Статья на тему «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках французского языка»
РАЗВИТЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА.
Функциональная грамотность школьника это способность ученика вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Цель статьи: изучить, разработать и применить на практике упражнения, направленные на формирование навыков чтения и аудирования.
Задачи:
- определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
- изучение практики развития функциональной грамотности школьников в обучений французского языка.
Урок иностранного языка это метапредмедметный элемент школьного образования, где учитель использует разнообразные методы формирования функциональной грамотности школьника.
Школа дает возможность получить только основные, предметные навыки грамотности, которых недостаточно для успешного функционирования личности в аспектах реальной жизни. Французский и любой другой иностранный язык, является богатым ресурсом разнообразных методов и способов формирования функциональной грамотности учащегося.
Важной проблемой в профессиональном становлении учителя является проблема повышения его технологической компетентности, опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации [1]. Содержание функциональной грамотности формируемой в рамках урока по французскому языку включает четыре вида речевой деятельности. Чтение (смысловое, просмотровое, поисковое) и аудирование — одни из самых необходимых функциональных умений в повседневной жизни для выполнения разных задач (прочитать и верно понять договор, фильтровать новостной поток информации, прочесть инструкцию лекарства и другие). Письмо и говорение (монологическая и диалогическая речь) — продуктивные умения, применяются для решения таких задач, как заполнить заявление, уточнить порядок выполнения задания и другие.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения французского языка можно различными способами. Я использую на уроке такие средства как игра, метод проектов, театральные постановки, видеопутешествия и т.д. Для решения задачи формирования функциональной грамотности, знакомства учащихся с жизнью другой страны, язык которой мы изучаем, нормами поведения, духовными ценностями на уроках я использую видеофильмы страноведческого характера, фрагменты художественных фильмов, где красочно рассказывается о народных обычаях и традициях Франции. Просмотр фильмов, таких как «Виртуальная экскурсия по Парижу» и др. вместе с моими коментариями позволяют расширить информационное поле учащихся. На основе полученной информации учащиеся выполняют собственные презентации, учебные проекты: газеты, экскурсионные маршруты, буклеты на разнообразные темы: исторические памятники, культура поведения, обычаи и праздники. Для выполнения подобных работ необходимо пользоваться информацией, часто на французском языке, т.е. учащиеся часто обращаются к словарям, быстрее запоминают иностранные слова, готовят вопросы к выступающим.
У учащихся обычно недостаточно развита устная и письменная речь. В процессе обучения французскому языку актуализация функциональной грамотности в сфере коммуникации является одной из основных задач образования. На долю аудирования, к сожалению, приходится самое меньшее количество времени, уделяемого на уроке иностранного языка, хотя аудирование занимает довольно важное положение. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, положительно сказывается на развитии памяти ребенка.
Сложная задача обучения аудированию на иностранном языке состоит в том, чтобы развивать умения перерабатывать воспринимаемую на слух иноязычную речь в разных условиях общения как при непосредственном контакте собеседников, так и в записи.[5]
Но наиболее сложный вопрос - вопрос развития функционально-грамотного чтения на уроках французского языка: 1. поиск в тексте нужной информации по простому критерию ; 2. поиск в тексте нужной информации по множественным критериям; 3. поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией; 4. поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания; 5. понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста [2]. Функциональное чтение на уроках французского языка формирует ряд необходимых умений как предметного (языкового, лингвистического), так и метапредметного характера, которые способствуют формированию функционально-грамотной личности.
Новые государственные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. Такой ученик умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Учителю важно понимать при составлении заданий на функциональную грамотность: какую цель он преследует, какой уровень понимания текста закрепляет или проверяет? Один из первых уровней понимания текста - поиск в тексте конкретной информации, здесь идут задания на выбор альтернатив верно/неверно, которые помогают ученику разобрать конкретный, сложный для понимания текст. Задания на выбор альтернатив могут быть следующими:
1.Отметь значком + правильный вариант ответа, согласно тексту.
2.Прочитай текст. Выбери правильный вариант ответа (один из предложенных), согласно тексту.
3. Какое из утверждений соответствует тексту?
4.Прочитай текст и отметь «галочкой» то, о чем НЕ сообщается в тексте.
К отличительным особенностям тестов на проверку функционального чтения относят: большой объем текста; неадаптированный текст; информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, таблиц, графиков; задания, для выполнения которых требуется интеграция знаний из разных предметов; задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться.[4,c 6]
Очень важно соблюдать правила при отборе сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:
1.Текст должен быть ученику интересен.
2.Текст должен содержать неизвестную ученику информацию.
3.Текст должен развивать кругозор.
4.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. Иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.
6.Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать текст
7. Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.
8. Объем текста не должен превышать норму.
9.Шрифт должен помогать ученику легко читать текст.
10.Текст должен быть структурирован.
Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определённым, социально значимым достижениям.
Список используемой литературы:
1. https://e-koncept.ru
2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. - URL: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf - (Дата обращения: 20.04.2015).
3.Bloom, B.S., (Ed.). 1956. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman.
4. http://worldofteacher.com/
5. Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам. Выпуск 2; Издательство Санкт-Петербургского университета - Москва, 2011. - 176 c.
6. Обучение иностранным языкам; КАРО - , 2013. - 320 c.
7. Развитие речевой активности на уроках иностранного языка; Просвещение - Москва, 2012. - 244 c.
8. Аркусова И. В. Современные педагогические технологии при обучении иностранному языку (структурно-логические таблицы и практика применения); НОУ ВПО МПСИ - Москва, 2012. - 128 c.
9. Конышева А. В. Игра в обучении иностранному языку. Теория и практика; ТетраСистемс - Москва, 2015. - 288 c.
10. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку; КАРО, Четыре четверти - Москва, 2014. - 192 c.
11. Конышева А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку; КАРО - , 2012. - 208 c.
12. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку; ТетраСистемс - Москва, 2011. - 304 c.
13. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка; Феникс, Глосса-Пресс - Москва, 2011. - 640 c.
14. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика; Филоматис - Москва, 2014. - 480 c.
15. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам; Филоматис - Москва, 2013. - 188 c.
16. Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак. - М.: Добросвет, 2004. - 929 c.
17. Левина, М. С. Французский язык / М.С. Левина, О.Б. Самсонова, В.В. Хараузова. - М.: Юрайт, 2012. - 614 c.