Мастер-класс «Развитие творческих способностей дошкольников через использование различных методов и приёмов во всех видах музыкальной деятельности»
1,2,3 слайды Уважаемые коллеги! Я предлагаю несколько простых методов и приемов, которые я использую в процессе музыкальных занятий по развитию творческих способностей у дошкольников. А в этом нам поможет музыкальное произведение П.И Чайковского "Зимние грёзы".Называя так произведение, композитор воплотил в музыке свои мечты. Слушая музыку и используя прием "придумывание сюжета"(который я применяю с детьми среднего и старшего дошкольного возраста), представьте себе то, о чем вы мечтаете (звучит музыка П.И.Чайковского "Зимние грёзы").
-Что вы представили, прослушав произведение?(ответы)
4 слайд - Я приглашаю вас в гости в "Теремок" по мотивам одноименной русской народной сказки. В гости отправятся персонажи: мышка-норушка, лягушка-квакушка, бычок - круглый бочок, петушок - золотой гребешок.
-Что бы попасть в сказку, каждый герой должен проявить песенное творчество через звукоподражание, т.е. поздороваться на языке своего персонажа. Например: "Здравствуй мышка-норушка" - ответ "пи-пи-пи"... и другие персонажи (этот прием я использую с детьми младшего дошкольного возраста).
-Вот мы и поприветствовали друг друга. Молодцы, все справились с заданием. Вот вы и в зимнем лесу. Зимой природа так красива, все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые, белые одежды. Морозно (звучит музыка А.Вивальди "Зима").5 слайд
Итальянский композитор Антонио Вивальди средствами музыкальной выразительности и поэтическими строками попытался отобразить зимние чувства.
Морозной гладью стелется дорога,
И все, иззябшими ногами
Протаптывая путь, стучат зубами,
Бегут, чтобы согреться хоть немного.
-А сейчас, используя прием мимики, пантомимики и образный музыкально-двигательный этюд постарайтесь изобразить то, что вы почувствовали (участники выполняют задание).6 слайд
Закоченев над свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду,
Стремясь погреться, зашагали в терем,
Все звери ежась и дрожа на холоду.
7слайд -Уважаемые персонажи, но войти в теремок вы сможете только после того, как используя прием выбора интонации для определенной ситуации и исполнение в том или ином характере, пропоете попевку. Характер ее исполнения указан на обратной стороне вашего персонажа.
Ах, зимушка-зима,
Открывай ворота,
Это мышка пришла
Еле дом я твой нашла.
Участники выполняют задание под аккомпанемент муз. руководителя.
Мышка поет ласково;
8 слайд Лягушка поет грустно;
9 слайд Петух поет весело;
10 слайд Бык поет сердито, грозно.
11 слайд -В моем тереме тепло и уютно, все звери согрелись, им стало радостно, весело, и решили они позабавить себя игрой на музыкальных инструментах, которые вы выберите сами. Реализуя творческие фантазии в игре на инструментах, мы сейчас воспроизведем равномерный ритм русской народной мелодии "Как на тоненький ледок". Лягушка передает ритм колокольчиком, мышка -на металлофоне, бычок на маракасе, петушок на бубне, а зрители передают ритм хлопками (участники выполняют задание).
Так бы они и дальше веселились, но нашей сказочке конец, а кто слушал и участвовал - молодец!
12 слайд -Уважаемые коллеги, используя народный и авторский репертуар, я представила на своем мастер-классе разные формы общения ребенка с музыкой через творческое применение приемов и принципов, представленных на слайде.
13 слайд И в заключении, мне бы хотелось продемонстрировать аудитории еще один прием, который я использую в песенном творчестве (с детьми, начиная со среднего дошкольного возраста) импровизация вопросов и ответов ( муз. руководитель аккомпанирует).
-А теперь пришел черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Спою я слово "высоко", а вы споете ....(низко),
Спою я слово "далеко", а вы споете....(близко),
Спою я лето, вы - ....(зима),
Спою я осень, вы-....(весна),
Спою я "можно", вы - ....(нельзя),
Спасибо всем, друзья!
Это музыкальное упражнение способствует не только развитию музыкального слуха, но и развитию восприятия и мышления.
14 слайд - В заключении я предлагаю вам использовать нотный стан и нотки для определения качества результативности совместной деятельности. Прошу вас поместить на той линии звукоряда, которая соответствует эффективности и доступности показанных приемов. Нижняя линия соответствует низкой оценке, а верхняя - высокой.
- Спасибо за внимание!