Методическая разработка «Развитие навыков и умений в области живописи первого года обучения»

3
0
Материал опубликован 27 October 2021


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»












Развитие навыков и умений в области живописи первого года обучения






Составитель:

ПДО Боранова А.М.





г. Владикавказ, 2019г.



Развитие навыков и умений в области живописи детей первого года обучения.


Значение цвета в жизни человека велико и многообразно. Все, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. «Цвет вообще,- писал Гете, вызывает в людях большую радость». Особенно эта радость проявляется у детей.

Цвет, в изобразительной деятельности ребёнка – наиболее яркая страница его творческих проявлений.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая чувствительность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Способность различать цвета свойственна человеку с момента его рождения . Ребенок начинает осознавать себя и пытается понять окружающий мир; его рука интуитивно тянется к цветку, яркой игрушке, краскам, цветным карандашам… т.е. к тому яркому, что его так привлекает. «Истина искусства есть истина познания». Другими словами, происходит познание человеком мира через систему цветов, гармоничных сочетаний, цветовых отношений. Таким образом, можно сказать словами Бровко Н.В.: «цвет» воспринимается как языковая система».

Вся работа с детьми строится через цвет. И как совершенно верно отметил В. Гуружапов (доктор психологических наук): «…маленькие дети часто работают с цветом искренне и естественно. Такова природа их чувства художественной формы…». Но с возрастом очень часто эта способность угасает и бесследно пропадает. И все потому, что у большинства детей-школьников удивительно скудные представления о цвете. При всей избалованности нашей современной полноцветной окружающей средой, школьники, садясь за какую-либо творческую работу, словно слышат о многообразии цвета впервые. Таким образом, перед педагогами-художниками стоит вопрос как дальше развивать это интуитивное стремление к красоте, к цвету, приобщить маленького человека к колористической культуре, к живописи, к пониманию того, что цвет оказывает большое влияние на жизнедеятельность человека, его творчество и самочувствие. Поэтому в настоящее время значительно возрастает роль цветоведения как научной основы для грамотного использования детьми цвета в своих творческих работах.

Надо учить маленького художника понимать, что из себя представляет «мир цвета», «цветовое равновесие композиции», как правильно закомпоновать изображаемый сюжет в листе бумаги и т.д. Если все это будет объясняться и строиться при помощи цветовых пятен и отношений, ребенок легче усвоит материал. Другими словами, хорошо сформированные навыки способствуют лучшему усвоению материала. Через цвет он раскрепощается, идет как бы игра с красками, и он быстрее все запоминает.

Данная проблема развития колористических навыков и умения передачи цвета является многоаспектной, многогранной и во многом неизученной до настоящего времени.

В то же время, проблема развития колористических навыков – это художественная проблема, следовательно, можно воспользоваться опытом познания мира по цветовосприятию у художников, в частности у импрессионистов.

Таким образом задача учителя-художника — научить ребенка видеть мир в разнообразии оттенков.


Сущность понятий «навык», «колорит», «колористические навыки»


Целенаправленный процесс обучения и воспитания начинается именно с прихода ребенка в школу. Начинается интенсивное развитие познавательных функций, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и др., таким образом ребенка появляются все новые и новые знания из разных областей и соответственно формируются все новые навыки.

В психологии навыком обозначается действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля .

Сначала, когда, приступая к какой-нибудь новой деятельности человек не располагает для выполнения непривычного еще для него действия уже сложившимися способами, ему приходится сознательно определять и контролировать не только действие, направленное на цель, которую он себе ставит, но и отдельные движения или операции. Посредством которых он его осуществляет.

В результате повторного решения той же задачи человек приобретает возможность выполнять данное действие как единый, целенаправленный акт, не ставя себе специальной целью сознательно подбирать для него способы его выполнения, не будучи вынужденным, как это было сначала, перемещать свою цель с действия в целом на отдельные операции, служащие для его выполнения.

То, что данное действие стало навыком, означает то, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью. Однако отсутствие преднамеренности и сознательности в этом смысле не исключает все же возможности сознательного контроля над выполнением автоматизированного действия и возможности — когда это требуется — сознательного вмешательства в его ход.

Вопрос о навыках в широком смысле слова является вопросом о соотношении сознательности и автоматизма в поведении человека – их полярности, взаимосвязи и взаимопереходов. Эта проблема и это соотношение распространяется на всю деятельность человека.

Внутри своей устойчивости навык сохраняет и некоторую изменчивость, большую или меньшую гибкость, пластичность. При этом оба противоположных свойства навыка должны быть взяты в их единстве. Нельзя и недооценивать ни в теоретическом, ни в практическом плане — при выработке навыков — существенной роли как гибкости, пластичности, изменчивости, так и устойчивости навыков.

Процесс формирования навыков включает определение его компонентов и такое овладение операцией, которое позволяет достичь наивысших показателей на основе совершенствования и закрепления связей между компонентами, их автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению.

На формирование навыков влияют следующие эмпирические факторы:

А) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление;

Б) для уяснения содержания операции – уровень развития субъекта, наличие знаний, умений;

В) для овладения операцией – полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям.

Формирование навыков происходит не пассивно, а посредством специально организованных упражнений, включенных в систему подготовки. Упражнение — это основной способ закрепления навыка. Одним из важнейших практических вопросов является вопрос о количестве упражнений, необходимых для полной отработки навыка. Осмысленное целесообразное упражнение — это обучение, т. е. не только закрепление, но совершенствование. Упражнение — это не повторение одного и того же первично произведенного движения или действия, а повторное разрешение одной и той же двигательной задачи, в процессе которого первоначальное движение (действие) совершенствуется и качественно видоизменяется.

Бывают разные виды навыков: от двигательных актов до мыслительных операций. Определенная сфера работы требует формирования определенных навыков.

Навыки следует формировать и развивать на раннем этапе, причем чем раньше, тем большего результата можно достигнуть в дальнейшем.

Известно, что познание ребенком мира происходит в первую очередь через систему цветов, гармоничных сочетаний, цветовых отношений. Другими словами: «цвет» воспринимается как языковая система и в соответствии с этим вся работа с детьми строиться именно через цвет.

Отсутствие навыков работы с цветом, неумение пользоваться законами цветоведения приведет к ограничению познавательной способности детей и способности к изобразительной деятельности, к отсутствию художественно-образованной личности. Поэтому формирование колористических навыков у детей является актуальной проблемой в обучении.

«Термин «колорит» происходит от латинского слова «color», означающего в переводе «цвет», «краска». Вместе с тем колорит характеризуется также как некое оптическое целое, как совокупность всех цветов, рассматриваемых с некоторого расстояния». Такое толкование колорита предлагает нам А. Зайцев. По его мнению, оно является широко распространенным и в настоящее время. Именно в этом смысле принято говорить о холодном, теплом, серебристом или каком-либо другом колорите. И несомненно, что при анализе художественных достоинств живописного произведения констатация этих особенностей цветового строя картины полезна, так как обращает внимание на предпочтение, отдаваемое художником тем или иным цветам, что выражает особенность его видения .

Развитие науки о цвете в XIX веке приводит к более глубокому и всестороннему анализу понятия «колорит». Становится очевидным, что не всякий работающий красками, пусть даже очень красиво, является колористом, что «колорит» есть какая-то особая способность художника распоряжаться цветом, настолько загадочная и непонятная, что появились высказывания о «тайне» колорита. Как сказал Э. Делакруа: «Художники, не являющиеся колористами, занимаются раскрашиванием, а не живописью. Живопись, в собственном смысле слова, содержит в себе идею цвета…»

Наиболее полное определение сущности колорита дал Гегель: «…магия колорита, по его словам, «заключается в употреблении всех красок так, чтобы обнаружилась независимая от объекта игра отражений, составляющих вершину колорита; взаимопроникновение цветов, отражение рефлексов, которые носят столь тонкий духовный характер…»; и далее: «Чувство цвета должно быть художественным свойством, своеобразным способом видения и постижения существующих цветовых тонов …».

Уточняя далее формулировку колорита надо добавить, что система становится иной при изменении соотношения между светом и цветом. Как сказал А. Зайцев: «Свет и цвет у настоящего колориста выступают в нераздельном единстве». В этом смысле, принципиально новая система колорита рождается с возникновением импрессионизма. Новизна импрессионистической системы связана с изменением отношения к свету и к цвету. Свет и цвет исчезают как самостоятельные феномены, они сливаются воедино. Еще открытие Н. Ньютона, разложившего при помощи призмы солнечный свет на составные цвета радуги, показало, что понятие «цвет» неразрывно связано со светом. Цвет становится носителем света, а свет - функцией цвета. То есть новизна импрессионизма проявила себя в том, что все изображение пронизывается светом, а цвет усложнен рефлексами и оттенками, обусловленными контрастными влияниями. Именно эти изменения привели к открытию нового способа построения красочного слоя, основанного на оптическом смешении цветов. Цвета, несущие свет, передаются лучше и легче техникой раздельного мазка. Таким образом, в импрессионизме перестроились технические основы живописи .

«Колористика – наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре», - так говорит Сокольникова в своей работе .

Само понятие колорита для младшего школьника сложно, и эта сложность заключается, в первую очередь в особенностях данного возрастного периода. Однако развивать цветовое и колористическое видение необходимо с первых шагов обучения живописи. Это дает возможность развивать зрительную память, воображение, чувство цвета, помогать решать не только учебные, но и творческие задачи.

Итак, средством изображения в колористике является цвет. Цвет играет важнейшую роль в построении картины, в ее композиции. Каждое цветовое пятно в картине может иметь различную светлоту, насыщенность и цветовой тон. «… понятие о цветовом тоне, т.е. о принадлежности хроматического цвета к тому или иному участку цветового круга, вполне доступно младшим школьникам…». Эти понятия являются основными «собственным» характеристиками цвета. Но есть еще и «несобственные» - как следствие эмоциональных реакций, возникающих при восприятии: «теплые», «холодные», «легкие», «тяжелые», «звонкие», «глухие» и т.д. «Дети достаточно быстро усваивают такие особенности цвета, как «теплые» и «холодные». Это самые элементарные сведения, но уже в младшем школьном возрасте дети по палитре своих красок дифференцируют отдельные тона по этим признакам. В процессе обучения дети усваивают, что можно добиться теплых и холодных оттенков для любого цветового тона построение изображений в определенной цветовой гамме – теплой или холодной – наиболее яркий показатель проявления способностей в изобразительной деятельности.

Однако просто цвет – это еще не «живопись». Он приобретает определенную живописную выразительность лишь тогда, когда вступает в содружество с остальными цветами, то есть в систему цветов, гармоничных сочетаний, цветовых отношений. А система цветов — это и есть колорит.

Цветовые сочетания связаны с композицией цвета. Значит, колорит зависит не только от цветовых сочетаний как таковых, но и от цветовой композиции, то есть от расположения цветовых пятен. Как сказала О.Б. Прилуцкая: «Каждый новый цвет, положенный на плоскость картины меняет соседние цвета и тем самым меняет общее цветовое равновесие. Каждый новый цвет может разрушить гармонию и завершить ее, погасить сильное пятно другого цвета и зажечь это пятно». Колорит, несомненно, зависит и от того, как выглядит каждый цвет, дан ли он локальным пятном или усложнен множеством оттенков, градаций, воспринимающихся изменениями цвета.

Живописное видение это способность видеть всё многообразие цветоновых отношений натуры в тончайших нюансах, в связи с освещением, расположением предметов в пространстве. Именно в процессе аналитического восприятия (анализируя состояние, характер и направленность освещения, анализируя пространственное положение, формы, объём и материальность предметов, анализируя их цветовые и пространственные взаимоотношения), обостряется цветовое видение и формируется живописное видение .

Поэтому можно сказать, что живописное видение это арсенал обогащенного художественного видения, которое затем воплощается в определенной колористической системе. Исходя и этого, можно сделать вывод о том, что, говоря о развитии у младших школьников колористических навыков, прежде всего, мы должны говорить о необходимости формирования живописного видения через законы цветоведения. Таким образом, необходимо выработать определенную систему обучения, установить содержание и последовательность заданий, необходимый объем и тематику теоретического материала .

Исходя из этого, мы сделали вывод, что живописное видение складывается из следующих составляющих:

1. Развитого понимания законов цветоведения;

2. Целостного видения всех цветовых взаимоотношений между предметами

и окружающего пространства.

Таким образом, колористика – это, в первую очередь, понимание живописной грамоты через законы цветоведения.

Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии и смежных с ними, изучающих природный феномен цвета, и совокупность данных философии, эстетики, теории и истории искусства, этнографии, филологии, теории и истории литературы, изучающих цвет как явление культуры. Круг наук, на которых базируется цветоведение расширяется, со временем в него добавляются химия, биология, педагогика и т.д.

Освоение цветоведения, зависит, в первую очередь, от материалов, используемых в живописи. Приучая детей к правильной работе с живописным материалом, к правильному профессиональному называнию красок, учитель развивает умение видеть и воспроизводить сложные цветовые оттенки, технику живописного письма, дает представление о сближенных цветовых отношениях, о насыщенности и т.д.

Таким образом, используя раскрытые нами выше понятия «колорит» и «навык», можно сказать, что колористические навыки - основаны на умении автоматически оперировать законами цветоведения при создании того или иного живописного произведения.

При различных техниках письма, цвета приобретают различный характер: то они становятся объемными, подобными цвету прозрачных сред, то выглядят плотными и передают поверхность предметов, то какими-то материально неопределенными, не локализующимися в пространстве и не выявляющими рельефа поверхностей. Переход в этом плане импрессионистов от смешения красок к технике разработанного мазка (то есть к использованию оптического пространственного смешения цветов) предопределил новые своеобразные черты колорита в живописи. Цвета при этом стали получаться легкими, «воздушными», менее материальными, создается иллюзия вибрации.

Таким образом, ребенка необходимо учить пользоваться красками, показывать, как брать краску на кисточку, как ее споласкивать. Его самостоятельное освоение техники работы с красками обычно сводится к тому, что он либо использует много воды, и изображение начинает растекаться, либо, наоборот, боясь подтеков, он берет краску полусухой кистью и начинает раскрашивать.

С детьми надо постоянно вести поиски цвета для выстраивания своей композиции, а не ограничиваться лишь показным смешением желтой краски с голубой для получения зеленой.

Для лучшего понимания законов цветоведения, целесообразно показывать живописные произведения мастеров искусств и анализировать вместе с детьми живописный строй картины. Например, выясняя с детьми, какого цвета небо, следует показать ряд произведений, на которых цвет неба будет сине-зеленым, желто-красным, сине-красным и т.д. Строя беседу по этим вопросам, надо сделать так, чтобы дети самостоятельно подошли к пониманию необходимости передавать различными цветовыми оттенками разные состояния природы. Полезно показать сильно увеличенный фрагмент живописного полотна, выполненного в технике масляного письма, где можно увидеть мазки отдельных цветов. Особенно это видно у художников, которые добивались оптического смешения мазков краски различных цветовых оттенков при восприятии на определенном расстоянии (К. Моне, И. Грабарь и др.)

В освоении ребятами живописной грамоты большое место должно уделяться и правильной последовательности ведения работы . Вести работу от светлого к темному настраивает детей на возможность перекрытия случайно выходящей за пределы обозначенного контура светлого цвета более темным. Такое ведение работы предполагает наличие внутреннего плана действий.

Однако овладение живописным мастерством невозможно без изучения колорита, как наиболее выразительного и эмоционального средства живописи, активно участвующего в построении художественного образа, и, как следствие, в развитии колористических навыков.

Более прочное и быстрое усвоение теоретического материала по элементам цветоведения, основам живописной грамоты зависит от гибкого сочетания подготовительных кратковременных и длительных упражнений, имеющих различный характер и преследующие различные цели.

Благодаря систематическим занятиям по цветоведению, ознакомлению с изобразительными, выразительными особенностями цвета, различным упражнениям с цветом, у детей постепенно развивается эстетическое чувство цвета.

.

Восприятие цвета и его оттенков дается не сразу, а постепенно. Понемногу, шаг за шагом изучающий живопись, будет видеть то, что на первых порах ему было недоступно. Он как бы прозревает, овладевая колористическими навыками, и, наконец, после длительной практики добивается тонкого ощущения оттенков цвета и общей гармоничной среды.


Особенности формирования колористических навыков у учащихся младшего школьного возраста


Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя.

Вот поблескивающие разноцветием акварельные краски. Они называются медовыми, вкусно пахнут, их даже хочется лизнуть. Вот цветная бумага, из которой можно вырезать квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, овалы. А если наклеить эти фигурки на лист картона, то получится картинка .

Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание. Благодаря учебной деятельности рамки восприятия ребёнком окружающего мира расширяются, следовательно, становятся актуальными новые способы видения мира.

Опыт показывает: особенности ребенка первого года обучения таковы, что он с удовольствием учится, любит узнавать новое, приобретать умения, гордится тем, что научился чему-то, с радостью сообщает об этом и сверстникам, и родителям. Именно обучаясь, получая знания, навыки и умения, дети чувствуют себя комфортно. Овладение необходимыми навыками настолько важно для ребенка, что вопрос заключается не в том, чтобы не удовлетворить эту его потребность, а в том, как учить детей изобразительным навыкам и умениям, чтобы это было не сухо, не формально, а интересно детям.

Надо сказать, что во время формирования навыков у младшего школьника не только совершенствуется сам волевой акт, но и формируются волевые качества личности [12].

Учебная деятельность в начальных классах, прежде всего, стимулирует развитие психологических процессов, непосредственного познания, окружающего мира – ощущений и восприятий.

Особое значение имеет принцип наглядности в системе начального обучения. При этом задача наглядного обучения в школе заключается все же не в том, чтобы, культивируя, закреплять рабскую зависимость мышления ребенка от чувственного восприятия, а в том, чтобы, развивая в процессе обучения мышление ребенка, помочь ему перейти к активной работе мысли по осмыслению бытия

Давно замечено, что дети, будучи самыми маленькими, не боятся красок, они любят цвет, их рисунки отличаются яркостью, красочностью.

Колористические навыки формируются и развиваются только в процессе обучения и практической изобразительной деятельности. Так как живописные отношения мы можем увидеть, только анализируя состояние, характер и направленность освещения, анализируя пространственное положение, формы, объём и материальность предметов, анализируя их цветовые и пространственные взаимоотношения. В процессе такого аналитического восприятия обостряется цветовое видение и формируется живописное видение.

В период развития, у ребёнка складывается понятия о цвете неразрывно с цветовой характеристикой предметов окружающего мира. Восприятие выражается совокупностью разнообразных ощущений и протекает в едином процессе познания одновременно с ощущениями, но не сводится к простой сумме ощущений.

Определение цвета у детей первого года обучения носит глобальный, нерасчленённый характер, эти учащиеся из своей жизненной практики отлично знают, что каждый предмет имеет свой, всегда определённый цвет, у них практически выработаны связи наименования цвета и предмета, к которому обычно относится это наименование. Таким образом, здесь мы имеем прочно установившиеся ассоциативные связи между наименованием цвета и определённым предметом .

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др.

По мере взросления, ребенку мало только одного процесса рисования, ему нужен результат. Даже самый маленький ребенок эстетически воспринимает цвет, и обучать детей законам цвета, его восприятию нужно как можно раньше. Дошкольник и младший школьник - это очень благодатный для обучения возраст, когда ребёнку всё интересно, он впитывает в себя подученные знания и отдаёт их в виде ярких красочных рисунков. Если пропустить этот момент, то будет гораздо труднее учить детей, пробудить в детях чувство цвета.

К младшему школьному возрасту ребенок уже легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. Далее, по мере взросления, идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов – т.е. узнает о множестве разнообразных оттенков. В этот возрастной период у ребенка развивается способность к зрительному анализу и синтезу: умение мысленно расчленять воспринимаемый объект на части и складывать эти части в единое целое. Другими словами, младший школьник уже начинает размышлять о цвете, формируя для себя те или иные понятия.

В развитии конкретного восприятия цвета у детей постарше мы имеем более высокую степень развития восприятия цвета вообще. Здесь конкретный анализ цвета развивается на основе более широкого жизненного опыта, знания элементарных основ цветоведения и при наличии специальной задачи – наблюдать и дифференцировать цвет натуры.

Опыты показывают, что с возрастом цветовое восприятие всё более определяется непосредственной целью и характером деятельности, т.е. стремлением реализовать замысел. Практическое освоение действительности ребёнком ставит его в такое положение, при котором значение цвета приобретает особую важность.

Дети первого года обучения, к концу года вполне в состоянии определить сложный цвет предмета, и для них это большой шаг в освоении разнообразия окружающего мира. Воспроизвести цвет, обусловленный освещением и влиянием других цветовых поверхностей, - задача, которая решается под руководством художника-педагога.

Эксперименты, основанные на анализе воспроизведения сложного цвета школьниками (Е.И. Игнатьев, 1957), которым в качестве натуры была предложена ваза с глянцевой поверхностью неопределенного цвета, обнаружили в рисунках младших школьников изображение вазы зеленого, фиолетового, красного, желтого цветов. И действительно, каждый из этих цветов имел место в представленной натуре. Это говорит о том, что создание определенных условий изобразительной деятельности детей, создание своего рода проблемной ситуации вызывает интерес и поиск нестандартных решений.

Умение видеть и воспроизводить сложные цветовые состояния объектов действительности не приходит само и нуждается в активной помощи со стороны взрослого. Живописное творчество является важным моментом, в процессе которого развиваются необходимые знания и умения и формируется художественно-образованная личность.

Таким образом, говоря о формировании у младших школьников колористических навыков, прежде всего мы должны говорить о необходимости формирования живописного видения через освоение законов цветоведения, которые младший школьник способен освоить, поскольку он может различать такие основные свойства цвета, как цветовой тон, светлота и насыщенность, может получать сложные оттенки и аналитически мыслить ими на картине.

Благодаря систематическим занятиям по цветоведению, ознакомлению с изобразительными, выразительными особенностями цвета, различным упражнениям с цветом, у детей постепенно развивается эстетическое чувство цвета.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации