12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Разумова В.Н.1702
Я работаю воспитателем в детском саду. Выпустила моих любимых подготовишек в 2017 году. Сейчас ко мне в группу придут детки 3-4 лет. Люблю творчество, природу, музыку, книги.
Россия, Вологодская обл., село Шухободь Череповецкий район
Материал размещён в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»

МБДОУ «Шухободский детский сад комбинированного вида»

Творческий отчёт по работе кружка «Умелые ручки»

Воспитатель: Разумова Валентина Николаевна

Разновозрастная группа детей 3-5 лет.

2013-2014 учебный год

Кружок «ручной труд» начал свою работу с октября 2013 года. Кружок разработан с учётом Примерной основной общеобразовательной программы «Мир открытий», а также учебно-методического пособия «Художественный труд в детском саду. Средняя группа» Лыковой И.А. Программа кружка “Умелые ручки” – комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя  свой замысел, находя средства для его воплощения. Программа кружка охватывает дошкольный возраст 4-5лет ( вторая младшая – средняя группа). При разработке содержания ориентировалась на сензитивный период для развития творческих способностей и воображения (с 3 до 7 лет), формирование которых в последующие годы будет уже не таким успешным.

Актуальность

       Художественный труд доступен уже детям дошкольного возраста. Это продуктивная деятельность, в которой ребёнок создаёт конкретный продукт, который находит своё применение: открытка для мамы, папы; рамочка для фотографий, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дизайн группы, куклы для театра и т.п. Жизнь детей, в итоге, наполнена эмоционально- значимыми событиями. Художественный труд - это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием. Ребёнок исследует свойства различных материалов-бумагу, ткань, солёное тесто, природный и бросовый материал (пробки, крышки от напитков, рулончики из под туалетной бумаги, ватные диски и т.д.). Он учится применять, видоизменять и преобразовывать, причём делает это осмысленно. В результате получается конкретный продукт, который имеет пользу и красоту. Это уникальный продукт, сделанный своими руками и потому имеющий особую значимость. Художественный труд- это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и традиции. В результате, дети знакомятся с известными нам художественными техниками и технологиями, имеющими в основе своей древнейшие операции: плетение, моделирование, связывание, нанизывание и т.д. В то же время дети знакомятся и с новыми техниками - детский дизайн, декупаж, создание поделок из макарон, бросового материала. В итоге всей этой деятельности развиваются не только творческое воображение, но и руки детей, мелкая моторика, приобретается навык использования различных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка , стека,трубочки, палочки, клей и т.д.

Цель программы кружка: Создавать условия для  формирования всесторонне эстетически развитой творческой личности, способствовать развитию творческих способностей и воображения детей в процессе совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. 

Задачи программы: учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, формировать умение самостоятельно создавать простые сюжетные композиции в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач; воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая  их творческие способности; развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма; формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом; формировать художественный вкус.

Содержание педагогической работы. Содержание занятий кружка «Умелые ручки» было составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения, а также с учётом комплексно-тематического планирования.  Детское творчество успешно развивается в тех условиях,  когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. В связи с этими задачами было составлено примерное планирование работы кружка «Умелые ручки».

[Таблица не отображается. Чтобы просмотреть таблицу, скачайте файл урока в начале страницы]

Обучение проводилось один раз в неделю, во вторую половину дня - с подгруппой детей по желанию (примерно 8-10 детей). Но, как правило, заниматься хотели практически все дети, поэтому работа кружка велась в любое свободное время. Я старалась на занятиях кружка «Умелые ручки» осуществлять индивидуальный подход,  построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание. Я не ставила себе целью познакомить детей с какой-либо одной техникой, поскольку дети в группе ещё малы и долго поддерживать у них интерес к чему-то одному сложно. Поэтому мы создавали с детьми поделки в различных техниках с использованием разных материалов. Это было сделано также и затем, чтобы охватить интересы наибольшего количества детей.

В лепке мы с детьми создавали рельефные изображения, простые композиций из глины, пластилина, солёного теста. Поделки в данный момент используются в сюжетно-ролевых играх, дизайне группы. (Картины, овощи и фрукты, печенье для «Магазина» и др.)

В рисовании я поддерживала интерес детей к освоению изобразительных материалов (краски-гуашь, акварель, акриловые) и худ. инструментов (кисть, карандаш, мелок, штампики в технике «принт», старалась формировать уверенность в своих силах, инициативность, самостоятельность.

В аппликации мы с детьми расширяли представления о возможностях этого вида изобразительной деятельности. Дети осваивали аппликацию с использованием различных материалов: ватных дисков, макарон, салфеток, пробок от бутылок, ткани и ниток, природного материала. В порядке эксперимента я познакомила детей с техникой «декупаж». Декупаж переводиться дословно как аппликация и прелесть этой техники как раз в том, что не умея рисовать можно создать очень интересные и качественные поделки. Мы использовали салфеточный декупаж (т.е. аппликация салфеточных фрагментов), как наиболее доступный детям. В результате деткам очень понравилось и практически все создали свои «шедевры», а наиболее талантливые делали поделки практически самостоятельно с небольшой помощью с моей стороны . Все детские работы используются в группе: стаканчики под карандаши, шкатулки в парикмахерской, вазочки, тарелочки для кукол и др. Декупажем мы с детьми украсили и нашу мебель в группе: парикмахерская, детский столик, магазин.

В художественном конструировании знакомила детей с различными бытовыми (бумага, картон, гофрокартон, упаковки) и природными (песок, камни, ракушки, шишки, жёлуди, каштаны, ягоды рябины) материалами, создавала условия для свободного экспериментирования для выявления их конструктивных и худ. возможностей. Показывала способы преобразования готовых предметов (открытки, трубочки...) и различных материалов в арт-конструкции: складывание, сминание, нанизывание, вдевание, соединение нескольких форм в одно целое и т.д.( изготовление игрушечных гирлянд, книжек-самоделок, игрушек из бумаги).

  Ожидаемые результаты:

- дети освоят способы создания самостоятельных поделок, простых сюжетных композиций в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности;

- у детей развит интерес к художественному ручному труду, сформировано образное представление, развиты творческие способности ;

- в детских работах есть чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма;

- сформированы технические умения и навыки работы с разными материалами (дети знают, что можно сделать из различных материалов, что для этого нужно, могут расска-зать о свойствах материалов);

- в поделках детей присутствует художественный вкус. 

 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- Наиболее интересные работы детей  участвовали в выставках в детском саду и в       Шухободском доме культуры;

   - В группе составлен альбом лучших работ;

   - Регулярно осуществлялась презентация детских работ кружка родителям;

   - Мы с детьми постоянно в течение года участвовали в различных конкурсах как

детского сада, так и в конкурсах муниципального, регионального и федерального уровня.

Имеем победы во Всероссийском пластилиновом конкурсе «Уши, ноги и хвосты»:

1 тур «В чудо книжке чудо звери, открывайте в сказку двери»-лауреаты 3 степени,

2 тур «Мир фантазий, мир мечты встретишь в пластилине ты!-лауреаты 2 степени,

4 тур «Знаешь в море кто живёт? Пластилиновый народ!»-лауреаты 2 степени.

Поучаствовали в районных конкурсах «Лад», «Солнечный круг» (1 и 2 место), «Пешеходный переход». В российском конкурсе «Радужные краски подбери для сказки» получили приз за разнообразие предоставленных работ.

 Таким образом, я считаю, что дети постарались и добились неплохих результатов.

Критерии, по которым я оценивала освоение ребенком ручного труда:

- имеет представление о материале, из которого сделана поделка;

- владеет приемами работы с различными материалами; различными техниками художественного творчества;

- самостоятельно определяет последовательность выполнения работы;

- умеет самостоятельно провести анализ поделки;

- использует свои конструктивные решения в процессе работы;

- учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки;

- выполняет работу по замыслу;

- умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей;

- показывает уровень воображения и фантазии;

- использует в работе разные способы ручного труда.

Оценка результативности по образовательной области «Художественное творчество» сделана с использованием методического пособия «Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы Мир открытий». Авторы системы мониторинга Трифонова Е.В., Некрасова А.А., Кубышева М.А., Абдуллина Л.Э.

Результаты мониторинга по 2 младшей подгруппе.

 

Осень - начало года

Весна - конец года

Среднее значение по группе

2,5

4,5

Сумма баллов

32

58,5


 

Уровень по 2 младшей подгруппе (13 детей).

 

Осень-начало года

Весна-конец года

Низкий - 0 баллов

1 р. – 8%

0 %

Средний – 1 балл

12 д.-92 %

7 д. – 58 %

Высокий – 2 баллов

0%

5 д. – 42 %

Результаты мониторинга по средней подгруппе.

 

Осень - начало года

Весна - конец года

Среднее значение по группе

1,9

5,3

Сумма баллов

13

32

Уровень по средней подгруппе (7 детей в начале года,6 детей-в конце года).

 

Осень-начало года

Весна-конец года

Низкий - 0 баллов

1 р. – 14%

0 %

Средний – 1 балл

6 д.-86%

3 д. – 50 %

Высокий – 2 баллов

0%

3 д. – 50 %

При проведении мониторинга по окончании учебного года, можно сделать вывод, что те дети, которые с удовольствием занимались ручным трудом на занятиях кружка «Умелые ручки» показывают и более высокий уровень не только по такой образовательной области как «Художественное творчество» но и по другим («Познание», «Коммуникация», «Труд», «Социализация»). Они с удовольствием в свободное время рисуют, лепят, мастерят, проявляют своё творчество и фантазию, рисунки их богаты деталями, необычны. Почти все дети легко и с большим желанием откликаются на предложения педагога что-либо смастерить. Считаю проведёную работу полезной для детей. Хочется продолжить её в следующем учебном году. И поскольку дети в группе стали старше, есть задумка больше уделить внимание технике «декупаж» ( сделать более разнообразные поделки, попробовать декупаж с использованием различных материалов: ткани, скорлупы, роспись витражными красками).

Опубликовано в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.