Отчет «Развитие творческих способностей учащихся»
В последние годы интерес к проблемам одарённости значительно возрос. Проблема воспитания и обучения талантливых детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна. Это прежде всего связано с потребностью общества в высокообразованных личностях. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ОФГС) второго поколения смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца. Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо обладать творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания. Школа – это открытая социально-педагогическая система, которая создаётся обществом и призвана выполнять социально-значимые функции. По мере обновления общества и изменения социального заказа меняется и школа. Современная ситуация характеризуется глобальными изменениями во всех сферах жизни, и в образовании, в частности. Государство устанавливает образовательные стандарты и перестаёт давать жёсткие заказы (типа «всестороннего и гармоничного развития личности»). Основными принципами образовательной политики стали гуманизация.
Актуальность проблемы исследования можно объяснить целым рядом обстоятельств. Так, основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе развития предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения общеобразовательных знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ.
Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.
На уроках иностранного языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществоведению, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству и др.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать программный материал и дополнительную информацию. Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо превносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Получается, что все должны стать творцами. Хотелось бы заметить, что одним из ключевых направлений развития общего образования образовательной инициативы «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей. При этом главным результатом образования является позиция школьника. Не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя. Я и мои коллеги в составе творческой группы по разработке ДОБАВИТЬ…
Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в школьнике те качества, которым должен обладать высокообразованный воспитанный человек. Поэтому я больше внимания сегодня обращаю на создание на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности. Каждый ученик, таким образом, воспринимается мной как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями.
Воспитание творческой личности – задача всей системы образования от дошкольного до высшего. И роль системы среднего образования здесь весьма ответственна. Учу применять УУД для получения знаний по предмету английский язык.
Следует отметить, что только детальная проработка соответствующих тем помогает выйти за рамки традиционного урока и использовать английский язык как средство развития творческих способностей ученика, его коммуникативных навыков и умений, расширить представление о странах изучаемого языка, воспитать уважительное отношение к их культуре. Для активной и плодотворной жизни в современном обществе необходимо владение информационными технологиями и английским языком как языком Международного общения. Интенсивно развивающийся процесс интернационализации общественной жизни современного мира обуславливает все нарастающее сближение национальных экономик, дальнейшее укрепление социально-политических и культурных связей между странами. Политика межкультурной коммуникации широко открывает двери для молодёжи, для её достойного вхождения в новый постоянно развивающийся мир.
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и творческому потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения острая необходимость развития творческих способностей будущих граждан, при которой школу заканчивали бы образованные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. Любая урочная, творческая работа с учениками— дело очень увлекательное и полезное. Учитывая имитационные способности учащихся в освоении иностранного языка, их природную любознательность и потребность в познании нового, целесообразно использовать страноведческий и языковой материал на каждом уроке. Творческая активность — одно из существенных свойств личности, где наиболее полно проявляется ее индивидуальное, особенное.
Творческая активность личности имеет четко выраженную социальную обусловленность, и ее следует рассматривать как социальную ценность, как показатель уровня развития общества. Ее уровни и формы могут быть различными, а, следовательно, может оказаться различной и объективная ценность активности.
В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал - нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современной школы. Иностранный язык как учебная дисциплина вносит свою лепту в воспитание социально-активной, творческой личности. Обучение иностранного языка носит деятельностный характер, который выражается во внешних и внутренних активностях ученика. Активность – это основная характеристика процесса познания, ее источники – мотивация, желание и интересы. Интеллектуальная активность и есть одно из проявлений творческого начала в деятельности личности. Обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно, поскольку оно способствует развитию креативной личности, готовой принять новое, умеющей импровизировать, не боящейся перемен. Обучение будет более эффективным, если организовать его с учетом индивидуальных особенностей, давая каждому возможность осваивать новый опыт в своем собственном стиле.
При эффективном обучении можно усилить потенциальные возможности школьников и навести их на правильный путь. Одной из целей работы учителя является поддержка индивидуальности учащихся и предоставление им возможности творческого развития. Овладение иностранным языком предполагает активную мыслительную, интеллектуальную деятельность обучаемого. Репродуктивность и продуктивность этой деятельности следует рассматривать как единое взаимосвязанное целое. На современном этапе развития образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих поиска новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания иностранного языка при малом количестве часов учебной нагрузки. Большая наполненность в английских группах (15-21), т. к. немецкий язык не хотят учить. Всё это и стало условием для возникновения и становления опыта. Использование традиционных методов и форм работы на уроке не достаточно для обеспечения должного уровня знания языка. Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся, когда роль преподавателя на уроке носит в большей степени консультативный и корректирующий характер. Приоритетом моей деятельности является стремление превратить процесс обучения из механического воспроизведения материала в творческий поиск, который может стать стимулом развития интереса и повышения мотивации при изучении иностранного языка.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от моего умения правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Применение инновационных технологий при обучении иностранному языку является стимулом пробуждения творческих возможностей как преподавателя, так и учащихся.
Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку. За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения. Вызвать интерес к изучению иностранного языка и постоянно поддерживать его — вот какова цель творческих заданий и вне урочных мероприятий. Задачи урочных мероприятий:
1. Развитие памяти, мышления, воображения и фантазии, внимания, интеллектуальных способностей и эмоционально-мотивационной сферы личности ученика.
2. Расширение (изучение и закрепление лексических единиц и речевых оборотов, которые должны знать ученики согласно требованиям программы), приобщение к иноязычной культуре
3. Формирование навыков работы в группе и коллективе, воспитание толерантного отношения друг к другу, чувства поддержки и взаимопомощи.
4. Реализация творческих стремлений учащихся
Интересные формы проведения урока располагают к определенному эмоциональному настрою учеников, что значительно облегчает дальнейшую работу над языковыми и грамматическими аспектами английского языка. Разучивая, воспроизводя, моделируя и инсценируя реальные жизненные ситуации, стихи, песни, сказки на иностранном языке, ученики приобщаются к культуре страны изучаемого языка, овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления, как повседневного, так и профессионального иноязычного общения.
Это соответствует смене парадигмы образования, которое в новом веке информационных технологий ориентировано на личность ученика. Отныне учащийся перестал рассматриваться как объект воздействия учителя, а обрел статус субъекта учебно-воспитательного процесса наряду с учителем.
Показателями творческой активности ученика можно считать те, которые выделены в характеристике творчества психологией: новизна, оригинальность, отстранение, отход от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность.
Я разделяю эту точку зрения и считаю, что творческая активность в той или иной мере присуща каждому человеку, а её проявлению препятствует влияние среды, запреты, социальные шаблоны, то можно трактовать роль элементов открытого образования, усиления акцента на самостоятельную работу обучаемых как весьма позитивный момент. И на этой основе развитие творческой активности, креативности у учащихся является путём освобождения творческого потенциала от тех «зажимов», которые они приобрели ранее.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В своей работе я опираюсь на требования стандарта начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования по иностранному языку. Я убеждена, что применение творческих заданий в изучении иностранного языка полезно всем детям, поскольку оно способствует развитию мышления, внимания, памяти, речевых способностей. Своевременность выдвинутой проблемы состоит в том, что выявление одарённых учащихся, творчески развитых детей не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях, в лучшем случае используется метод наблюдения. Я применяю в своей работе опрос и анкетирование.
Как можно определить талант у ребёнка? Талантливость и одарённость обнаруживается только в деятельности. Нельзя говорить о таланте человека к чему-либо, если его этому ещё не учили. Только в процессе обучения может выясниться, есть ли у обучающегося одарённость, талант. Это обнаруживается в том, насколько легко и быстро усваивает он приёмы работы.
Я считаю, что преподаю универсальный предмет. Английский язык в настоящее время рассматривается как средство познания других народов, стран, социальных систем и групп, средство ознакомления с достижениями национальных культур, как способ осмысления родного языка и родной культуры, коммуникативного развития личности, как учебная база для обучения нормам межкультурного общения в важных сферах жизнедеятельности человека и гражданина. Обучение английскому языку включает в себя классную и внеклассную работу. Характерным отличием внеклассной работы от учебной, является добровольное участие обучающихся, внеурочный характер занятий, большая самостоятельность и инициативность. Внеклассная работа по английскому языку является необходимым условием для расширения и углубления знаний предмета, развития умений и совершенствования навыков коммуникативной деятельности, раскрытия творческих способностей учащихся. Именно через внеклассную работу осуществляется воспитание подрастающего поколения. Я получаю возможность установить более тесный контакт с детьми, что снимает многие трудности в общении, помогает активизировать коммуникативную и творческую деятельность. А такой подход обеспечивает успех, который даёт ребёнку возможность самоутвердиться. Успех, самоутверждение, поощрение достижений являются необходимыми условиями для дальнейшей мотивации учащихся в обучении английскому языку.
Главным и основным критерием в определении форм внеклассной работы, я считаю содержание. При этом использую такие виды внеклассной работы как: соревновательные, публицистические, культурно - просветительские и исследовательские. К соревновательным формам работы относятся конкурсы, игры, олимпиады, викторины, которые организуются после изучения разговорных тем. Их объединяет в один вид то, что во время проведения каждого из этих мероприятий учащимся присущ творческий накал, дух соревнования, любознательность, стремление узнать больше.
Активное участие мои ученики принимают в международных игровых конкурсах "Золотое Руно", "Британский Бульдог". Большой популярностью пользуется традиционно проводимый в нашей школе Молодёжный Пермский Чемпионат. В 2011-2012 учебном году впервые приняли участие в Общероссийской предметной олимпиаде по английскому языку "Олимпус". На Всероссийском конкурсе педагогического мастерства edupage.so представлены две работы учащихся “ Если бы я был …” и Seven Wonders of Bashkortostan. Команда "Dream Team" под моим руководством принимает участие в Детской международной творческой олимпиаде "KID OLIMP", по итогам 2012 года мы стали призёрами. Приняли участие в Международном интернет - конкурсе по английскому языку "Amberstar". Учащимся очень понравился этот конкурс. Программа по обмену для старшеклассников "FLEX",проводимая ежегодно во всем мире, дает шанс каждому участнику посетить США. Финалистка 2011-2012 года Караваева Валерия находилась на стажировке во Флориде. В мае 2012 года объединённая команда МБОУ СОШ №103 и лицея №123 приняла участие во Всероссийском сеансе ВКС в режиме семинара по теме "Страноведческие игры как средство формирования поликультурной личности", организованном ГОУ Гимназия №11 г. Санкт-Петербург. В конкурсе " Все флаги в гости будут к нам!" Подготовка к данному мероприятию показала, как важно уметь творчески работать в команде. Наша команда заняла почётное второе место.
Ежегодно принимаем участие в Республиканском конкурсе юных сказителей и исполнителей башкирского народного эпоса «Урал - батыр» на иностранных языках и языках народов, населяющих Республику Башкортостан. Организаторами конкурса являются Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО, Министерство образования Республики Башкортостан и Башкирский институт социальных технологий.
Уровень участников Республиканского конкурса юных сказителей башкирского эпоса “Урал-батыр”, проводимый БИСТ “ А Т и С О”, очень высокий. На уроках проводится большая работа над произведением, с опорой на ранее полученные знания на уроках культуры Башкортостана, башкирского и немецкого языков. Одним из видов творческого задания является создание иллюстраций к эпосу с наличием пояснительной записки с описанием идеи рисунка на английском языке. Во время проведения декады английского языка учащиеся участвуют в фонетическом конкурсе.
Успешное участие в олимпиаде, конкурсе, фестивале требует от школьников интеллектуальной зрелости, коммуникабельности, умения быстро принимать решения в стрессовой ситуации, оценивать новую информацию, концентрироваться на выполнении поставленной задачи.
Анализ участия детей в конкурсах, предметных олимпиадах показывает, что имеется значительная категория одарённых и талантливых детей, чей творческий потенциал нуждается в поддержке и развитии. Я работаю в 5-11 классах, в которых обучается 108 школьников. В 2012-2013 году я провела анкетирование. Пятьдесят два из них посещают учреждения дополнительного образования. Результат этого - победы в различных олимпиадах, конкурсах, выставках.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программы, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом их индивидуальных склонностей. Личностно - деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одарённых детей.
Я считаю, что будущее за интеграцией основного и дополнительного образования. Интеграция - это процесс объединения усилий различных педагогов в единое целое для достижения поставленной цели. Наша цель - создание социально-адаптированной личности и воспитание человека новой формации.
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко - развитому интеллекту и творческому потенциалу.
Овладение иностранным языком предполагает активную мыслительную и интеллектуальную деятельность обучаемого. Репродуктивность и продуктивность этой деятельности следует рассматривать как единое целое.
Использование традиционных методов и форм работы на уроке не достаточно для обеспечения должного уровня знания языка. Я стараюсь разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся, когда роль преподавателя на уроке носит в большей степени консультативный и корректирующий характер. Считаю необходимым превратить процесс обучения из механического воспроизведения материала в творческий поиск, который может стать стимулом развития интереса и повышения мотивации при изучении иностранного языка.
Как известно, целью обучения иностранному языку является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых они приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
Нестандартные формы проведения учебных занятий поддерживают интерес учащихся к предмету, обучают работе с различными источниками знаний, повышают мотивацию учения. Методически высоко - эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются такие занятия как: урок – праздник, урок – презентация, видео-урок, интегрированный урок и т.д. Организация и проведение подобных занятий требуют не только от учителя глубокого знания предмета, осведомленности о познавательных интересах и предпочтениях группы учащихся, с которой планируется определенный вид учебной деятельности, но и ученики заняты поиском дополнительной информации, выполняют творческие задания.
Внедрение инновационных технологий при обучении иностранному языку в системе образования вызвано объективной необходимостью, так как наблюдается тенденция к повышению интереса к изучению английского языка, как предмета значимого для будущей жизни учащихся. Различные виды исследований данного вопроса: интервью, анкетирование, беседы – приводят к заключению о достаточно высоком уровне мотивации при изучении иностранного языка в школе.
Повысить значимость иностранного языка, как учебного предмета и интерес к его изучению можно в том случае, если содержание учебного материала, его организация и условия, в которых протекает данный процесс, будут согласованы со сферами деятельности учащихся, их склонностями и предпочтениям. Всё это нашло отражение в рабочих программах по предмету.
Работа над детским переводом.
В качестве других направлений педагогической деятельности в целях оптимизации учебного процесса я использую детский перевод, как средство развития и понимания ребёнка. Работа над поэтическими произведениями способствует активной творческой деятельности учащихся, стимулирует мотивацию учения, развивает ребёнка, обогащает его духовный мир, прививает чуткость к поэтическому слову, радует и изумляет музыкальностью и яркостью языка, дает импульс к творческому воображению.
Цель данной работы обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений, полученных на уроках английского и русского языков, при изучении русской и зарубежной литературы, полноценное восприятие учащимися содержания текста через его художественно-языковую форму.
Основные задачи: развивать навыки, необходимые для выполнения переводов художественной литературы, в том числе навыки использования современных информационно-коммуникационных технологий; закрепить и углубить знания, развить умения по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию русского и английского языков; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов; систематизировать лингвистические знания, необходимые для выполнения переводов; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Работа над стихотворением включает такие основные этапы: подготовка учащихся к первичному прослушиванию стихотворения с целью снятия языковых трудностей (знакомство с новой лексикой); первичное прослушивание стихотворения; самостоятельное прочтение его учащимися; проверка понимания содержания, обсуждение прослушанного и анализ изобразительных средств языка; выразительное чтение стихотворения школьниками; перевод его на русский язык; знакомство с имеющимися переводами данного стихотворения; творческое задание на дом: подготовить свой, по возможности, стихотворный перевод. Дети очень творчески подходят к данному виду деятельности, готовят иллюстрации и презентации
Данная технология, способствующая индивидуализации и интенсификации учебного процесса, применяется при работе с одаренными учащимися, так как предполагает достаточно высокий уровень развития языковых знаний, умений и навыков. Более прочно усваивается и расширяется лексический запас учащихся. В стихах встречаются реалии страны изучаемого языка, новые слова и так далее. Это способствует развитию у школьников чувства языка. Стихотворение помогает более прочно усвоить и активизировать грамматические структуры. При заучивании стихотворения совершенствуются навыки аудирования, произносительные навыки, закрепляются правила фразового ударения, особенности рифмы.
В процессе работы над стихотворением повторяются активизируются многие программные темы. Учащиеся приняли участие в конкурсах поэтического перевода Anglomania и Knowledge is Best, проводимым Dnevnik.ru. в Республиканской НПК ”Индустрия перевода и её перспективы ” БГУ (2013 г.), В Республиканском конкурсе на лучший перевод поэтического и прозаического текста БГПУ им. Акмуллы.
Использование ИКТ и ресурсов интернета.
Разнообразить учебный процесс, значительно повысить его эффективность позволяет также применение информационных технологий, использование средств мультимедиа. Мною разработаны компьютерные презентации, отражающие жизнь современной молодежи, мир профессий, страноведческий материал. К созданию презентаций привлекаются и учащиеся. С большим энтузиазмом ими был подготовлен разнообразный материал для презентации «ЮНЕСКО по сохранению Всемирного историко-культурного и природного наследия Великобритании».
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ. international net). Использование кибернетического пространства в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся. Интернет - это международное многонациональное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил. Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения. Использование ресурсов Интернета на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процессе урока.
В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции, как компонента коммуникативной способности. В данной работе мной предпринята попытка выявить пути и способы оптимизации учебного процесса с помощью еще одного метода - технологий Интернет. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке, при обмене аудио- и видеокассетами, результатами заданий и т.п. со школами или друзьями в стране изучаемого языка. При этом термин коммуникативность не должен пониматься узко, чисто прагматически. Нельзя не согласиться, что коммуникативность не сводится только к установлению с помощью речи социальных контактов, к овладению туристским языком. Это приобщение личности к духовным ценностям других культур - через личное общение и через чтение. Этот подход, реализуемый в Интернете, привлекает обучаемых путем сосредоточения на интересующих их темах и предоставления им возможности выбора текстов и задач для достижения целей программы. Коммуникативная способность обучаемых развивается через Интернет путем вовлечения их в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе. Создание коммуникативности в Интернете требует времени. Необходима поддерживающая социально-психологическая атмосфера, в которую вовлекается учащийся; уверенность, что его уважают как личность со своими собственными взглядами, интересами, сильными и слабыми сторонами и предпочтительным для него стилем обучения. Атмосфера эта характеризуется духом взаимопомощи, при котором изучение иностранного языка с помощью Интернета является социально-обусловленным опытом. Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа и синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью Интернет-технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках "языкового" аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода. Рассмотрев данную проблему можно сказать, что рациональное использование современных технических средств обучения иностранным языкам позволяет восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения иностранному языку, повышать мотивацию учащихся к обучению иностранного языка, полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности, создать лучшие условия для программирования и контроля, осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических возможностей каждого учащегося, обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля, выполнять многие активные виды упражнений со всеми учащимися одновременно, включая говорение, максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы. Программа по обмену для старшеклассников "FLEX", проводимая ежегодно в мире, дает шанс каждому участнику посетить США. Финалистка 2012-2013 года Караваева Валерия посетила Флориду, проживала в американской гостевой семье и обучалась в американской школе. Использование электронной почты и социальных сетей дает возможность неограниченного виртуального общения с учеником, находящимся на другом конце света.
Видео конференцсвязь (ВКС) - это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя и более точками, оборудованными соответствующими аппаратно - программными комплексами. Её участники могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться данными и совместно их обрабатывать. Для системы образования - это серьёзная основа для создания единого сообщества образовательных учреждений, которая позволяет обмениваться опытом, проводить мастер - классы и конференции не зависимо от территориального нахождения участников образовательного процесса. Внедрение интернета в образовательный процесс явление необратимое. Нам, современным учителям, применять в своей работе новые технологии используя системно - деятельностный подход.
Повышение мотивации учащихся при выполнении творческих заданий
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей. Мотивация является «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфики предмета. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться. Но как только начинается процесс овладения иностранным языком, отношение учащихся к предмету меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.
Язык – это феноменальное явление в жизни каждого народа. Его глубина, многообразие лингвистических фактов и явлений, их взаимосвязи, – всё, что делает язык живым, призвано вызвать у учащихся интерес, должно быть предметом рассмотрения на уроках родного и иностранного языка.
Важнейшей задачей обучения иностранному языку является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, развитие творческих способностей. Для того, чтобы решить эту задачу, необходимо увлечь ребёнка, заинтересовать предметом.
Для развития познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка я использую различные методы и приёмы, в число которых входят различные виды сказок, нестандартные формы проведения уроков, еженедельные олимпиады по языку, необычные формы предъявления изучаемого материала, внеурочная работа по предмету.
Именно перечисленные методы и приёмы способствуют развитию широких познавательных мотивов в младшем школьном возрасте, именно этот возраст является благоприятным для развития познавательных мотивов.
Кроме познавательных, социальных мотивов, психологи выделяют творческие мотивы. Наличие их обозначает, что ученик не только усваивает те приёмы и способы общения, которые ему предлагаются в ходе учения как образец, но и ищет новые способы учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми.
Психологи справедливо утверждают, что передача знаний от учителя к ученику, минуя его (ученика) собственную деятельность по овладению знаниями, не представляется возможной. Доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся должны стать мотивы познания окружающего мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами этого познания, чтобы мотивы их самоосуществления себя как личности были у них в первую очередь. А.Н. Леонтьев под мотивацией понимает «…то, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.
Мотивация – это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.
Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранного языка, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы. Занимаясь проблемой мотивации и поиском путей её формирования, важно не допускать упрощенного её понимания. Формирование мотивации -это не «перекладывание учителем в голову учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения».
Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации.
Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую. (ИЯШ №1 1998 г. с.15)
Как известно, интерес как мотив, играет важную роль в обучении школьников иностранному языку. Если детям интересно учиться, они легко преодолевают трудности, хорошо овладевают материалом, у них формируются прочные речевые умения и навыки.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Моя задача состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Я используюсовременные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.
Учащиеся принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта (dnevnik. ru, amberstar. lt, etc.)
Содержательная основа массовой компьютеризации связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда, вообще, в любом его проявлении. Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может "дружелюбно" общаться с пользователем и в какие-то моменты "поддерживать" его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания. Проведение тренировочного говорения при подготовке к ГИА и ЕГЭ,
Основная цель изучения иностранного языка в школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета
Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним. Для пользователя реализации коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её.
Метод проектов.
Метод проектов по праву считается одной из основных форм использования новых технологий при организации активной работы на уроке. Использование проектной деятельности в значительной степени способствует созданию мотивации к изучению иностранного языка на всех ступенях обучения. В данной статье представим практические разработки по использованию метода проектов в средней школе. Все проекты можно разделить в зависимости от ступени обучения:
- начальный этап обучения (2-4 классы)
- средний этап обучения (5 – 9 классы)
- старший этап обучения (10-11 классы)
Начальная ступень
Учитывая возрастные особенности детей 8-10 лет, все проекты на данном этапе обучения являются краткосрочными [5, c.23]. Примерами проектов для данного этапа могут выступать следующие.
Практико-ориентированный монопроект с творческой, фантастической направленностью «Мой зоопарк (парк, цирк)» разрабатывается с опорой на текст. Учащимся после работы над текстом предлагается изобразить свой парк и рассказать о нем.
Уровень выполненных проектов зависит от языковой компетенции учащихся.
Недостаточное владение языком, как показывает практика, компенсируется использованием большего количества иллюстраций. Например, проект в виде:
- схемы зоопарка с изображениями животных и подписью их названий,
-анкеты для посетителей парка.
- рекламного объявления и т.д.
На этапе презентации ребята защищают свой проект, ощущая полезность выполненной работы и живой интерес сверстников.
Литературно-творческие монопроекты. Целью, например, культуроведческого проекта «Загадка» выступает обучение учащихся описанию сказочных героев с выделением существенных признаков и последующее создание продукта собственного литературного творчества в виде загадки. Присутствующим предлагается прослушать описание и угадать, какой сказочный герой имелся в виду. На подготовительном этапе проводится анализ форм, в которых представлены загадки в русском и английском фольклоре, а также производится актуализация знаний по теме путем беседы об известных сказочных героях. Затем в виде группового проекта создаются загадки, и, наконец, дома выполняются индивидуальные проекты.
Информационные проекты. Уровень языковой компетенции учащихся уже позволяет им выполнять простейшие исследования и обобщения. В данном направлении возможен такой вариант проекта, как создание семейного календаря праздников. Продукт данного проекта имеет практическое применение, кроме того, предоставляет возможность для учащихся почувствовать собственную значимость в коллективе. В ходе проекта реализуется следующая коммуникативная задача: получить максимально полную информацию о семейных праздниках других членов группы и предоставить собственную.
На данном этапе учитель уже может частично передавать свои полномочия учащимся при осуществлении им непрямого консультирования. Изменяется стратегия презентации, увеличивается степень свободы выбора.
Средняя ступень
На этом этапе обучения преобладают информационные и исследовательские проекты, которые могут быть как кратко, так и среднесрочными, а к концу данного этапа – и долгосрочными.
Примерами могут служить такие проекты, как «Наши увлечения» по теме «Досуг и увлечения»; «Английская школа» по теме «Школьное образование» направлены на сбор информации об интересуемом объекте, явлении, ее анализе и обобщении фактов. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Среди практико-ориентированных наиболее яркими и содержательными являются проекты «Как мы можем защитить окружающую среду» по теме «Экология». При изучении стран изучаемого языка можно предложить учащимся разработать маршрут экскурсии или путешествия по городу / стране.
На данном этапе обучения возможны следующие варианты проектов: «Снимаем фильм» (по любой изучаемой теме), «Мой дом», «Моя семья», мини-исследования «Особенности погоды России в зимний (летний, осенний, весенний) период», «Сравнение календаря России и стран изучаемого языка», «Сравнение погоды в России и странах изучаемого языка», разработка экскурсии по школе, оформление путеводителя по школе, создание календаря семейных праздников, праздников страны, мини-исследование «Сравнение календаря праздников в России и странах изучаемого языка» и др.
К литературным проектам можно отнести перевод стихотворений, отрывков прозаических произведений с изучаемого языка.
На данной ступени можно отметить усложнение технологии работы с информацией и повышение интереса к проведению практических исследований.
Старшая ступень
На этом этапе обучения доминируют долгосрочные информационные и практико-ориентированные проекты. Они отличаются более высокой формой организации и содержания. Так, завершающим этапом изучения темы «Мой родной город / поселок» может стать презентация о городе / населенном пункте, в котором проживает ученик в форме виртуального тура, написании эссе о малой родине, заметки в газету, составлении мини-путеводителя и т.д.
При изучении темы, посвященной России, учащиеся могут подготовить такие исследовательские проекты, как «Традиции российской семьи», сравнительный анализ культурных ценностей россиян и жителей стран изучаемого языка, “Made in Russia” и т.д.
При изучении темы «Профессия» можно предложить учащимся выбрать профессию и разрекламировать ее, обсудить возможные профессии будущего, самые необычные профессии.
В качестве долгосрочного проекта можно организовать создание англоязычной версии сайта школы, класса, школьного музея.
В последнее время широкое распространение и популярность получили интернет-проекты, ориентированные, прежде всего, на учащихся средней и старшей ступени обучения. Это могут быть как проекты сотрудничества со школами или классами из страны изучаемого языка, так и межпредметные проекты. В любом случае в проектной деятельности с носителями языка иностранный язык выступает в своей основной функции – средства формулирования и выражения мысли, средства общения. Причем общение происходит с носителями другой культуры, язык которой изучается школьниками. Следовательно, овладение языком естественным образом происходит на социокультурном фоне. Ребята не только решают проблему совместно, они знакомятся с национальными и культурными особенностями стран-партнеров. И что особенно важно и ценно, они учатся понимать друг друга. Участие в интернет-проектах решает в определенной степени основную задачу, стоящую перед школой в отношении иностранного языка, - формируют и развивают их коммуникативную компетенцию.
Метод проектов при правильном его организации является прекрасным средством консолидации Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.
Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Результатами проектной деятельности являются следующие достижения моих учеников. Участие во Всероссийском конкурсе презентаций Dolphin, дипломами 1-ой степени награждены Минияров Р., Гафарова З., Тимофеева Е. за победу в Международном Интернет – конкурсе “Наследие С. Т. Аксакова в мировой культуре”. Мои ученики приняли активное участие в Республиканском конкурсе юных сказителей Урал – батыр и были награждены дипломами и сертификатами. В городском экологическом конкурсе ГРИН МИР, Цыганкова Н. стала победителем в номинации “ За лучшую презентацию”.
Технология сотрудничества и игровая деятельность.
К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Одним из эффективных путей воспитания у учащихся интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Древнейшим средством воспитания и обучения является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения. В сочетании с другими методами и приемами игры повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.
Игра – увлекательное занятие. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – благотворно сказываются на результатах обучения. Очень эффективны, на мой взгляд, игры с существительными и игры, направленные на увеличение словарного запаса.
Игра с существительными.
1. Нарисуйте таблицу из четырех столбцов.
2. Попросите учащихся назвать несколько букв.
3. Впишите их в колонку первого столбца.
Например:
F
B
M
и т.д.
4. Сверните лист так, чтобы учащиеся не могли видеть буквы в первом столбце.
5. Попросите учащихся назвать такое же количество существительных.
6. Впишите их в колонку второго столбца.
Например:
F Animal
B City
M Country
и т.д.
7. Учащиеся должны придумать слова, начинающиеся с соответствующей буквы и подходящее по теме к существительному.
Например:
F Animal Fox
B City Bangkok
M Country Mexico
и т.д.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы;
как элемент более обширной технологии;
в качестве урока или его участия;
как технология внеклассной работы.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажу лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.
Проблемное обучение.
Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение. Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20х-30х годах в советской и зарубежной школе.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, потому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.
На уроках английского языка учащиеся изучают тему «Защита окружающей среды». Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой учащихся. На начальном этапе работы над новым материалом я предлагаю учащимся небольшие тексты. Работе над текстами предшествует работа с таблицей, которая помещена на доске. Таблицей называется схематический рисунок земного шара. Рисунками и надписями внутри окружности представлены важные экологические проблемы, которые перечислены и в текстах. Все начинается с проблемы мусора, отходов (rubbish problems).
Учащиеся видят рисунок мусорного бака, а рядом слова: paper, metal, glass, plastic. Затем предлагаю учащимся небольшой текст со словом rubbish (мусор). После работы с текстом они отвечают на вопросы.
Следующий этап работы – привлечение внимания детей к проблеме сохранения окружающей среды. Отработать предложенный материал в речи можно в форме игры. Тематика игр: строительство гаража в парке отдыха, курение школьников, сломанное дерево и т.д.
Учащиеся с удовольствием участвуют в ролевых играх. Создание серии плакатов на экологические темы помогает сохранить интерес школьников к проблеме и способствует активизации языкового материала.
Можно утверждать, что все современные инновационные технологии имеют ввиду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением нового, с изменением стереотипа действий, условий деятельности.
Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность учащихся к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений в деятельности.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка средствами письменной речи.
Как, известно обучение иностранному языку предполагает отработку как устной, так и письменной речи. Письмо определяется как « дополнительно к звуковой речи средство обучения при помощи знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстоянии, для сохранения ее произведений во времени». В этом определении отражены две стороны письма: письмо как продуктивный вид деятельности (фиксировать речь для передачи) и письмо как результат этой деятельности (т.е. тексты, предназначенные для чтения другими).
Ученики должны овладеть письмом как видом речевой деятельности, позволяющим пользоваться им как средством передачи сообщений в различных речевых формах (описании, повествовании, рассуждении), используя при этом как можно лучше и полнее богатство изучаемого иностранного языка).
Письменная фиксация оказывает положительное влияние на устную речь, на ее правильность, логичность , связанность и темп, так как при этом подключаются разные виды памяти( зрительная, моторная). Чем шире будет использоваться письмо, тем лучше учащиеся будут усваивать иностранный язык, « порождать» иностранные высказывания, овладеть и слышит, что он произносит, даже если это молча, про себя.
Это означает увеличение удельного веса письма в обучении иностранному языку, а хочу подчеркнуть необходимость более рационального его использования для каждого учащегося, рассматривать при этом письмо как резерв в повышении эффективности обучения устной речи в основном за счет самостоятельной работы учеников.
К письменным видам речи относятся также письменные ответы на вопросы к текстам. Поставленный вопрос предполагает как, устный, так и письменный ответ ученика. Последний из них является первичной подготовкой к написанию изложений и сочинений. Описание картин различных времен года в письменном виде приближает учащихся к написанию сочинений. Обучение написанию сочинений различных видов вызывает трудности у учащихся.
Сочинения, проводимые в системе, - не только средство контроля. Они носят также обучающий характер, развивают творческие способности учащихся и являются эффективным приемом обучения английскому языку, так как обеспечивают участие зрительной и моторной памяти учеников, затрагивают эмоциональную среду, стимулируют активность.
Считаю, что систематическое проведение сочинений дает учителю возможность проверить умение учащихся выразить свои мысли письменно и обеспечивает индивидуальную работу каждого. Можно рекомендовать учащимся написание сочинения-монолога на любую тему: описание погоды, времени года, праздников. Конечно, в монологических сочинениях предполагается, что будут употребляться слова и словосочетания, выражающие субъективную оценку описания или события.
« I think (believe, suppose) that …»
«I am sure convinced that …»
«I doubt suspect that…»
«I admit that…»
Написание сочинения в форме монолога можно подразделить на несколько этапов:
1. Подбор и внимательное чтение материала по заданной теме.
Можно рекомендовать учащимся использовать специально составленные таблицы, которые помогут им организовать свои мысли.
Например, при написании сочинения на тему « My favorite holiday»
Учащиеся могут составить и заполнить таблицу, ответив на следующие вопросы:
Name of the celebration
Purpose of the celebration
Activities associated with the celebration
What do these activities symbolize?
Special food eaten at the celebration
What does this food symbolize?
Special clothes and costumes worn at the celebration
What do these clothes symbolize?
Decoration put for celebration
What do these decorations symbolize?
2. Составление развернутого плана сочинения.
Introduction: state the purpose of the holiday and the main activities.
Body: give background on the history of the holiday and origin of the holiday tradition.
Body: write about decorations and their symbolic meaning.
Body: write about special holiday food and its meaning.
Conclusion.
3. Написание черновика сочинения и сверка его содержания с развернутым планом и его таблицей. Проверка орфографии и грамматики.
4. Написание чистового варианта сочинения.
Письму - особое внимание и творческий подход.
Letter-writing
Many things go to make a good letter. Here are some of the most important points which make the difference between good and letters.
Handwriting.
Layout, including the envelope, and how to begin holiday end the letter.
· The main contents of the letter.
Clean paper and envelopes should always be used.
A dirty letter gives a bad impression. Tidiness is equally important, and so is clear and clean handwriting.
Write in such a way that the person who receives your letter can read what you have written, without difficulty and are not put off by blots, or words or letters crossed out, by irregular spacing between lines and so on.
Try to write your letter in ink, not in pencil.
Almost every letter has three essential parts:
Your own address in the top right – hand corner
The date immediately below your address
The beginning of the letter
The body of the letter
The ending, your own name.
Необходимо при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить, развивать творческие способности учащихся.
Развитие изобретательских и творческих способностей учащихся многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося.
Разучивание песен на уроке английскогоязыка.
Рассматривая проблему психологических резервов оптимизации обучения иностранному языку, И.А. Зимняя называет использование на занятиях музыки, песен, популярных ритмов среди ряда других условий формирования познавательной потребности учащихся. Отметив, что смысловое содержание учебных текстов обычно неинформативно, И.А. Зимняя предлагает дополнять их текстами, «в которых целенаправленно и упорядоченно представлены языковые средства и способы формирования и формулирования мысли, отражающие злободневные реалии» [3, с.186]. В качестве подобных текстов могут выступать песни на английском языке, представляющие собой образец звучащего аутентичного текста, содержащего активную лексику и наиболее распространенные в языке грамматические формы и структуры и адекватно отражающего особенности жизни и культуры англо-говорящих стран и народов. Вербальный англоязычный текст – источник комплексной информации о языке; англоязычные песни – универсальный материал для развития всех видов речевой деятельности в совокупности. Они успешно используются для введения, закрепления и активизации лексических единиц и грамматических форм, а также для формирования и развития слухо-произносительных умений и навыков обучаемых.
Приведу примеры использования песен для формирования лексического навыка по учебным темам в начальной школе.
При изучении темы “Family” целесообразно обратиться к песне “The family song”, в которой перечисление членов семьи сопровождается прилагательными, описывающими людей – слова, которые всегда трудно усваиваются детьми на начальном этапе обучения.
Для формирования и отработки основных этикетных клише (How are you? What’s your name? How old are you? Where are you from?) можно использовать песню “A girl from London”.
Для введения и отработки предлогов места и движения можно использовать песню-игру “We’re going on a bear hunt”.
Цвета хорошо закрепляются с помощью “The rainbow song”, “Roses are red”, ”I see green, I see yellow”, “White and pink and grey and red”.
Для изучения темы “Parts of body” подходят песенные зарядки “Head and shoulders..”, “Look, look, look with your eyes..” и “Two little eyes to look around”, а также песня “My eyes can see” (с ее помощью параллельно закрепляется и употребление модального глагола can), “Alluette”.
При изучении темы “My day” целесообразно использовать песню “This is the way…” Кроме введения и закрепления фраз, описывающих ежедневные действия (brush my teeth, go to school, ski and skate и т.д.), отрабатывается и чередование губного и межзубного звуков [w] и [ð].
Для изучения темы “Food” используются песни “I like to eat some cucumbers”, “I like soup”. Разучивание песен целесообразно сопровождать использованием картинок с изображением упоминаемых продуктов. Постепенно картинки убираются.
При изучении темы “Toys and games” и “Animals” можно использовать песню “I have, I have a tiger”, в которой помимо изучаемой лексики отрабатывается и грамматическая конструкция I have. По мере отработки названий животных (игрушек), их можно менять, как и подлежащее, закрепляя форму глагола в 3 лице единственного числа (he, she, it has). Для темы “Animals” также подойдут песни “My old Granny had a house” и “Old MacDonald had a farm”.
Учитывая необходимость задействовать как можно больше рецепторов (слуховые, зрительные), при введении и разучивании тематических песен можно использовать презентации.
Таким образом, песня на уроках английского языка может использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных навыков, произносительных навыков, грамматических навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, а также для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка. Использование песен на уроках английского языка предоставляет преподавателю широкие возможности для внесения разнообразия в привычный ход занятий. Песня может помочь создать благоприятную атмосферу урока, стать введением в ту или иную тему или быть использована для изменения темпа занятия, и, конечно, песня – это прекрасный аутентичный материал, который можно использовать для иллюстрации лексических явлений иностранного языка. Мои ученики постоянные участники Районного конкурса иноязычных культур, с удовольствием выступают на итоговом родительском собрании, на мероприятиях декады английского языка и любимом всеми празднике Рождества.
ВЫВОДЫ
Цель данной работы состояла в рассмотрении особенностей использования творческих заданий при обучении английскому языку в средней школе на современном этапе. Я изучила методическую литературу по данному вопросу, В течение четырёх лет работала над темой и пришла к следующим выводам
Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе выступает комплексное овладение учащимися языковыми, речевыми и страноведческими знаниями. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения в целом и иностранному языку в частности возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и при проникновении в их эмоциональную сферу, что, в свою очередь, поднимает вопрос о необходимости систематической работы над методами повышения активности у учащихся во время урока иностранного языка и во время самоподготовки дома. Эта активность в значительной степени зависит от наличия интереса у учащихся к изучаемому предмету.
Урок английского языка в силу специфики предмета предоставляет учителю огромные возможности использования новых технологий обучения и организации нестандартных форм проведения занятия. К ним можно отнести активное включение песен и музыки на уроке иностранного языка, использование элементов проектной методики, применение компьютерных технологий и т.д.
Аутентичный песенный материал на уроках английского языка может использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных, произносительных, грамматических и лексических навыков, отработки речевых навыков. Песня может помочь создать благоприятную атмосферу урока, стать введением в ту или иную тему или быть использована для изменения темпа занятия.
Использование новых информационных технологий в настоящее время является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в средней школе, способствует модернизации общего образования, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции учащихся.
Метод проектов является одним из основных и наиболее распространенных в настоящее время способов организации активного обучения. Он совершенствует культуру общения и навыки конструктивного взаимодействия учащихся.
То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Для учителя важно знать эти особенности. А главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать для максимального раскрытия возможностей и всестороннего развития способностей своих учеников.
Средний школьный возраст охватывает период с 11 до 15 лет. Он считается переходным возрастом от детства к юности. В этот период идет активный процесс духовного и физического взросления, перестройки всего организма.
Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и
Творчество - это сложная форма человеческой деятельности, предполагающая мобилизацию знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных и физических сил и порождающая нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, отличающееся общественно-исторической оригинальностью.
Готовность выпускника средней школы к творческой деятельности во многом определяет их будущий успех в сфере производства как материального, так и нематериального.
Психология творчества - область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности.
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству уже в младшем возрасте - залог будущих успехов в будущем.
Рассматривая разные УМК, можно заметить, что на последнем уроке по каждой теме учащимся предлагается подготовить творческий проект. При подготовке к проектам у учащихся непременно формируются навыки письма, так как проект предполагает наличие наглядного материала, описание различной информации, интервью, соц. опрос, выписывание различных фактов и их оформление, оформление своего мнения, рассуждения.
Таким образом, используя различные методы и приемы обучения иноязычной речи, мы развиваем механизмы творчества у учащихся.
Я рассмотрела понятие творческие способности и выявила, что это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях и способность к глубокому осознанию своего опыта. Для того, чтобы данные способности положительно влияли на процесс обучения, учителю важно находить такие задания, которые бы помогали развивать механизмы творчества. Мною были рассмотрены такие задания и разработана серия творческих заданий.
Таким образом, следует сделать вывод, что для того, чтобы повысить мотивацию учащихся к английскому языку, нужно разнообразить задания и использовать их систематически, включая инновационные технологии. Данные задания содержат материал конкретного методического комплекса, а также соответствуют возрастным и индивидуально-психологическим особенностям учащихся.
Моя практика показывает, что неоценимую помощь учителю в организации работы по обучению могут оказать творческие задания, способствующие развитию интереса, памяти и мышления детей.
Проанализировав точки зрения ученых - методистов Миролюбова А.А. Гальсковой Н.Д., можно сделать вывод, что развитие у школьников умения выражать свои мысли осуществляется на базе упражнений репродуктивного и продуктивного характера. Наиболее же эффективными и интересными являются творческие задания, т.к. они помогают сделать процесс обучения иноязычной речи более интересным и простым для учащихся, помогают более эффективно обучать языку. Несомненно, творческие задания должны основываться на материале конкретного методического комплекса.
В качестве вывода можно сказать следующее: творческие задания позволяют учащимся интереснее и легче учиться выражать свои мысли на иностранном языке. Творческие задания позволяют развивать механизмы творчества, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательный процесс.
Я считаю свой опыт эффективным, так как есть положительный результат. С обобщением опыта работы я выступала на заседаниях ШМО и РМО, разместила свои статьи на образовательных порталах. Я не только учу, но и люблю учиться сама, активно участвую в интернет - педсоветах, Всероссийских, Межрегиональных и Республиканских конференциях, опубликовала статьи в сборниках БИРО. В моих дальнейших планах участие во 2-ой Республиканской научно – практической конференции “ Реализация требований ФГОС второго поколения в УМК по иностранным языкам”. Работаю над созданием собственного сайта.
Список литературы.
Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 352с.
Петрушина, А.В. Метод проектов в начальной школе. Уроки английского языка для детей 7-11 лет / А.В. Петрушина, И.М. Тюрина // Образование в современной школе. – 2004. – №10. – С.23-30
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2005. – 272 с.
Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80с.
Теленкова, О.Н. Проекты в обучении иноязычной культуре / О.Н. Теленкова // Коммуникативная методика. – 2005. – № 5. – С.15-22
Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2008. – 188 с.