Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы

1
0
Материал опубликован 26 November 2021

УДК 37.031.1

Шмыкова А.А.

магистрант

Научный руководитель: Долгова В.И. профессор, д.п.н

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация: В статье представлен теоретический и практический материал о коммуникативной компетентности обучающихся в условиях современной школы. Раскрываются понятия «компетентность» и «коммуникативная компетентность». Описывается структура коммуникативной компетентности обучающихся. Представлены результаты практической методики, раскрывающей уровень развития коммуникативных и организаторских умений обучающихся 6 класса.

Ключевые слова:компетентность, коммуникативная компетентность, компоненты коммуникативной компетентности, коммуникативные умения.

Shmykova A.A.

undergraduate

Scientific adviser:

Dolgova V.I., professor, PD

South Ural State Humanities and Pedagogical University

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF A MODERN SCHOOL

Resume: The article presents theoretical and practical material about the communicative competence of students in a modern school. Theconceptsof «competence» and «communicativecompetence» arerevealed. Thestructureofstudents' communicativecompetenceisdescribed. Thearticlepresentstheresultsof a practicalmethodologythatrevealsthelevelofdevelopmentofcommunicativeandorganizationalskillsof 6th gradestudents.

Key words: competence, communicative competence, components of communicative competence, communicative skills.

Коммуникативная компетентность сегодня выдвинута на первое и главное место в современном образовании [1]. В эпоху информационных технологий у обучающихся стали назревать серьезные проблемы с коммуникативными способностями. Связано это со следующими обстоятельствами: падение уровня читательской потребности, снижение или отсутствие у педагогов методов, технологий и приемов, призывающих школьников к речевой деятельности. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся в образовательной политики Российской Федерации поставлены во главу угла в виде задач и условий, которые необходимо создать для ее развития.Здесь на помощь приходят инновационные педагогические технологии и приемы, позволяющие развивать в обучающемся те качества и способности, которые особенно востребованы обществом и государством [2]. Учителя современных школ едины во мнении, что нынешнему ученику не хватает развития грамотной связной речи [3]. К деятельности педагога предъявляют следующее глобальное требование – организовать условия формирования личности, способной защищать свои интересы и взгляды в диалоге, брать ответственность за свои поступки на себя, грамотно, логично и свободно доносить до собеседника свои умозаключения и мысли. Это требование является прямым запросом настоящего общества. Низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности обучающихся влечет за собой возникновение и развитие отрицательных психологических особенностей: низкой самооценки, нерешительности, отсутствию потребности в непосредственном общении с людьми, пониженной контактности, страху от мысли, что надо вступить в диалог, выстраивать свою речь с учетом норм и правил речевого этикета [4; 5; 6]. В связи с этим, актуальность настоящего исследования обусловливатьсяприсутствием противоречий между потребностью общества и государства, и пониженным уровнем коммуникативнойкомпетентностиобучающихся настоящего времени.

Можно выделить следующие противоречия:– между требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта образования, отражающими объективную необходимость овладения обучающимися коммуникативной компетентности, которая способна помочь ориентироваться человеку в окружающем мире; – между накопленной практикой речевого обучения и недостаточным практическим использованием её в процессе обучения.

Обозначенные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в выявлении уровня коммуникативной компетентности обучающихся и обозначении путей ее формирования в процессе обучения.

Новизна выбранной нами темы заключается в том, что в настоящее время есть ряд работ, посвященных коммуникативной компетенции, но недостаточно представлено научных исследований в области коммуникативной компетентности обучающихся, подкрепленных результатами практической методики.

Цель исследования – теоретически обосновать особенности коммуникативной компетентности и выявить уровень коммуникативных умений обучающихся в условиях современной школы.

В исследовании были использованы следующие методы:

1) теоретические: изучение, анализ и обобщение педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.

2) эмпирические: тестирование.

Теоретико-методологическая основа исследования.В своем исследовании мы придерживались положений системно-деятельностного, компетентностного и коммуникативного подходов. Системно-деятельностный подход нашел отражение в материалах Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.Н. Куницыной, Д.Б. Эльконинаи др.); методы обучения в современной школе представлены в положениях коммуникативного подхода (труды следующих авторов О.Г. Абрамкиной, А.А. Бодалева, Е.А. Быстровой, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрикаи др.);компетентностный подход парирован в материалах о результатах образовательного процесса (работы В.И. Долговой, Ю.Н. Емельяновой, Н.Г. Жарких, И.А. Зимней, Н.И. Зотовой, Ж.Т. Искаковой, Н. Карахан, О.В. Карунной, Е.В. Мельник, Л.А. Петровской, С.Е. Шишова и др.).

В современном образовании актуальна и востребована компетентностной модели обучения школьников, которая делает возможным подготовку будущих выпускников к более качественной и отвечающей требованиям современных условий жизни. Она делает будущих выпускников более коммуникативными и мобильными, что особенно важно в настоящей реальности. При этом коммуникативная компетентность выступает основополагающей, так как она стоит во главе угла среди других компетентностей обучающихся.

Понятие «компетентность» в педагогической и психологической науках Запада и России появилось и заняло свое почетное место только в 70-80-х годах XXвека. В это время в образовании активно стал распространяться компетентностный подход, но до настоящего времени понятию «компетентность» не существует единственно правильного и выверенного определения. Есть множество определений и разных подходов к его рассмотрению, но однозначного и единственного до сих пор нет, и, наверное, не будет.

Известно одно, что слово «компетентность» с латинского языка («compete») переводится как «соответствую»,«добиваюсь»,«подхожу». В последнее время к данному понятию в педагогической науке мы наблюдаем особенно повышенный интерес и востребованность. По мнению исследователя О.В.Карунной это можно объяснить быстро меняющимися требованиями к подготовке школьников иобразованию в целом [7]. Также она считает, что категория компетентности применима к отношениям теоретических и практических знаний и умений [7].В свое время Д.Б. Эльконин предложил следующее трактование данного понятия. По его мнению, компетентность является квалификационной характеристикой индивида, который выполняет определенную деятельность на данный момент времени [8]. Авторы словарей также предложили свое видение определений к понятию «компетентность». Например, в «Толковом словаре» Д.И. Ушакова читаем: «Компетентность – это авторитетность и осведомленность в каком либо виде деятельности»[9]. Авторы «Большого экономического словаря» предлагают несколько толкований данного понятия: 1) способность к владению определенной компетенцией; или 2) знание, которое позволяет сделать выводы или суждения по какому-либо вопросу [10].

Из предложенных определений можно сформулировать свое определение понятию «компетентность». Компетентность – это качество человека, которое позволяет ему приступить и успешно справляться с определенными видами деятельности. Человек может уже закончить какое-либо учебное заведение, получить соответствующий и подтверждающий это официальный документ. Может выполнять свою деятельность вполне эффективно и плодотворно, учитывая даже ее социальную значимость и социальные риски. Компетентность человека включает в себя также его личностные качества, где операционно-технологическая, когнитивная, этическая,поведенческая, мотивационная,социальную являются основными составляющими. Теперь обратим внимание на трактовку понятия «коммуникативная компетентность» у ряда авторов.

Проанализировав несколько определений, укажем наиболее удачные и емкие, на наш взгляд. Исследователи С.Е. Шишов и И.Г. Агапов считают, что компетентность обучающихся это «всеобщая готовность и способность личности к определенной деятельности, которая основывается на опыте и знаниях, приобретенных в процессе обучения, помогающие ориентироваться и принимать самостоятельные решения в учебном и познавательном процессах. В дальнейшем именно коммуникативная компетентность позволяет гармонично и весьма успешно человеку включиться в трудовую деятельность» [11, с. 58].

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образованиякоммуникативную компетентностьхарактеризует как умение определять и разрешать обусловленного типа коммуникативные задачи, то есть выявлять цели, способы и намерения коммуникации, оценивать и выбирать необходимые стратегии в поведении, всегда быть расположенным к переосмыслению своего речевого поведения и быть готовым изменить его стиль и содержание по отношению к партнеру. Компонентами коммуникативной компетентности определяются способность находить и продолжать развиватьобщественные контакты с окружающими людьми, хорошееовладение установленными нормами поведения и общения, обладание «техникой» успешной коммуникации [12].

Другой же исследователь Л.А. Петровская в коммуникативной компетентности видит способность поддерживать и устанавливать важные социальные контакты с окружающими в социуме. Л.А. Петровская определила, что в состав коммуникативной компетентности входят коммуникативные знания, умения и навыки эффективного коммуникативного процесса [13, с. 102]. Исследователь коммуникативную компетентность отождествляет с коммуникативными способностями личности. Указывает, что именно коммуникативная компетентность позволяет человеку выстраивать гармоничный и эффективный диалог и общение в целом [13, с. 104].

Известный педагог А.Н. Леонтьев вкладывает в определение коммуникативной компетентности несколько иное понимание. Он уверен, что под коммуникативной компетентностью стоит понимать совокупность коммуникативных умений, то есть владение навыками социальной перцепции, понимание психического состояния своего собеседника, умение эффектно и правильно «преподнести» свою личность окружающим, выстраивание грамотной речи с полным соблюдением правил речевого этикета [4].

Исследователь Ю.Н. Емельянов приравнивает способность к коммуникации с коммуникативной компетентностью. Объясняя это следующими обстоятельствами. Человек должен уметь молча, невербально и вербально выстраивать процесс общения с окружающими. Человек должен уметь выстраивать процесс общения на своем уровне воспитанности,обученности и развития и при этом учитывать уровень коммуникативногопотенциаласвоего собеседника [14, с. 43].

Ученые В.И.Долгова, В.Н. Куницына, Е.В.Мельник, Н.Карахандают следующее определение: «Коммуникативная компетентность – это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии[15, с. 12], [16, с. 81].

ВПсихологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова представлено следующее определение: «Коммуникативная компетентность  (англ. communicativecompetence) –умение  эффективно общаться, способность устанавливать и поддерживать контакты с людьми»[17].

Тем самым, проведенный анализ определений понятия «коммуникативная компетентность» и близких с ней понятий позволяет выделить следующие подходы к определению понятия «коммуникативная компетентность», трактуемой как:

1) способность личности вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели [11, с. 59].

2) межличностный опыт, базой формирования которого являются процессы социализации и индивидуализации [4];

3) способность к коммуникации; способность целесообразно взаимодействовать с другими на своем уровне обученности, воспитанности, развития, на основе гуманистических личностных качеств и с учетом коммуникативных возможностей собеседника [14, с. 44];

4) качества, способствующие успешности протекания процесса общения (качества отождествляются с коммуникативными способностями человека) [14, с. 103], [18, с. 98];

5) системы коммуникативных действий, основанные на знаниях об общении и позволяющие свободно ориентироваться и действовать в когнитивном пространстве [15, с. 12].

В педагогической науке есть несколько классификацией структуры коммуникативной компетентности. В нашем исследовании мы представим две, на наш взгляд, наиболее удачные и точно отражающие содержание данного понятия. Автором первой является исследователь И.Н. Зотова, которая предлагает следующие компоненты в структуре коммуникативной компетентности: коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности [19]. И.Н. Зотова дает полную характеристику каждому компоненту.

Под коммуникативными знаниями И.Н. Зотова понимает знания о сущности, видах, фазах и закономерностях человеческого общения. Знания человека о приемах, способах и методах успешной и эффективной коммуникации и их возможных влияний на собеседника. Знания о собственном уровне формирования и развития коммуникативных способностей, а также знания об использовании удачных методов общения именно для себя лично [19].

Под коммуникативными умениями исследователь понимает умения доходчиво и грамотно излагать свои мысли и правильно воспринимать информацию собеседника. Коммуникативные умения – это совокупность освоенных коммуникативных действий, которые основаны на достаточно хорошем теоретическом и практическомфундаменте личности. Благодаря коммуникативным умениям человек может адекватно оценить окружающую действительность и правильно отреагировать на происходящее. Формирование коммуникативных умений человека напрямую связано с развитием его личностных, интеллектуальных и профессиональных составляющих [19].

Под коммуникативными способностями исследователь И.Н. Зотова понимает субъективные психологические особенности личности, призванные обеспечивать понимание между собеседниками, эффективное сотрудничество в любой деятельности. Именно коммуникативные способности способствуют решению человека вступить или не вступить в социальный контакт, в дальнейшем реализовывать различные виды деятельности [19].

Другую классификацию предлагает исследователь Н.Г.Жарких в своем диссертационном труде. По ее мнению коммуникативная компетентность содержит следующие структурные компоненты: а) эмоциональный (благодаря эмоциям человек более отзывчив, эмпатичен и чувствителен к проблемам других людей, способен проявлять внимание, сострадание и сопереживание к собеседнику); б) когнитивный (взаимосвязан с постижением мировоззрения и взглядов собеседника, умение предчувствовать возможное поведение своего партнера, умение вмешаться в трудную или конфликтую ситуацию и благополучно ее разрешить);в) поведенческий(отображаетсклонность человека к взаимной деятельности, способность брать на себя инициативу и быть лидером, адекватно подходить к процессу общения и т.д.) [20, с. 11].

Для современного школьника археважно иметь хороший уровень коммуникативной компетентности, что определит его успешность в процессе обучения. Мы решили провести небольшую практическую работу со школьниками. В практической части нашего исследования мы провели диагностическую методику«Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина (КОС) [21]. Целью проведения данной методики являлось выявление уровней развития коммуникативных и организаторских умений обучающихся. На практике мы решили выяснить каков настоящий уровень коммуникативной компетентности учащихся 7 класса обычной средней школы. В диагностике приняли участие 16 школьников 7 класса (в возрасте от 12 до 14 лет) средней школыЕткульского района Челябинской области.

На одном из классных часов была проведена данная методика, суть которой заключалась в следующем – учащимся было предложено ответить на 40 вопросов положительным или отрицательным ответом. Других вариантов ответов не было, либо «да», либо «нет». Примеры вопросов:

Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

Время выполнения методики было ограничено одним часом, на наш взгляд, вполне достаточно ответить на поставленные вопросы. Затем обработка и интерпретация результатов проходила следующим образом.

Коммуникативные способности – ответы «да» на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и «нет» на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности – ответы «да» на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и «нет» на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:

К = 0,05 . С, где

К – величина оценочного коэффициента.

С – количество совпадающих с ключом ответов.

Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 – о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.

Таблица 1 - Коммуникативные умения:

Показатель

Оценка

Уровень

0,10-0,45

1

I - низкий

0,46-0,55

2

II - ниже среднего

0,56-0,65

3

III - средний

0,66-0,75

4

IV - высокий

0,76-1

5

V - очень высокий

Таблица 2 - Организаторские умения:

Показатель

Оценка

Уровень

0,20-0,55

1

I - низкий

0,56-0,65

2

II - ниже среднего

0,66-0,70

3

III - средний

0,71-0,80

4

IV - высокий

0,81-1

5

V - очень высокий

Анализ полученных результатов.

Низкий уровень (оценка 1) – обучающиеся предпочитают одиночество, у них появляется страх только от одной мысли, что необходимо будет с кем-то вступить в общение или выступить публично. Совершенно не отстаивают свою точку зрения и крайне тяжело переносят обиду и оскорбления. Для вообще не характерно проявление инициативы и самостоятельности.

Уровень ниже среднего (оценка 2) –коммуникативные и организаторские способности в зачаточном состоянии. Они есть, но их необходимо серьезно развивать. По большому счету данные ребята предпочитают также уединение, испытывают серьезные трудности в общении с другими. Боятся выступать публично, практически не отстаивают свои интересы, взгляды и мнение. Также трудно испытывают на себе обиды и оскорбления других. Могут взять на себя инициативу и быть самостоятельными, но предпочитают идти по указанному пути другими людьми.

Средний уровень (оценка 3) – у данных ребят присутствует достаточно хороший потенциал к установлению коммуникативных контактов, есть и задатки лидерства. Испытывают небольшую потребность в общении, стараются увеличить круг своих друзей и знакомых, умеют постоять за себя в отстаивании своей точки зрения и своего мнения. Могут грамотно спланировать ход своих действий, но их интересы довольно не устойчивы и поэтому, взявшись за что-то, быстро теряют к этому интерес.

Высокий уровень (оценка 4) – данные ребята отличаются довольно высоким уровнем коммуникативных и организаторских способностей. Отлично себя чувствуют в новой обстановке, гармонично в нее вписываются, находят массу новых друзей и знакомых. Любят заниматься общественной деятельностью, альтруистически настроены к людям. Обычно в компании берут инициативу в свои руки и способны быстро принять правильное решение в непростой жизненной ситуации.

Очень высокий уровень (оценка 5) – у данных ребят имеет место очень высокий уровенькоммуникативных и организаторских способностей. Они просто «жаждут» общения с кем-либо. Им даже тяжело переживать одиночество. Они всегда стремятся к лидерству в компании. В новом коллективе чувствуют себя вполне уютно и уверенно. Умеют быстро и правильно среагировать в сложившейся новой обстановке. Всегда отстаивают свою точку зрения и мнение. Часто даже отстаивают свою правоту, заведомо зная, что собеседник прав. Добиваются, чтобы последнее слово оставалось за ними и другие ребята приняли его. Находится всегда в центре внимания, является «душой» компании [21].

В ходе проведения методики КОС были получены следующие результаты: 6,25% (1 человек) – обнаружили средний уровень коммуникативных умений; 25% (4 человека) – продемонстрировали уровень ниже среднего; 68,75% (11 человек) – обнаружили низкий уровень коммуникативных умений и, к сожалению, ни один человек из класса не показал высокий и очень высокий уровни коммуникативных умений. Ситуация с организаторскими умениями была практически аналогичная. Результаты следующие: также 6,25% (1 человек) – обнаружили средний уровень организаторских умений; 12,5% (2 человека) – продемонстрировали уровень ниже среднего; 81,25% (13 человек) – обнаружили низкий уровень организаторских умений и также ни один человек из класса не показал высокий и очень высокий уровни организаторских умений. Ребята с большим желанием приняли участие в тестировании, вопросы не вызывали у них особых затруднений, на вопросы ответили все. На основании полученных результатов мы составили таблицу 3 и построили диаграмму (рисунок 1).

Таблица 3 – Результаты методики КОС


Уровни

Коммуникативные умения

Организаторские умения

1

Низкий

68,75% (11 человек)

68,75% (11 человек)

2

Ниже среднего

25% (4 человека)

12,5% (2 человека)

3

Средний

6,25% (1 человек)

6,25% (1 человек)

4

Высокий

-

-

5

Очень высокий

-

-


На основе полученных результатов для наглядности картины нами была составлена диаграмма результатов методики КОС.

t1637923016aa.gif

Рисунок 1 – Результаты методики КОС

Из результатов таблицы 3 и рисунка 1 видно, что у большинства ребят преобладают низкий и ниже среднего уровни коммуникативных и организаторских умений, что свидетельствует о явной необходимости развивающей работы в плане формирования коммуникативной компетентности обучающихся.

Для формирования коммуникативной компетентности в условиях современной школыважно использовать формы, методы и приемы работы, которые направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. В качестве основного подхода используется компетентностный подход. Безусловно, возникает необходимость в использовании инновационных педагогических технологий, методов, приёмов: исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология развития критического мышления, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения, – всё это позволяет развить творческую активность, сформировать личность активную, готовую на мыслительную деятельность и глубокое понимание материала [22].

На уроках для формирования и развития устной коммуникации ребятам можно использовать следующие формы и методы работы: пересказ, устный диалог, сообщения и доклады, деловые и ролевые игры, учебные и познавательные проекты и исследования, опросы, диспуты, дискуссии, обсуждения. Для формирования и развития эффективной письменной коммуникации можно применять: изложения, сочинения, статьи, заметки в местных СМИ, сообщения [22].

При формировании коммуникативной компетентности важно, чтобы приемы, методы и формы работы способствовали самостоятельному поиску разрешения обозначенной проблемы. Здесь важно учитывать возможности компетентностного подхода, ориентирующего обучающихся на знание языковых основ, развитие коммуникативных умений и способности к быстрому приспособлению в новой обстановке. Не исключаем здесь возможностей и деятельностного подхода, который лежит в основе возникновения и развития коммуникативной компетенции и порождает творческие зачатки в каждом отдельно взятом обучающемся [22].

В заключении отметим, что общение – это важная часть в жизни каждого человека. На ум приходят слова французского поэта и писателя Антуан де Сент-Экзюпери о том, что «самая большая роскошьна свете - это роскошьчеловеческогообщения»[23]. В настоящее время коммуникативные способности обучающихся выдвигаются на первое место. Подтверждение этому находит свое отражение в одном из главных образовательных документах – ФГОС СОО, где коммуникативной компетентности школьников отводится главенствующая роль. Сегодня есть масса определений понятия «коммуникативная компетентность», но нет единственно выверенного и единогласно утвержденного. Проанализировав ряд источников по проблеме, мы можем утверждать, что под коммуникативной компетентностью ученые понимают: 1) способность к выполнению определенного вида деятельности (часто общение); 2) умение решать коммуникативные задачи; 3) совокупность коммуникативных умений и навыков; 4) способность к коммуникации. Во всех определениях практически встречаются слова «способность» и «коммуникация». Следовательно, под коммуникативной компетентностью следует понимать способность к коммуникации, которую важно и нужно развивать уобучающихся на всех уроках школьного образования, чтобы сделать их более адаптируемыми и конкурентоспособными в современном быстроменяющемся мире.

Использованные источники:

Абрамкина О.Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся [Электронный ресурс]//дис. канд. пед. наук. – М.: РГБ, 2003 (дата публикации: 2003) – URL: https://www.dissercat.com/content/uchebnyi-dialog-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnoi-kultury-obuchayushchikhsya, статья: Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы (дата обращения 19.02.2021).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] (дата публикации: 29.12.2012). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/, статья: Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы (дата обращения 19.02.2021).

Быстрова Е.А. Коммуникативная методика преподавания родного языка[Электронный ресурс]// Русский язык в школе. – 1996. – № 1 (дата публикации: 12.01.1996).– URL: http://www.library.bsu.ru/cgi-bin/irbis64r _12/cgiirbis_64, статья: Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы (дата обращения 19.02.2021).

Леонтьев А.А. Педагогическое общение[Электронный ресурс]: брошюра. – М., Нальчик: Эль-Фа, 1996. – 92 с.(дата публикации: 1996). – URL: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:10035/Source:default, статья: Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы (дата обращения 18.02.2021).

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования [Электронный ресурс]. – М.: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1956. – 520 с. (дата публикации: 1956).– URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/ webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:234563/Source:default,статья: Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы (дата обращения 18.02.2021).

Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Электронный ресурс]. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.(дата публикации: 2001).– URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/ index.php?url=/notices/ index/11420/default, статья: Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы (дата обращения 17.02.2021).

Карунная О.В. Формирование коммуникативной компетентности подростков в процессе работы со сказкой[Электронный ресурс]//дисс. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 2008. - 237 с. (дата публикации: 2008).– URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnoi-kompetentnosti-podrostkov-v-protsesse-raboty-so-skazkoi,статья: Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы (дата обращения 17.02.2021).

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды[Электронный ресурс]. - М.: Педагогика, 1989. – 560 с.(дата публикации: 1989).– URL: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM#$p1, статья: Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы (дата обращения 17.02.2021).

Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний [Электронный ресурс]. – М.: Альта-Принт [и др.], 2008. – 1239 c. (дата публикации: 2008).– URL: https://ushakovdictionary.ru/, статья: Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы (дата обращения 17.02.2021).

Борисов А.Б. Большой экономический словарь [Электронный ресурс]. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2006. – 543 с. (дата публикации: 2006).– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274981, статья: Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы (дата обращения: 20.02.2021).

Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость?// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – №2. – С. 58-62.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] (дата публикации: 17.05.2012). – URL:
http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/prikaz-minobrnauki-ot-17052012-no-413статья: Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы (дата обращения 18.02.2021).

Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьёвой. - М.: Смысл, 1996. - 373 с.

Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. – М.: Просвещение, 1995. – 183 с.

Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: автореф. дис. … д-ра псих.наук / В.Н. Куницына. – СПб., 1991. - 38 с.

Долгова В.И., Мельник Е.В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс]// Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 81-85 (дата публикации: 06.04.2015).– URL: http://e-koncept.ru/2015/95523.htm. статья: Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы (дата обращения 19.02.2021).

Большой психологический словарь: словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд.,перераб. и доп. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. - 672 с.

Бодалев А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 296 с.

Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности [Электронный ресурс]// Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2006. (дата публикации: 2006).– URL:https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-kommunikativnoy-kompetentnosti/viewer, статья: Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы (дата обращения 19.02.2021).

Жарких Н.Г. Особенности коммуникативной компетентности студентов с разными типами реакций в ситуациях фрустрации: автореф. канд. психол. наук / Н.Г. Жарких. – М., 2010. – 20 с.

Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина (КОС) [Электронный ресурс](дата публикации: 2010). – URL:http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html, статья: Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы (дата обращения 19.02.2021).

Искакова Ж.Т. Формирование коммуникативной компетентностии учащихся [Электронный ресурс] (дата публикации: 2014). – URL: https://infourok.ru/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-uchaschihsya-703337.html, статья: Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы (дата обращения 19.02.2021).

Сент-Экзюпери А. Роскошь человеческого общения [Электронный ресурс] (дата публикации: 2009). – URL:https://stihi.ru/2013/07/18/742статья: Коммуникативная компетентность обучающихся в условиях современной школы(дата обращения 19.02.2021).

19


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации