Статья «Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка у обучающихся 5-6 классов»
Методические предложения по теме: «Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка у обучающихся 5-6 классов»
Основной проблемой в работе учителя русского языка была и остается на сегодняшний день научить детей грамотно писать. Это очень сложный и длительный процесс. Учитель должен это учесть и быть готовым преодолевать на этом пути всякие трудности. В традиционной системе обучения всегда были сложности с мотивацией детей к учебе. В связи с переходом всех школ на новый уровень образования (ФГОС) главной задачей учителя стало организовать работу так, чтобы у детей возникло желание самим решать проблемы урока.
В связи с этим я хочу предложить из своей методической копилки несколько методов и приёмов изучения и закрепления знаний по орфографии, которые, на мой взгляд, будут эффективными для достижения поставленной цели.
Дети очень доверчивые, любят задавать много вопросов, любознательные, но чтобы их расшевелить, нужен творческий подход, сам учитель должен быть креативным и любить своих учеников. Так как дети любят играть, в самый раз проводить уроки в игровых формах. Но играть не ради игр, а ради того, чтобы пробудить интерес к процессу обучения.
Каждое задание, планируемое на урок, конечно, должно содержать проблему, которую должны решать сами дети. И только тогда, оказавшись в трудном положении, ребенок захочет мобилизовать свои умения и знания.
Опыт показывает, что использование различных методов и приёмов дает положительную динамику в разрешении данной проблемы.
Так как систематически анализирую свою работу, уверенно могу выдвинуть несколько методических предложений, которых я рекомендовала бы учителям для использования на уроках русского языка для изучения и закрепления знаний по орфографии.
1. Один из моих любимых, но трудных приемов - это подробная самостоятельная работа над ошибками. В чем её суть? После каждой письменной работы, я предлагаю детям разобраться со своими ошибками самим, дома, самостоятельно. Ни одна ошибка не должна оставаться не разобранной. Разбираются и орфографические, и пунктуационные. Эта работа обязательно контролируется учителем. Он должен найти время для проверки каждой работы, но откладывать в долгий ящик нельзя. Дети должны знать, что их работы интересны учителю, что учитель заинтересован в их успехах.
Слова с ошибками можно включать в различные задания: словарные диктанты, в опорные слова для составления текстов, предложений и т.д . Этот вид работы хорош тем, что предполагает метод исследования.
Например, учащийся допустил ошибку в слове «горизонт». Решил, что здесь чередование корня. Работая самостоятельно над ошибкой, естественно, пользуясь различными справочными материалами, зная, что он должен объяснить свою ошибку перед классом, обязательно разберется, во всяком случае, попытается объяснить написание.
2. Очень хороший результат дают домашние словарные диктанты. Учащиеся, у которых проблемы с орфограммами, дополнительно проработав с ними, по очереди готовят на урок словарные диктанты. Это своего рода проектная работа. На уроке учащийся в этом задании играет роль учителя. Он вызывает одного из своих одноклассников к доске, проводит словарный диктант и даже вправе под чутким контролем учителя выставить ему оценку. Работа этого ученика оценивается всем классом.
3. «Работа с абзацами статьи». С удовольствием использую при изучении параграфов по русскому языку, а особенно при изучении биографии писателей на уроках русской литературы. За каждым учеником закрепляется абзац статьи, который они должны пересказать. Если абзац маленький, его поручаю для пересказа (выявления микротемы) совсем слабому ученику, а сложные абзацы закрепляются за сильными. Над одним и тем же абзацем могут работать несколько учащихся. Даётся им время на подготовку (10-15 минут). Дальше учитель и весь класс слушает выступающих. Метод проверенный и даёт хороший результат. Ни один ученик не остаётся без внимания, каждый работает со своим заданием и получает оценку. Результат работы не заставит вас долго ждать.
4. Если же мы хотим отследить степень усвоения изученного материала, я прибегаю к текстам с пропущенными орфограммами и пунктограммами, потому что считаю, такая работа требует осознанности при разрешении поставленных проблем. Здесь обязательно перед учеником возникает вопрос «почему».
5. Есть у меня такой вид орфографической работы, который дети назвали «10 орфограмм». Мы его придумали всем классом, в группе нас 10 человек и потому 10 слов, значит 10 орфограмм. Перед каждым учеником в самом начале урока оказывается карточка с одним словом, где обычно пропущена буква. 1-2 минуты даются на написание данного слова в тетрадь и на обдумывание проблемы. Затем каждый называет орфограмму, с которой столкнулся он, объясняет написание своего слова уже у доски, и все дети записывают все 10 слов. Слова даются на разные орфограммы, и, таким образом, повторяется и закрепляется пройденный материал.
Как вы уже поняли, все эти приёмы делают учащихся активными участниками процесса обучения, заставляют их задуматься, искать пути решения. Результаты такой систематической работы не заставят вас долго ждать.
Научить детей учиться, учиться с увлечением, зажечь их интерес - основные условия успеха. Использование компьютера, проектора, проектной деятельности, презентаций оживляет учебный процесс.
Я очень довольна своей работой. Я в процессе поиска новых методов, потому что знаю, что дети не любят однообразия.