Методическая работа «Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры в ансамбле народных инструментов внеурочной деятельности»
Методическая работа на тему: «Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры в ансамбле народных инструментов внеурочной деятельности»
Введение
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Занятия музыкой полезны как в подростковом возрасте, так и в старости. Музыка способствует гармоничному развитию личности, а умение играть на музыкальном инструменте способствует более эффективной работе мозга. Американские ученые Северо-Западного университета в Иванстоне провели исследования, доказывающие, что чувство ритма и способность воспринимать музыкальную грамоту положительно влияет на развитие детского мозга, а умение играть на музыкальном инструменте способствует более эффективному изучению иностранного языка. Как сообщает издание "Медицинские вести", группа специалистов университета под руководством Нины Крауз в течение трех лет проводила исследование на 40 детях. Первая группа детей занимались музыкой по 2-3 часа в неделю, в том числе проходила основы нотной грамоты и училась играть. Вторая группа обучалась по программе, где особое внимание уделялось физической подготовке. Каждая группа была протестирована перед началом и после окончания эксперимента. Выяснилось, что активность центров мозга, отвечающих за слух, грамотность и логическое мышление у первой группы испытуемых оказалась значительно выше. Это подтверждалось и другими данными: при одинаковой системе обучения те, кто занимался музыкой, демонстрировали лучшую грамотность речи и письма. Игра на музыкальном инструменте – будь то электронное пианино Ямаха, классическая гитара или фортепиано, развивает слуховые и моторные способности, необходимые для интеллектуальной деятельности человека. Именно поэтому творческих подход и развитие музыкальных способностей детей школьного и дошкольного возраста является одним из основных при формировании учебного процесса, ориентированного на развитие личности. По мере взросления ребенка у него уменьшается способность впитывать информацию – особенно языковую и математическую, а занятие музыкой позволяет продлить этот процесс и привить интерес к учебе. По мнению доктора Нины Крауз, при уменьшении финансирования в первую очередь сокращаются музыкальные занятия и изобразительное искусство. Этот подход неверен – музыка должна изучаться в любой школе, с максимальным акцентом на изучение нотной грамоты и обучением игре на инструментах. Игра на музыкальном инструменте так же полезна в пожилом возрасте, так как позволяет продлить способность мозга к логическому мышлению
Актуальность выбранную тему считаю актуальной так, как обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных шумовых инструментов. У детей развивается музыкальное качество слуха, ритма и движения.Учащиеся обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания домры, балалайки и различных шумовых инструментов. У детей развивается музыкальное качество слуха, ритма и движения. Детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир, также воспитанию у детей музыкальной культуры, эстетического воспитания как части их духовой культуры и гармонично развитой личности.
Целью моей работы является:
Повышение уровня по использованию игровых моментов с применением народных инструментов, шумовых инструментов, способствующих развитию чувства ритма у детей, творческой активности во внеурочной деятельности
Задачи:
Образовательная: формирование устойчивых ЗУН по развитию творческих навыков учащихся в объеме программы школы .
Воспитательная: воспитать посредством гитарного искусства творческую, самостоятельную, конкурентно-способную личность учащегося.
Развивающая: развить интеллект, фантазию, воображение, артистизм, творческую инициативу учащихся средствами кружка гитары .
Ожидаемый результат
знание основного гитарного репертуара;
знание различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
умение исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями.
Специфика музыкальных способностей
Музыкальные способности не существуют, как «способность в себе». Они являются сочетанием природного, социального и индивидуального. Способности развиваются только в практической деятельности. Процесс формирования музыкальных способностей происходит внутри творческого музыкальных произведений.
Применена методика К. Орфа, в основе обучения которой лежит принцип активного музицирования” и “обучение в действии”; строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах.
Элементарное музицирование, по мнению К.Орфа, является той формой обучения, которая позволяет играть многопланово: Играть на инструментах и играть с элементами музыки: ритмом; играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен и сказок; играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.
Методы:
1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: беседа, объяснение;
- наглядные методы: демонстрация, звуковой, наблюдения учащихся.
- практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;
- репродуктивный метод (разучивание, повторение и закрепление материала);
- исследовательский метод (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- метод активизации зрительного и слухового восприятия;
- метод музицирования;
- создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творчеству и практической деятельности).
3. Коррекционные методы:
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждения средствами музыки, приучение, поощрение, требование.
4. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные методы контроля;
Приемы:
- ритмические упражнения (потешки, попевки, песенки);
- создание собственных приемов игры на ударных музыкальных инструментах
Внеурочную деятельность связанную с исполнительской деятельностью на шумовых инструментах провожу с обучающимися 3-4 классов, на которых они знакомятся с многообразным миром звуков, учатся различать звуки музыкальные и шумовые. Во внеурочной деятельности эта работа проходит в разделах: « Вокально-ансамблевая работа», « Исполнительская деятельность», « Музыкальные фантазии. Сочиняем сами».
Слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах — вот те средства музыкально-эстетического воспитания, которые я использую в работе с детьми.
Детское творчество на музыкальных занятиях, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно - поисковую музыкальную практику, тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, раннее не известное им в мире музыки.
Учащимся нравятся шумовые инструменты, они просты и доступны. Изучая инструменты и способы игры на них, ребята имеют возможность творчески мыслить, развивать музыкальную память и внимание, готовятся к сочинению собственных «деревянных» композиций и аккомпанементов. А самое главное -дают возможность преодолеть застенчивость и скованность.
Что касается сочетания специальных (музыкальных) способностей с общими, то одаренному человеку часто свойственна разносторонняя одаренность, проявление разных способностей. Так музыкальные способности были присущи Грибоедову и Тарасу Шевченко, способности к живописи – Веберу, Шопену. Бородин проявил себя и как химик и как музыкант. Французский композитор Филидор был и известным шахматистом и в обеих своих «профессиях» сумел создать что-то новое. Общеизвестна разносторонняя деятельность и культурного наследия Н.А.Рериха. Необыкновенная широта интересов и способностей отличали Аристотеля и Демокрита, Ломоносова и Леонарда да Винчи. Конечно, все это были выдающиеся деятели всемирной культуры разных веков. Они могут служить для нас образцом и идеалом. Но разносторонность способностей – это совсем не обязательно «разбросанность». Надо помнить, что можно умело сочетать разные интересы. Интересно отметить такой парадокс: среди математиков много музыкально-одаренных, а музыканты, наоборот, очень часто любят «открещиваться» от математики, считая, что эта область с музыкой несовместима.
Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы в готовом виде. Они могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков.
Творческие способности проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.
Различают общие и специальные способности. Качества ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальные способности находят применение в более узких областях деятельности человека. Для успешного выполнения той или иной деятельности необходимо наличие как общих, так и специальных способностей.
Способности не являются природными свойствами личности. По определению Б.М. Теплова в основе способностей лежат задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые при благоприятных условиях и в результате деятельности развиваются в способности .
К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувство ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость.
Формирование музыкальных способностей подчиняется общим закономерностям развития способностей. По мнению С.Л. Рубинштейна, "отправной пункт, от которого идет формирование всяких музыкальных способностей к определенным видам музыкальной деятельности,…заключен в общечеловеческой "деятельности" музыкального восприятия. Вместе с тем музыкальная способность не дана в готовом виде в этом отправном пункте ее развития. Она формируется в активной деятельности музыкального слуха"
Итак, музыкальные способности сложны и многогранны. Задача педагогов и их родителей помочь наилучшим образом развиться природным задаткам, не увлекаясь при этом односторонним развитием. При такой односторонности техническое совершенство в игре придет в явное противоречие с узким кругозором и общей ограниченностью личности. «Чем глубже интеллект, чем шире эмоциональные связи и ассоциации, тем ярче индивидуальность художника, тем большую радость приносит он людям, тем ярче совершенствуется его техника, потому что он твердо знает, чего он хочет» - писал Г.Г.Нейгауз.
Рассмотрим четыре основные стороны музыкальных способностей, которые большинства отечественных исследователей, занимающихся вопросами музыкальных способностей, считают главными.
Музыкальность – это понятие, которое понимается и трактуется исследователями по-разному. Музыкальность, как пишет Б.М.Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей», это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Другие ученые рассматривают этот термин более узко: только как способность к эмоциональному отклику на музыку. Известный дирижер А.М.Пазовский утверждает, что даже обладание абсолютным слухом и музыкальной памятью не говорит еще о подлинном таланте т.к. это еще не означает глубоко чувствовать и понимать ее. Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б.М.Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Поскольку музыкальное переживание по своему существу - эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку.
Слух – эта составная часть способностей всегда называется первой, даже людьми далекими от музыки. Действительно, музыкальный слух – это то, что раньше всего обращает на себя внимание при разговоре о музыкальных способностях. Музыкальный слух – это понятие достаточно сложное и многосоставное. Музыкальный слух в узком понимании этого слова Б.М.Теплов определяет как звуковысотный слух. Звуковысотный слух имеет две разновидности: мелодический и гармонический. Мелодический слух – это звуковысотный слух в его проявлении к одноголосной мелодии; гармонический слух - это звуковысотный слух в его проявлении по отношению к созвучиям, а, следовательно, к многоголосной музыке. Гармонический слух может значительно отставать в развитии от мелодического. Гармонический слух вырабатывается у человека в результате некоторого музыкального опыта, т.к. предполагает способность ощущать и различать консонансы и диссонансы. Кроме того, для проявления гармонического слуха необходимо слышать несколько звуков, различных по высоте, выделять слухом звучание нескольких мелодических линий. Этот навык приобретается при работе с многоголосной музыкой.
Очень ценное свойство для музыканта – тембровый слух, но он зависит от слухового опыта в значительно большей мере, чем слух высотный. Музыкальный слух профессиональный, т.е. пригодный для занятия музыкой, обычно разделяется на два типа: абсолютный и относительный. Абсолютный слух является весьма полезным качеством, но и без него возможно успешное занятие музыкой. Он не считается основной музыкальной способностью, разве только необходим симфоническим дирижерам. Для остальных же музыкальных профессий основной музыкальной способностью является слух относительный. Особым свойством музыкального слуха, основанным на воображении и представлении, является внутренний слух, качество чрезвычайно ценное для музыканта. Внутренний слух – это непросто способность мысленно представить себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями. Таким образом, музыкально-слуховые представления – это один из важных компонентов внутреннего слуха, способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховыми или репродуктивными компонентами музыкального слуха.
Очень редкий дар для музыканта – цветной слух, явление чисто субъективное. Им обладали Н.А.Римский-Корсаков, А.Н.Скрябин.
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Профессор А.Б.Гольденвейзер писал: «Ритм – это своего рода первооснова, играющая громадную роль в музыкальном искусстве. К сожалению, в том случае, когда люди, имеющие хороший слух, не обладают чувством ритма, борьба с этим недостатком оказывается особенно трудной. Причем тем, кто лишен ритма при игре на фортепиано, обыкновенно его и в жизни не хватает». В своей книге «Об искусстве фортепианной игры» Г.Г.Нейгауз писал: «Ритм музыкального произведения часто и не без основания сравнивают с пульсом живого организма. Не с качанием маятника, не с тиканьем часов или стучанием метронома, а таким явлением, как пульс, дыхание, волны моря, колыхание ржаного поля». Ритмические способности очень тесно связаны с психикой, это не только тип темперамента, но и изменения в психическом состоянии одного и того же индивида. Таким образом, чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Память музыкальная - необходимый компонент способностей музыкальных. Но музыкальная память не может одна обеспечить развитие музыкальных способностей, как и вообще всякая память, взятая изолировано, не гарантирует одаренности не в одной области. Различают несколько типов памяти: слуховая, зрительная, двигательная и эмоциональная.
Слуховая память позволяет узнавать произведения целиком (знать музыку), и отдельные элементы музыкальной речи (интервалы, аккорды). Она помогает запоминать и удерживать в памяти, разучиваемые исполнителем произведения, те, которые составляют профессиональный багаж исполнителя.
Зрительная память. Казалось, для музыканта этот тип памяти менее важен. Однако зрительная память на ноты часто помогает музыканту воспроизвести забытый текст. Здесь можно вспомнить об умении работать с нотами без инструмента.
Двигательная память – это память на движения, автоматизм движений, ставших привычкой. Игра на любом музыкальном инструменте – это обязательно движение. Профессиональное движение, специально воспитанное в процессе обучения на данном инструменте, называется игровым движением. Каждый инструмент заставляет своего исполнителя приспособиться к себе в определенном игровом движении.
Эмоциональная память – это память на переживания, заставляющая людей как бы заново пережить ощущения, оставшиеся в их воспоминаниях. У музыкального человека этот тип памяти должен быть развит достаточно хорошо, т.к. сама музыкальность основана на эмоциональности. Эмоциональная память учащегося музыке ребенка тесно связана с его отношением к музыкальному произведению, которое он слушает или играет. Лучше запоминается все то, что вызывает у нас сильный эмоциональный отклик. Значит эмоциональная память – всегда один из компонентов в общем процессе запоминания у музыкантов.
Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые в свою очередь развиваются в музыкальной деятельности. Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии. Чем активнее и разнообразнее эта деятельность, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.
Еще один компонент музыкальных способностей – ладовое чувство. Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Это определение отношений между звуками, восприятие звуковысотного движения. Ладовое чувство может обнаруживаться при узнавании мелодии, в определении ее законченности или не законченности, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звука. В дошкольном возрасте показателем развитости ладовое чувства является любовь и интерес к музыке.
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. У многих детей музыкальные способности впервые начинают развиваться в результате планомерной педагогической работы. Процесс развития способностей в немалой степени зависит от психологического типа данного человека. В психологии различают два типа личности: экстраверты и интроверты. Экстраверты – это люди такого психологического склада, который направлен как бы вовне, на партнеров по общению, эмоции их легко выплескиваются на окружающих. Интроверты – больше впитывают в себя впечатления внешней жизни, переживания их направлены «внутрь». Педагогу необходимо крайне внимательно относиться к возможностям и особенностям своего ученика.
Утверждение о том, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии. В каких видах деятельности развиваются музыкальные способности? Слушание – важный вид музыкальной деятельности, хотя совсем не простой. Природная активность, неумение «смирно посидеть» - все это создает определенные сложности в этой деятельности. Однако, для полноценного воспитания обязательно нужно приучать ребенка внимательно слушать музыку. Пение – один из показателей музыкальности ребенка, но плохое пение еще доказательство его анти музыкальности. Овладение пением происходит постепенно, в результате, как писал Б.М.Теплов, «бесчисленных проб, в процессе которых у них. С одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой – вырабатываются музыкальные слуховые представления».
Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различия и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, а также при игре на музыкальных инструментах. При игре на музыкальном инструменте должно исключиться механическое воспроизведение мелодии, минуя слух. Применение цифровых или цветовых обозначений не способствует развитию слуха, а лишь к механическому запоминанию. Воспроизводя мелодию по слуху на музыкальном инструменте, ребенок должен иметь музыкально-слуховые представления о звуковысотном (и ритмическом) движении, хорошо помнить ее, многократно слышать. Полезно пропевание мелодии голосом, что позволяет учащимся сориентироваться в направлении движения звуков с помощью вокальной моторики.
Формирование звуковысотного слуха нецелесообразно начинать со сравнения отдельно взятых звуков, а развивать слух в условиях лада, при слушании и воспроизведении мелодии, т.к. в мелодии всегда ощущаются ладовые тяготения, помогающие человеку различать по высоте и воспроизводить их. Большое значение для развития музыкального слуха имеет такой предмет, как сольфеджио. Н.А. Римский-Корсаков называл его «гимнастикой слуха». Сольфеджирование, слуховой анализ, музыкальный диктант, интонационные упражнения – все формы являются основными в развитии музыкального слуха. Внутренний слух, один из важнейших качеств, музыканта, также поддается развитию. Одним из наиболее эффективных средств надо считать слушание музыки с нотами в руках. Роберт Шуман писал в своей книге «Жизненные правила для музыкантов», писал: «Развитие слуха – это самое важное».
Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыке, а также в пении, и при игре на музыкальных инструментах. Не всегда воспроизведение ритма в хлопках дает положительный результат. Ритм – это неотъемлемая часть выразительности музыки, поэтому именно осознание его выразительного значения (с применением образных сравнений, музыкально-дидактических игр) часто имеет больший развивающий эффект.
Развитие исполнительских и творческих способностей – важная задача музыкального воспитания детей. Творческие способности необходимо развивать, начиная в младшем возрасте, когда учащиеся выполняют посильные для себя творческие задания, это позволяет ребенку полнее выразить себя, свои впечатления от музыки. Для развития музыкального мышления, способностью проследить за сменой настроений музыки, осмыслением интонаций, тем, образов, частей, выразительностью музыкальной речи, необходим «словарь эмоций». С помощью этого словаря учащиеся могут высказываться о характере произведения, оценить услышанную мелодию, определить количество частей (форму).
Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развивается мышление, эмоции, укрепляется воля, способность удерживать непроизвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие этих всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.
Всю структуру урока необходимо направлять на развитие творческих способностей, уделяя большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах деятельности, при подаче нового материала, расширяющего музыкальные познания учащихся.
Частью жизни многих ребят стала внеурочная деятельность. Я руководитель кружка «Весёлый оркестр». На занятиях мы не только разучиваем новые произведения, продолжая развивать те навыки и умения, которые приобрели на уроках музыки. Серьезная и творческая работа ведется в области развития музыкальных способностей, в области освоения игры на гитаре , расширения навыков игры , совершенствования исполнительской культуры.
Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях не только школьных, но и городских, региональных. Концерт - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, а также продуктивная творческая деятельность
Для успешной и продуктивной творческой деятельности на уроках и во внеурочное время учитель должен стать творческим лидером, духовно-богатой личностью, творцом, порой сценаристом, режиссером и актером-исполнителем. Такой педагог видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать для успешной творческой деятельности ученика.
Заключение:
На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе.
По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности.
Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не только выполнял техническое задание учителя. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ребёнок внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
Список использованной литературы:
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе, М., «ACADEMA». 2000.
«Музыка в школе», №5/ 2004.
Мясоедова Н.С. Музыкальные способности и педагогика. М., «Прест».1997.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1998.
Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М., «Просвещение», «Владос». 1994.
1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Книга для учителя. – К.: Освіта, 1991. – 111 с.
2. Ананьев Б.Г. Вопросы дидактики и психологии начального обучения. Материалы научного совещания. [Под ред. проф. Б.Г. Ананьева и А.А. Люблинской.] Л., 1959. – 98 с.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.
4. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности //Музыкальное воспитание в школе. – М.: Музыка. – 1984. Вып. 3.
5. Архангельский Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности. М., "Мысль", 1974.
6. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 112с.
7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1973. – 144 с.
8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
9. Баренбойм Л. За полвека: Очерки, статьи, материалы. – Л.: Сов. композитор, 1989. – 368 с.
10. Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы/(В.С. Библер, Р.Р. Кондратов, И.Е. Берлянд и др.). – Кемерово, 1993. – 415 с.
11. Борисова О.О. Формування творчих здібностей молодших школярів у процесі музичної навчально-ігрової драматизації: Автореферат дис. канд. пед. наук. /Укр. держ. пед. ун-т ім. М.П. Драгоманова. – К., 1994. – 20 с.
12. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. (Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения). М., "Высшая школа", 1966. – 150 с.
13. Ветлугіна Н.О. Музичний розвиток дитини. – К.: Муз. Україна, 1978. – 256 с.
Вера
Павлова Вера Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна