Методическая разработка «Развитие творческих способностей у педагогов ДОУ»
Развитие творческих способностей у педагогов ДОУ.
Лукьянова Н.А., педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад «Театр на Звезде» г.Перми
Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способны принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
В работе над развитием творческого мышления очень важна роль взрослого. Дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому взрослый должен сам уметь принимать нестандартные решения, творчески мыслить. Также необходимо, чтобы взрослый был доброжелателен, и терпим к ответам ребенка, умел принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.
Изучение творческих способностей педагогов показывает, что творческий потенциал у многих педагогов совсем невысок.
Исходя из этого, встает вопрос о формировании творческих способностей у педагогов, развить гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность.
Гибкость ума, которая включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.
Систематичность и последовательность позволяют педагогам управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решение до конца не продумывается. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он нерешителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд абсурдная, идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.
Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.
Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение.
Занятие «Развитие творческих способностей»
Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит, воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Как сохранить способность фантазировать, а, еще лучше, развить? Для этой цели мы познакомимся с целым рядом специальных методов и упражнений и проиграем.
-Упражнение «Символика» (используется как тренинговый прием для лучшего самосознания своей личности на основе воображения)
«Сейчас каждый придумывает себе и изображает три символических атрибута, отражающих, по вашему мнению, самое главное в его личности. Атрибуты: псевдоним, именной знак и девиз. Именной знак нужно нарисовать на листке бумаги. Он должен быть достаточно прост и символичен. Здесь же напишите псевдоним и девиз.
Анализ: попробуйте объяснить, что вы зашифровали в своей символике и почему?».
- Игра «Королевство сказок».
« Каждый из вас пишет на бумажке любимого сказочного героя. Открываем листочки и начинаем сочинять свою историю. Все выбранные герои живут в одном королевстве. Кто-то работает поваром, кто-то милиционером, кто продавцом и т.д. Вы должны начать взаимодействовать в воображаемых событиях и ролях в этом королевстве. Но в своих действиях вы должны придерживаться сказочного характера героя. Т.е. Буратино должен быть шалуном, Красная Шапочка – доверчивой, Золушка – заботливой и доброй. Например: урок в сказочной школе; жители королевства на базаре; один из героев именинник и ему устраивают день рождения и т.д.
Анализ: все ли смогли передать характер героев?».
- упражнение «Бином»
«Каждому из вас необходимо придумать и написать на листке два столбика из четырех слов каждый. Можно написать названия любых предметов и явлений, имена людей и животных.
Теперь следующий этап. для каждой из четырех пар слов (по одному из каждого столбика) необходимо придумать связывающие их ассоциации, чем больше, тем лучше.
Например, если придуманы слова «кошка» и «лампочка», то ассоциации могут быть такими:
-кошка греется под лампочкой;
-у кошки усы, как спираль у лампочки;
-кошка круглая и теплая, как лампочка и т.д.
Анализ: легко ли было придумывать ассоциации?
- Упражнение «Три краски»
«Возьмите три краски, наиболее подходящие друг другу, и заполните ими весь лист.
Анализ: На что похож рисунок? Теперь придумайте как можно больше названий к рисунку».
- Упражнение « Велосипедный мастер»
Один мастер изобрел велосипед на четырех колесах. Мастеру сказали, что его машина не бог весь что, но похвалили.
Одобренный похвалой, он придумал немного и изобрел велосипед на трех колесах. Ему намекнули, что и такой велосипед уже есть. Упрямый мастер изобрел велосипед на двух колесах. Его повели на улицу и показали велосипед, на котором ездит половина человечества. Надо ли тратить время и силы на то, что уже изобрели?
Тогда мастер, поломав голову, изобрел…
Анализ: чье «изобретение» вам показалось самым интересным и полезным?»
- Упражнение «Хоровые ансамбли»
« Необходимо спеть куплет популярной песни, изображая манеру исполнения:
ансамбля русской песни и пляски;
ансамбля очень серьезных людей;
ансамбля африканского племени «Лумбу-Мумбу»;
хорового ансамбля, возле которого летает стайка ос.
Анализ: у кого это упражнение вызвало некоторое затруднение?»
-Упражнение «Что было бы, если»
« Каждый наугад достает по одной карточке из каждого конверта. Например, если выбраны карточки со словами «город», «летать», то задается вопрос: «Что было бы, если бы город начал летать?
Анализ: легко ли было продолжить предложение?»
- Упражнение «Странные вопросы – странные ответы».
« Сейчас поиграем в игру «Странные вопросы – странные ответы». Каждый получает карточку с необычными вопросами, а вы попытайтесь придумать к ним такие же странные ответы и обосновать, почему выбрали этот вопрос.
- Чем бы ты предпочел быть: идущей рукой, поющей ногой или бегущей головой?
- Какой цвет вкуснее: красный или зеленый?
Ученым, который покончил с голодом на всей Земле; Ученым, придумавшим новый язык, на котором может говорить каждый человек в мире?
- Как бы ты хотел провести целый день: с Путиным, Пугачевой или Басковым?
- Тебе надо выбрать возраст, в котором ты проживешь всю оставшуюся жизнь. Какой возраст ты выберешь?
- Каков вкус денег?
- Как звучит солнечный свет? А как звучит лунный свет?
- Кем бы ты предпочел быть: полосками зебры, бородавками жабы или рогом носорога?
- Как тебя никому нельзя называть: глупым, безобразным или нечестным?
- Согласишься ли ты прожить на 10 лет меньше, если за это ты станешь необычно красивым и привлекательным?
- Хочешь ли ты съесть таблетку, которая даст тебе возможность дожить до 250 лет?
- Если бы ты смог изменить свой коллектив, ты сделал бы всех умнее и красивее или нежнее и заботливее?
- Как бы ты хотел пройти по жизни: как Т, как Н или как В?»
- Упражнение «Что означает интонация»
«Каждый из вас прочитает одну и ту же знакомую сказку по очереди, но со своей интонацией, пытаясь придать иную эмоциональную окраску тексту.
( «по-доброму», «грустно», «безразлично» и т.д.)
Анализ: все ли смогли передать эмоциональную окраску тексту?»
- Упражнение «Танец»
«Сейчас предлагается потанцевать. Причем каждый танцует «что хочет». Вы должны выразить в танце какой-либо образ. (Темы для подсказки: станцуй «бабочку», «кошку», «дерево», «цветок», «чайник», «утюг», «конфету», «тесто», «молоток».
Теперь в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства: «радость», «страх», «горе», «каприз», «счастье» и т.д. (включается музыка для задания: любую танцевальную, вальсовую, плясовую)
Анализ: что легче передать в танце: образ или чувство?».
- Упражнение «Круги на воде»
«Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги и чем дальше, тем они больше. Так и слово, которое мы слышим, может вызвать разные сравнения, воспоминания, образы. Называйте ассоциации с данным словом, попробуйте объяснить их связь с заданными словами: лимон, часы, варенье, радуга, осень, ель, лето, торт, радуга и т.д
Анализ: почему к некоторым словам сложнее было назвать ассоциации?»
-Упражнение «Описание предметов»
«Вы получаете две-три карточки к игре, при этом должны, не произнося название и не помогая себе мимикой и жестами, подробно описать предмет, изображенный на картинке
Анализ: у кого были сложности при описании предметов? Почему?».
- Упражнение «Винегрет»
« 1 вариант.
Каждый получает конверт с игровым набором. Попробуйте составить сообщение о нелепых, сенсационных или забавных событиях, используя все фразы, которые вы найдете в конверте. Например: срочное объявление, в Москву прибыли с официальным визитом, пес и кот, прекрасный отдых, в Заполярье, под сенью каштанов, организовали, братья наши меньшие.
2 вариант.
Каждый, путем называния номера страницы и строки, подбирает несколько слов из орфографического словаря, используя их, сочиняет короткий рассказ
Анализ: Какое сообщение вам больше понравилось? Почему?».
- Игра «Исследовательские вопросы»
«Давайте выберем водящего. Водящий задумывает какой-нибудь предмет, а мы будем задавать ему вопросы, чтобы узнать, что он задумал. Водящий может отвечать на вопросы только словами «да» и «нет
Анализ: были трудности в составлении вопросов?».
- Игра «Что было бы, если»
«Каждый наугад достает по одной карточке из каждого предмета, где написаны существительные и глаголы, и отвечает на вопрос. Например, если выбраны карточки со словами «город», «летать», то задается вопрос: «Что было бы, если бы город начал летать?
Анализ: легко ли было отвечать на вопросы?»
-Игра «Шкатулка со сказками»
«Сейчас мы вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка. Каждый поочередно достает из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку. Например: мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.
Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…
Анализ: понравилась ли вам сочинять сказку?»
-Игра «Сказочный город»
«Представьте, что вы попали в сказочный город. Расскажите о нем
Анализ: почему у вас оказался такой город?».
- Игра «Превращение»
« 1 вариант.
Представьте, что каждый из вас на сутки превратился в какое-нибудь домашнее животное, и составьте об этом рассказ под названием «День и ночь моей необычной жизни.
2 вариант.
Представьте, что каждый из вас превратился в какой-нибудь предмет домашнего обихода, и составьте об этом рассказ
Анализ: что для вас было интереснее изображать: животное или домашний обиход?».
-Игра «Телевидение»
«Предлагается каждому подготовить и разыграть фрагмент одной из популярных телевизионных передач («Спокойной ночи, малыши!», «Ералаш», «Вести», «В мире животных» и т.д.)
Анализ: какая передача вам больше понравилась?
- Игра «Разыгрываем стихи»
«Каждый в течение 10-15 мин. подготовит и покажет мини-спектакль, используя в качестве сценария короткий стихотворный текст (отрывок стихотворного произведения).
Анализ: легко ли разыгрывать стихи?»
- Упражнение «Преобразование предметов и слов»
«Попробуем переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например: как столб превратить в нору. Сперва можно сделать полым внутри, затем распилить на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю. Сколько способов вы сможете придумать?
Нора – столб; дверь – велосипед; клумба – батарея отопления; бутылка – дом; дерево – ботинок
Анализ: легко ли было переделывать один предмет в другой?».
Итог: анализ занятия, психогимнастическое упражнение «Подари соседу невербальный подарок».
Литература:
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е.Чего на свете не бывает? М.,Знание.1994
«Воображение и творчество в детском возрасте», Л.С. Выготский, 1991 г
«Развиваем творческие способности у детей 5-9 лет», М.В. Межиева, 2002 г.
«Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М.Д. Маханева, 2009 г.
Павленко Венера