Программа логопедических занятий по развитию связной речи для учащихся коррекционной школы
Программа логопедических занятий по развитию связной речи
для учащихся коррекционной школы.
Автор: учитель-логопед высшей
квалификационной категории Зимаева М.В.
Аннотация программы
Данная программа имеет коррекционно-развивающий характер. Структура дефекта школьников с системным расстройством речи в коррекционной школе включает в себя проведение с ними многомерной логопедической коррекции. Логопед познакомит детей с образцами правильной речи, помогает анализировать их речь и речь других, способствует систематическому накоплению знаний, связанных с семантическими, звуковыми, морфологическими, синтаксическими законами языка, создает условия для создает условия для генерации связного высказывания учащихся, направляет и стимулирует их речевую деятельность.
В системе сложной и разнообразной логопедической деятельности важное место занимает работа по формированию и коррекции связной речи школьников, которая определяется самой структурой дефекта. Работу по развитию связной речи следует планировать и систематизировать. Принимая во внимание характер дефекта, вызванного органическим повреждением головного мозга, с учетом особенностей учебного процесса в специальной (коррекционной) школе, возникает необходимость создания оптимальных условий для развития связной речи учащихся с ОВЗ. Задача развития связной речи, как результата логопедической работы, решается на специально отведенных занятиях в общей системе логопедической коррекции, где одновременно проводится систематическая работа по развитию лексико-грамматической структуры языка, сенсомоторных функций, необходимых для формирования устной и письменной речи. Содержание программы определяется с учетом дидактических принципов, которые для детей с системным нарушением речи приобретают особое значение: от простого к сложному, систематизации, доступности и повторяемости материала.
Программа является дополнительной к рабочим программам по логопедии для отдельных классов, рассчитана на два занятия в неделю, 68 часов в год.
Пояснительная записка.
Связная речь - самая сложная форма речевой деятельности. Она носит характер систематического, последовательного, подробного изложения. Таким образом, связная речь понимается как расширенное изложение определенного содержания. В связи с тем, что связанная речь является сложной формой речи, ребенок постепенно овладевает ею. Формирование последовательной речи у учеников коррекционной школы осуществляется медленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова, Г. И. Данилкин.). Такие учащиеся долгое время остаются на этапе формы ответа вопрос-ответ. Им легче освоить ситуационную речь, т. е. речь, основанную на ясности, на конкретной ситуации. Исследование Л.В. Занкова и М.Ф. Гнездилова показали, что количество слов в рассказах по серии картин у таких детей в 2,5 раза больше, чем в рассказах по данной теме. Пересказ детей с ОВЗ является более доступным, чем рассказ. Пересказ не подразумевает независимое создание сюжета, подробное раскрытие данной темы. Но пересказ таких детей имеет ряд особенностей. Они пропускают многие важные моменты, представляя ее содержание в упрощенном виде. Нарушен как внутренний (семантический) уровень, так и языковой уровень связной речи. Учащиеся первого класса коррекционной школы выделяют только определенные элементы ситуации (название предмета), но не устанавливают между ними связи. С точки зрения структуры предложений, наиболее распространенными в коррекционнных школах у учащихся первого и второго классов являются предложения из 3-4 слов. Увеличение продолжительности предложения связано с перечислением событий, соединением предложений союзом и с перечислительной интонацией (кошка взобралась на дерево, грач увидел и полетел и клюнул). Они используют элементарные типы предложений, иногда конструктивно построенные неправильно. Наиболее сложной для этой категории детей является использование сложноподчиненных предложений.
Связная речь учащихся с ОВЗ характеризуется бедностью содержания, отсутствием логики, последовательности, многочисленностью аграмматизмов. Отмечается фрагментарность, неоформленность предложений, пропуск главных членов. Отсюда следует актуальность создания отдельной программы по развитию связной речи, которая позволит систематизировать и совершенствовать логопедическую работу по этому важнейшему направлению.
Таким образом, нарушения связной речи у детей с нарушением интеллекта обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развёртывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой. Одной из причин нарушения формирования связной речи у данной категории детей является слабость и быстрая истощаемость их речевой деятельности, а также особенности мотивации. В тех случаях, когда у детей появляется интерес к теме рассказа, связанные высказывания становятся более развёрнутыми, увеличивается количество слов в предложении. Система логопедической работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение сложности и самостоятельности. Структура её может выглядеть следующим образом: слово-предложение-текст. В процессе логопедической работы над связной речью в коррекционной школе необходимо учитывать и характер текста, его семантическую структуру, которая может быть различной. В младших класса коррекционной школы в основном, работают над текстом-повествованием и текстом описанием. Работа с текстом строится с учётом увеличения сложности соблюдения принципа последовательности:
-пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;
-пересказ по сюжетной картинке;
-пересказ без опоры на картинки;
-рассказ по серии сюжетных картинок;
-самостоятельный рассказ.
Данная программа по развитию связной речи позволяет повысить уровень владения учащимися языком, научить пользоваться речью как средством общения и обобщения.
Теоретическая база
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; систематизацию логопедической работы в условиях коррекционной школы Р.И. Лалаевой; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, положения о логопедической работе по развитию связной речи А.В.Ястребовой, Т.В. Бессоновой.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с различным уровнем речевого развития приобретают особую значимость: от простого к сложному, системность, доступность и повторяемость материала.
Цель программы обеспечение условий для устранения речевых недостатков и совершенствования речи у детей младших и средних классов коррекционной школы посредством систематизации работы в данном направлении.
Задачи
1. Речевое развитие
- обогащение и накопление словарного запаса.
- формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- развитие и совершенствование связной речи, речевого общения.
2. Познавательное развитие
- сенсорное развитие.
- развитие психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, эмоциональная сфера).
- развитие моторики (общей и мелкой).
- ознакомление с окружающей действительностью.
- ознакомление с произведениями художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
1. Самостоятельно образовывать предложения, строить фразу, речевые конструкции, иметь широкий словарный запас;
2. Связно, последовательно строить свои высказывания;
3. Пересказывать текст, придумывать новые эпизоды сказок, сочинять собственные, составлять описательные рассказы по предметам, картинам;
4. Уметь рассуждать, делая выводы.
Этапы реализации программы
этап |
сроки |
содержание деятельности |
Диагностический этап
|
1-15 сентября 15-30 мая |
Диагностическое обследование: - уровня развития речи (понимание речи, обращенной речи, состояние связной речи — например, пересказ текста из нескольких предложений); - поведения и эмоциональной сферы (например, сразу ли и как легко ребенок вступает в контакт); - слухового восприятия (например, узнавание и различение контрастного звучания нескольких звучащих игрушек или детских музыкальных инструментов); - зрительного восприятия - восприятия пространственных представлений - общей моторики - мелкой ручной моторики |
Основной (реализационный) этап
|
С 15 сентября по 15 мая |
Развитие и обогащение словарного запаса: - работа над накоплением пассивного и активного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы, понимание обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий; - расширение словаря за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных; - формирование понимания предлогов, формирование понятия слово и умение оперировать им. Формирование и совершенствование грамматического строя речи: - формирование умения различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже, понимать вопросы падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами; - образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголы в настоящем и прошедшем времени, различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков; - согласовывать местоимения и прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода, согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода, составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами, распространять простые предложения однородными подлежащими и сказуемым, пользоваться несклоняемыми существительными, составлять предложения. Развитие и совершенствование связной речи и речевого общения: - развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации; - работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении; - развитие умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца, повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого; - формирование навыков пересказа, составления рассказов-описаний. Сенсорное развитие: - обогащение чувственного опыта за счет освоения разных способов обследования предметов, совершенствование осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния; - освоение сенсорных эталонов — цвета, формы, размера; развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей; - развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение маленьких и больших предметов, предметов разных форм, окрашенных в разные цвета, умения сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развитие высших психических функций: - развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков, зрительного внимания и памяти при работе с разрезными картинками, мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Развитие общей и мелкой моторики: - выполнение упражнений на физкультурных минутках, совершенствование конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками, тонкой пальцевой моторики в пальчиковой гимнастике, изобразительных навыков, умения передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений. Ознакомление с окружающей действительностью: - формирование умения ориентироваться в групповом помещении; - формирование представлений о государственных праздниках, о мире явлений, событий, живых существ, о предметах, их назначении, частях, из которых они состоят, материалах, из которых они сделаны. Ознакомление с художественной литературой: - приобщение учащихся к языковому богатству произведений русской художественной литературы и устного народного творчества; - формирование умения слушать рассказы, стихи и с помощью педагога правильно понимать их содержание, эмоционально реагировать на прочитанное, понимать вопросы к литературному произведению, задавать простые вопросы, формировать навык пересказа.
|
Система логопедической работы по развитию связной речи
Содержание работы: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
|
Содержание работы: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
|
Содержание работы: развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности) изложения; точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения.
|
Предлагаемая система работы по развитию связной речи восполняет пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи и направлена на формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и определять как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые средства. При этом учитель-логопед направляет внимание учащихся на форму высказывания, побуждая их к логически обоснованным, правильным в языковом отношении ответам.
Система занятий по развитию связной речи использует научно-методические рекомендации по вопросам формирования связной речи учащихся и предлагает адаптированные формы и приемы работы с учетом структуры речевого нарушения учащихся.
Предлагаемая программа развития связной речи имеет разделы: «Устная связная речь», «Лексика», «Предложение», «Текст».
Темы разделов «Устная связная речь», «Лексика» формируют навыки построения последовательного утверждения, содержат упражнения по составлению рассказов и устных высказываний разных типов: по вопросам, картинкам и сериям сюжетных изображений, графические схемы; полный, выборочный, лаконичный, творческий пересказ; сборник рассказов о демонстративных действиях, описательный характер, материалы текущих наблюдений и т. д. В разделе «Лексика» мы представляем работу по определению лексического значения слов, практическое овладение навыками отбора антонимов и синонимов , формируем понятие многозначности слов и омонимии, пословиц, высказываний, крылатых выражений. Выбор лексических тем должен проводиться с учетом особенностей речевых нарушений, реализации таких важных принципов специальной педагогики, как систематичность, сложность, доступность, принцип развития.
Раздел «Предложение» позволяет учащимся подробно анализировать и сравнивать слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, развивая умение определять границы предложения на письме. В то же время развиваются активные формы речи: способность самостоятельно составлять подробные и сжатые сообщения, отвечать, задавать вопросы и беседовать. При работе с деформированными предложениями формируются навыки построения последовательного высказывания.
Огромную роль в формировании способности строить связный рассказ принадлежит работе с текстом (раздел «Текст»). Учащиеся определяют тему высказывания, учатся отделять основное от вторичного, анализировать тип текста, выделяя характерные особенности повествования, описания, рассуждения. Разрабатываются различные методы обработки текстов: разделение текста по смыслу на отдельные части, определение смысловых опорных точек и составление плана. Следует отметить, что необходимо не только научить детей составлять план текста, но и показать, как использование плана помогает последовательно пересказывать. Работая с деформированными текстами, учитель-логопед предупреждает: искажение содержимого, пропуска основных частей, важных фактов, изменение событий; нарушение последовательности, повторное возвращение к тому же факту; отсутствие связи между фактами и событиями.
Календарно-тематическое планирование.
тема |
цели и задачи |
кол-во часов |
1 четверть (16 часов) |
||
Что такое слова. Из чего состоят слова |
Формировать умение отличать слово от слогов и звукосочетаний. |
2ч |
Слова-предметы |
Научить при помощи вопросов различать существительные одушевлённые и неодушевлённые. Обогащать словарный запас учащихся |
2ч |
Слова-действия. |
Познакомить учащихся с глаголами, вырабатывать навык дифференциации существительных и глаголов. |
2ч |
Односоставные нераспространённые предложения |
Формирование навыка составления предложений из одного слова и составления схем |
1ч |
Двусоставные нераспространённые предложения |
Формирование навыка составления предложений из двух слов и составления схем |
3ч |
Составление двусоставных распространённых предложений. |
Формирование навыка составления предложений из трех слов с прямым дополнением и составления схем |
2ч |
Составление двусоставных распространённых предложений. |
Формирование навыка составления предложений из четырех слов( подлежащее-сказуемое-прямое дополнение-косвенное дополнение. Бабушка даёт ленту внучке.) и составления схем |
2ч |
Составление двусоставных распространённых предложений. |
Формирование навыка составления предложений из четырех слов( подлежащее-сказуемое-обстоятельство места, образа действия, времени. В лесу растут грибы. Солнце светит ярко.) и составления схем |
2ч |
2 четверть (16 часов) |
||
Составление двусоставных распространённых предложений из 4-5 слов |
Формирование навыка составления предложений из четырех слов( подлежащее-сказуемое-прямое дополнение-обстоятельство образа действия, места, времени) и составления схем |
4ч |
Составление 2,3-х двусоставных предложений из 4-5 слов на заданную тему. ( «Зима» , «В парке», «Моя игрушка») |
Формирование навыка составления предложений из четырех слов( подлежащее-сказуемое-прямое дополнение-обстоятельство образа действия, места, времени) и составления схем |
2ч |
Слова-признаки. |
Познакомить учащихся с прилагательными. Выработать навык дифференциации существительных, глаголов и прилагательных |
2ч |
Формирование навыка согласования слов. Составление словосочетаний сущ.+прилагательное. |
Формирование навыка согласования слов, подбора прилагательного к существительному |
2ч |
Распространение предложений при помощи слов-признаков. |
Формирование навыка составления предложений с использованием прилагательных |
2ч |
Составление распространённых предложений из 5-6 слов. |
Формирование навыка составления предложений ( подлежащее-дополнение-обстоятельство). с использованием прилагательных |
3ч |
Путешествие в страну предложений |
Повторительно-обобщающее занятие. Обобщить знания о словах-признаках, их закрепить навык распространения предложений при помощи существительных, прилагательных. |
1ч |
3 четверть (20 часов) В 3 и 4 четверти данная программа предусматривает работу с текстом. Занятия построены с соблюдением принципов последовательности и увеличения сложности. Учащихся от составления предложений постепенно переходят к составлению рассказов. На первом этапе работы преобладает репродуктивный рассказ-это пересказ. Тексты подбираются в составлении с возрастом учащихся. Далее начинают отрабатываться более сложные формы: диалог (беседа, инсценирование), монологическая речь (составление рассказов по серии картин, по картине, по личным впечатлениям, на заданную тему без опоры на наглядность). |
||
Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. |
Формирование навыка пересказа текста с опорой на серию картин к нему |
3ч |
Пересказ с опорой на сюжетную картинку. |
Формирование навыка пересказа текста с опорой на сюжетную картину |
3ч |
Пересказ без опоры на картинки. ( Используются сказки, рассказы В.Осеевой, Н.Носова, М.Пришвина, Б. Чарушина и др.)
|
Формирование навыка пересказа текста на слух с предварительной беседой. |
3ч |
Развитие диалогической речи. Экскурсия в магазин. Ролевая игра |
Формирование навыка диалогической речи посредством ролевой игры. |
2ч |
Инсценировка сказки «Репка»
|
Формирование навыка диалогической речи посредством театрализации |
2ч |
Экскурсия в детский сад. Ролевая игра «Детский сад»
|
Формирование навыка диалогической речи посредством ролевой игры. |
2ч |
Инсценировка сказки «Колобок».
|
Формирование навыка диалогической речи посредством театрализации |
2ч |
5. Экскурсия в парк. Беседа об изменениях в природе, жизни животных, птиц.
|
Формирование навыка диалогической речи посредством беседы- формирование навыка развернутых ответов на вопросы |
3ч |
4 четверть ( 10 часов) |
||
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
Формирование навыка составления рассказа из трех-четырех распространенных предложений с опорой на серию картин |
3ч |
Составление рассказа по сюжетной картинке. |
Формирование навыка составления рассказа из трех-четырех распространенных предложений с опорой на картину |
3ч |
Составление рассказа на заданную тему без опоры на картинки |
Формирование навыка составления рассказа из четырех- пяти распространенных предложений без опоры на наглядность |
2ч |
1. Составление рассказа по личным впечатлениям без опоры на наглядность. ( По материалам экскурсий, походов).
|
Формирование навыка составления рассказа из четырех- пяти распространенных предложений без опоры на наглядность |
2ч |
Литература
1. Д.К. Гизатулина «Учите, играя» Санкт-Петербург, «Акцидент», 2010.
2. Р.И. Лалаева. Работа по развитию речи в коррекционных классах. М.; «Владос», 2010.
3. А.И.Максаков. «Логопедические игры» М.; «Просвещение», 2011. Т.А. 4. Гкаченко. «Если дошкольник плохо говорит». Санкт-Петербург, «Акцидент», 2011.
5. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. «Учитесь правильно говорить» М.; «Просвещение», 2010.
6. Р.И. Лалаева. Нарушения речи и система их коррекции у умственно-отсталых школьников.-М.; 2011.
7. Логопедия: /Под ред. Л.С.Волковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.- 6 Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной.- 3-е изд., доп.-М.: АРКТИ, 2009.-240 с.
8. Садовникова И.Н. нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие-М.: 2 Гуманит изд. Центр ВЛАДОС”80с.
9. А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда приобщеобразовательной школе. Москва, Когиго-центр, 2006г.