Статья «Изучение характера мотивации обучающихся на уроках биологии в условиях школы дистанционного обучения»
Изучение характера мотивации обучающихся на уроках биологии
ODT / 182.57 Кб
Современный образовательный процесс опирается на развитую систему потребностей и мотивов ребенка, которая, в свою очередь формируется и развивается в процессе обучения. Таким образом, качество образования и эффективность работы учителя могут быть измерены посредством изучения направленности учебной мотивации обучающихся. В данном исследовании проанализирована динамика характера мотивации обучающихся на уроках биологии в период 2015-2018 гг.
Изучение характера мотивации обучающихся на уроках биологии в условиях школы дистанционного обучения
Развитие мотивации у обучающихся вполне справедливо считается одной из важнейших проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена развитием современной образовательной системы, а именно: обновлением содержания обучения, необходимостью обучения школьников приемам самостоятельного приобретения знаний, развития их познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. Всего этого невозможно достичь без интереса учащегося к предмету. Каждый учитель стремится к тому, чтобы обучающиеся проявляли интерес к его предмету, хорошо учились, с желанием занимались на уроках. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы. Более того, весь образовательный процесс в настоящее время опирается именно на развитую систему потребностей и мотивов ребенка, которая, в свою очередь формируется и развивается в процессе обучения.
Нужно отметить, что мотивация учебной деятельности всегда была в центре внимания педагогов и психологов, однако в настоящее время эта проблема становится особо актуальной, поскольку в условиях современного образования уже недостаточно просто научить человека чему-либо. Важно научить его учиться на протяжении всей его жизни. Поэтому мотивация – важнейший структурный элемент всей учебной деятельности, а для личности, выработанная внутренняя мотивация является главным критерием ее сформированности.
Чтобы обучение было по-настоящему эффективным, у ученика должна возникнуть внутренняя потребность в знаниях, умениях и навыках, которые предлагает учитель, а также желание активно действовать по их приобретению. Из-за высокого уровня мотивации у ученика формируется цель и его обучение становится активным, независимым от учителя, переходит в самостоятельную целенаправленную деятельность. Если на уроке ученик переживает свои успехи– это мощный фактор развития мотивации. У школьников со сниженной мотивацией учения не вырабатывается правильного взгляда на мир, отсутствуют научные убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требующих достаточного уровня развития понятийного мышления. Кроме того, у них формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка хитрить, ловчить, чтобы избежать наказания, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Знания формируются отрывочные и поверхностные. В педагогической практике существуют особые методические приемы, которые влияют на формирование мотивации:
1. Апелляция к жизненному опыту детей,
2. Создание проблемной ситуации,
3. Ролевые и деловые игры,
4. Решение нестандартных задач на смекалку и логику
5. Элементы занимательности
6. Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы и т.п. .
Кроме того, существуют стимулы для формирования мотивации к учебной деятельности:
1. Ситуация удивления,
2. Презентации, творческие домашние задания,
3. Накопительная система оценок, рефлексия,
4. Доброжелательный настрой урока, благоприятный и продуктивный,
5. Микроклимат на уроке
Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся активно участвовать в работе с первых минут урока. [3] Также эффективным средством мотивации при изучении школьных предметов является внеклассная деятельность (кружки, факультативные курсы, олимпиады, конкурсы и т.д.) при условии предоставления обучающимся возможности самовыражения. Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Наиболее эффективно познание, полученное через напряжение своих сил, умственных, физических и духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий. И какими бы знаниями мы ни обладали, какими бы методиками ни владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем. Особенно важной является проблема взаимодействия внешней и внутренней мотивации. Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями. Но неоспоримо одно: «Если хотим мотивировать детей — надо найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе” [2]. Таким образом, эффективность образовательного процесса напрямую зависит от уровня развития мотивационной сферы личности каждого ребенка.
«Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.» (Т.Д.Дубовицкая-[1, с. 42]).
Таким образом, качество образования и эффективность работы учителя могут быть измерены посредством изучения направленности учебной мотивации обучающихся.
В нашей школе дистанционного обучения (структурное подразделение ГОУ Ярославской области «Центр помощи детям») мы решили эту проблему, взяв на вооружение методику диагностики направленности учебной мотивации доктора психологических наук Т.Д.Дубовицкой, профессора кафедры психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой. Первоначально эта методика предназначалась для исследования в учреждениях дополнительного образования. -[1, с. 42-46]).
В течение нескольких лет мы успешно применяем эту методику в школе дистанционного обучения для детей-инвалидов. Эта методика выявляет направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.
Результаты нашего исследования использовались нами:
1) как показатель эффективности (качества) применяемой учителем методики (технологии) обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах);
2) как показатель способности учителя активизировать мотивационную сферу учащихся (что может учитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства);
3) как основа для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования педагогического мастерства.
В ходе данного исследования было изучено отношению к биологии как к предмету более 60 обучающихся 6-11 классов в течение 2015-2018 гг.
Результаты диагностики направленности учебной мотивации
(Дубовицкая Т.Д.)
|
Максимальный балл |
2015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
|||
средний балл |
% |
средний балл |
% |
средний балл |
% |
||
Всего тестовых баллов |
20 |
10,85 |
|
12,07 |
|
13,43 |
|
уровень внутренней мотивации |
|
средний |
|
средний |
|
средний |
|
ценность знаний |
8 |
3,16 |
39,52 |
3,21 |
40,18 |
3,29 |
41,07 |
самостоятельность в изучении предмета |
6 |
3,10 |
51,72 |
3,195 |
53,24 |
3,29 |
54,76 |
пассивность в изучении предмета |
6 |
1,49 |
24,78 |
1,39 |
23,10 |
1,28 |
21,43 |
трудность в изучении предмета |
2 |
0,35 |
17,86 |
0,32 |
16,07 |
0,28 |
14,28 |
интерес к предмету |
6 |
3,17 |
52,98 |
3,38 |
56,25 |
3,57 |
59,52 |
Негативное отношение к занятиям |
6 |
3,39 |
56,48 |
3,19 |
53,24 |
3 |
50 |
Негативное отношение к предмету |
6 |
1,39 |
23,14 |
1,27 |
21,10 |
1,14 |
19,05 |
Постоянное использование метода проектов, ежегодное проведение предметных недель позволило обучающимся проявлять бόльшую активность и самостоятельность в обучении. Это привело к увеличению самостоятельности обучающихся в учебном процессе.
С другой стороны, умение ставить задачи и структурировать свою деятельность повышает мотивацию и помогает добиться лучших результатов, что в свою очередь снижает субъективную трудность предмета.
Успешность в обучении приводит к субъективному повышению ценности знаний вообще и интерес к биологии в частности.
Результаты диагностики учащихся 5 класса показали, что только 18% учащихся имеют высокий уровень внутренней мотивации, 41% -средний и 41% низкий. Результаты диагностики учащихся 7 класса показали, что только 20% учащихся имеют высокий уровень внутренней мотивации, 40% -средний и 40% низкий. Результаты диагностики учащихся 10 класса показали, что высокий уровень внутренней мотивации имеют 33%, 39% средний уровень, 28% низкий уровень.
Результаты диаграммы иллюстрируют преобладание учащихся 5,7,10 классов с низким и средним уровнем познавательной мотивации. Необходимость приведения в соответствие требований к качеству образования выпускников школы и результатов образования заставили авторов опыта пересмотреть подход к урокам биологии, организации внеурочной деятельности и дополнительных занятий разработать такую систему работы, которая будет способствовать развитию биологического мышления учащихся и, следовательно, обеспечит развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений. Также это обеспечит формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, что приведёт к социализации обучающихся и повышению качества образования.
Литература
-
Дубовицкая Т. Д., Методика диагностики направленности учебной мотивации, Психологическая наука и образование 2002, № 2 (42—45)
-
Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования// Народное образование – 2001.
-
Кривошеева Н.Н. Формирование мотивации у обучающихся к занятиям математикой в условиях сельской основной общеобразовательной школы как актуальная педагогическая проблема. [Электронный ресурс] // http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/2024/1/2842-2844.pdf
Сведения об авторах:
1. Контров Георгий Евгеньевич
Учитель высшей квалификационной категории, кандидат педагогических наук
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области «Центр помощи детям»
Ярославская область, г. Ярославль
2. Кузнецова Наталья Николаевна
Учитель первой квалификационной категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области «Центр помощи детям»
Ярославская область, г. Ярославль