12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абраева Жанна Николаевна117
Россия, Алтайский край, с.Малый Бащелак

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малобащелакская средняя общеобразовательная школа»


 

Утверждаю

Директор МБОУ «Малобащелакская СОШ»

_________________Е.В.Кравченко

 


 


Рабочая программа внеурочной деятельности

(духовно-нравственное направление)

«Очумелые ручки»

5класс 35 часов

 


 

Программу составила:

Абраева Ж.Н.– учитель технологии


 

2017-2018 год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Творчество – это одно из значимых качеств человека. Творческое вдохновение – человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение оттого, что он творит, человек по- настоящему ощущает, что он живет.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в ребенке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Вот такое творческое начало и воспитывается в ребенке. Без творческой фантазии, которую мы пытаемся развить в ребенке, не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Приобщение детей к различным видам прикладного искусства, связанными рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Со многими видами рукодельного творчества младшие школьники знакомятся на уроках трудового обучения, когда дети обучаются шитью, вышиванию и вязанию. Развитие таких качеств, как настойчивость, терпение, помогают уроки трудового обучения и в рамках внеурочной деятельности. Умение многое делать (и уметь хорошо делать!) собственными руками для себя и своих близких – залог уверенности в себе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Работая с разными природными материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Изделия, созданные детьми, радует глаз всех окружающих, дети изготавливают поделки, приуроченные к разным праздникам, и дарят.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои природные задатки. Занятия творчеством будут способствовать развитию художественного вкуса.

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи программы:

Ознакомить учащихся с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества;

Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Развивать познавательную активность и самостоятельность; индивидуальные и творческие способности;

Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа занятий внеурочной деятельности художественного творчества:

удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Программа разработана для учащихся 5 классов общеобразовательной средней школы и предполагает изучение различных видов декоративно-прикладного искусства. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Оч. умелые ручки»


 

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

 

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией.

 

Исходя из задач, программа является  дополнительным источником развития у ребенка творческих способностей, закрепления основных знаний и умений, полученных на уроках, и расширения кругозора учащихся в декоративно–прикладном искусстве.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, спичками, клеенкой. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей поделки до моделирования и конструирования новых.

Программа включает в себя два раздела:

- Художественное конструирование;

- Декоративно-прикладное творчество.

В результате освоения программы учащиеся приобретают целый ряд знаний:

инструменты и приспособления для работы с нитками и тканью;

правила изготовления шаблонов;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным садовым инвентарём и с удобрениями;

личностную или социальную значимость продуктов своего труда или труда других людей;

средства художественной выразительности  (цвет, линия, объём, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция и т. д.);

овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а так же приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и ограничивающих условий;

планировать свою деятельность и осуществлять контроль за её ходом;

изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, смысловому замыслу;

собирать модели несложных объектов из деталей конструктора по образцу, эскизу, сборочной схеме, собственному замыслу;

осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

соблюдать правила личной гигиены и безопасные приёмы работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;

наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности.

Тематическое планирование внеурочной деятельности

«Очумелые ручки»

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Беседа о декоративно-прикладном искусстве

1

1

-

2

Виды и структура орнаментов

4

1

3

3

Аппликация из различных по фактуре материалов

7

1

6

4

Моделирование

4

-

4

5

Работа с пластическими материалами

5

-

5

6

Оригами и аппликация из деталей оригами

7

1

6

7

Модульное оригами

7

1

6

 

Итого

35

5

29

Календарное планирование занятий внеурочной деятельности

«Очумелые ручки»

п/п

№ урока в теме

Содержание

Кол-во

часов

Сроки

проведения

 

Беседа о декоративно-прикладном искусстве

 

1

1

Беседа о декоративно-прикладном искусстве

1

   

Виды и структура орнаментов

 

2

1

Геометрический орнамент

Симметрия в орнаменте

1

   

3

2

Линейный орнамент

Орнамент на прямоугольной форме

1

   

4

3

Орнамент на круге

1

   

5

4

Построение орнаментальной композиции

1

   

Аппликация из различных по фактуре материалов

 

6

1

Аппликация из природных материалов на картоне.

1

   

7-8

2-3

Аппликация из геометрических фигур.

2

   
           

9-10

4-5

Аппликация из пуговиц.

2

   

11-12

6-7

Аппликация из круглых салфеток.

2

   

Моделирование

 

13

1

Динамическая открытка с аппликацией.

1

   

14

2

Моделирование из бумаги и проволоки.

1

   

15-16

3-4

Выпуклая аппликация. Коллективная работа.

2

   

Работа с пластическими материалами

 

17

1

Отпечатки на пластилине

1

   
   

18

2

Рисование пластилином

1

   

19

3

Обратная мозаика на прозрачной основе

1

   

20

4

Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе

1

   

21

5

Разрезание смешанного пластилина проволокой

1

   

Оригами и аппликация из деталей оригами

 

22

1

Складывание из прямоугольника

1

   

23

2

Складывание из квадрата динамических игрушек. Складывание гармошкой

1

   

24

3

Аппликация из одинаковых деталей оригами

1

   

25

4

Композиция из выпуклых деталей оригами

Сказочные образы в технике оригами

1

   

26

5

Коллективные композиции в технике оригами

1

   
       

27-28

6-7

Коллективные композиции в технике оригами

2

   

Модульное оригами

   

29

1

Треугольный модуль оригами

Соединение модулей на плоскости

1

   

30

2

Замыкание модулей в кольцо

1

   

31

3

Объёмные фигуры на основе формы «чаша»

1

   

32-35

4-6

Объёмные игрушки

3

   
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.