по картону. Вдавливая пуговицы, создаем либо цветы, либо интересные узоры, либо пуговичных рыбок и морское дно.

Игры с пуговицами

Игра «Мозаика из пуговиц»

Ребенок выкладывает в свободные кружочки пуговицы по цветам. Игра с пуговицами отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие.

Игра «Выложи узор»

Развивает мелкую моторику, внимание, мышление, зрительную память а также формирует представление о многообразии видов пуговиц.

Пуговицы можно использовать в играх по ознакомлению и закреплению таких понятий, как форма, цвет, величина. Предложите ребенку набор пуговиц, различающихся по форме, цвету и величине для сортировки. Он может выложить пуговицы по возрастанию или убыванию размера, по количеству дырочек, по цвету, по интенсивности одного цвета, найти круглые, многоугольные, овальные, т. д.

Ощупывая пуговицы, дети закрепляют название материалов, из которых они сделаны: деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.

А также выделяют структуру: гладкие, шероховатые, ребристые, с ободком, выпуклые, вогнутые, с ножкой и без.

Развитие мелкой моторики и координации движений, концентрации внимания, умения планировать свою деятельность, воспитание терпения и усидчивости все эти задачи можно решать в игре «Удивительные бусы». Отобранные по размеру и по цвету, пуговицы дети собирают на леску так, чтобы одинаковые пуговицы находились по обе стороны от центральной большой пуговицы – «кулона». И вот получились необычные бусы!

Есть много веселых игр с пуговицами.

Например, «Попади в цель»: играющие бросают пуговицы каждый своего цвета в емкость. Пуговиц какого цвета больше попало в цель, тот и выиграл.

Или «Попади в ворота»: два игрока щелчками отправляют по очереди свою пуговицу в ворота друг друга. Ворота можно сделать их любых коробочек.

Игры - соревнования

Дети делятся на две команды.

1.Игра «Самый зоркий».

По одному игроку от команды. Даются карточки с пуговицами. Кто быстрее найдет пуговицу, которую показывает логопед на своей карточке. Можно вызвать 2, 3 пару…

2.Игра «Самый точный».

По одному игроку от команды. Карточки с пуговицами, обшитые тканью. Кто быстрее и правильно сосчитает пуговицы на ощупь. Можно вызвать 2, 3 пары.

3.Игра «Самый ловкий».

Кто больше захватит пуговиц одной рукой в горсть. Правильно сосчитает.

По 3 -4 игрока от команды.

4. Игра «И ловкие, и быстрые».

Участвуют все игроки. Каждой команде перенести свои пуговицы по одной. Кто быстрее перенесет и не уронит ни одной пуговицы.

5. Игра «Накормите птиц».

Участвуют все игроки. Среди пуговиц найти зерна хурмы или орешки, или горошинки и по одной штуке унести птичке.

Массаж с помощью пуговиц

В коррекционной и развивающей работе с детьми пуговицы могут стать инструментом для проведения массажа. У каждого дома большое количество разнообразных пуговиц. Манипуляции с пуговицами доставляют ребенку большое удовольствие. Он их рассматривает, перебирает, выкладывает. Перебирание пуговиц является элементом мышечной релаксации.

Если насыпать пуговицы в емкость, дети могут захватывать их двумя руками и высыпать пуговички по одной между пальцами, растирать между ладонями, сжимать в каждой ладошке и разжимать, стараясь не уронить ни одной, выкладывать по одной в емкость из зажатого кулачка.

Предложите ребенку положить большую пуговицу на ладонь и двигать ее пальцем другой руки по ладошке, рисуя круги. Или большим пальцем двигать пуговицу по подушечкам пальцев от указательного до мизинца и обратно.

Выложите на столе пуговицы и предложите ребенку по пуговичным дорожкам «шагать» пальчиками левой и правой рукой. А потом пусть соберет все пуговицы по одной двумя пальцами, складывая их в кулачок.

В игре «Ловкие пальчики» положите ребенку пуговицу на тыльную сторону ладони и предложите с помощью двух пальцев этой же руки собрать лежащие на столе пуговицы, не уронив пуговицу с руки.

Такой своеобразный массаж позволяет развивать физическое здоровье, улучшает у ребенка память, внимание, мелкую моторику, повышает способность к произвольному контролю.

Подводя итог, хочется отметить - участие в проекте не только способствовует повышению познавательной активности детей, но также учит активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

Главное, чему научит проект и детей, и взрослых, - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить в себе удивительное назначение. Ищите, удивляйтесь, открывайте новое!

Использованная литература:

1. Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Михайлова З. А., Кларина Л. М., Серова З. А. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.

2. Кинзянова Ж. В. Сенсомоторное развитие. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ж. В. Кинзянова. - Волгоград: Учитель, - 2011. – 105 с.

3. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т. А. Ткаченко. - М.: Эксмо, - 2007. – 97 с.

4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 105 с.

5. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 98 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.