Статья «Развитие одаренных детей посредством проектной деятельности»
Терских С.Н., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Опытненская СОШ»
Развитие одаренных детей посредством проектной деятельности
Аннотация: в статье рассказывается о применении одной из эффективных образовательных технологий – проектной в целях выявления, развития одаренных детей в сельской общеобразовательной школе.
Ключевые слова: одаренность, способности, креативность, самопрезентация, успешность, проект, исследование.
Чтобы реализовать свои способности в полной силе, ребенку мало желания, необходима поддержка и реализация идей со стороны семьи и школы.
Попробуем подробнее остановиться на термине «одаренность». Неспециалист приведет синоним «талантливость». Психолог же посчитает одаренным исключительно успешного обучающегося, который с интересом выполняет разнообразные виды деятельности. Согласно концепции Дж. Рензулли одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (выше среднего уровня); креативности; настойчивости (мотивации) [3, 21].
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Также в его работах отмечалось, что одаренные дети обладают исключительной успешностью обучения, с одной стороны эта черта помогает им быстрее переработать информацию, с опережением, с другой стороны учиться им не всегда интересно, особенно когда речь идет о занятиях с рутинным постижением нового материала.
Для того, чтобы выявить и поддержать одаренных ребят в нашем учебном заведении прикладываются немалые усилия: проводится ежегодная НПК «Ломоносовские чтения», разрабатываются ИОМ, ребята пробуют свои силы в олимпиадах, творческих конкурсах по различным направлениям, посещают различные формы внеурочной деятельности.
Остановимся подробнее на проектной деятельности (технология проблемного обучения) обучающихся, которая берет начало с начальной ступени обучения и успешно реализуется, к примеру, в виде защиты проектной работы в 9 классе. Если образовательные задачи пересекаются с практической целью, то и обучение намного эффективно, нежели облачено в теоретическую плоскость.
В 2017-2018 учебном году было разработано и принято Положение о защите проектных работ. Также нами была разработана программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность», рассчитанной на 34 ч. в год.
Каждая индивидуальная проектная работа требует самостоятельной деятельности по предмету, ориентирована на изучение определенной темы, интеграции тем, ориентирует на поиск темы, методов, объекта, предмета, цели, задач исполнителя проекта под руководством педагога – консультанта. Подобный вид работы несомненно ориентирован на развитие ключевых УУД, причем ребята сами выбирают тему, намечают пути ее раскрытия. Необходимо сразу обговорить и вид конечного продукта: печатная продукция (брошюра, газета), мультимедиа (видео, сайт, презентация, слайд-шоу), конструкции, дизайны, постановки, выступление на НПК и т.п.
Отметим тот факт, что самым трудным моментом для ребят оказывается выбор темы, интересной, необычной, а не просто по принципу «мне такая досталась». На ее выбор может затрачено около нескольких недель, особую сложность также представляют общеметодологические понятия, следование единым требованиям к оформлению работы. Несомненно, одним из первых шагов будет и ознакомление со школьным положением о проектной деятельности.
Классному руководителю, учителю-предметнику, родителям также необходимо контролировать график выполнения основных этапов работ, т.к. для одаренных детей зачастую представляет сложность структурирования временных рамок проекта, особенно для ребят с творческой одаренностью.
На протяжении двух лет в ходе подготовки и разработки проекта выяснилось, что не каждый одаренный ребенок уверенно владеет навыками поиска информации, составления презентаций, самопрезентации, поэтому в целях успешной защиты помимо педагога- консультанта требуется помощь школьного психолога, учителя информатики. Положительным моментом в преодолении страхов защиты также послужит просмотр с последующим разбором эффективных стратегий и тактик оратора, видеолекций по ораторскому мастерству (от античных риторик до современных техник М. Литвака, Р. Гандапаса).
Зачастую работа над проектом продолжается и углубляется в выступлениях на НПК, публикации статей, так, например, в прошлом учебном году работа обучающейся 9 класса Виталины К. «Воздействие литературы – фэнтези на личность читателя- подростка» была отмечена дипломом II степени конкурса для молодых исследователей «Старт в науке» РАН (г. Москва), ранее основные положения исследования успешно докладывались на научных мероприятиях различных уровней: школьных, муниципальных, региональных, и публиковались в сборниках ФГБОУ ВПО «ХГУ им. НФ. Катанова». Обучающийся 10 класса Александр А. решил реализовать основные моменты проекта 9 класса в модернизации школьного сайта, сегодня сайт – визитная карточка школы. (Режим доступа: http://zelenoe-school.ust-abakan.org/). Лада Г., защитив свой проект, решила связать свою судьбу с музыкой, успешно выдержав вступительные испытания в музыкальный колледж г. Абакана.
Таким образом, проектная деятельность в школе, защита итоговых проектов не только развивает личность, учебные действия одаренного ребенка, но и является своеобразным «мостиком» во взрослую жизнь.
Список литературы
Внедрение технологии учебных проектов в образовательный процесс на новом этапе развития Интернет-технологий: учебно-методическое пособие/В.Н. Борздун и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 178с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. -2-е изд. – М., 1977. – 105 с.
Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice: учебное пособие. – 3-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. – 230 с.