Развитие мотивации обучающихся к занятиям дзюдо в условиях спортивной школы

2
0
Материал опубликован 1 July

Тема: «Развитие мотивации обучающихся к занятиям дзюдо в условиях спортивной школы»



Актуальность исследования обусловливается значимостью такого психологического фактора в соревновательной деятельности как спортивная мотивация. Сильнейшим в спортивном поединке оказывается спортсмен, наиболее подготовленный психологически, с устойчивой соревновательной мотивацией, направленной на достижение успеха. При этом данному психологическому фактору при подготовке борцов-дзюдоистов не уделяется должного внимания в силу недостаточной разработанности проблемы спортивной мотивации. В результате соревновательная деятельность дзюдоистов характеризуется как недостаточно высокая.

Проблема, ставшая основой настоящего исследования, заключается в значительном отсеве юных дзюдоистов на этапе спортивной специализации, недостаточно высокой результативности соревновательной деятельности борцов, влияющей на сохранение спортивной мотивации, отсутствии методик ее формирования и сохранения у юных дзюдоистов.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы: Развитие мотивации обучающихся к занятиям дзюдо в условиях спортивной школы.

Объект исследования: мотивация детей к занятиям в системе дополнительного образования детей.

Предмет исследования: развитие мотивации обучающихся к занятиям дзюдо в условиях спортивной школы.

Мы исходили из гипотезы, согласно которой развитие мотивации обучающихся к занятиям дзюдо возможно при обеспечении следующей системы условий:

1.  Создание благоприятного микроклимата в объединении.

2.  Развитие познавательного интереса обучающихся.

3.  Создание ситуации успеха на основе физического совершенствования.

4.  Поддержка деятельности обучающихся со стороны родителей.

5.  Осуществление мотивации ожиданием, признанием, энергией.

6.  Педагогическая культура тренера-преподавателя.

7.  Обеспечение возможности самовыражения и самоутверждения обучающихся.

Гипотеза исследования предопределила необходимость постановки задач, решение которых позволило получить следующие выводы.

 Задачи исследования:

1.    Осуществить анализ литературы по теме исследования.

В ходе работы сформированы выводы: только высоко и психологически мотивированный спортсмен может сознательно «заставить» свой организм приспосабливаться к тем экстремальным условиям, которые диктуются подготовкой. Мотивация - процесс формирования и обоснования намерения что-либо сделать или не сделать. Сформированное обоснование своего поступка, действия - мотив. Это внутреннее состояние личности, которое определяет и направляет ее действия в каждый момент времени. Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков (в детском возрасте) до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.

2.    Обосновать и реализовать систему условий развития мотивации обучающихся к занятиям дзюдо.

Осуществление анализа психолого-педагогической литературы, изучение практического опыта работы тренеров-преподавателей, а также многолетний опыт работы автора исследования позволяет предположить о необходимости обеспечения следующей системы педагогических условий для развития мотивации обучающихся к занятиям дзюдо.

      1. Создание благоприятного микроклимата.

С первых минут начала первой тренировки надо стараться создать максимально комфортную обстановку для обучающегося. Для этих целей служат внимательное, заинтересованное отношение тренера (умение слушать и вникать в проблемы и интересы учеников), дружеское общение, специально оборудованное помещение. Четко организованные тренировки, на которых ребята имеют возможность избежать монотонности (чередуются отработка приемов, борьба, эстафеты, игры, теоретическая подготовка, разбор прошедших соревнований).

2. Развитие познавательного интереса обучающихся.

      Мотивы отражают прикладной характер занятий дзюдо: возможность защитить себя и окружающих, владение техникой падений, уверенность в любых жизненных ситуациях, развитие волевых качеств и проявление «спортивного» характера. Занимающийся дзюдо уверенно чувствует себя в школе. Приобретенные навыки пригодятся при прохождении службы в вооруженных силах России.

Для дзюдо характерно развитие морально-волевых качеств. Обладающий этими качествами имеет преимущество даже перед более физически сильным соперником.

- Воспитывать способность переносить трудности. Процесс тренировки отнимает огромное количество энергии, необходимость снова и снова повторять приемы, отрабатывать захваты, падения выматывают. Стремление познать свой организм, свои возможности. Эта мотивация во многом близка к спортивной мотивации, но не полностью аналогична ей. Если спортивная мотивация - это соперничество между спортсменами, то, данный вид мотивации основан на желании победить себя, свою лень. Человек всегда стремился познать свой организм, свои возможности, а затем и улучшить их. Данная мотивация заключается в желании максимально использовать физические возможности своего организма, улучшить свое физическое состояние, повысить физическую подготовленность.

  - Развивать выдержку. Повышение работоспособности. Длительные психологические исследования поведения человека при выполнении работы показали, что снижение производительности труда происходит вследствие его монотонности, однообразия. Непрерывное выполнение умственной деятельности приводит к понижению процента восприятия информации, к большему числу профессиональных ошибок. Кратковременное выполнение специальных физических упражнений для мышц всего тела и зрительного аппарата значительное повышает эффективность релаксации, чем пассивный отдых.

- Развивать смелость. Спортсмен привыкает к ударам, схваткам, притупляется чувство боли. На соревнованиях борцы встречаются с новыми соперниками, им необходимо преодолевать чувство страха, неуверенности.

- Знать связь между получением знаний от других и развитием собственных качеств. Умение перерабатывать новые знания, полученные от тренера и оптимально использовать их для достижения необходимого результата - это полезное качество, востребованное в повседневной жизни.

- Всегда быть наготове. Дзюдо четко воспитывает быстроту реакции не только в разработке тактики ведения поединка, но и в каждом движении спортсмена.

- Уметь быстро принимать решения. Ситуация поединка на татами не дает возможности отвлекаться на обдумывание своих действий, решение должно рождаться мгновенно и быть четким и выверенным. Такие навыки, как наилучший способ применения техники в зависимости от ситуации, понимание того, каких положений лучше избегать, как атаковать из определенной позиции  и за счет чего превзойти того или иного соперника, воспитываются не только непосредственно тренировкой, но и наблюдением за действиями других. Те, кто хорошо умеет подмечать особенности поведения других людей, быстро добьются прогресса.

- Брать инициативу в свои руки. По правилам дзюдо за пассивную форму ведения схватки спортсмен наказывается предупреждением, и ему могут засчитать  поражение. Создавать комфортную для себя ситуацию, оставляя при этом своего оппонента в неблагоприятных для него условиях.

Другими словами, занимаясь дзюдо, человек может воспитать качества, которые помогут ему справиться с любыми ситуациями повседневной жизни. Этот всеобъемлющий прагматизм отличал дзюдо от других, «скучных» форм физического воспитания, таких как гимнастические упражнения или «другие менее занимательные занятия».

3. Создание системы успеха на основе физического совершенствования.       Реализация этого условия достигается путем развития таких привлекательных в среде подростков способностей и качеств как выносливость, сила, гибкость, быстрота, эстетика тела.

Выносливость - это способность противостоять физическому и психическому утомлению. Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

4. Поддержка деятельности обучающихся со стороны родителей.

Часто движущей силой, для начала занятий является то, что родители или близкие родственники сами занимались дзюдо, и, понимая всю важность данного увлечения, стараются занять своего ребенка этим видом спорта. Положительную мотивацию родителей вызывает и тот факт, что занятия дисциплинируют подростка, занимают его свободное время, ограждают от дурного влияния улицы. Пользу так же можно отметить и в том, что происходит смена вида деятельности ребенка: переключение с умственного труда в школе на физическую активность на тренировке. Многие родители приводят ребят на занятия с целью приобретения ими навыков самообороны, под присмотром тренера в оборудованном зале.

5. Осуществление мотивации ожиданием, признанием, энергией.

Юные спортсмены усиленно тренируются, затрачивают свои силы в надежде получить положительные результаты на соревнованиях. Победа приносит им моральное удовлетворение, признание окружающих (статьи в газетах, телерепортажи), материальное вознаграждение (медали, грамоты, кубки, стипендии).

По результатам достижений спортсмену присваиваются разряды.

Если человек не будет видеть и ощущать четкую связь между достигнутыми результатами и желаемым поощрением, то мотивация будет слабой.

Всякое движение обусловлено передачей энергии и ее трансформацией из одного вида в другой.  При осуществлении воздействия тренер расходует и передает энергию. Эта энергия мысли, энергия идей, энергия веры (убежденности), энергия знаний, энергия харизмы (комплекс личностных качеств человека), энергия опыта и профессионализма, информационная энергия.  Вера – это принятие истинности без доказательства. Спортсмен может верить в необходимость продолжения тренировок, в достижение нового уровня своего мастерства, в признание. Вера необходима спортсмену. Она в значительной мере определяет такие его качества как настойчивость, выдержка, последовательность. Так вера в победу на крупных соревнованиях питает энергией его тренировочный процесс. Вера определяет упорство, упорство неминуемо ведет к успеху. А внутренняя победа спортсмена над своими слабостями укрепляет веру в достижение целей. Вера – это психологическая установка, возникающая в результате внушения извне или самовнушения. Ее энергетический потенциал определяется не только глубиной веры, Но и сочетаемостью веры, знаний и характера человека. Одно укрепляет другое. Идея воодушевляет людей, придает им силы, активизирует. В этом ее энергетический потенциал, и поэтому она может быть представлена как поток энергии определенной мощности и направленности. А вера – усилитель идеи. Вера рождает энтузиазм, энтузиазм позволяет творить чудеса. Вера интегрирует деятельность спортсменов, воодушевляет, активизирует и ускоряет их деятельность . Тренеру своими действиями необходимо укреплять веру спортсменов  в свои силы, способности, возможности, реальность цели, важность и ценность их спортивного пути. Тренер должен не имитировать веру, а иметь ее.

6. Педагогическая культура тренера.

Прежде всего, это культура труда, которая проявляется в его способность организовывать свою личную работу четко, последовательно и эффективно. Важным элементом педагогической культуры тренера является и физическая культура, определяющая его облик здорового, уверенного в себе человека.

7. Возможность самовыражения и самоутверждения.

Человек по природе своей склонен к творчеству, созиданию, поиску. В этом большинство людей находит возможность самовыражения и самоутверждения. Творчество доставляет удовольствие. Оно является сильнейшим мотивационным фактором. На основе базовой техники, получаемой от тренера, каждый спортсмен в процессе творческого осмысления вырабатывает индивидуальный, неповторимый стиль борьбы, посредствам которого достигает максимально возможно результата.

3.    Разработать показатели развития мотивации к занятиям дзюдо.

На практике оценить развитие мотивации позволяют следующие показатели.

Сохранность контингента.

Анализ причин снижения посещаемости  позволил внести коррективы в методы моей работы и повысить процент сохранности контингента, путем устранения негативных факторов.

Если ребенок начинает сомневаться в правильности выбора вида спорта, стараюсь увлечь его, заинтересовать.

Проблема связанная с неподготовленностью ребенка к занятиям физически имеет решение - не фиксироваться на негативном результате,а направлять и стимулировать к успеху.

Монотонная отработка бросков необходима для постижения мастерства. Проблема устраняется путем разнообразия тренировочного процесса.

  Разнообразить этот процесс позволяют следующие приемы:утем разнообразия тренировочного процесса.

- отработка приемов на скорость (определенное количество в указанный промежуток времени);

- отработка под ритмичную музыку;

- чередование проводимых приемов;

- поэлементное отрабатывание приемов;

- демонстрация приема самим тренером;

- контроль за правильностью выполнения приема, с обязательным указанием на ошибки и искренней похвалой новых достижений спортсмена.

Регулярное участие в соревнованиях различного уровня и своевременное присваивание очередных разрядов является сильным мотивирующим фактором для спортсменов.

Контакт с родителями.

Общение с родителями неотъемлемая часть тренировочного процесса. Приглашаю их на тренировки. Проведение родительских собраний и беседы по телефону помогают держать родителей в курсе дел каждого конкретного учащегося.

Результативность.

Под руководством автора  подготовлены спортсмены, которые представляли СШ на соревнованиях областного, городского, регионального уровня. В течение учебного года сборная СШ принимает участие в более чем двадцати соревнованиях различного уровня. Спортсмены становятся победителями и призерами.   Воспитанники достойно боролись и заслуженно стали победителями первенства города Санкт-Петербурга, Ленинградской области.

Самоконтроль спортсменов за состоянием здоровья и физического развития.

 Спортсмен, регулярно посещающий тренировки, выступающий на соревнованиях начинает внимательно относится к своему здоровью.

Дисциплина.

Спортивный режим (регулярное посещение тренировок, частые выезды на соревнования) развивают у дзюдоистов навыки самоконтроля и самоорганизации. Четкое осознание важности каждого элемента тренировки (разминка, разбор приемов) формируют дисциплинированное поведение. С возрастом спортсмены становятся более ответственными.

С целью выявления эффективности предложенной нами системы условий развития мотивации было осуществлено анкетирование обучающихся.

Анкетирование проводилось среди тридцати четырех  учащихся (первая группа 13 человек (возраст 9-10 лет), вторая группа 11 человек (возраст 11-13 лет), третья группа (возраст 15-17 лет))   СШ , занимающихся в секции «дзюдо», с целью выявления мотивации образовательной деятельности обучающегося. Анкетирование позволило получить следующие результаты. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что доминирующим показателем, выявленным в ходе данного анкетирования, выступает ситуативный интерес. Действительно, в результате многолетнего опыта работы автор дипломной работы отмечал тот факт, что сильным мотивирующим фактором для детей является, в первую очередь именно непосредственный интерес к занятиям, авторитет и доверие к тренеру, и, конечно, поощрение ребенка. Наименьший показатель мы получили по позиции «занятия по необходимости». Этот факт является самым ярким подтверждением того, что занятия по принуждению родителей не могут положительно влиять на мотивацию ребенка. Для ребенка часто бывает трудно проникнуться мыслью о пользе чего-либо, и как следствие необходимости заниматься тем, что не доставляет стопроцентного удовольствия, а связано с трудом, необходимостью терпеть некоторые неудобства.

Средний балл по позиции «повышенный познавательный интерес» является достаточно предсказуемым, т.к. действительность, окружающая ребенка в настоящее время предоставляет ему возможность многое узнавать о мире в целом, и о конкретной, волнующей его проблеме в частности. Естественно, что именно для спортивных занятий, и частности занятий борьбой дзюдо эта характеристика не является главенствующей.

Фактором, приводящим ребенка в каждую конкретную секцию, является именно интерес к занятиям. Спортивные занятия приносят чувство удовлетворения. Ограниченные в возможности двигаться во время обучения в общеобразовательных школах, ребята с удовольствием совершенствуют свои физические навыки. Дополнительное образование в спортивной секции открывает ребенку возможности раскрыть свои сильные стороны, и, вкладываясь на тренировке добиваться заветного мастерства.







Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации