Применение технологии «Развитие позитивной мотивации школьника при изучении химии»

1
0
Материал опубликован 20 July 2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ардона Ардонского района РСО-Алания






Тема:

«Развитие позитивной мотивации школьника при изучении

химии»





Работу выполнила:

Дзебоева Илона Олеговна




Ардон, 2020 г.




1.Введение


Часть I. Особенности формирования мотивация к изучению предмета

1.1.Понятие мотивации в психологии

1.2. Мотивация как фактор, влияющий на учебную активность школьника

1.3.Возрастные особенности школьников при развитии мотивации

1.4. Мотивация учения в среднем школьном возрасте

1.5.Мотивация учения в старшем школьном возрасте

2. Основные педагогические условия учебно-воспитательного процесса

2.1. Личность учителя

2.2 Средства обучения

2.3. Социализация


Часть II.

1.Изучение влияния педагогических условий на степень сформированности мотивации у школьников предпрофильных классов

2. Анализ влияния педагогических условий на формирование мотивации к изучению химии в предпрофильных классах


Часть III.

Практические рекомендации по развитию мотивации к изучению химии


2.Заключение


3.Список используемой литературы

 


Введение

Роль химии в современной жизни обозначена очень четко: химия – это энергия, тепло, бытовая химия.

Химия в нашей стране служит одним из мощных средств построения общества. Химию широко применяют во всех отраслях промышленности.

Химия вносит существенный вклад в создание различных материалов: металлических и неметаллических.

Во все времена химия служила человеку в его практической деятельности. Химическая и нефтехимическая промышленность являются важнейшими отраслями, без которых невозможно функционирование экономики. Развитие многих отраслей промышленности связано с химией: металлургия, машиностроение, транспорт, промышленность строительных материалов, электроника, легкая, пищевая промышленность. Вот неполный список отраслей экономики , широко использующих химические продукты и процессы. Во многих отраслях применяются химические методы, например, катализ(ускорение процессов), химическая обработка металлов, защита металлов от коррозии, очистка воды. Большую роль играет химия в развитии фармацевтической промышленности. Если есть химия, многие люди будут живы. И все это только благодаря химии. Роль химии в жизни современного человека трудно переоценить. Сегодня перед российской школой стоят масштабные задачи, целью которых является обеспечение высокого качества общего образования как условия экономического развития страны, выход на лидирующие позиции по уровню образования среди других стран.


Часть I.

Химия – один из самых сложных предметов курса обучения в средней школе. Интенсификация учебного процесса, определяемая содержанием нового базисного учебного плана, сделала процесс обучения химии весьма затруднительным для большинства учащихся.

Постоянно ведутся поиски методического характера, направленного на повышение общего уровня усвоения материала учебного предмета и преобразование учебного материала в развивающий компонент личности учащегося. Данные разработки направлены на повышение уровня познавательной самостоятельности, решение задач связанных с учебно-познавательными проблемами, которые активизируют процесс обучения. За всем этим стоит стремление педагогов сформировать достаточно устойчивую мотивацию учения, которая станет побуждающей силой процесса учения и обеспечения его результативности. 

Представляется актуальным вопрос «что побуждает процесс учения»? Важно при этом учитывать, что под учением понимается не просто процесс овладения знаниями, но и умение их применения. 


Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются потребности. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологи называют мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляют мотивацию личности.

Анализ работ по проблемам мотивации учебной деятельности школьников  позволил учёным – методистам выяснить, что рассмотрение вопроса о развитии мотивации учебной деятельности, как системы, у школьников  в процессе изучения химии практически не является предметом специального исследования. 

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью организации специального целенаправленного развития мотивов учебной деятельности на уроках химии и фактическим отсутствием педагогических механизмов решения этой проблемы в педагогическом процессе средней общеобразовательной школы. 

Указанное противоречие позволило сформулировать проблему – необходимость разработки системы организации учебной деятельности, отвечающей всем психолого-педагогическим нормам и способствующей развитию мотивации у школьников.

Мотивация учебной деятельности — это совокупность мотивов, которые в процессе своего взаимодействия детерминируют активность субъекта в образовательном процессе и обеспечивают профессиональную направленность саморазвития.

Именно развитие мотивации учащихся в процессе учебной деятельности — это процесс изменения структуры соподчинения учебных мотивов, в которых актуальными становятся мотивы самообразования, саморазвития, а также овладения профессией. Помимо указанного, мотивации учения определяются изменением отношения учащихся ко всей образовательной деятельности — от отрицательного (в некоторых случаях нейтрального) до положительного (проявляется в их активности, творческой и личностной деятельности).

На основе общей мотивации учебной деятельности у школьников, в частности, старших классов формируется особое отношение к различным учебным предметам и непосредственно к изучению химии. Оно обусловливается: важностью предмета для профессиональной подготовки; интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету как ее части; качеством преподавания и удовлетворенностью занятиями по данному предмету; мерой трудности данного предмета исходя из собственных способностей; взаимоотношениями с преподавателями данного предмета и т.д. 

К особенностям мотивации учебной деятельности учащихся можно отнести: 
- тенденцию к доминированию мотивов овладения новыми знаниями;
- появление стремления к получению образования, работы;
- усиление установки на положительные жизненные условия и материальную обеспеченность через профессиональную деятельность.

Критериями сформированности мотивации учебной деятельности школьника  выступают внутренние и внешние показатели, характеризующие его учебную деятельность. Внешними показателями являются высокая успеваемость по  учебной дисциплине, творческий подход к выполнению учебных заданий,  высокая активность на занятиях,  инициативность, проявление интереса к изучаемому предмету. К внутренним показателям относятся готовность личности к самообразованию и саморазвитию, получению дополнительных знаний; устойчивое стремление к овладению знаниями.

Условия развития мотивации учебной деятельности школьников:

признание учащегося субъектом образовательного процесса;

формулирование образовательных целей в соответствии с личностными особенностями школьников, создание ситуаций, стимулирующих мотивы саморазвития, самоактуализации, самовоспитания, самообразования школьника;

создание позитивного эмоционального фона образовательной деятельности;

осуществление оперативного, объективного контроля и организация самоконтроля эффективности развития школьников в процессе интерактивного взаимодействия; обеспечение полноценной, позитивной обратной связи.

Решение проблемы развития мотивации учебной деятельности школьников может быть оптимально реализовано   при выполнении совокупности педагогических условий, то есть организаторских усилий педагога в ходе образовательного процесса:

–  выбор темпа и последовательности изучаемого материала  в границах оговоренного со школьником времени;

– осуществление косвенного систематического контроля над ходом работы обучаемого позволяет устранить ощущение навязанности учебной деятельности, что стимулирует внутренние мотивы учения;

– организация коллективной и групповой деятельности школьников с использованием во время урочной и внеурочной учебной деятельности;

– создание благоприятного психологического климата на занятии за счет позитивных оценочных суждений педагога в процессе освоения учеником учебного материала, поощрениями и советами повторить тот или иной раздел, преобладание положительной оценки действий школьника;

– применение инновационных педагогических технологий с учетом принципа целесообразности;

– применение техники  «самооценка учащегося».

Выявлены противоречие между:

– постоянно растущим объемом содержания образования и соответственно ограниченными возможностями его передачи и усвоения;

– преимущественно фронтальной передачей учебного материала и его первичным индивидуальным освоением;

– социальными  позициями обучающих и обучаемых.

Причиной  неуспешности  многих учащихся являются особенности интеллектуальных функций: фрагментарность мышления, низкая компетентность чтения, недостаточная аналитическая и синтезирующая деятельность и недостаточность логичности мышления. В связи с этим важнейшей стороной обучения я считаю развитие тех сторон личности, которые характеризуют интеллектуальный ее уровень. Химия – предмет, определяющий естественно – научное мировоззрение и требующий целостного представления, серьезного осознанного отношения и формирования соответствующей стратегии деятельности. При фрагментарности мышления данные перспективы становятся призрачными. Чтобы эти учащиеся скорее оказались в ситуации «успешности»,  необходимо  включение их во все виды мыслительных операций.

Для достижения эффективности образовательного процесса, в плане развития мотивации, могут использоваться различные технологии, средства и методы. Главное условие выбора: соблюдение принципов целесообразности, эффективности, здоровьесбережения.

1. ИКТ – средство развития мотивации учебной деятельности. Это может быть как «совокупность средств ИКТ», так и «отдельное средство ИКТ» (темы уроков: «Типы химических реакций», «Химические свойства водорода»).

2. Активизация познавательной деятельности учащихся путем организации работы с дидактической моделью. Организованная работа с дидактическими моделями гарантирует переход от репродуктивного к творческому уровню результатов обучения по предмету (тема урока: «Оксиды»).

3. Алгоритмический подход в преподавании  химии позволяет систематизировать знания и умения учащихся, развивает их творческие и интеллектуальные способности. Использование компьютерных технологий делает данный метод более эффективным. 

4. Алгоритмический подход  позволяет:

Устанавливать причинно-следственные связи, что является одной из основ развивающего обучения,

Способствует формированию логического мышления у учащихся,

Позволяет систематизировать учебный материал,

Развивает творческое мышление учащихся,

Формирует интерес у учащихся к предмету посредством использования современных технических средств обучения.

При комплексном решении педагогических задач наибольший эффект дает сочетание приемов, одни из которых характерны для методики химии (связь с техникой и жизнью, другими общеобразовательными предметами, использование исторических сведений, демонстрация физических и химических явлений, показ логики вывода и структурной стройности  формул), а другие - основаны на особенностях конкретной школы (близость производства, прикладное содержание химических задач, применимость химических знаний на практике производства и т.п.).

После изучения каждой темы   делаются выводы об адекватности применяемых средств и методов уровневым особенностям сформированности воспитываемых личностных свойств у учащихся. Весь цикл занятий темы или раздела завершается общим итогом на предмет мотивационно-самоорганизационных возможностей учебного процесса, последующей коррекцией.

На основании всего вышеперечисленного четко выстраиваются следующие компоненты будущей системы мотивации учебной деятельности:

Целевой компонент содержит в себе такие целевые ориентации как: овладение учебным материалом как самостоятельной ценностью, формирование готовности школьников к удовлетворению возникших познавательных потребностей, обеспечение высокого мотивационного уровня изучаемого учебного материала.

Содержательный компонент включает принципы отбора учебного материала: соответствие содержания наличным потребностям ребенка, адекватный уровень доступности, адекватный уровень новизны, связь учебного материала с жизненным опытом, адекватный уровень проблемности, последовательность и системность изложения учебного материала, информационная насыщенность.

Операционально-деятельностный компонент включает в себя формы и методы преподавания учебного материала. 

Оценочный компонент включает в себя предварительный контроль, итоговый контроль, проводимый в конце изучения темы. Огромное значение имеет также самоконтроль и самооценка. 

Педагогическая система развития инновации должна сопровождаться  постоянной диагностикой и корректировкой уровней развития мотивации учебной деятельности у школьников, отбором проблемных учебных задач, предполагающих рефлексивные действия учащихся.

Достижение поставленной цели требует от учителя организации учебного процесса, направленного на развитие стремления учащегося к познанию и саморазвитию, что и определило выбор темы исследования. Предметныйхарактер обучения в школе обуславливает необходимость разработки инструментов, позволяющих педагогамразличных дисциплин, в том числе и химии, достигать поставленных целей.

Рассматривая познавательную деятельность как основу развития учащегося в образовательном процессе, следует выделить развитие познавательной активности учащихся в роли ведущей задачи в достижении требований ФГОС второго поколения. Решение этой задачи позволит сформировать позитивное отношение ученика к самой познавательной деятельности, к приобретению знаний, к науке и научным методам познания, обеспечить условия для социально-экономического развития нашей страны.

Обучение химии вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, если оно направлено не только на формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира, но и на развитие учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование. Достижение целей обучения химии определяется познавательной активностью учащихся, их желанием и способностями к познанию этой трудной учебной дисциплины.

Разработана система познавательной активности и связанных с ней познавательного интереса и мотивов изучения химии, которой занимались многие ученые. Таким образом, в роли методов и условий активизации познавательной деятельности в обучении химии, различными исследователями предлагаются: проблемное обучение; игровое обучение; химический эксперимент; реализация принципа наглядности; создание эмоционально-стимулирующей атмосферы; организация самостоятельной деятельности учащихся; занимательность; эвристическая беседа; использование художественной литературы; создание условий для возникновения позитивных эмоциональных переживаний; связь химии с жизнью; создание ситуации успеха; межличностное общение, эмоциональная комфортность среды и др.


I.Особенности формирования мотивация к изучению предмета

1.1 Понятие мотивации в психологии

Разные авторы дают различные определения мотивации.

Мотивация – (от лат. moveo – двигаю) система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности. Есть такие определения: 

1. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

2. Побуждающий и определяющий выбор направленности, деятельности, предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется.

3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора и поступков личности.

Мотивация – совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, то есть направляющих поведение на удовлетворение потребностей. К мотивации относят все то, что реально побуждает или может побуждать активность.

Мотивация выражается в побуждениях, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность .

Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация – это конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.

В отечественной психологии в качестве общего механизма возникновения мотива рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы, «предметы потребностей». Отсюда вытекает центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.

У животных диапазон объектов, выступающих в качестве мотива, дан от природы и жестко ограничен специального для каждого биологического вида кругом приспособительных инстинктивных форм деятельности. У человека же источником развития мотива является не имеющий границ процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими мотивами. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, то есть придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл.

Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования осуществляется не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения: эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью подситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и появлению новых мотивов деятельности. Изучение мотивационно-смысловой сферы составляет центральную проблему психологии личности, ее исторического и онтогенетического развития.

Мотивы по степени осознанности делятся на:

· осознанные, когда человек может сказать, что его побуждает к деятельности;

· неосознанные (человек не может назвать причину).

Мотивы по степени действия делятся на:

· потенциальные (сформированные на уровне сознания, но реально не побуждают к деятельности);

· реальные (реально побуждают человека к деятельности).


1.2. Мотивация как фактор, влияющий на учебную активность школь-

ника.

И так, рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, то есть то, что определяет, побуждает учебную активность ребенка, что в целом детерминирует его учебное поведение.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно присутствует на всех его этапах, во всех его звеньях. Единство этих трех функций обеспечивает регулирующую роль мотивации в поведение. Причем третья – «смыслообразующая» функция (А.Н. Леонтьев) специфически человеческая и имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет учебная деятельность для данного конкретного ребенка, зависят проявления и других функций: побуждающей и направляющей. А это, в свою очередь, означает, что и побудительная сила мотивов учения (выраженность, интенсивность, длительность, устойчивость, эмоциональная окраска), и их роль в реальной организации учебной деятельности зависит, прежде всего, от сформированностисмыслообразующей функции мотивации учения. Именно эта функция (роль учения в жизни ребенка) должна быть главным объектом воспитания.

Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и др. Эти побуждения выполняют разную роль в общей картине мотивации, на различных этапах развития учебной деятельности приобретают то большее, то меньшее значение, поэтому знание их поможет учителю более дифференцированно воздействовать на отдельные моменты мотивации учения школьников. 


1.3. Возрастные особенности школьников при развитии мотивации


Рассмотрим возрастные и индивидуальные особенности мотивации. Возрастное развитие мотивации состоит в появлении психологических новообразований, то есть качественно новых особенностей, характеризующих ее более высокий уровень.

В младшем школьном возрасте основной мотив учения состоит в большинстве случаев в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, ибо благодаря выполнению учебной деятельности ребенок приобретает новую социальную позицию.

В среднем школьном возрасте возникает новый тип мотива, определяемый позицией ребенка в самой школе, возрастают связи ученика с коллективом, увеличивается интерес к работе в школьных детских организациях.

И, наконец, в старшем школьном возрасте общие социальные мотивы оказываются связанными с широким кругом общественной жизни школьника, с подготовкой к выбору профессии, с определением широких жизненных перспектив.

Учителю важно помнить, что время, когда у школьников возникает дифференцированный интерес к разным сторонам учебной работы и особенно интерес к способностям учения, зависит, в первую очередь, от эффективности учебно-воспитательной работы. Этот интерес может возникнуть в середине младшего школьного возраста, чаще он складывается в подростковом, а в некоторых случаях не формируется в старшем школьном возрасте.

Начавшаяся у подростков дифференциация интересов вырастает в старшем школьном возрасте в устойчивое избирательное отношении к областям знания.

При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте.

Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение ребенка в активные виды деятельности (учебную, общественно-полезную) и виды, общественных взаимодействий его с другим человеком (учителем, сверстниками).

В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных контактов у школьника возникают новые качества психического развития – психические новообразования. 

Показателями наличия новообразований в мотивационной сфере является не общее возрастание положительного отношения к учению, а качественные изменения ее отдельных сторон, усложнение их отношений и, следовательно, усложнение строения мотивационной сферы. Можно считать, что в мотивационной сфере наступили необходимые качественные изменения, если выпускника школы удается воспитать как активную личность, то есть обладающую высоким уровнем целеполагания, занимающую вследствие этого активную жизненную позицию.

Выделим самые общие, принципиальные пути формирования мотивации.

Первый путь состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. Недостаточность этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений.

Второй путь состоит в том, что ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Недостаточность этого пути состоит в том, что воспитатель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы.

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе .

Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое знание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.

Опираясь на эти оптимистические выводы психологических исследований, учителю вместе с тем надо соотносить их с реальностью и учитывать, что воспитание мотивации – это длительный процесс, связанный со становлением школьников в целом.

Психологические исследования и практика школы свидетельствуют о принципиальной возможности формирования мотивации. Задача планомерного воспитания мотивации является вполне реальной для учителя, хотя требует времени, ибо касается глубоких внутренних механизмов становления личности школьника.

Главный путь воспитания полноценной мотивации – это не только создание благоприятного климата, атмосферы в ходе учения, а включение школьников в реальные виды деятельности (учебной, общественно полезной и др.), способы взаимодействия с окружающими.

Наряду с включением школьника в разные виды деятельности совершенно необходима работа по воспитанию нравственного сознания ученика, по усвоению им общественных эталонов, норм, идеалов, смысла учения. Поэтому воспитание мотивации учебной деятельности – это комплексная задача учителя, воспитателя, классного руководителя.

В целом, психологически обоснованный путь формирования мотивации школьников может состоять в следующем:

· учитель определяет задачи формирования мотивации в этом возрасте с учетом его перспектив, ориентируясь на «завтрашний день развития»;

· выясняет состояние мотивации учения у своих учеников;

· организует виды активной деятельности школьника, осуществляет широкую воспитательную работу, включает школьника в специально созданные педагогические ситуации, организует выполнение заданий, направленных на осознание своей мотивационной сферы, тренировку приемов целеполагания. 

Для организации эффективной воспитательной работы по развитию мотивации учителю очень важно представить себе общие тенденции возрастного развития школьника: знать с какими мотивами приходит ребенок в школу, какая мотивация может и должна складываться у ученика к концу начальной школы, что важно для подготовки учащегося к решению задач средней школы; учитывать, какая мотивация может и должна сложиться у ученика к концу средней школы, чтобы выпускник был готов к постановке профессиональных и социальных задач.


1.4. Мотивация учения в среднем школьном возрасте


Средний школьный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни ребенка: увеличивается число учебных предметов, появляется несколько учителей, усложняется материал школьных программ.

Выделим особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие этому. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:

· нежелание считать себя ребенком, стремление занимать новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе;

· общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;

· стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, потребность в самовыражении и самоутверждении;

· стремление подростка в самостоятельности;

· увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей их избирательности, дифференцированности;

· возрастание определенности и устойчивости интересов;

· развитие на основе этих качеств специальных способностей подростков.

Психологи отмечают, что в среднем школьном возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте склонностей. У детей и подростков общая умственная активность заметно опережает развитие специальных интересов и способностей.

Особенности негативной мотивации к учению у подростка вызваны рядом причин:

· отсутствие понимания связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к учению;

· избирательный интерес к одним учебным предметам может препятствовать интересу к другим предметам;

· широта интересов может приводить к их поверхностности и разбросанности;

· неустойчивость интересов приводит к их смене, чередованию;

· мотивы положительного отношения осознаются лучше, чем мотивы отрицательного отношения.

Прежде всего, у подростка укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Причем в этом возрасте у большинства школьников интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям. Психологи подчеркивают, что подростковый возраст сензитивен, то есть очень благоприятен для развития познавательных интересов, которые возникают в той или иной мере у всех детей, а не только у детей, обладающих исключительными способностями. Развитию широких познавательных мотивов способствуют в этом возрасте многие виды внеклассных и внешкольных увлечений (кружки, секции и др.).

В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Задачи самообразования становятся более конкретными, причем нередко на первый план выходят близкие цели – сдать экзамены или зачеты, поступить в кружок с перспективными целями выбора профессии и развитие личности в целом. Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и одновременно максимальное использование материала школьной программы.

Процесс развития самосознания, характерный для подросткового возраста, захватывает и собственно мотивационную сферу. Подросток вплотную подходит к задаче осознания своей мотивации. Причем вначале осознание своих мотивов и целей осуществляется через их сопоставление с мотивами и целями своих товарищей, поэтому так плодотворны коллективные и групповые формы работы в этом возрасте.

К концу подросткового возраста складывается умение ставить перспективные цели, связанные с будущим. Все это свидетельствует о том, что подросток в значительной степени становится субъектом своей учебной деятельности и своих волевых процессов.

Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является устойчивый интерес к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместным коллективным формам учебной работы и интерес школьников к использованию результатов учебной работы в социально значимых видах деятельности. Это является основой зрелых форм познавательных и социальных мотивов в этом возрасте.

Мобилизация резервов мотивации учения в подростковом возрасте является важным условием подготовки школьников к дальнейшему осуществлению среднего образования – в старших классах школы, в средних специальных заведениях. Трудно переоценить значение этой работы для успешного осуществления всеобщего среднего образования в нашей стране. Уровень сформированности мотивов социальной отдаче имеет большое значение для готовности подростков к поступлению в ПТУ, техникумы, для наиболее эффективного включения в общественную практику, в различные отрасли народного хозяйства страны.



1.5. Мотивация учения в старшем школьном возрасте

Старший школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника: близким завершением среднего образования; необходимостью выбора профессии; исходящими от взрослых требованиями отдачи обществу всего того, что получили ученики в школе; объективными свидетельствами взрослости; столкновением с новыми формами обучения (семинары, зачеты) и т.д.

Столкновению мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника:

· потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущем, осмысление с этих позиций настоящего;

· тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ориентаций;

· потребность самосознания себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в самосознании своей жизненной позиции;

· необходимость самоограничения как обратной стороны самоопределения;

· интерес ко всем формам самообразования;

· четко выраженный избирательный характер мотивов и целей под углом зрения выбора профессии;

· устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.

Становление мотивации учения в старшем школьном возрасте затрудняет:

· устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других предметов;

· неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;

· отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;

· сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);

· недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.

Все исследователи интересов в этом возрасте отмечают большую избирательность познавательных мотивов, причем она продиктована интересом к учебному предмету, как у подростков, и выбором профессии.

Существенно развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности. На этом этапе самообразования доминируют далекие цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии и самовоспитанием. 

Если проследить в целом качественное изменение социальных и познавательных мотивов в старшем школьном возрасте, то можно выделить следующие принципиальные сдвиги в их развитии. К концу старшего школьного возраста осуществляется взаимовлияние и взаимопроникновение социальных и познавательных мотивов, уменьшение или отсутствие конфликта между ними, что объясняется все большей соотнесенностью школьниками личных познавательных установок с требованиями общества.

Мотивы самообразования сливаются с мотивами самовоспитания свойств личности и отдачи обществу. В целом это способствует гармоническому развитию личности старшеклассника. 

Самоопределение в ходе выбора профессии и построения планов своей жизни требует и самоограничения, а это значит, что школьник должен уметь наложить внутренний запрет на некоторые цели, их постановку и реализацию.

Как и все возрасты, старший школьный возраст имеет резервы воспитание мотивации. Актуальным для современной школы является воспитание следующих мотивов:

· продолжение образования независимо от формы, в которой оно будет осуществляться (образование в очном, заочном, вечернем обучении, самообразование в ходе профессиональной деятельности);

· достижение компетентности – соответствия своей осведомленности, общих профессиональных качеств личности требованиям профессиональной деятельности.

Наличие таких мотивов обеспечит перспективу полноценного и гармоничного развития выпускников школы, их готовность к будущей профессиональной и социальной жизни.

Старший школьный возраст – это возраст, когда школьник получает путевку в жизнь, когда подводится итог результатам обучения и воспитания в школе за все десять лет, происходит проверка возможностей молодого человека, его трудовой и гражданской зрелости. Главное содержание мотивации в этом возрасте – овладеть приемами учения и самообразования, формами взаимодействия с другим человеком для подготовки к будущей профессии.

К концу старшего школьного возраста развитие мотивационной сферы, конечно, не заканчивается. Исследования свидетельствуют об изменении мотивов учения в студенческом возрасте. Безусловно, мотивы самообразования совершенствуются в ходе профессиональной деятельности человека в течение всей его жизни. У взрослого человека формирование мотивационной сферы во многом становится задачей самовоспитания.


2.Основные педагогические условия учебно-воспитательного процесса

2.1. Личность учителя


На формирование у детей интереса к знаниям и к процессу их приобретения по предмету химии влияют такие факторы, как содержание учебного материала, умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения, эрудиция учителя, использование различной наглядности, экспериментов, технических средств обучения и т.п. Широкое привлечение учащихся к активной познавательной деятельности на уроке является одним из важнейших путей формирования у детей интереса к учению.

Влияние мастерства учителя на познавательный интерес учащихся – неоспоримый факт, подтверждаемый всей многовековой историей школы, современными исследованиями и повседневной практикой учителей, которая обнажает единство и взаимообусловленность высокого качества обучения и систематического укрепления познавательных интересов.

Основная цель учителя – добиваться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний, готовить к труду и продолжению образования в специальной школе.

Мастерство учителя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Настоящий учитель сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его.

Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Учитель-мастер должен обладать даром заставлять думать на уроке, используя разнообразные методы для активизации процесса обучения. Немаловажная роль отводится умению эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность.

Задача учителя – найти путь к выработке положительных эмоций в самом процессе учения. Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность учителя, интересные приемы, остроумные замечания и т.п. Нельзя повторяться, нужно находить новые оригинальные способы. Эти приемы дают не только временный успех, они способствуют симпатии к учителю, решают главную задачу – вырабатывают устойчивый, постоянный интерес к предмету.

По окончании девятилетней или средней школы учащиеся должны достичь перспективной цели. Хорошо налаженная профессиональная работа помогает им правильно выбрать свой жизненный путь. Преподаватель каждого учебного предмета, зная склонности, способности, интересы детей, проявляющиеся как на уроке, так и во внеклассной работе, направляет, ориентирует их на выбор профессии. Но при этом очень важно, чтобы учащиеся осознали: каждая профессия, которой они намереваются овладеть в будущем, требует прочных, глубоких и сознательных знаний, навыков и умений по основам наук в объеме средней школы, умственного развития и высокой культуры.

2.2. Средства обучения

Средства обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

Среди многочисленных средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе, центральное место занимает учебник, которым учащиеся пользуются самостоятельно. В учебнике содержится полный объем материала, необходимого для усвоения программы, а также некоторые методы и средства обучения. На этом основании учебник называют обучающей системой, выполняющей образовательную, воспитательную, развивающую функции.

В сложной системе обучения химии учебник занимает важное место. Большинство методистов и дидактов относят его к средствам обучения, но его роль гораздо более значительна, чем роль таблиц, экранных пособий, приборов и т.д. В учебнике отражено содержание химических знаний в объеме школьного образования. Учебник формирует мировоззрение учащихся, сообщая им определенные методические знания и философские идеи, обеспечивает развитие умственной деятельности учащихся, формирование химических и учебных умений и навыков. В учебнике последовательно реализуются все требования комплексного подхода, которые предъявляются к обучению. В нем присутствуют все структурные элементы, которые присущи обучению химии в целом: содержание предмета химии, методы и средства обучения и элементы организации учебной деятельности учащегося.

В учебнике используются такие методические подходы как проблемный, объяснительно-иллюстративный и пр. Использование в учебниках рассказов и объяснений, рисунков, изображений, например, шаростержневых и масштабных моделей молекул веществ, чертежей приборов, таблиц, графиков свидетельствует о том, что многие методы и средства обучения нашли свое отражение в учебниках.

Очень большое значение для учащихся имеет оформление учебника. Оно оказывает эмоциональное воздействие, что очень существенно. В последнее время оно в значительной степени улучшилось. Примером может служить оформление учебника авторов Е.Е. Минченкова, Т.В. Смирновой, Л.С. Зазнобиной.

Рисунки в учебнике несут не только функциональную нагрузку, обеспечивая лучшее усвоение материала, они еще и «работают» на формирование эстетических чувств школьников и составляют около 15% объема учебников.

Несмотря на особую роль в обучении, учебник, несомненно, является средством обучения и как таковое представляет собой материальный объект .

К методическим средствам формирования и развития внутренней мотивации изучения химии можно отнести и дидактические игры. Их роль, в первую очередь, заключается в создании комфортной атмосферы учебно-воспитательного процесса.

Целесообразное использование всего комплекса методических средств позволяет добиваться положительных результатов в планомерном развитии внутренней мотивации изучения химии и учащихся учреждений системы начального профессионального образования.



2.3. Социализация

Социализация имеет некоторые общие характеристики с развивающим воспитанием. Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к присвоению социального опыта путем воспроизведения культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения.

Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые и решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Нравственные и социальные качества личности закладываются в семье.

Родители, особенно у подростка, возбуждают положительную мотивацию, ориентированную на будущую профессию. Родители могут в этом помочь, посоветовать .

Семья является своеобразным микроколлективом, играющую существенную роль в воспитании личности.

Выбор профессии в значительной мере обусловлен общественным мнением в отношении тех или иных видов труда. Роль радио, телевидения, печати, очевидно, должна заключаться в первую очередь в том, чтобы формировать правильное общественное мнение в отношении более нужных для народного хозяйства профессий, популяризировать их среди населения, заинтересовать в них молодежь.

Профориентация теснейшим образом связана с вопросами трудоустройства и планами набора в профессиональные учебные заведения. Между учреждениями народного образования и органами трудоустройства следует установить то сотрудничество, которое может дать школе четкую перспективу для воспитательной работы с целью подготовки учащихся к выбору профессий, нужных данному региону (городу, области, республике).

Часть II. Изучение влияния педагогических условий на степень сформи-

рованности мотивации у школьников предпрофильных классов

1.Степень сформированности мотивации и педагогические условия, которые влияют на развитие мотивации у школьников при изучении химии, я изучала исходя из педагогического исследования, проведенного на базе Средней общеобразовательная школа №__4__ г. Ардон. Оно заключалось в анкетировании учащихся, анализе успеваемости учащихся по химии, в проведении беседы с учителем.

Любую деятельность, включая учебно-познавательную, можно стимулировать, основываясь на потребностях человека.

2 Анализ влияния педагогических условий на формирование мотивации к изучению химии в предпрофильных классах

Педагогическое исследование показало (рис. 1), что на формирование мотивации к изучению химии на всех учащихся оказали влияние в порядке убывания следующие педагогические факторы: профессиональные и личностные качества учителя, средства обучения, родители, социальные факторы.

При рассмотрении влияния педагогических факторов на формирование мотивации учащихся каждой из трех выделенных групп выявили некоторые отличия от общей картины.

Было установлено, что на формирование мотивации к изучению химии на учащихся с высоким уровнем мотивации (I группа) оказали влияние в порядке убывания следующие педагогические факторы: профессиональные и личностные качества учителя, родители, средства обучения, социальные факторы (рис. 1).Смотреть Приложение


На формирование мотивации к изучению химии учащихся со средним уровнем мотивации (II группа) в порядке убывания оказали влияние следующие факторы: профессиональные и личностные качества учителя, средства обучения, родители, социальные факторы (рис. 4)Смотреть Приложение

.

И, наконец, на формирование мотивации к изучению химии учащихся с низким уровнем мотивации (III группа) в порядке убывания оказали влияние в порядке убывания следующие факторы: профессиональные и личностные качества учителя, средства обучения, социальные факторы, родители (рис. 5).Смотреть Приложение


Результаты анализа всех трех групп показали, что на выбор предмета химии в качестве профильного обучения повлиял «профессиональный учитель химии».

Смотреть Приложение

.

Часть III. Практические рекомендации по развитию мотивации при

изучении химии.


Учебная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, побуждается мотивацией. Современная психология рассматривает мотивацию как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков. Побудительным мотивом учебной деятельности является познавательная потребность, то есть потребность в познании нового. Познавательная потребность относится к высшим духовным потребностям, и ее реализация происходит в результате приобретения знаний.

Психологии разделяют мотивацию на внешнюю и внутреннюю. Основой внутренней мотивации служит познавательный интерес, стремление получить знания, желание разобраться в свойствах изучаемого объекта, решить задачу. Только в случае внутренней мотивации имеет место познавательная деятельность учения, направленная на удовлетворение познавательной потребности. При внешней мотивации учение может происходить ради удовлетворения других потребностей. Характер учебных мотивов существенно влияет на эффективность учебного процесса.

Важнейшие требования к организации процесса обучения – формирование положительной мотивации к изучению предмета, а одно из условий формирования мотивов и интереса – наличие образовательных потребностей.

Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его перспективы. Внесение элементов оживления в содержание, в методы обучения и в формы работы учащихся с целью вызвать или упрочить их познавательный интерес, как отдельный эпизод, может дать лишь вспышку непосредственного интереса, но не передает во внутренний план деятельности, в отношение к учению. С устранением внешней занимательной ситуации, породившей этот временный, неустойчивый интерес, он может быстро угаснуть.

В последние годы в методике обучения химии на целенаправленное формирование мотивации обращают все большее внимания. Однако отнести эту проблему к числу достаточно изученных нельзя. Решенным можно считать лишь вопрос о роли мотивации в процессе усвоения знаний и способов действий. Функционирование разработанной методической системы развития внутренней мотивации изучения химии обеспечивается применением комплекса конкретных средств предметного обучения, которые в своей взаимосвязи способны сформировать мотивацию и вывести ученика на уровень самодвижения. Среди них логическое структурирование материала, занимательная информация и т.д.

В результате проведенного мною исследования было выявлено, что очень большой процент учащихся имеют низкий уровень мотивации. Для повышения уровня мотивации следует, как можно чаще использовать на уроках химии дидактические игры, так как именно в играх ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно. Дидактическая игра позволит ярко реализовать все ведущие функции обучения, а также использовать комплекс познавательных задач межпредметного характера (интегрированные задачи), комплект карт по самотестированию индивидуальных достижений и самостоятельному повышению уровня знаний и умений.

Большую роль для повышения мотивации мы отводим внеклассной работе. Во время проведения недель химии с этим предметом знакомят и младших школьников. Очень важно заинтересовать детей, так как первое впечатление о новой учебной дисциплине играет существенную роль в формировании дальнейшего отношения к ней.

Также я предлагаю такой вид внеклассной работы как химические вечера. Их форма и тематика могут быть самыми разнообразными. Такие вечера не просто развлекательные, они имеют большую познавательную ценность, поскольку при подготовке и во время проведения вечера, а также при обсуждении его итогов можно решить целый ряд образовательных и воспитательных задач, например, сформировать устойчивый интерес к химии, расширить и углубить знания школьников, показать разнообразие использования химических знаний на практике, помочь учащимся найти дорогу к научным и техническим идеям, научить их работать самостоятельно.

Широкое распространение получили вечера по химии, проводимые в форме соревнований. Проведение таких вечеров делает их интересными и занимательными. Для слабо подготовленных учеников вечера-конкурсы могут стать первыми шагами на пути к овладению химией.

Большая роль в формировании мотивации отводится эксперименту. Так как первый этап знакомства с предметом, связанный с новым для учащихся методом познания – химическим экспериментом, обеспечивает некоторое усиление любознательности.

В развитии мотивации школьников к химии кроме учебников, внеклассной работы и т.д., большую роль играют химические олимпиады.

Приведенные данные подтверждают актуальность проблемы и обосновывают необходимость специальной работы учителя химии по развитию внутренней мотивации учения у школьников.



Заключение:


В школе всё подчинено единой цели – чтобы качество подготовки учащихся отвечало потребностям общества не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

Роль учителя в:

-повышении мотивации обучения, формировании у учащихся информационной картины мира,

-понимании взаимосвязи между изучаемыми в школе дисциплинами,

-повышении успеваемости, правильности выбора профессии учащимися,

-выработке умений правильно оценивать свои возможности и не пасовать перед трудностями,

-умении доводить любое дело до конца, развитии самостоятельности и умение принимать неординарные решения.

В повышении качества знаний необходима определенная система мониторинга, позволяющая отслеживать роль влияния мотивации школьников как на учебный процесс, на качество образования, так и на качество знаний учащихся. И это тоже перспективная линия дальнейшего развития школ.

Разработаная методика анкетирования и анкета для школьников, позволяет оценить уровень сформированности мотивации к изучению химии, а также выявить степень значимости влияния педагогических условий на формирование мотивации.

Выявлено, что учащиеся предпрофильных классов всех трех уровней мотивации в качестве наиболее значимого фактора выделяют роль личностных и профессиональных качеств учителя. 

Предложены рекомендации по повышению уровня развития мотивации к изучению химии.











Список использованной литературы

1. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. – М.. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2015 г.

2. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М., «Новая школа», 2011 г.

3. Цветаева А.Т., Сенцов С.В. Формирование мотивации учения у   учащихся подросткового возраста. – М.,  «Новая волна», 2011 г.

4. Выготский Л.С. Проблемы развития.– М., «Просвещение» , 2006 г.

5. Кульневич А.Н. Педагогика личности от концепции до технологий: Учеб. пособ. – ТЦ «Учитель», 2011 г.

6. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя.– М., ЦГЛ, АПК, ПРО, 2013.

7. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. – М., 2005.

8. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека/ Б.Г. Ананьев //Познавательные процессы: ощущение, восприятие.- М.: Наука, 1977. С. 49-148.

9. Андреева, С.Ю. Дидактические условия и технология активизации познавательной творческой деятельности учащихся: на примере курса химии: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01/ С.Ю. Андреева. Томск, 2003. - 204 с.

10. Кузнецова, Л.М. Методика формирования основных понятий химии в начальном курсе на основе модельных представлений о строении вещества: дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / Кузнецова Лилия Михайловна. М., 1984.-205 с.

11. Кузнецова, Л.М. Новая технология обучения химии: методическое пособие для учителя/Л.М. Кузнецова. М.: Мнемозина, 2006. - 270 с.

12. Кузнецова, Н.Е. Методика преподавания химии/Н.Е. Кузнецова, В.П. Гаркунов и др. М.: Просвещение, 1984 - 416 с.



















ПРИЛОЖЕНИE



t1595248045aa.jpg


Рис.1




t1595248045ab.png

Рис. 2. Влияние педагогических условий на формирование мотивации к изучению химии у учащихся предпрофильных классов.


t1595248045ac.png

Рис. 3. Влияние педагогических условий на формирование мотивации к изучению химии у учащихся предпрофильных классов с высоким уровнем мотивации.

t1595248045ad.png

Рис. 4. Влияние педагогических условий на формирование мотивации к изучению химии у учащихся предпрофильных классов со средним уровнем мотиваци

t1595248045ae.png

Рис. 5. Влияние педагогических условий на формирование мотивации к изучению химии у учащихся предпрофильных классов с низким уровнем мотивации.


























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #327431 был удален 20 September 2020

Ответ #327435 был удален 20 September 2020

Ответ #327436 был удален 20 September 2020


Похожие публикации