12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
учитель - логопед22

Развитие связной речи в начальной школе.

Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.

Последовательность коррекционной работы :

восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи

восполнение пробелов в формировании связной речи

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

На этом этапе проводится работа над формированием полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

На этом этапе уточняем значения имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.

Восполнение пробелов в формировании связной речи.

На этом этапе развиваем навыки построения связного высказывания. Точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.

Упражнения для развития фонематического слуха.

«Назови слова»

(Для развития слуховой дифференцировки)

1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А»

2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П»

3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л»

«Путаница»

Кто на дереве сидит? Кит.

В океане кто плывет? Кот.

В огороде что растет? Рак.

Под водою кто живет? Мак.

Перепутались слова!

Я командую «раз-два»

И приказываю вам

Всех расставить по местам».

Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?»

Придумай новое слово»

Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом- дым».

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

«Кружок»

Задание: «Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнести слово «кот». Сколько кружков надо нарисовать?

Работа с предложениями.

Игра «Составь предложение». (Соня рисует…)

Восстановление различного рода деформированных предложений (слова даны вразбивку)

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Работа с деформированным текстом.

Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.
Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания. Предложения, связную речь. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.