12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олендская Ольга Олеговна26
Активная, упрямая, люблю общение, люблю сильных, творческих и порядочных людей!
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
1

Развитие позитивной мотивации к обучению дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



О.О. Олендская

ГБОУ школа №684 “Берегиня” Московского района

Г. Санкт-Петербурга


Важно ли наличие мотивации к познанию окружающего мира у дошкольников?, безусловно. Современные педагоги и психологи утверждают, что одаренные дети, это дети с врожденной мотивацией, а также дети эмоционально устойчивые. Что же делать родителям и педагогам с детьми, которые не попали ни в число одаренных, ни в число эмоционально устойчивых. Как правильно их мотивировать на познание, и как правильно работать с их эмоциональной сферой? Попробуем разобраться в этом вопросе на примере работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста по дополнительной общеразвивающей образовательной программе “Путешествие по сказкам”, цель которой заключается в создание условий для развития эмоционального (удивление, радость, грусть, страх, злость) интеллекта детей старшего дошкольного возраста с использованием базовых форм-заготовок оригами (“Книжка”, “Дверь”, “Косынка”, “Мороженое”, “Блинчик”).

Приведем несколько определений термина мотивация. “Мотивация - сочетание действий, программы их выполнения и удовольствия …”, такое определение дает японский нейропсихолог Кикунори Синохри [1]. В современной отечественной и зарубежной психологии немало работ, связанных с проблемой развития мотивации дошкольников к различным видам деятельности. Среди действующих мотивов для ребенка старшего дошкольного возраста ученые отмечают: широкие социальные мотивы и непосредственно связанные с процессом учения (Л.И. Божович, М.В. Матюхина, К.Н. Поливанова и др.), личностный мотив (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и др.), мотив достижения (Д. Аткинсон, М.Ш. Магомед-Эминов, X. Хекхаузен и др.), поощрение и признание взрослого (И.М. Матюшина, Н.И. Рей-нальд, А.И. Голубева и др.), игровой мотив (З.И. Мануйленко, Д.Б. Эльконин, A.B. Запорожец и др.), соревновательный мотив (С.Е. Кулачковская, B.C. Мухина и др.), самолюбия и признания сверстников (B.C. Мухина и др.), мотивацию к обучению (М.Р. Гинзбург, Н.И. Гуткина, Л.С. Славина и др.).

Несмотря на различные подходы к изучению мотивационной сферы ребенка, развитие позитивной мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада как психолого-педагогическая проблема еще недостаточно изучена, остаются нерешенными следующие противоречия:

- между методологическим осмыслением данной проблемы и степенью ее психологической изученности;

- между психологическими исследованиями позитивной мотивации дошкольников к обучению и внедрением полученных результатов в практику детского сада;

- между имеющимся опытом подготовки детей к обучению в дошкольных учреждениях и недостаточной доказательной базой эффективного формирования позитивной мотивации.

Обнаружены психолого-педагогические условия развития позитивной мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада: расширение и обогащение замысла игрового сюжета, удовлетворение ненасыщаемой потребности дошкольника в познании, общении со взрослыми и сверстниками, включение в учебный процесс комплексной поэтапной психолого-педагогической диагностики, создание ситуации успеха в деятельности, развитие у взрослых эмоционального принятия ребенка.

Важно сказать о необходимости учета игровой деятельности, как писал Л.С Выготский: “…игра дает ребенку новую форму желаний, т. е. учит его желать, соотнося желание к фиктивному «я», т. е. к роли в игре и ее правилу, поэтому в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем, его моралью. ”[217; 2]

Л.С. Выгодский говорил не только о важности игры, как основной деятельности ребенка, но и отмечал единство эмоций и интеллекта как “обобщение переживаний”. По его личному мнению благодаря обобщению переживаний у ребенка возникает новое отношение к себе. “…Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.” [239 ;2]. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос успешным, и педагоги дошкольных организаций первые, кто начинают работу над созданием “успешного ребенка”. Работая по программе “Путешествие по сказкам”, педагог уделяет внимание не только развитию эмоциональной сферы, но и развитию личностного мотива, мотива поощрение и признание взрослого, игрового мотива, самолюбия и признания сверстников, все эти процессы происходят в течении всей работы, согласно алгоритма, итогом работы становится проигрывание сказки, та самая игра, которая является ведущей деятельностью.

Алгоритм работы над сказкой.

1.Чтение и пересказ сказки С. Г. Козлова “Черный омут”.

2.Обсуждение эмоционального состояния сказочных героев сказки “Черный омут”.

3. Описание выбора детьми героя из сказки “Черный омут” для дальнейшего выполнения фигурок оригами.

4.Обсуждение эмоций сказочных героев, с опорой на картотеку эмоций и цветные карточки на примере сказки С.Г. Козлова “Черный омут”.

5. Изготовление фигурок сказочных героев в технике оригами.

6.Разыгрывание сказки “Черный омут”. С помощью фигурок оригами.

Педагог выбирает для своей работы сказки, учитывая несколько критериев: они должны быть достаточно краткие, возможность выбора героя состоит из небольшого ряда, и конечно сказки подбираются с учетом возрастных особенностях. Почему в программе кроме знакомства со сказкой присутствует работа с бумагой в технике оригами. Все очень просто, в данной работе сказка не является терапией, а техника оригами используется не только для развития мелкой моторики.

Согласно истории, техника оригами зародилась в Японии, это был некий процесс медитации, складывания фигурок представлял собой целый ритуал, который сопровождался молитвой, а приношение бумаги в храм –жертвоприношению. Постепенно оригами стало популярным занятием при дворе, где это было признаком хорошего тона. Умение складывать фигурки оригами стало обязательной частью культурного воспитания аристократов. Во второй половине XIX века оригами постепенно распространяется по всему миру. Во Франции в XIX веке искусство оригами впервые появилось на эстраде. В руках фокусников чистый лист бумаги мгновенно превращался в птичку с машущими крыльями. В России “бумажное” искусство известно с конца XIX века. По свидетельству современников, дети Николая II увлекались складыванием фигурок животных из бумаги и это очень забавляло их. Оригами было известно среди русской знати. Так же надо вспомнить о журавликах, которые стали символами долголетия и бескорыстной помощи в Японии. Из вышесказанного можно сделать вывод, что исторически оригами имеет символичное начало, тесно связанное с творчеством, о необходимости которого так много писал Л.С. Выготский. Для развития мелкой моторики оригами стали использовать гораздо позже.

В программе “Путешествие по сказкам” использована авторская диагностика исследования эмоционального состояния дошкольника, составленная на основе Методики исследования эмоционального состояния Э.Т. Дорофеевой. Цель: Описание эмоций сказочного героя с опорой на цветные карточки. В ходе диагностики выявляется умение описать эмоциональное состояние сказочного героя по пяти цветам. Перед чтением сказки ребенку предлагается рассмотреть карточки с пятью эмоциями (радость, грусть, страх, удивление, злость), затем педагог читает сказку и задает вопросы, далее ребенок получает 5 карточек, разного цвета (коричневый, сиреневый, красный, желтый, зеленый). Педагог предлагает разложить цветные карточки рядом с карточками, изображающими эмоции. Ребенок описывает эмоциональное состояние выбранного им сказочного героя, далее определяет цвет карточки, соответствующий этой эмоции. В итоге педагог анализирует отношение ребенка к главному герою и умение описать эмоциональное состояние этого сказочного героя.

Таким образом, в итоге работы детей над сказкой происходит проигрывание сказки с изготовленными самостоятельно фигурками героев, что развивает просоциальное поведение, или иными словами поведение, призванное приносить пользу другим людям за счет формирования эмпатии и сочувствия к героям прочитанных сказок.


Список использованной литературы:

1.Синохара Кикунори. Оригами для мозгов. Японская система развития интеллекта ребенка 8 игр и 5 привычек/Синохара Кикунори;[Пер. с яп. Е. Рябовой]. – Москва: Издательство “Э”, 2017-116 с.

2..Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М: Изд-во: Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с

3.Прокопенко Г.И. Развитие творческих способностей младших школьников (на примере оригами): монография- Пятигорск: ПГЛУ, 2011.-176с.

4.Фридрих Фребель – первый европейский педагог-оригамист//Оригами и педагогика.- М.:Аким, 1996. – С 8-16.










3


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.