Методическая разработка «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей с ОНР»
МБДОУ № 72 «Дельфиненок»
«Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей с ОНР»
Воспитатель Куркова Н.И.
Г.Железногорск
Актуальность темы.
Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучение письму будет облегчено. Письмо - сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Процесс письма требует непрерывного напряжения и контроля. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга.
Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного опыта, развития ручной умелости.
Согласно данным психологов и физиологов у детей 5-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. Особенно это прослеживается у детей с общим недоразвитием речи.
Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются не ровными, линии «дрожащими», нажим не равномерный, буквы получаются разного размера, пишутся на нерабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, но так же от уровня сформированности психических процессов - внимания, памяти, пространственных представлений.
Необходимо начинать коррекционно-развивающую деятельность по развитию графических навыков как можно раньше. Доказано, что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая.
Однако специальной педагогической литературы и разработок по этой проблеме для воспитанников детских садов недостаточно, что и послужило основанием выбора темы саморазвития «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей с ОНР».
Каким же образом можно развивать в дошкольном возрасте моторику рук?
Вне всяких сомнений, что этому способствуют такие виды работ, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из бумаги, проволоки и др. материалов.
Коррекционно-развивающая направленность данной разработки обеспечивается подбором упражнений, игр соответствующих возрасту, специфики индивидуального развития, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки освоить графические навыки.
При отборе содержания коррекционно-развивающей деятельности с детьми основное внимание уделялось на игровую деятельность. Подбор игр и упражнений был направлен на формирование у ребенка базовых графических навыков, развитие координации движений и мускульной памяти руки; кроме того, развитие и укрепление зрительной памяти, пространственного ориентирования, произвольного внимания, прилежания и аккуратности.
Для развития графического навыка следует использовать:
рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
Для развития мелкой моторики рук следует использовать:
пальчиковую гимнастику;
упражнения на освоение предметных действий.
При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо; уметь выполнять линии различной толщины и формы; штриховать ровно и без пробелов, не выходя за контур.
При выполнении упражнений следует обращать внимание на:
правильность посадки за столом; выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.
Специальные упражнения на развитие графических навыков, регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Прямые дорожки:
ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Фигурные дорожки:
ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.
Рисование по точкам:
ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.
Рисование по контурам:
ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
Рисование по клеточкам:
На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.
Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
вертикальные (сверху вниз);
горизонтальные (слева направо);
наклонные;
«клубочками» (круговые движения руки);
полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.
Пальчиковая гимнастика, самомассаж рук для развития мелкой моторики рук
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах.
Освоение предметных действий.
Для развития тонкой моторики можно использовать упражнения с применением мешочка с песком, мяча. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка характер манипуляций с предметами можно варьировать, используя такие приемы как перекладывание, подбрасывание: изменяя темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных предметов. Ребенку с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук, освоение предметных действий вызывает трудности.
Основные направления работы по формированию графических навыков у детей:
графические дорожки;
обводка;
соедини по точкам;
закрашивание;
трафарет;
графический диктант;
рисование по клеткам.
Данный план работы по развитию графомоторных навыков рассчитан на 1 занятие в неделю.
Месяц | Формы работы | ||
Самореализация | С детьми | С родителями | |
Сентябрь
| Подбор материала и изучение литературы по данной теме, необходимый для работы с детьми и родителями. | -Пальчиковая гимнастика (Осинка, Огород, Компот) -Лабиринт -Штриховка -Путаница -«Обведи овощ и раскрась» -д\и «Чья тень?», «В какой руке?» - Найди и раскрась букву ( А) | Анкета для родителей «» |
Октябрь | Консультация для воспитателей «Пальцы помогают говорить» | -Пальчиковая гимнастика (Малинка, По дорожке за грибами) -выложи по образцу «Корзинка» (счетные палочки) -обведи по точкам -д\и «Что справа, что слева?», «Передай другому»( рисование на спине буквы) -Лабиринт -Штриховка - Найди и раскрась букву ( О) | Консультация для родителей «Развиваем руки- развиваем речь»
|
Ноябрь | Оформление уголка в группе по теме самообразования. | -Пальчиковая гимнастика (Птичья стайка, Мишка, Кошка) - работа в тетради (ориентировка в клетке, вертикальные палочки, Дорожка) - штриховка -д\и «Найди рисунок похожий на образец», «Чья тень?» - « Найди и раскрась цифру 1 -путаница - обведи по точкам и раскрась -д\и «Кто , где спрятался»
| Выставка пособий «Игры на развитие мелкой моторики рук»
|
Декабрь | Оформление папки-передвижки для педагогов « Развитие графомоторных навыков у дошкольников в домашних условиях » | -Пальчиковая гимнастика (Снежинка, В зале шум) -Лабиринт -«Обведи и заштрихуй по образцу» -д\и «Назови соседей», «Солнышко», «Найди отличия» -Найди и раскрась цифру 2 - «Найди рисунок похожий на образец» Работа в тетради ( Продолжи ряд, горизонтальные палочки, Дорожка)
| Папка-передвижка: «Игры с пальчиками» «Формирование графических навыков у дошкольников» |
Январь | Изготовление буклетов для педагогов «Формирование и развитие мелкой моторики и графомоторных навыков как способ подготовки детей старшего возраста к письму » | -Пальчиковая гимнастика (Строим дом, Строители) -Найди и раскрась букву цифру 3 -Лабиринт -Штриховка - Работа в тетради (Заборчик, Продолжи ряд, Сделай как я) -д\и «Передай другому», « Чего не хватает?» , « Чья тень?» -«Обведи по точкам»
| Информация в уголок для родителей « Крупная польза мелкой моторики» |
Февраль | Выступление по теме на педчасе «Примерные возрастные критерии овладения графическими навыками»
| -Пальчиковая гимнастика (Транспорт, По дорогам) -Найди и раскрась цифру 4 -Работа в тетради (Геометрический диктант, раскрась определенным цветом на листе, наклонные линии , Повтори рисунок) -д\и «Найди рисунок похожий на образец», «Чего не хватает?» -«Сделай рисунок одинаковым» -Обведи и заштрихуй по образцу -Путаница -д\и «Что ты видишь» | - Консультация «Слышит ли рука глаз?» |
Март | Круглый стол с педагогами старших групп «Развитие графомоторных навыков у детей старшей группы.»
| -Пальчиковая гимнастика ( Весна, Рябинушка , Колокольчики) -Работа в тетради( Продолжи ряд, дорисуй узор, Наклонный заборчик, Раскрась определенным цветом -Лабиринт - Игра « Отгадай- где» -«Найди рисунок похожий на образец» -д\и «Чья тень?»,« Роботы» - игра «Скажи, где стоят игрушки» -Найди и раскрась цифру 5 | Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем» |
Апрель | Публикация материала на педагогических сайтах | -Пальчиковая гимнастика (Профессии, На ракете полечу, Инструменты) -«Найди отличия» -Путаница - «Чего не хватает» -«Сделай рисунок одинаковым» -«Обведи по точкам и раскрась»» - Игра « Разложи так , чтобы… -Работа в тетради ( Дорожка, Повтори рисунок, Раскрась определенным цветом) -Раскрась по цифрам рисунок | Буклет «Гигиенические правила письма.»
|
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. | -Пальчиковая гимнастика (Цветы , Праздник, Наша улица) -«Найди рисунок похожий на образец» -Лабиринт -Путаница - «Найди отличия», «Чего не хватает» -«Обведи и заштрихуй» - Игра « Зеркало», « Лицом к друг другу» -Работа в тетради (Дорисуй вторую половину, Продолжи ряд, Цифры - Раскрась по цифрам рисунок | Консультация : «Ум на кончиках пальцев» |