12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кугубаева Ирина Петровна69
Россия, Свердловская обл., Каменск-Уральский
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»
3

«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников при помощи камешек Марблс»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16»

(Детский сад № 16)

 

Представление опыта работы

«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников при помощи камешек Марблс»
 

Подготовила: воспитатель

Кугубаева Ирина Петровна

1 кв.кат.

 

Каменск – Уральский

2019

Ход мероприятия:

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать в нашем детском саде. Сегодня я представлю свой опыт работы по использованию стеклянных камешков "Марблс" с детьми дошкольного возраста.

Новый ФГОС ДО предъявляет особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это:

создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной;

обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа;

организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Слайд 2.

Представляю Вам материал, о практической ценности которого еще малоизвестно в педагогическом сообществе, но который, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям ФГОС ДО, и может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста – это камешки Марблс.

Столкнувшись на просторах интернета с этим необычайно привлекательным материалом, я сразу прониклась симпатией к нему и желанием сотворить что - то свое для того, чтобы затем применить в работе с детьми.  Этой технологией пользуются еще логопеды и психологи, решая свои задачи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

В процессе более глубокого изучения, выяснила, что исследование происхождения камешков Марблс началось недавно. Лишь в течение нескольких прошедших лет появились первые серьезные монографии в этом направлении.

Слайд 3.

Что же такое Марблс? Небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик.

Слайд 4.

Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в Марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в Марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины.

Упоминание об игре в шарики мы встречаем во Франции 12 века. Там она называлась «bille», что можно перевести, как «небольшой шар». В старинных рукописях, начиная с пятнадцатого столетия, довольно часто встречается упоминание о глиняных и мраморных шарах, предмете игр школяров. В Голландии игра была известна под названием «knikkers», т. е. «керамический». Свое же нынешнее название Марблс (marbles) игра получила в Англии в 18 веке, когда туда были завезены мраморные шарики (напомню, что мрамор по-аглийски marble) из Германии, где были созданы первые шлифовальные машины (что позволило делать шарики из полудрагоценных камней в промышленном масштабе). Шарики из полудрагоценных камней были дорогими и их могли позволить себе только обеспеченные дети. Обычным же оставалось играть в керамические (к слову, они продержались вплоть до 19 века). Однако у них был один серьезный недостаток, – во время игры глиняные шарики легко разбивались.

Слайд 5.

Существуют игры, придуманные специально для марблс, например, такая древняя игра, дошедшая до нас, как «Калах».

Игра «Калах» - это одна из вариаций игры «Манкала», её история по самым строгим предположениям насчитывает пять тысяч лет, а многие учёные дают ей и все семь. Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это в колыбели цивилизации, на востоке Африки.

Выбитые в камнях ряды лунок найдены в древнем городе Алеппо в Сирии, в храмах Мемфиса, Фив и Луксора в Египте и вдоль караванных путей в южной Африке, в пустыне Калахари.

Слайд 6.

Изготовление Марблс 

Веками Марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о Марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии Марблс. Первые Марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления Марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве Марблс. Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия.

Слайд 7.

С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные. После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются.

Слайд 8. (видео)

Слайд 9.

На Западе увлечение марблс носит характер мании, да так и называется – мания марблс. Существуют клубы коллекционеров марблс, оформителей, работающих с марблс, игроков.

Слайд 10.

Новые технологии изготовления Марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.

Кроме того, эффектные Марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

Слайд 11.

Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Камешки имеют разнообразные оттенки и цвета, красота которых завораживает настолько, что взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение – это весёлые, полезные и простые игры.

Данные камешки можно использовать в работе с детьми начиная с 2-3 лет и старше. Но помните, что детки младшего возраста могут свободно брать их в рот, поэтому рекомендуется использовать более крупные МАРБЛС и обязательно играть под присмотром взрослых.

Шарики Марблс и декоративные камешки вызывают у дошкольников чувство радости, счастья, стремление щупать, трогать, перебирать, играть с ними. В силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.

Слайд 12.

Задачи, которые реализуются при игре в Марблс:

формирование ориентировки на листе бумаги;

обогащение словарного запаса;

знакомство с различными видами сенсорных эталонов;

формирование умения детей сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер);

развитие сложных координированных движений рук и моторики пальцев;

развитие памяти, внимания и логического мышления детей;

развитие фантазии и творческого воображения.

Все эти задачи можно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.

Дидактические игры с шариками Марблс и камешками формируют точное и полное восприятие свойств предметов. Словесные обозначения свойств и качеств данного материала обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмыслению воспринимаемого. Различные виды игр и игровых упражнений предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса.

Слайд 13.

Деятельность детей должна быть вызвана мотивами, стремлениями и базироваться на эстетическом наглядном материале. В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышаются мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, поскольку именно оно лежит в основе чувственного познания.

Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или индивидуально.

Слайд 14.

Формы работы

Подгрупповая форма работы - позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы по каким-либо признакам. Например, по уровню развития, по возрасту и др. Это улучшает эффективность работы, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей.

Парная форма работы - предполагает работу детей в паре. Это объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. Пары можно формировать по желанию педагогов или по желанию детей. К тому же в помощь слабому ребенку можно дать ребенка посильнее.

Индивидуальная форма работы - предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка.

Слайд 15.

В младшем возрасте проводим занятия на развитие мелкой моторики, сенсорики. В старшем дошкольном возрасте уделяется внимание развитию логического мышления и развитию речи (обучения грамоте).

Нужно отметить то, что при работе с камешками Марблс следует соблюдать следующие рекомендации:

Гигиена рук.

Осторожность при игре, так как камешки хрупкие.

Проводить игры в присутствии взрослых - Марблс небольшого размера, дабы избежать случаев, когда ребенок пытается заглотить камешек.

Для достижения наилучшего эффекта использовать соответствующую музыку.

Методы работы:

Словесные методы (устные и печатные).

Игровые методы (дидактические).

Наглядные методы (методы иллюстраций и метод демонстраций).

 

 

Слайд 16.

Виды камешков

Камешки бывают различные: они имеют круглую или квадратную форму, бывают разные по размеру и по цветовой окраске.
Наряду с такими камешками используются фигурки, отображающие реальные изображения: листики и яблочки различного цвета, желуди, совы, морские обитатели. Их применяют в работе с сюжетной картинкой, например: «Развесь осенние (весенние) листики на дерево», «Осенью в саду созревают яблоки», «На дубе выросли желуди», «Подводное царство» и т.д.

Слайд 17.

Во второй младшей группе для развития мелкой моторики пальцев рук наших воспитанников я начала проект под названием «Волшебные камешки».

Слайд 18.

Цель использования камушков МАРБЛС:

Развитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционной техники, с использованием камешек Марблс.

Слайд 19.

Тип проекта: долгосрочный.

Сроки реализации: сентябрь – май

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала;

подбор материала для коммуникативной и продуктивной деятельности (камни, камушки Марблс)

составление плана работы по проекту

Для реализации проекта я подобрала и оформила картотеку картинок для выкладывания камешками, для рисования пальчиками, а также к лепке (заплатки).

Слайд 20.

Приобрела игры «Умные камешки» по различным лексическим темам, а также совсем недавно дополнила новые игры.

Слайд 21.

Подобрала картотеку пальчиковой гимнастики по различным темам. Оформила пальчиковые игры – дорожки (выкладываем камешками дорожки и ходим по ним пальчиками).

Слайд 22.

А для большего интереса к играм с камешками подобрала сказки (слушаем сказки, а потом помогаем героям).

Слайд 23.

В совместной деятельности проводится пальчиковая гимнастика.

 

 

Слайд 24.

Основной:

Образовательная деятельность:

1. Беседы: «Можно ли брать камни в рот»

2. НОД «Волшебный камешек»,

3. Художественное слово: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки?»;

4. Изобразительная деятельность: рисование пальчиками: «Дождь», конструирование природными камнями «Дом из камня»; лепка: «Пластилиновые заплатки»

5. Исследовательская деятельность:

Опыты: «Твердый или мягкий?»; «Может ли камень издавать звуки?»; «Что будет, если положить камень в воду?»; «Какие камни, холодные или теплые?»; «Пахнут камни или нет?».

Слайд 25.

Игровая деятельность:

«Муфта» - Приятное релаксационное воздействие шариков марблс на рецепторы пальцев,

Слайд 26.

«Золушка» - Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Задание: педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Слайд 27.

«Домики для камешков» - Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Усвоение названий цветов. Развитие зрительного, слухового восприятия, памяти, мышления. Развитие мелкой моторики рук.

Слайд 28.

«Выложи по образцу» - Цель: развитие умения различать цвета, называть их. Развитие зрительного восприятия. Развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Слайд 29.

Эти игры и упражнения способствуют развитию умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов.

Слайд 30.

Использование в работе с детьми камешков Марлс развивает фантазию и творчество детей.

 

 

Слайд 31.

Заключительный этап:

Проведение итоговых мероприятий со всеми участниками образовательного процесса: дети, педагоги, родители.

Родители являются полноправными участниками образовательных отношений, специально для них разработаны буклеты, подготовлены консультации, подобраны игры для совместного обыгрывания дома.

Слайд 32.

В конце учебного года для родителей был проведен мастер-класс, где они могли познакомиться с технологией и возможностью применения ее в домашних условиях.

 

Практическая часть.
У нас имеется разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить. 

А теперь, пожалуйста, выберете камешек своего настроения (звучит тихая приятная музыка, каждый педагог берёт камешек обдуманно, не торопится). Расскажите, как Вы выбирали свой камешек, что чувствовали.

1. Обследование камешков.

- Что в этих контейнерах? Как вы полагаете?

- Опустите свои руки в контейнеры и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т. д.)

- Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)

- А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:

- Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и, раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)

- Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)

- Пинцетные (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в контейнер, второй на стол).

- Что за звуки мы услышали? (в контейнере – звон, на столе – стук)

- Взять красные камешки большим и третьим, и т.д.

Можно упражнять все пальчики   в любом порядке слева направо

- Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в контейнер.

- Что услышали? (шум)

Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.

Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений?  (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)

2. Пространственная ориентация.

- Возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;

- Возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;

- Возьми синий камень и положите перед собой;

- Возьми желтый камень и положи сзади посуды;

Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?

(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т.д)

 3. Работа над антонимами «прямой-кривой».

- Слева сидящие выкладывают прямую тропинку любого цвета, можно чередовать камешки по цвету, форме, размеру.

- Справа сидящие – кривую.

4. Игры.

Я предлагаю использовать камешки Марблс для организации следующих игр:

«Чудесный мешочек»

Задачи: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.

Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак.

Зелёный камешек – зелёный огурец, лук, крокодил и т.д.

Жёлтый камешек – жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т.д.

Выложи по заданию

Задачи: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Графический диктант

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Педагог даёт устную инструкцию: положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.

5.Релаксация.

Работа с камнями без образца.

Педагогам предлагается выложить рисунок на заданную тему – «Подводный мир» без образца на столе.

 

Рефлексия.

Если вам понравилось, и вы будете использовать эту технологию игры с камешками марблс, то на смайлике выложите камешками улыбку, если вы считаете, что это не интересно – печальную улыбку.

Слайд 31.

 СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!
 

Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 12.11.19 в 07:55 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Действительно, материал очень актуален и нравится детям! А, где можно посмотреть презентацию?!

Отредактировано 12-11-2019 07:59

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.