Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малобащелакская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор МБОУ «Малобащелакская СОШ»
_________________Е.В.Кравченко
Рабочая программа внеурочной деятельности
(духовно-нравственное направление)
«Очумелые ручки»
5класс 35 часов
Программу составила:
Абраева Ж.Н.– учитель технологии
2017-2018 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Творчество – это одно из значимых качеств человека. Творческое вдохновение – человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение оттого, что он творит, человек по- настоящему ощущает, что он живет.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в ребенке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Вот такое творческое начало и воспитывается в ребенке. Без творческой фантазии, которую мы пытаемся развить в ребенке, не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Приобщение детей к различным видам прикладного искусства, связанными рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Со многими видами рукодельного творчества младшие школьники знакомятся на уроках трудового обучения, когда дети обучаются шитью, вышиванию и вязанию. Развитие таких качеств, как настойчивость, терпение, помогают уроки трудового обучения и в рамках внеурочной деятельности. Умение многое делать (и уметь хорошо делать!) собственными руками для себя и своих близких – залог уверенности в себе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Работая с разными природными материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Изделия, созданные детьми, радует глаз всех окружающих, дети изготавливают поделки, приуроченные к разным праздникам, и дарят.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои природные задатки. Занятия творчеством будут способствовать развитию художественного вкуса.
Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи программы:
Ознакомить учащихся с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества;
Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Развивать познавательную активность и самостоятельность; индивидуальные и творческие способности;
Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа занятий внеурочной деятельности художественного творчества:
удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Программа разработана для учащихся 5 классов общеобразовательной средней школы и предполагает изучение различных видов декоративно-прикладного искусства. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Оч. умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Исходя из задач, программа является дополнительным источником развития у ребенка творческих способностей, закрепления основных знаний и умений, полученных на уроках, и расширения кругозора учащихся в декоративно–прикладном искусстве.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, спичками, клеенкой. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей поделки до моделирования и конструирования новых.
Программа включает в себя два раздела:
- Художественное конструирование;
- Декоративно-прикладное творчество.
В результате освоения программы учащиеся приобретают целый ряд знаний:
инструменты и приспособления для работы с нитками и тканью;
правила изготовления шаблонов;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным садовым инвентарём и с удобрениями;
личностную или социальную значимость продуктов своего труда или труда других людей;
средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция и т. д.);
овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а так же приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и ограничивающих условий;
планировать свою деятельность и осуществлять контроль за её ходом;
изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, смысловому замыслу;
собирать модели несложных объектов из деталей конструктора по образцу, эскизу, сборочной схеме, собственному замыслу;
осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
соблюдать правила личной гигиены и безопасные приёмы работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;
наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности.
Тематическое планирование внеурочной деятельности
«Очумелые ручки»
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Беседа о декоративно-прикладном искусстве |
1 |
1 |
- |
2 |
Виды и структура орнаментов |
4 |
1 |
3 |
3 |
Аппликация из различных по фактуре материалов |
7 |
1 |
6 |
4 |
Моделирование |
4 |
- |
4 |
5 |
Работа с пластическими материалами |
5 |
- |
5 |
6 |
Оригами и аппликация из деталей оригами |
7 |
1 |
6 |
7 |
Модульное оригами |
7 |
1 |
6 |
Итого |
35 |
5 |
29 |
Календарное планирование занятий внеурочной деятельности
«Очумелые ручки»
№ п/п |
№ урока в теме |
Содержание |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
||||
Беседа о декоративно-прикладном искусстве |
||||||||
1 |
1 |
Беседа о декоративно-прикладном искусстве |
1 |
|||||
Виды и структура орнаментов |
||||||||
2 |
1 |
Геометрический орнамент Симметрия в орнаменте |
1 |
|||||
3 |
2 |
Линейный орнамент Орнамент на прямоугольной форме |
1 |
|||||
4 |
3 |
Орнамент на круге |
1 |
|||||
5 |
4 |
Построение орнаментальной композиции |
1 |
|||||
Аппликация из различных по фактуре материалов |
||||||||
6 |
1 |
Аппликация из природных материалов на картоне. |
1 |
|||||
7-8 |
2-3 |
Аппликация из геометрических фигур. |
2 |
|||||
9-10 |
4-5 |
Аппликация из пуговиц. |
2 |
|||||
11-12 |
6-7 |
Аппликация из круглых салфеток. |
2 |
|||||
Моделирование |
||||||||
13 |
1 |
Динамическая открытка с аппликацией. |
1 |
|||||
14 |
2 |
Моделирование из бумаги и проволоки. |
1 |
|||||
15-16 |
3-4 |
Выпуклая аппликация. Коллективная работа. |
2 |
|||||
Работа с пластическими материалами |
||||||||
17 |
1 |
Отпечатки на пластилине |
1 |
|||||
18 |
2 |
Рисование пластилином |
1 |
|||||
19 |
3 |
Обратная мозаика на прозрачной основе |
1 |
|||||
20 |
4 |
Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе |
1 |
|||||
21 |
5 |
Разрезание смешанного пластилина проволокой |
1 |
|||||
Оригами и аппликация из деталей оригами |
||||||||
22 |
1 |
Складывание из прямоугольника |
1 |
|||||
23 |
2 |
Складывание из квадрата динамических игрушек. Складывание гармошкой |
1 |
|||||
24 |
3 |
Аппликация из одинаковых деталей оригами |
1 |
|||||
25 |
4 |
Композиция из выпуклых деталей оригами Сказочные образы в технике оригами |
1 |
|||||
26 |
5 |
Коллективные композиции в технике оригами |
1 |
|||||
27-28 |
6-7 |
Коллективные композиции в технике оригами |
2 |
|||||
Модульное оригами |
||||||||
29 |
1 |
Треугольный модуль оригами Соединение модулей на плоскости |
1 |
|||||
30 |
2 |
Замыкание модулей в кольцо |
1 |
|||||
31 |
3 |
Объёмные фигуры на основе формы «чаша» |
1 |
|||||
32-35 |
4-6 |
Объёмные игрушки |
3 |