Развитие мелкой моторики у младших дошкольников при помощи камешек Марблс
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16»
(Детский сад № 16)
Представление опыта работы
«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников при помощи камешек Марблс»
Подготовила: воспитатель
Кугубаева Ирина Петровна
1 кв.кат.
Каменск – Уральский
2019
Ход мероприятия:
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать в нашем детском саде. Сегодня я представлю свой опыт работы по использованию стеклянных камешков "Марблс" с детьми дошкольного возраста.
Новый ФГОС ДО предъявляет особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это:
создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной;
обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа;
организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.
Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.
Слайд 2.
Представляю Вам материал, о практической ценности которого еще малоизвестно в педагогическом сообществе, но который, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям ФГОС ДО, и может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста – это камешки Марблс.
Столкнувшись на просторах интернета с этим необычайно привлекательным материалом, я сразу прониклась симпатией к нему и желанием сотворить что - то свое для того, чтобы затем применить в работе с детьми. Этой технологией пользуются еще логопеды и психологи, решая свои задачи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
В процессе более глубокого изучения, выяснила, что исследование происхождения камешков Марблс началось недавно. Лишь в течение нескольких прошедших лет появились первые серьезные монографии в этом направлении.
Слайд 3.
Что же такое Марблс? Небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик.
Слайд 4.
Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в Марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в Марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины.
Упоминание об игре в шарики мы встречаем во Франции 12 века. Там она называлась «bille», что можно перевести, как «небольшой шар». В старинных рукописях, начиная с пятнадцатого столетия, довольно часто встречается упоминание о глиняных и мраморных шарах, предмете игр школяров. В Голландии игра была известна под названием «knikkers», т. е. «керамический». Свое же нынешнее название Марблс (marbles) игра получила в Англии в 18 веке, когда туда были завезены мраморные шарики (напомню, что мрамор по-аглийски marble) из Германии, где были созданы первые шлифовальные машины (что позволило делать шарики из полудрагоценных камней в промышленном масштабе). Шарики из полудрагоценных камней были дорогими и их могли позволить себе только обеспеченные дети. Обычным же оставалось играть в керамические (к слову, они продержались вплоть до 19 века). Однако у них был один серьезный недостаток, – во время игры глиняные шарики легко разбивались.
Слайд 5.
Существуют игры, придуманные специально для марблс, например, такая древняя игра, дошедшая до нас, как «Калах».
Игра «Калах» - это одна из вариаций игры «Манкала», её история по самым строгим предположениям насчитывает пять тысяч лет, а многие учёные дают ей и все семь. Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это в колыбели цивилизации, на востоке Африки.
Выбитые в камнях ряды лунок найдены в древнем городе Алеппо в Сирии, в храмах Мемфиса, Фив и Луксора в Египте и вдоль караванных путей в южной Африке, в пустыне Калахари.
Слайд 6.
Изготовление Марблс
Веками Марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о Марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии Марблс. Первые Марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления Марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве Марблс. Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия.
Слайд 7.
С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные. После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются.
Слайд 8. (видео)
Слайд 9.
На Западе увлечение марблс носит характер мании, да так и называется – мания марблс. Существуют клубы коллекционеров марблс, оформителей, работающих с марблс, игроков.
Слайд 10.
Новые технологии изготовления Марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.
Кроме того, эффектные Марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
Слайд 11.
Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию.
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Камешки имеют разнообразные оттенки и цвета, красота которых завораживает настолько, что взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение – это весёлые, полезные и простые игры.
Данные камешки можно использовать в работе с детьми начиная с 2-3 лет и старше. Но помните, что детки младшего возраста могут свободно брать их в рот, поэтому рекомендуется использовать более крупные МАРБЛС и обязательно играть под присмотром взрослых.
Шарики Марблс и декоративные камешки вызывают у дошкольников чувство радости, счастья, стремление щупать, трогать, перебирать, играть с ними. В силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.
Слайд 12.
Задачи, которые реализуются при игре в Марблс:
формирование ориентировки на листе бумаги;
обогащение словарного запаса;
знакомство с различными видами сенсорных эталонов;
формирование умения детей сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер);
развитие сложных координированных движений рук и моторики пальцев;
развитие памяти, внимания и логического мышления детей;
развитие фантазии и творческого воображения.
Все эти задачи можно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.
Дидактические игры с шариками Марблс и камешками формируют точное и полное восприятие свойств предметов. Словесные обозначения свойств и качеств данного материала обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмыслению воспринимаемого. Различные виды игр и игровых упражнений предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса.
Слайд 13.
Деятельность детей должна быть вызвана мотивами, стремлениями и базироваться на эстетическом наглядном материале. В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышаются мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, поскольку именно оно лежит в основе чувственного познания.
Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или индивидуально.
Слайд 14.
Формы работы
Подгрупповая форма работы - позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы по каким-либо признакам. Например, по уровню развития, по возрасту и др. Это улучшает эффективность работы, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей.
Парная форма работы - предполагает работу детей в паре. Это объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. Пары можно формировать по желанию педагогов или по желанию детей. К тому же в помощь слабому ребенку можно дать ребенка посильнее.
Индивидуальная форма работы - предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка.
Слайд 15.
В младшем возрасте проводим занятия на развитие мелкой моторики, сенсорики. В старшем дошкольном возрасте уделяется внимание развитию логического мышления и развитию речи (обучения грамоте).
Нужно отметить то, что при работе с камешками Марблс следует соблюдать следующие рекомендации:
Гигиена рук.
Осторожность при игре, так как камешки хрупкие.
Проводить игры в присутствии взрослых - Марблс небольшого размера, дабы избежать случаев, когда ребенок пытается заглотить камешек.
Для достижения наилучшего эффекта использовать соответствующую музыку.
Методы работы:
Словесные методы (устные и печатные).
Игровые методы (дидактические).
Наглядные методы (методы иллюстраций и метод демонстраций).
Слайд 16.
Виды камешков
Камешки бывают различные: они имеют круглую или квадратную форму, бывают разные по размеру и по цветовой окраске.
Наряду с такими камешками используются фигурки, отображающие реальные изображения: листики и яблочки различного цвета, желуди, совы, морские обитатели. Их применяют в работе с сюжетной картинкой, например: «Развесь осенние (весенние) листики на дерево», «Осенью в саду созревают яблоки», «На дубе выросли желуди», «Подводное царство» и т.д.
Слайд 17.
Во второй младшей группе для развития мелкой моторики пальцев рук наших воспитанников я начала проект под названием «Волшебные камешки».
Слайд 18.
Цель использования камушков МАРБЛС:
Развитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционной техники, с использованием камешек Марблс.
Слайд 19.
Тип проекта: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь – май
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала;
подбор материала для коммуникативной и продуктивной деятельности (камни, камушки Марблс)
составление плана работы по проекту
Для реализации проекта я подобрала и оформила картотеку картинок для выкладывания камешками, для рисования пальчиками, а также к лепке (заплатки).
Слайд 20.
Приобрела игры «Умные камешки» по различным лексическим темам, а также совсем недавно дополнила новые игры.
Слайд 21.
Подобрала картотеку пальчиковой гимнастики по различным темам. Оформила пальчиковые игры – дорожки (выкладываем камешками дорожки и ходим по ним пальчиками).
Слайд 22.
А для большего интереса к играм с камешками подобрала сказки (слушаем сказки, а потом помогаем героям).
Слайд 23.
В совместной деятельности проводится пальчиковая гимнастика.
Слайд 24.
Основной:
Образовательная деятельность:
1. Беседы: «Можно ли брать камни в рот»
2. НОД «Волшебный камешек»,
3. Художественное слово: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки?»;
4. Изобразительная деятельность: рисование пальчиками: «Дождь», конструирование природными камнями «Дом из камня»; лепка: «Пластилиновые заплатки»
5. Исследовательская деятельность:
Опыты: «Твердый или мягкий?»; «Может ли камень издавать звуки?»; «Что будет, если положить камень в воду?»; «Какие камни, холодные или теплые?»; «Пахнут камни или нет?».
Слайд 25.
Игровая деятельность:
«Муфта» - Приятное релаксационное воздействие шариков марблс на рецепторы пальцев,
Слайд 26.
«Золушка» - Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Задание: педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.
Слайд 27.
«Домики для камешков» - Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Усвоение названий цветов. Развитие зрительного, слухового восприятия, памяти, мышления. Развитие мелкой моторики рук.
Слайд 28.
«Выложи по образцу» - Цель: развитие умения различать цвета, называть их. Развитие зрительного восприятия. Развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Слайд 29.
Эти игры и упражнения способствуют развитию умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов.
Слайд 30.
Использование в работе с детьми камешков Марлс развивает фантазию и творчество детей.
Слайд 31.
Заключительный этап:
Проведение итоговых мероприятий со всеми участниками образовательного процесса: дети, педагоги, родители.
Родители являются полноправными участниками образовательных отношений, специально для них разработаны буклеты, подготовлены консультации, подобраны игры для совместного обыгрывания дома.
Слайд 32.
В конце учебного года для родителей был проведен мастер-класс, где они могли познакомиться с технологией и возможностью применения ее в домашних условиях.
Практическая часть.
У нас имеется разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить.
А теперь, пожалуйста, выберете камешек своего настроения (звучит тихая приятная музыка, каждый педагог берёт камешек обдуманно, не торопится). Расскажите, как Вы выбирали свой камешек, что чувствовали.
1. Обследование камешков.
- Что в этих контейнерах? Как вы полагаете?
- Опустите свои руки в контейнеры и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т. д.)
- Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)
- А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:
- Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и, раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)
- Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)
- Пинцетные (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в контейнер, второй на стол).
- Что за звуки мы услышали? (в контейнере – звон, на столе – стук)
- Взять красные камешки большим и третьим, и т.д.
Можно упражнять все пальчики в любом порядке слева направо
- Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в контейнер.
- Что услышали? (шум)
Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.
Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)
2. Пространственная ориентация.
- Возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;
- Возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;
- Возьми синий камень и положите перед собой;
- Возьми желтый камень и положи сзади посуды;
Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?
(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т.д)
3. Работа над антонимами «прямой-кривой».
- Слева сидящие выкладывают прямую тропинку любого цвета, можно чередовать камешки по цвету, форме, размеру.
- Справа сидящие – кривую.
4. Игры.
Я предлагаю использовать камешки Марблс для организации следующих игр:
«Чудесный мешочек»
Задачи: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.
Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак.
Зелёный камешек – зелёный огурец, лук, крокодил и т.д.
Жёлтый камешек – жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т.д.
Выложи по заданию
Задачи: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.
Графический диктант
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.
Педагог даёт устную инструкцию: положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.
5.Релаксация.
Работа с камнями без образца.
Педагогам предлагается выложить рисунок на заданную тему – «Подводный мир» без образца на столе.
Рефлексия.
Если вам понравилось, и вы будете использовать эту технологию игры с камешками марблс, то на смайлике выложите камешками улыбку, если вы считаете, что это не интересно – печальную улыбку.
Слайд 31.
СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!
Кияйкина Наталья Федоровна