Применение квест-технологий при изучении истории
ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ Т.В. Цилибина, преподаватель истории и обществознания ГБПОУ АО «Шипицынский агропромышленный техникум» | Аннотация Квест-игра помогает студентам в игровой форме усовершенствовать свои знания, вспомнить изученный материал, узнать что-то новое для себя. |
Сегодня все чаще применяются творческие, инновационные подходы к преподаванию истории, которые способствуют развитию обучающихся. Одной из таких технологий является квест-игра. Она помогает студентам в игровой форме усовершенствовать свои знания, вспомнить изученный материал, узнать что-то новое для себя.
Интерес к эпохе существования СССР не случаен, в это время произошло множество значимых политических и культурных событий, а также научных открытий, именно поэтому она очень интересна для исследований и значима для отечественной истории. Прохождение игры в форме квеста расширит имеющиеся знания об эпохе СССР и раскроет множество новой, неизведанной информации и фактов.
Все участники квеста делятся по ролям. Ведущий квеста объясняет правила, формирует команды, проводит проверку финального задания. Гуру знаний - отвечают за станции, координируют прохождение командами того или иного испытания. Участники квеста – студенты, которые должны пройти 5 станций (приложение 1 и 2). Если команда успешно решает все задания на станции, она получает от гуру знаний ключевую фразу. Имея пять ключевых фраз, команда может составить афоризм (цитату) знаменитого советского политика: «Жить стало лучше, жить стало веселее» (И.В. Сталин) и «Наши цели ясны, задачи определены!» (Н.С. Хрущев).
На каждой станции предусмотрены разнообразные задания.
Станция Советский плакат – проверка знаний в области важных и влиятельных исторических событий, изображенных на агитационных плакатах эпохи СССР (рис.1).
Рисунок 1 – Советские плакаты
Станция Мыслительная – необходимо составить кластер (карту-мышления/фишбоун) на одну из предложенных тем: «Оттепель»; «Застой»; «Перестройка».
Станция Фильмографическая – студенты смотрят кадры из советских фильмов и современных фильмов, посвященных событиям советского периода, и отвечают на вопросы.
Станция Карикатур - карикатуры политических лидеров XX века (рис.2).
Рисунок 2 – Карикатуры на советских политических деятелей
Станция Анекдотическая – анекдоты о политических деятелях XX века [1].
Примеры анекдотов.
Анекдот 1.
Осенью 1935 года, возвращаясь из Гагры, Сталин заехал в Тбилиси и встретился с матерью. Она спросила:
Я слышала, ты большой начальник в Москве. Кто же ты теперь?
Секретарь Центрального Комитета ВКП (б).
А что это значит?
Помните, мама, нашего царя?
Конечно.
Ну, так вот я теперь вроде него.
Вопросы к анекдоту:
Насколько сильна была власть Сталина в СССР?
Анекдот 2.
Сталин проезжал по Москве мимо церкви Спаса-на-Бору, шедевра XV века. Рядом с церковью лежали дрова.
Убрать! – буркнул Сталин.
Переспрашивать, что именно убрать, никто не посмел, поэтому дрова вывезли, а церковь снесли.
Вопросы к анекдоту:
Как относились к Сталину политические деятели и обычные граждане?
Анекдот 3.
Ключевые слова.
Хрущев любил букву "к", и она сопровождала его в течение всего "славного десятилетия": культ личности, кукуруза, коммунизм, Китай, Карибский кризис, кузькина мать.
Вопрос к анекдоту:
Поясните, каким образом связаны с Хрущевым следующие слова: культ личности, кукуруза, кузькина мать?
Анекдот 4.
Можно ли завернуть паровоз в газету?
Можно, если в ней напечатана речь Брежнева.
Вопрос к анекдоту:
Какая особенность официальных речей Брежнева отражена в анекдоте?
Заключительная станция: «Символы советской эпохи» - студентам предлагается продемонстрировать свои знания на предмет символики (пионерский галстук; значок пионера/октябренка;фотоаппарат; партийный билет; комсомольский билет; олимпийский мишка и т.д.).
В результате прохождения квеста студенты смогут узнать свой уровень образованности, а координаторы смогут выявить сильные и слабые стороны обучающихся. В процессе прохождения участники будут чувствовать дух соревновательности и начнут осознавать, как важно знать историю своей страны.
Список использованных источников
Цилибина, Т.В. Учебное пособие по обществознанию с мультимедийным сопровождением. – п. Шипицыно: ГБПОУ АО «Шипицынский агропромышленный техникум», 2019. – 314 с.
Цилибина, Т.В. Практикум по истории с мультимедийным спопровождением. – п. Шипицыно: ГБПОУ АО «Шипицынский агропромышленный техникум», 2019. – 295 с.
Образовательная платформа Learnis https://www.learnis.ru
Приложение 1
Разработка квеста (алгоритм)
Формулировка темы квеста
Разработка проблемных ситуаций
Определить конечный результат прохождения каждого этапа
Определить правила для прохождения квеста
Разработать критерии оценки заданий и всего квеста в целом
Подготовить раздаточный материал: маршрутный лист, таблицы, плакаты, инфографики, анекдоты и пр.
Приложение 2
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КОМАНДЫ №
Станция | Ответы | Баллы (MAX-5) | Подпись гуру |
СОВЕТСКИЙ ПЛАКАТ | | | |
Мыслительная | | | |
ФИЛЬМОГРАФИЧЕСКАЯ | | | |
КАРИКАТУРНАЯ | | | |
АНЕКДОТИЧЕСКАЯ | | | |
СИМВОЛЫ ЭПОХИ | | | |
Итоговый балл | | | |
Князева Наталья Борисовна
Цилибина Таисья Васильевна