12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
kudinova23
1

Статья «Формирование орфографической грамотности на уроках истории»

О. Н. Кудинова

учитель истории и обществознания

МБОУ «Школа №73» г. Рязань

Формирование орфографической грамотности на уроках истории и обществознания.

В последние годы, я обратила внимание: насколько малограмотны современные ученики. Поэтому, я задумалась: как не только помочь школьникам усвоить значение терминов, учить историческим и обществоведческим фактам, но и выработать орфографическую грамотность по предмету.

Считаю, что такую работу необходимо начинать с 5 класса.

Необходимо активизировать все виды памяти: зрительную, графическую, речевую

1. Большое место на уроках занимает работа с текстом.

 Современные требования к умениям выпускника требуют от него навыков работы с неадаптированным текстом и его структурирование. Поэтому на уроке читаем текст документа, статьи, словаря. На этом этапе уже происходит определённая работа: ученик встречает термин, видит его правильное начертание, употребляет в контексте, правильно произносит, выписывает или записывает его в тетрадь, повторяя графическое написание (если требуется составить план, заполнить таблицу, ответить на вопрос).

2. Гораздо более значимая работа проводится, если происходит знакомство с новым термином. В данном случае ситуация осложняется тем, что термины употребляются редко, в основном пополняя пассивный словарный запас и как результат быстро забываются. С обучающимися проводиться следующая работа: выделяем термин из устного или письменного текста, пытаемся объяснить его значение, выписываем термин в словарик (специально отведенная часть тетради), ищем значение слова в словаре, сносках учебника, интернете, устно составляем предложение с этим термином.

В качестве контроля знаний использую карточки на знание терминов: «объясни значение слов», «дай определение терминам», «заполни пропуски, вставь пропущенные слова в текст».

В данном случае опять же используется несколько видов памяти.

3. Важное место на уроках истории занимают имена собственные. К сожалению, они не поддаются правилам русского языка и их написание необходимо запомнить: Ягайло, Меровинг, Кюйчук-Кайнаджир, Копорье.

Для того, чтобы акцентировать внимание на этих моментах работы, на уроке есть раздел ЖЗЛ (жизнь замечательных людей). Ребята готовят сообщение, презентации о значимых в истории людях. Работая над материалом, конечно же, читают, отбирают информацию, используют как минимум интернет, учебник, видят правильное написание, повторяют правильное начертание.

Работа над запоминанием правильного написания географических объектов сводиться к работе с атласом и контурными картами: ученик читает задание, встречает написание слова, ищет объект на карте в атласе, отмечает нужный объект на контурной карте т.е. в рамках одной работы минимум 3 раза встречается с правильным написанием географического термина. Для закрепления этого навыка можно использовать карточки с фрагментами контурной карты во время проверки знаний.

4. Ещё одним видом работы на уроке, повышающим орфографическую грамотность является составление и отгадывание кроссворда. Это два совершенно самостоятельных вида деятельности. Отгадывать кроссворд предлагаю ребятам на этапе закрепления новой темы (рефлексия). Задание составить кроссворд ребята получают на уроках закрепления и обобщения знаний. Однако, в обоих случаях ученик делит слово на буквы и, правильное написание каждой буквы, является ключевым в преодолении данного испытания.

Таким образом, работу по формированию орфографической грамотности на уроках истории и обществознания провожу на всех этапах урока: проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление знаний. А также на разных типах урока: комбинированный урок, закрепление и обобщения, объяснение нового материала, творческие уроки, проектная и исследовательская деятельность.

Эта непрерывная работа должна проводиться согласовано на каждом этапе пребывания ученика в школе: стенды в классе, грамотная речь педагога, контроль орфографии в тетради по всем предметам, чтобы в итоге орфографические знания стали орфографическими навыки и помогли успешно сдать экзамен и сформировать грамотного гражданина нашей великой страны.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.