Статья «Развитие творческих способностей детей в хореографии»

5
0
Материал опубликован 19 March 2020

МБУДО «Центр детского творчества «Приокский»




Статья

«Развитие творческих способностей детей в хореографии»


                                                                                                          



Автор:

                                                                          

                                      Шепелевич  А.Н.– педагог дополнительного образования


                                                                     Срок  реализации – в  течение  обучения

                                                                          Возраст  учащихся  -    с  6-12 лет






г. Рязань

2020 г.



Развитие  творческих  способностей

         Деятельность,  которая  рождает  новые  идеи, мышления, воплощаемые  в  конкретный  результат - это  и  есть  творчество.  Чувствовать,  понимать  прекрасное  и  творить - это  свойства  человека.  Для  того  чтобы  выявить  и  развить  творческие  способности   ребёнка  необходимо  создать  благоприятные  условия,  техническую  базу  и  подготовить  его  психологически  к  новой  информации  и  практическим  занятиям.    В  начале  пути  нужно  выявить  способности  ребёнка,  а  потом  проявлять  их    в  труде,  формировать  и  развивать    на  начальном  этапе  обучения  через  игру.

        Творческие  игры  -  увлекают  и  этим  углубляют  интерес  ребёнка.  Творческий  процесс  направлен  на  создание  той  или  иной  игровой  ситуации,  в  которой  ребёнок  учится  думать,  мыслить,  воображать,  развивать  смелость,  уверенность,  активность  и  самостоятельность.    Например,    игра  «Платок  по  кругу»  -  обучающийся  получив  платок  должен  сиюминутно  придумать  образ  вообразив  себя  кем-то,  уверенно  и  активно  протанцевать  этот  образ  и  передать  платок  следующему  участнику.

        Есть  много  факторов, которые  способствуют  развитию  ребёнка  и  педагог-хореограф    должен    учитывать  -   его  интересы,  личностные  качества,  уже  приобретённые  навыки,    поведение.  И  поэтому  педагог  самый  активный  и  главный   пример   для    обучающихся  на  занятиях.  Поощряя  инициативу,  руководя  игрой  и  привлекая  всех  желающих  - он   легко  снимает  у  детей  напряжение   и  способствует  проявлению  интереса  и  активности.

       Результат  там  -  где  удовольствие!  Между  детьми  и  педагогом  должна  быть  благоприятная  атмосфера  -  уважение,  доверие,  сопереживание  и  взаимопонимание.  Заканчивать  игру    нужно  как  только  промелькнул  первый  признак  потери  интереса,  обещая     что  в  другой  раз  будет  ещё  интересней.

Этим  мы  посеем  перспективу  на  дальнейший  интерес ….

         Методы  развития  творческих  способностей  у  учащихся:

-метод  сравнения

-метод  образного  видения

- метод  придумывания

- метод  вживания

- метод    взаимообучения

- метод    наблюдения

- метод подражания

         Творческий  подход  педагога  должен проявляться  в  создании  новых  процессов  обучения.  Индивидуальный  подход – как бы  взаимообмен – дети  учатся  танцевать,  а  педагог  обогащает  свои  знания  по  педагогики.

Метод  здорового  соперничества  или  конкуренции – кто  лучше  исполнит  движение,  комбинацию,  этюд.

Работа  в  коллективе  побуждает  ребёнка  к  новому  творчеству,  новым  знаниям  и  занятиям.

Творчество  способствует  развитию  мышления, памяти,  обогащает  его  индивидуальный  жизненный  опыт.

Создание  ситуации  успеха  -  на  занятиях  обеспечивает  психологический  комфорт,  творческую  удовлетворенность,  атмосферу  доброжелательности.

Необходимо  применение  системы  мониторинга,  которая  строится  на  диагностике  таких  показателей:  выразительность  движений,  творческое  воображение,  чувство  ритма,  координация  (таблица  диагностических  исследований);  музыкальность,   пластичность,  усвоение  материала ( карта  диагностики  уровня  физического  развития).  К  каждому  показателю  разработаны  параметры  и  критерии  оценки  -  высокий,  средний,  низкий.

А  основными  методами  диагностики  являются:  наблюдение,  собеседование,  контрольные  задания,  открытые  уроки,  переводная  аттестация.

На  занятиях  педагог  мотивирует  детей  на  позитив,  ориентирует  на  взаимодействия,  побуждает  к  творческому  отношению  при  выполнении  задания

На  занятиях  педагог-хореограф  постоянно  работает  над  развитием  творческих  способностей  учащихся,  что  помогает  в  реализации  индивидуальных  способностей.

Каким  образом  педагог-хореограф  раскрывает    творческую  активность  учащихся.

Музыкально – игровое  творчество:

-  передача  образов

-  изменение  образа  со  сменой  характера  музыки

-  игры  с  развернутым  действием

-  импровизация  музыкально-игрового  образа

Танцевальное  творчество:

-  пляски  по  показу  педагогу

-  пляски  с  зафиксированными  движениями

-  переплясы

-  придумывание  танцевальной  композиции

Танцевальная  импровизация

-  самостоятельное  сочинение  и  проведение  разминки

-  сочинение  этюдов  на  заданную  тему

-  сочинение  этюда  на  основе  выученного  материала

-  игры  по  актерскому  мастерству

Все  эти  пункты  дают  воспитанникам  знания,  умения,  исполнение.  А  это в  свою  очередь  развивает:

-  творческую  созидательную  деятельность

-  образное  мышление

-  художественное  воображение

-  эмоциональное  восприятие

-  развитие  зрительной  и  мышечной  памяти

-  музыкальность  исполнения

        Развитие  творческой  деятельности  на  практике  -  это  возможность научить  умению  слушать  и  слышать  друг  друга,  поэтому  главным   принципом  обучения  является  принцип  от  простого  к  сложному,  т.е.  постепенное  развитие  творческих  способностей.  Также  одним  из  направлений  этой  работы  является  самостоятельное  индивидуальное  выполнение  творческих  заданий.  Воодушевлённые  музыкой,  каждый  ребёнок  выражает  свои  чувства  по – своему,  варьируя  своим  характером  и   настроением.   Запомнив  технику   исполнения  ребёнок  с  удовольствием  танцует  и  делится  знаниями  с  другими  детьми,  помогая  усвоить  танцевальный  материал,  что  больше  развивает  его  способности.  Так  как  дети  танцуют    под  музыку -   это  развивает  их  музыкальный  слух  и  ритм.

         Знакомясь  с  рисунками   танца,  учится  владеть    своим  пространством,  а  также  выражать    ритмические  акценты.

         Всё  это  в  совокупности  и  развивает  творческие  способности  учащихся.

А  старание,  ответственность,  трудолюбие  -  вот  главные  ключи  развития  творческих  способностей.

Список  литературы

1. Михайлова М.А, Горбина  Е.В. «Поём, играем  и  танцуем»  Ярославль

                                                              «Академия  развития», 1997

2. Новлянская З. «Трансформация  детской  игры  в художественное  творчество» Искусство  в  школе №2 М. 1994

3. Выготский Л.С. «Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте» М. 1991

4. Линькова Н.П., Шумилин  Е.А. «Способности  ваших  детей» М. 1969

5. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите  детей  танцевать» М.»Владос» 2003

6. Чудновский В.Э.  «Воспитание  способностей  и  формирование  личности» М. «Знание» 1986

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации