Презентация «Развитие мелкой моторики у младших школьников на уроках изобразительного искусства при освоении основ круглой скульптуры»
Развитие мелкой моторики у младших школьников на уроках изобразительного искусства при освоении основ круглой скульптуры.
Актуальность проекта В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации. Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется также в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое. Именно поэтому, актуальность изучения способов и методов развития мелкой моторики бесспорна. Среди их большого количества (пальчиковая гимнастика, рисование, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей, вышивание, вязание, макраме и т.п.) лепка занимает одно из основных мест. В процессе лепки совершенствуются все психические функции: память, воображение, зрительное восприятие – развитие глазомера, мышление – умение анализировать, сравнивать, сенсорное восприятие. Занятия лепкой знакомят ребёнка со скульптурой, развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с пластичными материалами, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся. Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов, расширяются возможности изобразительной деятельности детей, что способствует их гармоничному развитию в процессе обучения.
В.А. Сухомлинский писал о важности развития мелкой моторики: “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”. В.А. Сухомлинский писал о важности развития мелкой моторики: “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
«…В семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете». «…В семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете».
Проведя теоретический анализ методической и научной литературы, мы можем сказать, что исследователи обращают внимание на необходимость и педагогическую значимость работы по коррекции моторики у детей в комплексе коррекционно-развивающих мероприятий. Выяснялось, что проблема развития мелкой моторики достаточно полно разработана в психолого-педагогических и методических исследованиях ученых в области педагогики, психологии, изобразительного искусства — Л.З.Арутюнян (Андронова), Р.Д.Бабенкова, Л.И.Белякова, И.А.Грошенков, А.А.Дмитриев, М.М.Кольцова, B.И.Лубовский, Е.М.Мастюкова, В.М.Мозговой, М.С.Певзнер и др.
Задачи проекта: Определить содержательную сущность понятия «моторика», «мелкая моторика», «скульптура», «круглая скульптура». Изучить особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе. Разработать модель методической системы обучения лепки на уроках изобразительного искусства на примере круглой скульптуры.
Моторика. Моторика. В большом психологическом словаре под редакцией Б.Л. Мещерековой моторика (англ. motorics) определяется как вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата). В книге А.А. Реана «Психология человека от рождения до смерти» моторика - движения, осуществляемые скелетно- мышечной системой. В словаре-справочнике по психомоторике В.П. Дудьева моторика (от лат. мotor - приводящий в движение) рассматривается как двигательная активность организма, отдельных его частей.
Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется мотивация учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется мотивация учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями. Главная и самая правильная форма физического воспитания детей — игра. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, высоко оценивая ее роль, писал: “У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать этой игрой всю его жизнь”.
Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Под термином «мелкая моторика» понимается точные движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата. В психологической литературе мелкая моторика рассматривается как психомоторное качество. Все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев Психофизиологическая структура движения сложна утверждает Н.А.Бернштейн, поэтому он определяет мелкую моторику как «координацию тонких движений пальцев рук, как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа иными словами, превращение его в управляемую систему».
И.Кант считает, что мелкая моторика - это двигательная проекция кисти руки в человеческом мозге. Он пишет: «Рука-вышедший наружу мозг» И.Кант считает, что мелкая моторика - это двигательная проекция кисти руки в человеческом мозге. Он пишет: «Рука-вышедший наружу мозг» Отечественные специалисты в области педагогики Г.С.Коморова, Н.А. Ветлугина, В.А.Езикеева определили мелкую моторику как совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций. Они утверждают, что процесс развития мелкой моторики у учащихся, представляет собой сложную психическую деятельность, она взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. По мнению Павлова И.П. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением. Поэтому от уровня развития мелкой моторики зависит интеллектуальная готовность ребёнка к обучению в школе. В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. По мнению Павлова И.П. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением. Поэтому от уровня развития мелкой моторики зависит интеллектуальная готовность ребёнка к обучению в школе. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А.В. Антакову-Фомину, М.И. Кольцову, Е.И. Исенину. .
Ряд экспериментов, в частности проведенных Кольцовой М.М., посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгировано, способствуя стойкому повышению работоспособности центральной нервной системы. Ряд экспериментов, в частности проведенных Кольцовой М.М., посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгировано, способствуя стойкому повышению работоспособности центральной нервной системы. Подобные исследования были проведены такими крупными учёными, как: Леонтьев Л.А., Лурия А.Р., Мастюкова Е.М., Павлов И.П., Пименова Е.М., Сеченов И.М., Сухомлинский В.А., Феличева Т.Б. Была подтверждена связь интеллектуального развития, уровня развития речи со степенью сформированности тонких движений рук.
Одним из видов развития мелкой моторики рук является лепка. Это процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом: влажной глиной, пластилином, воском, тестом, посредством придания ему формы с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т.п. Одним из видов развития мелкой моторики рук является лепка. Это процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом: влажной глиной, пластилином, воском, тестом, посредством придания ему формы с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т.п. При работе с пластилином координируются движения не только рук, но и глаз, развивается цветовое восприятие, умение различать основные цвета и их оттенки. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого - интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого. Лепка является средством развития мелкой моторики. Поэтому было необходимо рассмотреть такое понятие как «скульптура».
Скульптура (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы. Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Скульптура (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы. Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Один из видов скульптуры, обозримой со всех сторон, – круглая скульптура (статуя или композиция). Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Чтобы рассмотреть трехмерный объем скульптуры, представить себе решение статуи в целом или увидеть все фигуры скульптурной группы, зрителю надо обойти вокруг скульптурное произведение. Особенностью круглой скульптуры является то, что образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения: рождаются новые впечатления, раскрывающие модель в непрерывно меняющихся силуэтах.
По видам скульптуры можно выделить: лепка круглых форм (круглая скульптура), рельефная лепка (рельеф). По видам скульптуры можно выделить: лепка круглых форм (круглая скульптура), рельефная лепка (рельеф). По способу создания образа: по памяти, по представлению (по словесному описанию, по рисунку, схеме и т.д.), с натуры. По способу организации детей и характеру их деятельности бывает индивидуальная, коллективная или комплексная, когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, играми.
Основными способами лепки являются - конструктивный, скульптурный, комбинированный. Основными способами лепки являются - конструктивный, скульптурный, комбинированный. Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано - уже в 2 - 3 года - и часто сами «открывают» его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка. Скульптурный способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа, из куска пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма - основа, которая дополняется более мелкими деталями (детали вытягиваются, прищипываются и т.д.). Скульптурный способ - более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным, т.к. в процессе изображения детям дошкольного и младшего школьного возраста легче идти от анализа, перечисления деталей предмета к их объединению в каком-то конкретном образе. Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 - 8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим возможностям.
Анализ методической и научной и литературы позволил мне сделать следующие выводы: Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Лепка - один из проверенных способов развития мелкой моторики. Скульптура, выполненная на уроке, является звеном в общей цепи развития художественно- творческих способностей, поскольку сама становится объектом восприятия для многих учащихся. Скульптура пробуждает способность познавать мир через собственное эмоционально-ценностное отношение – проживание художественного образа. Изучение скульптуры детьми позволит постичь историческое содержание, ценность и уникальность произведений искусства. Развивать творческий потенциал, познавательный интерес учащихся, формировать интерес и уважение к историческому прошлому человечества, прививать любовь к искусству, воспитывать эстетический и художественный вкус.
Анализ методической литературы Позволил выявить следующие противоречия: - начиная обучение в школе ( в возрасте 6-7 лет) 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. - в общеобразовательной школе вопросу развития мелкой моторики на примере круглой скульптуры уделяется недостаточно внимания. - отсутствие методических моделей в педагогической и методической литературе по изучению скульптуры и лепки.
Выявленные противоречия позволили сформировать основную проблему: какими особенностями должна обладать методическая модель изучения круглой скульптуры на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе? Выявленные противоречия позволили сформировать основную проблему: какими особенностями должна обладать методическая модель изучения круглой скульптуры на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе?
Практическая часть
цель, объект, предмет исследования Цель – выявить методические особенности развития мелкой моторики у младших школьников на уроках изобразительного искусства при освоении основ круглой скульптуры. Объект - процесс освоения круглой скульптуры на уроках изобразительного искусства. Предмет исследования- методическая система и её особенности для обучения детей основам круглой скульптуры в начальной школе.
Гипотеза. освоение лепки на примере круглой скульптуры в младших классах будет более эффективным, если: 1. Будут учитываться психолого-педагогические особенности учащихся (возрастные, индивидуальные, креативные); 2. Будет реализована методическая модель обучения детей лепке на уроках изобразительного искусства в школе. 3. В процессе занятия будет осуществляться анализ примеров круглой скульптуры. Это позволит постичь их историческое содержание, их ценность и уникальность. 4. Будут рассмотрены различные способы и приёмы лепки, что позволит детям развить мелкую моторику и обоготить свои работы разнообразием.
Возрастные особенности учащихся младших классов. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Это период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Внимание в этом возрасте недостаточно устойчиво, ограничено по объему, необходима частая смена вида деятельности. Наглядность и яркие положительные эмоции позволяют младшим школьникам легко запоминать и усваивать материал. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут.
Особое внимание в начальных классах следует обратить на декоративно-прикладное искусство. Изделия декоративно-прикладного искусства содержат в себе, как правило, богатство жизненных обобщений, остроту и живость впечатления, отмечены оригинальностью, мастерством и вкусом художника. При этом понимание и восприятие их относительно просто (по сравнению с произведениями скульптуры или живописи). На примерах этих изделий проще продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как при их рассматривании дети не отвлекаются на сюжетную и смысловую стороны работы (как в скульптуре или картине): внимание сосредоточено в данном случае на выразительности самой формы изделия. Особое внимание в начальных классах следует обратить на декоративно-прикладное искусство. Изделия декоративно-прикладного искусства содержат в себе, как правило, богатство жизненных обобщений, остроту и живость впечатления, отмечены оригинальностью, мастерством и вкусом художника. При этом понимание и восприятие их относительно просто (по сравнению с произведениями скульптуры или живописи). На примерах этих изделий проще продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как при их рассматривании дети не отвлекаются на сюжетную и смысловую стороны работы (как в скульптуре или картине): внимание сосредоточено в данном случае на выразительности самой формы изделия. Младшие школьники с удовольствием лепят декоративные игрушки по мотивам народных образцов.. На таких уроках учитель имеет богатые возможности познакомить ребят с народными промыслами, дать им достаточно широкий круг художественных понятий.
Конечная цель системы учебных занятий по лепке не подготовка мастеров, специалистов-скульпторов, а общее развитие учащихся, пробуждение их творческих способностей. Конечная цель системы учебных занятий по лепке не подготовка мастеров, специалистов-скульпторов, а общее развитие учащихся, пробуждение их творческих способностей. Отсюда вытекают два следующих принципиально важных положения, которые учитель должен иметь в виду, определяя тему занятия. Во-первых, не имеет смысла включать в программу для начальных классов такие специальные тренировочные темы, как лепка с натуры куба, шара, параллелепипеда и пр. Такие задания уместны в художественных школах, где обучение технике изображения, изучение изобразительной грамоты ведется более основательно. Для младших школьников эти задания будут в значительной степени абстрактными. Во-вторых, темы должны быть достаточно сложными, требующими постоянной активности, напряжения интеллекта и творческих сил учащихся. Последовательность тем развертывается с учетом постепенного усложнения в техническом и, главное, в художественном отношении. Содержание занятий дает возможность научить детей различным способам лепки, которые они смогут использовать самостоятельно при изображении тех или иных предметов на всех последующих занятиях. Обучение лепке детей требует от учителя применения многих методов и приемов обучения, выбор их зависит от характера задачи, решаемой на занятии, от сложности их тем.
Последовательность тем развертывается с учетом постепенного усложнения в техническом и, главное, в художественном отношении. Последовательность тем развертывается с учетом постепенного усложнения в техническом и, главное, в художественном отношении. Содержание занятий дает возможность научить детей различным способам лепки, которые они смогут использовать самостоятельно при изображении тех или иных предметов на всех последующих занятиях. Обучение лепке детей требует от учителя применения многих методов и приемов обучения, выбор их зависит от характера задачи, решаемой на занятии, от сложности их тем. Таким образом, можно сделать вывод, что лепка из пластилина помогает детям младшего школьного возраста раскрыть свои творческие способности самостоятельно, а также под наблюдением педагога. Детям нравится лепить из данного материала, так как материал пластичен, может принимать любую форму и отвечать замыслам ребенка.
Методическая модель развития мелкой моторики на уроке изобразительного искусства в младших классах на примере круглой скульптуры. Учитель Ученик Диалог Развитие мелкой моторики Выполнение круглой скульптуры Эмоциональные переживания Обмен мнением Усвоение информации
Ожидаемые результаты обучения 1. Познакомить детей со скульптурой, выявить сущность понятия «круглая скульптура». Выделить структурные компоненты скульптуры (значение, виды, функции). 2. Развить образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства. 3. Расширить возможности изобразительной деятельности. Рассмотреть и применить разнообразные приёмы лепки из пластического материала, что позволит улучшить развитие мелкой моторики рук. 4. Воспитать организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с пластичными материалами, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.
Проектирование основных компонентов методической системы развития мелкой моторики у младших школьников на примере круглой скульптуры.
Содержание Развитие творческого потенциала и познавательного интереса учащихся посредством изучения круглой скульптуры. Методы Объяснительно-иллюстративный метод; метод диалога; практический метод. Формы Объяснение, беседа, выполнение творческого задания, анализ и самоанализ учащимися своих работ. Средства Применение технических средств (компьютеров, проекторов, аудио ряда), учебно-наглядные пособия. Критерии Решение познавательных, воспитательных и развивающих задач; формирование познавательных интересов учащихся, единство формирования ЗУН как специальных, так и общих; создание благоприятного психологического микроклимата.
Анализ программ по изобразительному искусству (В.С Кузин., Б.М. Неменский)
Тематическое планирование уроков (Б.М. Неменский) 1 класс № урока Тема урока Ожидаемые результаты обучения 4. Изображать можно в объеме. Урок–игра. Объемные изображения. Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. 18. Домики, которые построила природа. Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.),анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.
Тематическое планирование уроков (Б.М. Неменский) 2 класс № урока Тема урока Ожидаемые результаты обучения 6. Выразительность материалов для работы в объеме. Овладевать приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать объёмное изображение живого с передачей характера. 19. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Сравнивать сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером
Тематическое планирование уроков (Б.М. Неменский) 3 класс № урока Тема урока Ожидаемые результаты обучения 1. Твои игрушки придумал художник. Лепка игрушки из пластилина или глины. Разнообразие форм и декора игрушек. Рассматривать с детьми игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские) Связь внешнего оформления игрушек и его формой. 27. Скульптура в музее и на улице. Скульптура – объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Понимать отличие скульптуры от живописи и графики. Знать основные скульптурные материалы (камень, металл, дерево, глина). Называть основные виды скульптуры: скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.
Тематическое планирование уроков в начальных классах (В.С. Кузин) 2 класс № ур. Тема урока Ожидаемые результаты обучения 2. Лепка. Осень – грибная пора. Создавать объемные изображения из пластилина, используя конструктивный и пластический способы лепки. 13. Лепка. Игрушки по мотивам народных промыслов (Дымково, Филимоново, Каргополь). Изготавливать игрушки по мотивам народных промыслов (Дымково, Филимоново, Каргополь). Передавать характерные черты внешнего облика сказочного героя, его одежды, украшений. Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с конструированием. 14. Лепка. Игрушки по мотивам народных промыслов. Ярославская глиняная игрушка. Изготавливать игрушки по мотивам народных промыслов (Ярославская глиняная игрушка). Передавать характерные черты внешнего облика сказочного героя, его одежды, украшений. Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с конструированием. 19. Лепка. Наши друзья - животные. Использовать знания о пропорциях фигуры человека. Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира. Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с конструированием.
Панагушина Елена Аркадьевна