Проект по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредствам художественного конструирования
МБДОУ №27 г.Азова
ПРОЕКТ
по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредствам художественного конструирования
«Аппликашки»
Выполнила: Воспитатель МБДОУ №27
Лихих А.А.
г.Азов
2018 год
Паспорт проекта:
Тема: стимулирование творческих способностей детей посредствам развития мелкой моторики пальцев рук с помощью нетрадиционных методик художественного конструирования (аппликации).
Продолжительность проекта: долгосрочный (январь-май 2019 года).
Тип проекта: образовательный, практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, дети младшего дошкольного возраста, их родители.
Актуальность проекта:
Развития познавательных и творческих способностей детей, как утверждают педагоги, психологи (Л.С.Выготский, И.Ю.Гальперин, С.А.Амонашвили) давно стало одной из важнейших задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Дошкольное детство – это возрастной этап, который определяет дальнейшее развитие человека. В этот период процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий его мир. Ребёнок постоянно стремится к активному познанию действительности и, важно, не мешать ему, а сделать сам процесс познания ярким, насыщенным, разнообразным, эмоциональным, дабы замотивировать ребенка на проявление воображения, развития творчества, формирования конструктивного мышления. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
В области развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста основу составляют развитие сенсорных способностей, освоение действий с сенсорными эталонами, но не всем детям это даётся легко, что связано с уровнем развития их мелкой моторики, эмоционально-волевой сферой, личностными качествами и др.
Конструирование, один из любимейших дошкольников, вид деятельности, он помогает им познавать окружающий их мир, отображать его взаимосвязи и внутренние переплетения, основы создания того, в чем живет и находится сам человек.
Конструирование способствует всестороннему развитию детской личности: эстетическому, интеллектуальному, трудовому и физическому воспитанию. Одной из наиболее близких и естественных для ребенка техник изображения действительности, близкой к конструированию, является аппликация.
Аппликация (от латинского «applicatio» - накладывание) – это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала, наклеенных или нашитых на соответствующий фон. Аппликация играет важную роль в обучении и воспитании дошкольников. Особый интерес представляет освоение детьми нетрадиционной техники аппликации. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках это «кладовая» для развития творчества, воображения, фантазии. Процесс создания красивых аппликаций своими руками положительно скажется на развитии творческих способностей детей.
Данный проект раскрывает содержание работы с детьми по художественной аппликации: работе с бумагой в нетрадиционной форме в процессе конструирования. Необходимость создания данного проекта бала продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящены вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций.
Художественное конструирование, в частности аппликация, требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т. п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук.
Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности у детей формировались особые качества: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Методы сотрудничества, сотворчества являются основными в работе с детьми, помогают педагогу расположить ребенка и максимально раскрыть его творческий потенциал.
Цель проекта:
Развитие творческих способностей детей, используя нетрадиционные техники аппликации.
Задачи проекта:
Образовательные:
Сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности:
знакомить с различными техниками работы с бумагой;
обучать конкретным приёмам художественного творчества;
Развивающие:
1. Развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.
Воспитательные:
1. Содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих.
2. Приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства;
3. Воспитывать культуру общения и поведения в микро группе детского сада, нравственного, гуманного отношения друг к другу.
Участники проекта:
Дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Организация взаимодействия с детьми осуществляется через:
занятия по художественному конструированию;
индивидуальную работу;
выставки детских работ.
Основными условиями реализации проекта являются:
создание обстановки эмоционального благополучия;
творческий подход к содержанию обучающих занятий;
вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений);
Методы реализации проекта:
1.Подбор методической литературы по теме проекта.
2. Подбор игр и пособий по развитию творческих способностей детей.
3.Подбор методической литературы по использованию аппликации в художественном конструировании.
Реализация проекта:
I.ЭТАП.
Подготовительный:
Выбор темы проекта, изучение методической литературы, информации в интернет-источниках по реализации подобных проектов.
Анализ многообразия нетрадиционных техник аппликации.
Разработать перспективный план занятий по теме проекта.
II. Практический:
Цель: Реализация мероприятий проекта.
Тематическое планирование работы с детьми
второй младшей группы.
Мероприятия |
Срок |
Цель |
Дидактическая игра: «Учимся, играя!» (повторение изученного) НОД: «Разноцветная лесенка» (аппликация)
Игровое упражнение «Пирамидка» Дид.игра: «Чудесный мешочек»
НОД: «Дорожки узкие и длинные» Беседа: «Какие геометрические формы встречаются вокруг нас». |
Январь |
Дать представление о строительном материале: кубик, кирпичик, пластина, призма. Развивать наглядно-действенное мышление. Познакомить с лего-конструктором. Закреплять знания цвета и формы. Учить детей строить горку с двумя лесенками из цветной бумаги. Помочь овладевать элементарными аппликации навыками: приставлять, надставлять, клеить, собирать картинку по образцу воспитателя. Учить строить простейшие постройки. Учить детей называть знакомые геометрические фигуры, различать по цвету, по форме, по размеру. Развивать умение находить и на ощупь определять фигуру, называть ее. Учить детей компоновать полоски из бумаги, варьируя их длину, располагать на листе, соизмерять с объектами транспорта. Дать детям представление о том, что мебель, игрушки, окружающие нас, представляют собой множество геометрических форм. |
Дидактическая игра «Накладываем детали» НОД :«Мебель в нашей группе» (аппликация). НОД: 1)«Ворота – широкие и узкие». 2) «Ворота - низкие и высокие». Творческая мастерская «Украшение для группы» Дидактическая игра «Найди фигуру» Конструирование по замыслу. |
Февраль |
Учить детей выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Рассмотреть с детьми кукольную мебель, выделить в предметах «общее» и «различное». Формировать порядок обследования образца (стол: сначала ножки, потом крышка). Развивать речь детей (словарь: над, под, внизу). Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец для аппликации. Закрепить названия деталей строительного материала; соотносить размеры построек с размерами игрушек. Формировать пространственные представления. Развивать поисковую деятельность. Учить детей склеивать колечки из готовых полосок. Предложить отыскать похожие детали, а также найти эти детали на карточке. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать общее описание. |
Дидактическое упражнение «Бумажные мячики» Игровое упражнение «Ветерок». Творческая мастерская.
«Ветка рябины». Игровое задание «Деревья» |
Март |
Познакомить детей со свойствами бумаги, учить мять салфетки двумя руками и катать из них шарики-мячики; развивать мелкую моторику, интерес к игре с бумагой. Воспитатель предлагает детям поиграть с мячиками. Их можно подбрасывать, катать и даже дуть на них. Учить придавать заготовкам определенную форму, развивать мелкую моторику рук. Учить строить деревья из конструктора по образцу. Учить анализировать образец. Развивать творческие способности детей посредством работы с бумагой. Закрепить технику- сминать салфетку в комочек, наклеивать на шаблон в определенной последовательности. Учить детей понимать суть задания, правильно называть геометрические фигуры. |
Дидактическая игра «Составление геометрических фигур» НОД: 1) «Мост для пешеходов». 2)«Мост для автомобилей». Занимательная игра «Куриное семейство».
Сюжетно-ролевая игра: «Строим дом». Дидактическая игра «Геометрическое домино». Сюжетно-ролевая игра «Космонавты». |
Апрель |
Упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом. Материал: счётные палочки. Научить детей строить мосты несложной конструкции. Дать представление об их назначении, о том, что мосты бывают для пешеходов, автомобилей. Научить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, цвету, форме. Учить работать по схеме. Учить сопоставлять сюжетную картинку с карточкой на которой изображены геометрические фигуры, предложить детям отыскать в ней те фигуры, которые надо вырезать и приклеить к изображению курицы, петуха, цыплят. Познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей. Предложить детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросить, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны. Учить различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый) по предложению взрослого отбирать фигуры определенного цвета. Познакомить с работой космонавтов, дать детям элементарные представления о ракете, их значении, строении. Учить строить по образцу ракету. Учить детей различать и называть геометрические фигуры, активизировать словарь. |
НОД (аппликация): 1) «Грузовая машина», 2) «Фургон» Дидактическая игра: «Подбери по форме». Развивающая игра «Конструируем из палочек». |
Май |
Научить конструировать грузовой автомобиль, фургон. Анализировать образец, преобразовывать постройку (удлинять, применяя длинные пластины). Дать представление о цилиндре и его свойствах. Учить детей работать по схеме, используя карточку как образец. Учить детей выделять предметы определенной формы, называть их. Развивать внимание, наблюдательность. Продолжать учить детей работать с природным материалом. Развивать воображение, фантазию. |
Творческая мастерская «Веселые человечки». Обобщающее занятие
|
|
Учить детей классифицировать палочки по длине, узнавать по контуру предметы, закреплять названия знакомых геометрических фигур. Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества детей друг с другом. Развивать творческое воображение, фантазию. |