12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Светлана25
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Кондукторова С. А.

учитель начальных классов,

МКОУ «Лахденпохская СОШ»

Развитие творческих способностей и активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.

«Воспитать у обучающихся глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» Бондаревский В.Б.

Преобразования, происходящие в обществе, требуют существенных перемен в системе профессионального образования, подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социальных условиях, формах хозяйствования. Сегодня нужны люди, умеющие творчески мыслить, способные принимать нестандартные решения. Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Действующие ФГОС задают направление таких изменений. В основу стандартов положен системно-деятельностный подход, предполагающий, в частности, активизацию познавательной деятельности обучающихся, направленную на формирование учебно-познавательной компетенции. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются: усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время; организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся; выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности; оказать помощь в поисках «себя»; создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширить рамки общения с социумом; воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся;

Методы активизации познавательной деятельности учащихся: самостоятельный поиск, кооперирование, сотрудничество, участие в работе всех членов команды с учетом способностей каждого; креативный (творческий) подход, интеграция визуального, вербального, кинестетического восприятия, метод инверсии (используются противоположные операции мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное и т. д., метод проблемного обучения, метод проектов, эвристический метод (мозговой штурм)

Условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся: формирование осознанного интереса учащихся к получаемым знаниям, возможность применения их в жизни; создание ситуации успеха, поощрение; самостоятельная активность учащихся и формирование чувства ответственности; обеспечение возможности полного охвата обучающихся при сохранении дифференцированного подхода; сочетание различных видов и форм обучения, в т. ч. во внеурочное время и др.; формирование осознания непрерывности познавательной деятельности, в т. ч. во внеурочное время и др. Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству. Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности. В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать. Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.

Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости». Поскольку психологи утверждают, что для того, чтобы стать «кем-то», достичь «чего-то», надо многое перепробовать в детстве, то в соответствии с этим обозначается задача педагогов: как можно с более раннего возраста создать ребёнку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности, чтобы ребёнок через руки сформировал своё ощущение и отношение к разного рода действиям. Развивать творческие способности? Что это значит? Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения. Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика. В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Образовательный потенциал заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов. Работа во внеурочной деятельности способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. На своих занятиях во внеурочной деятельности я использую как традиционные методы, так и нетрадиционные. Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил: служить примером для подражания, поощрять сомнения, разрешать делать ошибки, поощрять разумный поиск, поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности, готовить к препятствиям. На своих занятиях во внеурочной деятельности создаю условия, при которых ученик испытывает череду эмоций: Сначала удивление: «Неужели этому можно научиться?» Потом восхищение: «Как здорово, красиво сделано!» И, наконец, восторг: «И я так могу!» Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с радостью выполняет поставленную задачу. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Великие художники, поэты, музыканты пробовали себя с детства в творчестве. Заложили основу для дальнейшего раскрытия своих способностей. Внеурочные мероприятия, активизирующие познавательные процессы обучающихся из моей практики:

-День матери (ноябрь) и Праздник Мам ( к 8 марта). Провожу яркий праздник для детей и родителей. Читаем стихи, поём песни, готовимся к творческим конкурсам, например, домашнее задание приготовить, принести и рассказать, как делали, «Вкусный бутерброд». После представления угощаем присутствующих. Вручаем подарки собственного изготовления мамам, бабушкам и мальчики –девочкам. Мероприятие эмоциональное. Я создаю презентацию о мамах нашего класса.

-Праздник осени. Провожу в 1-2 классах, а в 3-4 классах «Осенины». Готовимся основательно, придумываю сценарий, готовим костюмы, учим танцы, песни. Проводится конкурс поделок из шишек и природного материала. Заканчиваем праздник чаепитием и пробуем арбузы, яблоки и груши (с собственного огорода)

- Классные часы, посвящённые памятным датам. Например, ко дню толерантности « Мы разные – но мы равные», к 23 февраля «Защита Родины-дело каждого», к 9 Мая «Никто не забыт, ничто не забыто» , ко Дню Матери «При солнышке тепло - при матери добро», к 8 марта «Я и мама - лучшие друзья», на день земли «Сбережём планету вместе», ко дню рождения великих писателей и др. рисуем рисунки. А также использую другие формы работы: мозговой штурм , конкурсные задания (ребусы, вопросы, викторины), использование информационно-коммуникационных технологий, работа в малых группах, общение с приглашенными на классный час (ветераны, родители)

-Творческие прогулки. Педагог заранее планирует программу прогулки или экскурсии. С каждым своим выпуском, мы посещаем «Конюшенный двор». Нам рассказывают и показывают, как общаться с лошадьми, кормить, ухаживать, ласкать и т.д. Такие экскурсии оставляют много неизгладимых эмоций и впечатлений в памяти детей. Ребята вступают в клубы, записываются в кружки и занимаются с лошадьми, рисуют лошадей, читают про них в энциклопедиях, запоминают масти лошадей.

-Экскурсии. «Осень пришла». Даю творческое задание: соберите самые красивые листья, составьте букет, дайте название. Отберите листья для гербария, шишки для поделки. Мини-соревнование. Разучивание закличек, стихов, придумывание сказок.

-Походы. Каждый раз в конце года мы с классом ходим в поход. Поход планируем с родителями заранее. Придумываем развлекательную программу, творческие конкурсы. Выявляем способности учащихся в походных условиях. Как правило, такой отдых надолго запоминается детям.

-Новый год. Этот праздник празднуем с родителями в костюмах, с подарками. Родители играют роли в 1, 2, 3 классе. А в 4-ом уже играют спектакль сами дети. Игры, хороводы, песни, танцы- что придумаем, то и играем.

- Районный творческий конкурс частушек «Всякая душа празднику рада» и «Два голоса». Частушки собственного сочинения в костюмах ребята исполняют на сцене в ЦДТ. Соревнования захватывающие. Участники видят исполнение других ребят, равняются на них, поют весело , с задором. Получаем грамоты, сертификаты.

-Мои учащиеся участвуют в творческих проектах. Исследовательская деятельность начинается с 1 класса. Темы самые разнообразные «Приметы весны», «Волшебные нити», «Спортивные игры и забавы на Руси». Учащиеся, которые начали публично выступать с 1 класса, к 4-ому уже ничего не боялись, продолжая в средней школе участвовать в научно-практической конференции и занимать призовые места.

- Спортивный конкурс «Папа, мама, я- спортивная семья» . Участвуя семьями и соревнуясь с другими, родители и дети становятся ближе друг к другу. Общая победа или участие окрыляет учащихся, они становятся самостоятельнее, увереннее в себе.

-Акция «Посылка солдату». Традиционно , ежегодно в школе каждый класс участвует в этой акции. Мы с ребятами посылаем посылку в Армию солдату, моему бывшему ученику или брату ученика из класса. Созваниваемся с родителями солдата, узнаём, что нужно необходимое ему послать, и самое главное пишем ему письмо и рисуем рисунки, поздравляем с праздником 23 февраля. Когда солдат отслужил, он приходит в класс на встречу с детьми.

-Интеллектуально-спортивная игра «Форт Баярд». Несколько лет подряд в школе проводится такая игра по станциям. Она проводится во второй половине дня, с участием родителей.. Накануне праздника 23 февраля. Основная команда: 4 взрослых, 6 детей, всего 10 человек. 14 конкурсов. Самые разнообразные творческие задания. «Собери автомат», «Песенная», «Переправа» , Собери пословицу», ит.д. Главнокомандующий классный руководитель. За правильные ответы на флаг команды приклеивают красную звезду.

- Ежегодный литературный творческий конкурс «Мой друг». Каждый год разная тема конкурса. Номинации: декламация произведений карельских писателей, собственного сочинения, прикладное творчество, рисунок на заданную тему. В этом конкурсе мои ребята активные участники, занимают призовые места.

- Районная выставка декоративно-прикладного творчества «Золотые руки мастеров». Мои учащиеся занимают призовые места, приз зрительных симпатий. Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. А, зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением.

- Посвящение в первоклассники. Готовим с учителем музыки песни, сценки, танцы, составляем слова, в общем, проводим творчески, чтобы детям запомнился праздник. Приглашаем родителей. Вручаем свидетельство и подарки на память об этом событии.

- Кружок «Край, в котором я живу». Веду кружок с использованием регионального компонента. Делаем мини проекты. Цель кружка: уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Организуем параллельно различные творческие конкурсы в рамках недели окружающего мира, например, конкурс поделок из шишек, фотоконкурс «Люблю тебя, Карелия» в разные времена года. Участвуем в олимпиадах и викторинах «Люблю свой край родной», участие в конкурсе «Ладожская флотилия» изучаем историю улицы нашего города через митинги, конкурсы.

- Родительские собрания. Провожу их одно в четверть. Готовлю интересно, чтобы родители поучаствовали в разговоре в нетрадиционной форме. Использую : работа в группе, в паре, в команде. Даю творческие задания, памятки. Использую ИКТ. Открытые родительские собрания: для концерта приглашаются дети.

-Результат моей педагогической деятельности –успех моих учеников. Ежегодная церемония награждения одарённых детей Лахденпохского района. Номинация «Умники и умницы» семья Левиных, Дроздовых.

Закрепить у ребят интерес к изучаемому материалу помогают советы сделать сюрприз своим близким, подарить к празднику какую-либо вещь, изготовленную своими руками. При этом обращаю особое внимание на трудоёмкость того или иного изделия. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся. Чтобы ребёнок лучше представлял, что он делает, и знал, какой затем получит результат, я стараюсь направлять его практические действия. Всегда помню, что направлять ребёнка – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили». Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, знаниями, навыками, учатся употреблять их и применять в жизни. Важно понимать, что раскрытие и развитие творческих способностей учащихся осуществляется не периодически, а систематически, что стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного мышления. Вывод: основной результат внеурочной деятельности согласно ФГОС состоит в том, что в школе должен работать - высококомпетентный педагог, готовый к социальной и профессиональной мобильности непрерывному образованию, саморазвитию, самосовершенствованию своих компетенций, ускоренному усвоению инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, носитель ценностей гражданского общества. Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Учитель-ученик-родитель и учитель-ученик, ученик-родитель. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения». Работай, трудись творчески!

Иначе, зачем? Творческих успехов!

Список используемых ресурсов:

1."Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС" Кускова Ж. В.[Электронный ресурс] https://infourok.ru/tema-po-samoobrazovaniyu-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoe-vremya-v-ramkah-fgos-675497.html

2.«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС» Смирнова Е.В. .[Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/10/15/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey-detey-vo-vneurochnoe

3.Развитие творческих способностей и активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время. Из опыта работы преподавателя правовых дисциплин КГБ ПОУ ХТЭТ Верещагиной И. В. .[Электронный ресурс] https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/04/12/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-i

 

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.