Проект «Развитие творческих способностей детей на занятиях хореографии»

0
0
Материал опубликован 12 December 2022





















Проект

«Развитие творческих способностей детей на занятиях хореографии»










Педагог дополнительного образования:

Вековшинина Милослава Андреевна



















п. Новый

2022

Актуальность проекта

Дошкольное детство - период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств личности. В возрасте 5 - 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно в дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

Танцам отводится особое место в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста, так как, будучи выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческой активности детей, а также доставляют им большое удовольствие и радость. По природе своей живой, физически активный характер танца имеет особую практическую ценность в наши дни, когда неподвижная и малоактивна деятельность стала занимать доминирующее положение в образе жизни детей. Использование творческого воображения детей и умение придумывать и выполнять то оригинальное позволяют превратить танцы в самую приятную физическую активность. Энергичные движения под музыку, способствуют развитию силы и гибкости, а также обеспечивают здоровье и нормальное развитие детского организма.

На основе анализа проведенной диагностики хореографических способностей по методике Э.П. Костиной, и проведя педагогические наблюдения, выяснилось, что у детей двигательные навыки недостаточно сформированы, дети замкнуты, двигательная активность слабая.

По результатам диагностики с высоким уровнем развития хореографических способностей 20% учащихся, с средним уровнем 30 % и с низким уровнем 50%.

Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительного проекта, который поможет в работе с детьми, для развития танцевально-творческих способностей.

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип - воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мнение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу способствуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное влияние на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

Систему музыкального воспитания с помощью ритмичных движений, то есть воспитания чувство ритма через движение, органически связан с музыкой, одним из первых разработал еще в начале века швейцарский музыкант и педагог Е. Жак-Далькроз. Активно пропагандировала единство музыки и движений, в синтезе должны стать средствами физического, эстетического, нравственного воспитания детей, известная американская танцовщица Айседора Дункан. Важнейшим в движениях Дункан считала искренность, непосредственность, грацию и непринужденность.

Важной социальной задачей, призванной решать все звенья образования - является воспитание культурной, духовно обогащенной личности, с активной жизненной позицией и творческим подходом к деятельности. Под творчеством понимается психический процесс создания новых ценностей.



Пояснительная записка

В данном проекте занятия разработаны по характеру и содержанию, рассчитаны на дошкольный возраст. Танцевальное направление занятий с малышами связано с высокой выразительностью и эмоциональностью данной формы движения, ее положительным влиянием на психическое самочувствие, совершенствование координации движений, формирование красивой походки.

Данный проект поможет сформировать у дошкольников навыки танцевальной техники, а также морально - волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Проект обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.

В основе проекта общее, гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие, а его содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания. А главное - это привлечение к движению под музыку всех детей - не только способных в музыкальном, ритмическом и двигательном отношении, но и детям не имеющих явных способностей, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах.

Отличительные особенности проекта:

1. Ориентация на совершенствование профессиональных педагогических умений в области хореографических и ритмопластических движений.

2. Использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений, а не отрывков, как это принято в музыкальном сопровождении упражнений.

3. Акцентирование внимания педагога на анализе психических и эмоциональных процессов, их благотворном изменении в психике детей, под воздействием музыкально - ритмических движений (а не на внешней стороне обучения).

В проекте представлена ​​система работы по развитию хореографических способностей детей, средствами хореографии, которая раскрывает один из видов дополнительного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Тема проекта: развитие творческих способностей детей на занятиях хореографии.

Цель проекта: Развить творческие способности детей с помощью музыкально-ритмических движений. Способствовать всестороннему развитию личности дошкольника; формирование творческого потенциала, артистических способностей на основе развития навыков музыкально - ритмических движений. Привить интерес дошкольникам в музыкально-ритмической деятельности.

Тип проекта: краткосрочный (сентябрь – ноябрь)

Вид проекта: развивающий

Этапы реализации проекта:

1. этап - подготовительный (сентябрь 202 года)

2. этап - основной (продуктивный, октябрь 2022)

3. этап - Заключительный (ноябрь 2022)

Участники проекта:

дети старшего и среднего дошкольного возраста,

воспитатель,

муз руководитель,

родители,

администрация дошкольного образовательного учреждения

Задачи проекта:

развивать танцевальное творчество;

способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности танцевальные движения);

учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера;

формировать музыкальные способности;

содействовать проявлению активности и самостоятельности

закреплять навыки музыкально-ритмических движений;

способствовать овладению основными элементами танца;

прививать ребенку чувство любви к своему телу;

развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений;

развивать мышечную силу, выносливость, скоростно - силовые и координационные способности;

воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества;

эмоционально раскрепостить ребенка.

































Содержание работы по проекту

Работу по музыкально-ритмичeской деятельности прoвoжу двaжды в неделю в рамках кружковой работы (допoлнительное образoвание). В кружок принимaются дети, которые проявляют личное желание углубленно заниматься этим видом деятельности. Приoритетными формами oрганизации детской дeятельности есть рaзные зaнятия (развивающие, игрoвые, сюжетнo -игровые, зaнятия - путешествия и др.), презeнтационные формы (кoнцерты, творческие oтчеты, прaздники, дни oткрытых дверей), творческие дoмашние задания.

Метoдологию рабoты сoставляют как традициoнные (метод покaза, иллюстрированной нaглядности, многократное пoвторение, концентричности) так и нeтрадиционные методы.

​​​​​​​Новизна проекта: Интeресен метод индивидуaльной импровизации, цeль которого oвладения ребенком прoстранства. Заслуга oбучения: свободно испoльзовать рaзличные положения тeла вовремя выпoлнения элементарных тaнцевальных движtний. В рамках этoго метода предлaгаю детям двигaться с определенным нaстроением, так чтобы не кaсаться друг другa, двигаться спинoй, боком и тoму подобное. Не мeнее интерeсным является мeтод контактной хoреографии, который стaвит целью oвладения рeбенком кoнтакта с пaртнером, фoрмирование дoверия и понятия взaимозависимости. При реализации этого метода, предлагаю детям двигаться по залу в свободном направлении, при этoм крeпко держаться за рyки (плечoм к плечу, пяткa к пятке и т.п.) или стaть спинoй друг к другу и двигaться так, чтобы мeжду спинами не былo прoмежутка, или oдин делает ворoтца, а другой прoлезает, потом мeняются местами и тoму подобное. С удoвольствием дети выпoлняют задания кoллективной импрoвизации, в состав котoрой входят тaкие игры как «Зeркало», «Диджей», «Дирижeр», «Волшебная стрaна», «Королевство настрoения»

На каждом занятии провожу работу по обучению и закрепления технических навыков выполнения определенных танцевальных движений. Это деятельность не всегда интересна детям, так как основана на многократном повторении, подражании, прямом показе. В то же время она необходима для накопления ребенком определенных технических навыков, которые в будущем лягут в основу ее импровизации. Во время репетиционной работы я не ставлю самоцель овладения навыками и умениями, так предоставила традиционным приемам характера проблемности.

Например, каждый ребенок имеет возможность испытать себя в качестве «солиста», предлагая всей группе повторить под музыку его движения. Дети по очереди показывают изобретенные ими движения, соответствующие характеру музыки, а все остальные усваивают их, повторяют. Каждый ребенок в такой ситуации становится более уверенным, активным, пытается предложить товарищам интересные движения, найденные им, выполнить их красиво. Накапливая подобным образом движения, дети имеют возможность их творчески применять, коллективно составлять танцы, импровизировать под музыку. Для того, чтобы дети лучше понимали эстетические критерии движений, в содержание задач включаю игровые. Для закрепления двигательных умений использую карточки с изображением сказочных героев (Незнайка, Буратино, Золушки и др.) Предлагаю детям придумать движения, которые мог бы выполнить указанный персонаж. Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, я совмещаю практические приемы, основанные на подражании, с проблемными задачами.

При подготовке и проведении занятий, широко использую средства ИКТ: осуществляю просмотр в записи выполненных упражнений и анализ ошибок; просмотр новых упражнений и техники их выполнения; провожу анализ сайтов по хореографии для детей дошкольного возраста и адаптирую полученную информацию для занятий.

Описание диагностики хореографических способностей

по методике Э.П. Костиной.

Обследование детей прослеживается на занятиях по хореографии. Во время занятий наблюдается выполнение танцевальных элементов, музыкально-ритмических упражнений, манера и характер исполнения движений, эмоциональное восприятие музыкального сопровождения и определяется уровень способности каждого ребенка.

Рекомендуемая методика предполагает общую систему оценки хореографических способностей по 3-балльной шкале.

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.

Высоким результатом хореографических способностей детей можно считать средний балл от 2,3 до 3.

Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.

Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

По результатам диагностики определяются дети, кому необходимы индивидуальные занятия по хореографии.

Мониторинг распределялся по оценочным таблицам. Результаты (высокий, средний, низкий) оценивались по показателям качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности:

Интерес и потребность к восприятию музыки и движений

Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений

Наличие творчества в исполнении выразительности фиксированных движений игр и плясок.





















Структура построения занятия

Структура занятий включает в себя три основные части:

Подготовительная

Организация группы, повышение внимания и эмоционального состояния;

умеренный разогрев организма

Строевые: упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки;

короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др.

Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимаются и уровнем их подготовки. На эту часть отводится приблизительно 10-15% общего времени занятия.

Основная

Развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций

Упражнения на силу, растягивание и расслабление; хореографические упражнения; элементы современного ритмического танца; танцевальные композиции; постановочная работа.

На данную часть занятия отводится, приблизительно, 75-85% общего времени. Разучивание и корректирование новых движений и происходит в начале основной части, в конце – отработка незнакомого материала.

Заключительная

Постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. Спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, выполнение которых доставляет детям радость

На эту часть отводится 5-10% общего времени. Проводится короткий анализ достигнутых на занятии успехов в исполнении движений, что создает у детей чувства удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться.





















Содержание реализации этапов проекта.

Подготовительный

1. Анализ методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.

2. Подбор музыкально-ритмических игр для старших дошкольников.

3. Составление МР3 фонотеки.

4. Подбор материалов для календарно-тематического планирования.

5. Подбор диагностического материала.

6. Подбор методического материала для занятий: комплексы движений для танцев - минуток, хореографических постановок, различных игр.

7. Составление группы детей для занятий по хореографии.

8. Разработка календарных планов по теме проекта.

9. Проведение диагностики

Основой (продуктивный)

1. Проведение системных занятий

2. Интеграция с другими областями

3. Подготовка культурно-досуговых мероприятий

4. Взаимодействие со специалистами: муз рук, воспитатели, родители, администрация.

Заключительный

1. Систематизация портфолио.

2. Творческий отчет по проекту.

3. Проведение диагностики.



























Заключение

Результатом работы по проекту является:

1. Сложившаяся элементарная компетентность в музыкально-ритмической деятельности.

2. Воспитанники обладают основами музыкальной культуры: интересом к музыке и музыкально-ритмической деятельности; способностью переживать музыкальные образы и понимать эмоциональное содержание произведений, элементарно оценивать их и выражать собственные суждения, желать познавать и осваивать музыкальный опыт человечества во всех его видах, проявляет избирательное отношение к отдельным видам музыкальной деятельности. Иметь потребность общаться по поводу музыки и средствами музыки.

3. Привитие детям эстетическое отношение (чувства красоты, гармонии, выразительности, грации, изящества и т.п.) к танцевальной деятельности, хореографических явлений и искусства в целом, к собственной хореографической деятельности и деятельности других людей во время активной практической деятельности исполнительства, творчества и восприятия хореографии, а через это - эмоционально-ценностное отношение к миру вообще.

4. Участие в культурно-досуговых мероприятиях дошкольного образовательного учреждения и выступления на мероприятиях социальных партнеров: МБУК «Парки культуры и отдыха города Краснодара» муниципального образования города Краснодара и «Козетский сельский дом культуры»

Мониторинг показывает, что, работая над проблемой «Развитие творческих способностей средствами музыкально- ритмической деятельности» результативность улучшилась. Дети стали гораздо более собранными, общительными, добрыми по отношению друг к другу. Педагоги и родители заметили, дети стали более активными, легко выполняют танцевальные композиции, фантазируют, придумывают элементарные танцевальные движения самостоятельно.

По результатам итоговой диагностики с высоким уровнем развития хореографических способностей 45% учащихся, с средним уровнем 25 % и с низким уровнем 30%.

Таким образом считаю цели проекта достигнуты.

























Список использованной литературы

1. Закон «Об образовании»

2. «Государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2015 – 2017»

3. Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

4. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи

5. Зарецкая Н. Танцы в детском саду. - М.: Коллективные танцы. +2006

6. Гусев Г. П. Методика преподавания танца. - М.: издательство Владос, 2004\

7. Роот С. Композиции танцев. - М.: издательство Айрис Пресс, в 2006

8. Бекина С. Музыка и движение. - М.: издательство Просвещение, 1984

9. Синицына Е. Праздники в детском саду. - М.: издательство Вече, в 2001

10. Т.Ломова «Музыка и движение» -М. : издательство Просвещение, 1984

11. А. Шевчук «Детская хореография» Киев «Школьный мир», 2008




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации