Развитие мелкой моторики учащихся первого класса через организацию работы с бумагой в технике оригами на занятиях кружка «Очумелые ручки»

5
0
Материал опубликован 28 January 2023

​​​​​​​
Приложение 3.17DOCX / 49.82 Кб
Приложение 3.16DOCX / 49.28 Кб
Приложение 3.15DOCX / 206.58 Кб
Приложение 3.14DOCX / 47.44 Кб
Приложение 3.13DOCX / 39.57 Кб
Приложение 3.12DOCX / 64.13 Кб
Приложение 3.11DOCX / 312.3 Кб
Приложение 3.10DOCX / 179.5 Кб
Приложение 3.9DOCX / 49.69 Кб
Приложение 3.8DOCX / 46.92 Кб
Приложение 3.7DOC / 309.5 Кб
Приложение 3.6DOCX / 34.45 Кб
Приложение 3.5DOCX / 164.71 Кб
Приложение 3.4DOCX / 43.57 Кб
Приложение 3.3DOCX / 34.21 Кб
Приложение 3.2DOCX / 181.13 Кб
Приложение 3.1DOCX / 135.31 Кб
Приложение 5DOC / 474.5 Кб
Приложение 4 (продолжение)DOC / 246.5 Кб
Приложение 4DOC / 335 Кб
Приложение 2DOCX / 30.58 Кб
Приложение 1DOC / 479.5 Кб
ПрезентацияPPTX / 1000.65 Кб
Тезисы для презентацииDOC / 41.5 Кб

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30 г. Комсомольска-на-Амуреа Хабаровского края






Развитие мелкой моторики учащихся первого класса через организацию работы

с бумагой в технике оригами на занятиях кружка «Очумелые ручки»


















Алексеева

Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов

МОУ СОШ № 3о

г. Комсомольска-на-Амуре


t1674898647aa.jpg























г. Комсомольск-на-Амуре


2020г.

В сентябре 2019 года я приняла первоклассников: маленьких, шумных, послушных и не очень, но желающих учиться и все – все узнать. Дети внимательно слушали меня, старались выполнять все правильно и вовремя, но не всегда получалось.

Основная проблема, с которой я столкнулась в этом учебном году -

нарушение моторики руки у большинства моих учеников. Для первоклассников это очень важно, так как развитая моторика необходима для усвоения школьной программы и, прежде всего, для овладения письмом. Движения рук у 70% учащихся моего класса были недостаточно точны и целенаправленны. Письменные работы ученики выполняли крайне небрежно. Многие дети не могли правильно держать ручку. Поэтому элементы букв не умещались в строке, положенного наклона не получалось, элементы наклонялись в разные стороны. Не все дети понимали, как нужно правильно писать, не могли определить место, откуда надо начинать писать, в какую сторону вести ручку. (Приложение 1).

К тому же, недостаточное развитие мелкой моторики оказывает отрицательное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Отсюда, плохая речь, мыслительные операции развиты ниже среднего. Дети с трудом пересказывали, плохо улавливали главную мысль, слабо составляли рассказ по картинкам.

Мелкая моторика играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом, чтением, речью. Нарушение мелкой моторики является причиной школьной дезадаптации, приводит к снижению учебной мотивации, а иногда возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Школьник, развивая моторику, приобретает ряд умений, необходимых в практической жизни и при решении познавательных задач, что способствует развитию творческого воображения, готовит к самостоятельной умственной работе, оказывает влияние на развитие его воли, на формирование его характера.

На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Поэтому основным направлением моей педагогической деятельности стала работа по развитию мелкой моторики моих первоклассников.

Цель работы: описание системы работы по развитию мелкой моторики учащихся первого класса на кружковых занятиях.



Задачи:

представить планомерности работы по развитию мелкой моторики через изготовление поделок по принципу «от простого – к сложному»;

описать этапы занятий кружка «Очумелые ручки»;

сделать вывод об эффективности проделанной работы.

Работа велась не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. На занятиях кружка «Очумелые ручки» я стала больше уделять времени деятельности, направленной на развитие мелкой моторики, акцентировала внимание на работу с бумагой технике оригами.

Бумага является доступным распространенным материалом. Она легко перегибается, складывается, разворачивается. Свойства бумаги известны первоклассникам с дошкольного возраста. К тому же, поделка из бумаги предоставляет детям широкую возможность для проявления творчества: ее можно развернуть, вспомнить технику ее изготовления, раскрасить карандашами, красками, выполнить аппликацию, составить из поделок панно. При работе в технике оригами первоклассники могут общаться друг с другом, помогать, обращаться за помощью. Данный вид деятельности имеет выход на работу в группах, как малых, так и больших.

Кружковые занятия я проводила по рабочей программе внеурочной деятельности «Очумелые ручки», утвержденной директором школы в 2019г. Я изучила программу и внесла дополнения в ее цель, задачи и изменения в календарно – тематическое планирование. Целью данной программы является: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. К этой цели я добавила свою: развитие мелкой моторики первоклассников, которая способствует не только формированию каллиграфического почерка, но и интеллектуальному развитию учащихся.

Для достижения данной цели были сформулированы задачи. Задачи, добавленные мною:

создать благоприятные условия для овладения большим числом двигательных навыков и умений. Развивать двигательную активность пальцев рук.

активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе изготовления поделки, улучшить пространственную ориентацию и зрительно-двигательную координацию.

способствовать развитию связной устной речи учеников.

Для проведения работы в технике оригами мною были внесены изменения календарно – тематическое планирование кружка. (Приложение 2). Количество часов, разделов осталось без изменения, были изменены темы отдельных занятий, и как следствие, изменилась поделка, которую должны изготовить дети. Поделки я систематизировала от простой к сложной.

В течение учебного года первоклассники выполняют 17 поделок в технике оригами: самолет, лягушка, вертушка, водоплавающая птица, восьмиконечная звезда, лодочка, тюльпан, парусник, лисичка, розочка и т.л.

Каждая поделка создается в опоре на технологическую карту. Некоторые технологические карты я создала сама, большинство усовершенствовала: уменьшила чертежи и сократила текст, сделав его более лаконичным. Карты стали компактными, разместились на одном листе и стали более удобными для применения. Таким образом, у меня образовался банк технологических карт для изготовления поделок в технике оригами. (Приложение 3)

Занятия по технике оригами я начала проводить с октября 2019 года. Первые занятия проходили сложно. Дети не умели читать технологические карты, не улавливали этапы изготовления поделки, приходилось проводить работу индивидуально, подходить к каждому ребенку. Дети испытывали затруднения в сгибании бумаги, линии сгиба получались нечеткие, многократные. Продуктивность таких занятий была очень низкая, не все ребята достигали нужного результата, т.е. поделка не получалась.

Всю практическую деятельность по изготовлению поделок в течение года можно представить в виде четырех этапов организации деятельности первоклассников на занятиях кружка в течение года.

Фронтальная работа. У каждого ребенка есть технологическая карта изготовления поделки. Такая же карта у учителя на доске. Коллективно рассматриваем карту на доске, сопоставляем с картой на парте, выполняем поделку коллективно, поэтапно.

Технологические карты у каждого ребенка. Рассматриваем их, ребята должны сами отследить этапы изготовления поделки, поделку выполняем коллективно.

Одна технологическая карта выдается двум ученикам. Они работают в паре, совещаются, рассказывают друг другу этапы работы. Поделки выполняем в парах, коллективно, индивидуально, в зависимости от возможностей и способностей детей.

Технологические карты выдаются по запросу учащихся (каждому или на группу). Я выполняю роль консультанта: отвечаю на вопросы, оказываю адресную помощь конкретному ребенку в конкретный момент.

Эта система позволяет мне в полной мере реализовать задачи по активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе изготовления поделки, способствовать развитию устной связной речи учеников.

Неизменной остается работа по развитию мелкой моторики. Реализация задач: создание благоприятных условий для овладения большим числом двигательных навыков и умений, развитие двигательной активности пальцев рук, улучшение пространственной ориентации и зрительно-двигательной координации достигается через практическую деятельность. Учу детей перегибать бумагу, добиваясь четкости линии сгиба, отгибать детали поделки, выворачивать нужные детали. Эта работа проводится постоянно, индивидуально. Изменения, внесенные мною в календарно – тематическое планирование, позволяют планомерно работать над развитием мелкой моторики учащихся. Поделки систематизированы мною так, что изготовление новой поделки развивает у детей новые двигательные умения.

Первая поделка «Астра» изготавливается самым простым способом: сгибанием листа по диагонали и к середине. Ребенок может допустить только одну ошибку: нечетко провести линию сгиба. Поделка получиться неаккуратной, но выполнимой для всех учащихся.

При изготовлении второй поделки «Тюльпан», увеличивается количество линий сгиба и направление линий. Перед тем, как согнуть, ребенок должен подровнять углы листа и стороны заготовки. Это требует от ребенка выполнения новых двигательных операций.

Следующая поделка орнамент «Секунда -1» выполняется путем сборки из восьми одинаковых деталей. Каждая деталь изготавливается сгибанием по уже изученным линиям. Дети приобретают новое умение: сборка деталей в единую поделку. Они должны понять, как следует скрепить детали и суметь это сделать, что является новым упражнением для развития мелкой моторики.

Работа «Ежик из гармошки», на первый взгляд, очень простая, но сложна выполнением гармошки. Бумага должна складываться аккуратно, полоски одинаковой ширины, линии сгиба четкие. Детские пальчики должны многократно выполнять одну операцию: перегнуть бумагу, подровнять край, прогладить линию сгиба. Однообразие движений тренирует мелкую моторику кисти рук. Особую сложность представляет приклеивание детали «голова», дети должны определить место приклеивания правильно собрать поделку.

Каждая последующая поделка развивает у ребенка мелкую моторику. В таблице я указала последовательность изготовления поделок и как они способствуют развитию новой двигательной функции.

Название поделки

Деятельность, способствующая развитию новой двигательной функции

Сон - трава

Перекрестное сгибание, необходимость проверки: переворачивание на «изнанку» и «лицо», сборка деталей новым приемом.

Заяц

Сгибание углов, соблюдение симметричности сгибов и поделки.

Восьмиконечная звезда

Сборка деталей наложением.

Вертушка

Выворачивание углов наружу.

Легкий орнамент

Новый вид соединения деталей. Самостоятельная работа по сгибанию линий.

Водоплавающая птица

Выгибание угла внутрь и вверх.

Лиса

Отгибание одной плоскости.

Роза

Сгибание углов к центру 3 раза.

Парусник

Разгибание готовых сгибов, складка «горкой».

Кварта

Сборка деталей, загиб внутрь, отворот одного слоя бумаги.

Кораблик

Вытягивание в нужную форму.

Лягушка

15 этапов изготовления, различные линии сгиба и операции.

Роза ветров

Сборка двух модулей, создание объемной фигуры.

Поделки изготавливают все учащиеся, посещающие занятия кружка. Каждое занятие заканчивается выставкой поделок (Приложение 4), рассматриваем выставку коллективно, отмечаем самые – самые: самые аккуратные, самые красивые, самые большие, самые маленькие и т.д. Номинаций «Самая – самая поделка» огромное количество. Поэтому каждый ребенок имеет шанс изготовить самую - самую поделку и стать «мастером».

Систематическая работа над развитием мелкой моторики учащихся принесла положительные результаты. Дети на занятиях кружка стали уверенней работать, в том числе самостоятельно, с использованием технологической карты

Проявились положительные результаты в развитии мелкой моторики. Ребята увереннее держат ручки, правильно прописывают буквы. Значительно улучшился почерк детей, тетради стали чистые, опрятные. Дети без опаски работают в тетрадях по русскому языку, списывают с письменного, печатного текста, под диктовку. (Приложение 5)

Таким образом, в течение учебного года, сложилась система работы:

Изучение программы внеурочной деятельности и внесение в нее изменений: в цель, задачи, календарно – тематическое планирование.

Создание банка технологических карт в определенной последовательности:

Астра

Тюльпан

Секунда -1

Ежик из гармошки

Сон – трава

Заяц

Восьмиконечная звезда

Вертушка

Легкий орнамент

Птица

Лиса

Роза

Парусник

Кварта

Кораблик

Лягушка

Роза ветров

Поэтапная организация мыслительной и двигательной деятельности на занятиях:

Фронтальная работа с наличием технологических карт у учителя и у каждого ребенка;

Фронтальная работа с наличием технологических карт у каждого ребенка;

Работа парно – фронтальная с наличием технологических карт у каждой пары;

Самостоятельная работа по технологической карте, учитель выступает в роли консультанта.

Считаю работу кружка «Очумелые ручки» эффективной, так как планируемые результаты рабочей выполняются в полном объеме.

К концу 1-го года обучения первоклассники, посещающие мои занятия

знают:

-название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;

-правила безопасности труда при работе с ручным инструментом;

-правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

-способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

умеют:

-правильно пользоваться ручными инструментами;

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

-организовывать рабочее место и уметь поддерживать на нем порядок во время работы;

-бережно относиться к инструментам и материалам;

-экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

-самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

-правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.

Кроме того, ребята читают технологические карты, проговаривают этапы изготовления поделки, что способствует развитию их устной связной речи и формирует умение действовать по плану (реализация регулятивных учебных умений). Первоклассники с удовольствием помогают друг другу, развивая тем самым свои коммуникативные умения. На каждом занятии дети знакомится с новой поделкой и техникой ее изготовления, а, следовательно, расширяют свой кругозор, что позволяет говорить о развитии познавательных учебных действиях. Каждый стремиться выполнить поделку качественно, внести элемент творчества и получить звание «самый - самый…», что способствует стремлению к личностной самореализации, значимости в глазах сверстников.

Планирую продолжить работу в будущем, но основной акцент сделать на развитие логического мышления учащихся.





Использованная литература:


Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т6. – М.: Педагогика. 1984.

Сержантова Т.Б. Оригами. Новые модели. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 192 с.

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников, Ярославль, Академия развития, 2005



8



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.